Лекция 3. Ощущение и восприятие
Литература
Понятие об ощущениях и восприятии
Понятие об ощущениях
Понятие о восприятии
Различия между ощущениями и восприятиями
Резюме
Резюме (продолжение)
Теоретические основы ощущений
Виды рецепторов
Физиологические механизмы ощущений и восприятия
Виды ощущений
Классификация восприятий
Свойства и закономерности ощущений и восприятия
Общие закономерности ощущений
Закон Вебера-Фехнера
Основные свойства и закономерности восприятия
Графические примеры
Рис. 2. Лестница Шрёдера
Примеры пиктографической двусмысленности
Рис. 3. Смена перцептивных гипотез
182.00K
Категория: ПсихологияПсихология

Ощущение и восприятие. Лекция 3

1. Лекция 3. Ощущение и восприятие

План
• Понятие об ощущениях и восприятии.
• Физиологические механизмы ощущений и восприятия.
Классификация видов ощущений и
восприятия.
Свойства ощущений и восприятия.
Основные закономерности ощущений и
восприятия.

2. Литература


.
Леонтьев А.Н. О механизмах чувственного
восприятия / Общая психология: хрестоматия.
Сост. Бровина, Сергеева. – М.: МПСИ, 2008. –
С. 42 - 53.
Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. Том I.
Введение в психологию: Учебник для
бакалавров / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт,
2016.
Психология: Учебник для педагогических вузов
/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М., 2005.

3. Понятие об ощущениях и восприятии

• В процессе человеческой деятельности происходит
познание окружающего мира, т.е. его отражение.
• Простейший, но очень важный познавательный
психический процесс – ощущение.
• Ощущение – это психический познавательный процесс,
состоящий в отражении отдельных свойств предметов и
явлений окружающего мира, воздействующих в данный
момент на соответствующие рецепторы.
• Рецепторы – это чувствительные нервные образования,
которые воспринимают воздействия внешней или
внутренней среды и кодируют его в виде набора
электрических сигналов.

4. Понятие об ощущениях

• Ощущения – начальный источник всех наших знаний об
окружающем мире.
• Способность к ощущениям имеется у всех живых
существ, обладающих нервной системой.
• Но глаз и ухо человека различают в вещах значительно
больше, чем глаз орла или ухо собаки, так как ощущения
человека обогащаются его мышлением.
• Вся длительная история развития человека – это и история
развития человеческих ощущений.

5. Понятие о восприятии

• Восприятие – это отражение в сознании человека
предметов и явлений объективного мира целостно при их
непосредственном воздействии в данный момент на
органы чувств.
• Восприятие – всегда совокупность ощущений, а
ощущение – составная часть восприятия.
• Однако восприятие – не простая сумма ощущений,
получаемых от того или иного предмета, а качественно и
количественно новая ступень чувственного познания.
• Восприятие человека невозможно без деятельности
памяти и мышления.

6. Различия между ощущениями и восприятиями

• Внешние явления, воздействуя на наши
органы чувств, вызывают субъективный
эффект в виде ощущений без встречной
активности субъекта по отношению к
воспринимаемому воздействию.
• Способность ощущать дана нам и всем
живым существам, обладающим нервной
системой, с рождения.

7.

• Способностью же воспринимать мир в
виде образов наделены только человек и
высшие животные.
• Ощущения находятся в нас самих,
воспринимаемые же свойства предметов, их
образы локализованы в пространстве.
• Этот процесс, характерный для восприятия
в его отличии от ощущений, называется
объективацией.

8.

• Итогом возникновения ощущения является
некоторое чувство (например, ощущения
яркости, громкости, соленого, высоты звука,
равновесия и т.п.).
• В результате восприятия складывается образ,
включающий комплекс различных
взаимосвязанных ощущений, приписываемых
человеческим сознанием предмету, явлению,
процессу.

9.

• Для того чтобы некоторый предмет был воспринят,
необходимо совершить в отношении его какую-либо
встречную активность, направленную на его
исследование, построение и уточнение образа.
• Для появления ощущения этого, как правило, не
требуется.
• Таким образом, восприятие – не пассивное отражение,
важная составная часть деятельности восприятия –
движения: движения глаза, рассматривающего предметы,
движения руки, ощупывающей предмет или
манипулирующий с ним и т.д.

10. Резюме

• Итак, ощущения и восприятия хотя и связаны
между собой, но представляют различные
психические познавательные процессы.
• Ощущения и возникающие на их основе
восприятия составляют чувственную основу
познания. Это ступень чувственного отражения
действительности, когда знания о мире
непосредственно связаны с воздействием
предметов на органы чувств.

11. Резюме (продолжение)

• Ощущения являются источником наших
знаний о внешнем мире.
• Они являются основными каналами, по
которым информация о явлениях внешнего
мира доходит до мозга, давая человеку
возможность ориентироваться в
окружающем.

12.

• Философы-идеалисты отвергали положение о том, что
ощущения человека связывают его с внешним миром, и
доказывали обратное.
• По их мнению, ощущения отделяют человека от внешнего
мира. Они сформулировали теорию «специфической
энергии органов чувств» (закон, согласно которому
органы чувств не отражают воздействия внешнего мира, а
лишь получают извне толчки, возбуждающие их
собственную энергию).
• В итоге делался вывод, что человек отражает не
воздействия внешнего мира, а лишь свои
субъективные состояния.

13. Теоретические основы ощущений

• В психологии конца XIX – начала XX в.
сложилось представление, согласно
которому орган чувств (рецептор) пассивно
отвечает на воздействующие раздражители.
• Эта концепция называлась рецепторной
теорией ощущений, и, согласно ей,
ощущение – пассивный процесс.

14.

• В настоящее время рецепторная теория
ощущений признана несостоятельной.
• Ощущения рассматриваются как активный
процесс.
• Это представление лежит в основе
рефлекторной теории ощущений.

15.

• В процессе длительного исторического
развития сформировались особые
воспринимающие органы (органы чувств
или рецепторы), которые
специализировались на отражении
различных видов движения материи:
• кожные рецепторы отражают механические
воздействия;

16.

• слуховые – звуковые колебания; зрительные
– электромагнитные колебания и т.д.
• Некоторые рецепторы не объединяются в
один орган, а разбросаны по поверхности
всего тела. Это рецепторы температурный,
болевой и тактильный.

17. Виды рецепторов

• Все рецепторы можно разделить на
• дистантные, которые могут воспринимать
раздражение на расстоянии (зрительные,
слуховые, обонятельные),
• и контактные (вкусовые, тактильные,
болевые), которые могут воспринимать
раздражение при непосредственном
контакте с ними.

18. Физиологические механизмы ощущений и восприятия

• Ощущения являются продуктом
деятельности анализаторов человека.
• По мнению И.П.Павлова, анализатор – это
анатомо-физиологический аппарат,
специализированный для приёма
воздействий определенных раздражителей
из внешней и внутренней среды и
переработки их в ощущения.

19.

• По Павлову, анализатор состоит из трех
элементов: органа чувств, проводящего
пути и коркового отдела.
• Согласно современным представлениям в
состав анализатора входит как минимум
пять отделов: 1) рецепторный; 2)
проводниковый; 3) блок настройки; 4) блок
фильтрации; 5) блок анализа.

20.

• Если ощущение (например, свет, вкус и т.д.) – это
результат деятельности одного анализатора, то
восприятие предмета, явления – результат
деятельности системы анализаторов.
• Физиологической основой восприятия является
условно-рефлекторная деятельность
внутрианализаторного и межанализаторного
комплекса нервных связей, обусловливающих
целостность и предметность отражаемых
явлений.

21.

• Исследования П.К.Анохина,
Н.А.Бернштейна показали, что
сформированные перцептивные образы,
становясь акцепторами действия,
обусловливают афферентацию и
регулируют протекание исполнительной
деятельности.

22.

• Под термином акцептор действия
понимают нейродинамическую модель
результата предстоящего действия,
представленного в центральной нервной
системе (термин ввёл П.К. Анохин).
• Афферентация – это передача нервного
возбуждения от периферических нервных
окончаний к центральным нейронам коры
головного мозга.

23. Виды ощущений

• По модальности (видам
анализаторов) различают
• зрительные,
• слуховые,
• осязательные (тактильные,
температурные и
болевые),
• обонятельные
• и вкусовые ощущения.
• По характеру отражения
и месту расположения
рецепторов:
• интероцептивные
(рецепторы расположены
во внутренней среде
организма: ощущения
боли, голода, жажды,
тошноты и др.);
• проприоцептивные
(мышечно-двигательные)
(рецепторы расположены
в мышцах, сухожилиях и
суставных сумках:
человек получает
информацию о положении
тела в пространстве

24.

• экстероцептивные (рецепторы
расположены на поверхности тела:
зрительные, слуховые вкусовые,
температурные и тактильные ощущения).
• К экстероцептивным относят: контактные
(вкус, осязание) и дистантные (обоняние,
слух, зрение).

25.

• А.Р.Лурия дополняет последний ряд двумя
категориями: интермодальными
(промежуточными; например,
вибрационные ощущения занимают среднее
место между осязанием и зрением) и
неспецифическими видами ощущений
(например, к ним относят
фоточувствительность кожи – способность
ощущать цветовые оттенки кожей руки или
кончиков пальцев).

26. Классификация восприятий

• Существует три основные классификации
процессов восприятия:
• по форме существования материи
(восприятие пространства, восприятие
времени и восприятие движения);
• по ведущей модальности (зрительное,
слуховое, вкусовое, обонятельное,
тактильное восприятие, а также восприятие
своего тела в пространстве) и

27.

• по степени волевого контроля
• преднамеренные восприятия –
характеризуются тем, что в их составе
лежит сознательно поставленная цель, и
• непреднамеренные – это такие восприятия,
при которых предметы окружающей
действительности воспринимаются без
специально поставленной задачи.

28. Свойства и закономерности ощущений и восприятия

• Общими свойствами ощущений являются:
• качество. Например, слуховые ощущения
характеризуются высотой, тембром,
громкостью, зрительные – цветовым тоном,
насыщенностью, светлотой.
• интенсивность. Определяется силой
действующего раздражителя и
функциональным состоянием рецептора.

29.

• длительность. Определяется
функциональным состоянием органов
чувств, временем действия раздражителя и
его интенсивностью.
• пространственная локализация
раздражителей.

30. Общие закономерности ощущений

• 1. Ощущение – это форма отражения адекватных
раздражителей.
• 2. Чувствительность. Чувствительность – это
способность реагировать на сравнительно слабые
или незначительно отличающиеся друг от друга
воздействия.
• Различают нижний и верхний порог абсолютной
чувствительности и относительный порог
чувствительности.

31.

• Между абсолютной чувствительностью и
величиной порога существует обратная
зависимость: чем меньше величина порога,
тем выше чувствительность.
• Формула: Е=1/Р, где Е – чувствительность,
а Р – пороговая величина раздражителя.

32.

• Относительным порогом (порогом различения)
называют минимальное изменение интенсивности
раздражителя, вызывающее изменения в
ощущениях.
• Согласно закону Бугера-Вебера, относительный
порог ощущений является постоянным по
каждому анализатору, если измерять его в
процентах от исходной величины раздражителя .
• Константа Вебера для разных органов чувств
составляет: 2% для зрительного анализатора, 10%
для слухового (по интенсивности) и 20% для
вкусового анализатора.

33. Закон Вебера-Фехнера

• Основываясь на экспериментальных данных
Вебера, немецкий физик Фехнер выразил
зависимость интенсивности ощущений от силы
раздражителя следующей формулой:
• S=K lgI + C, где S – интенсивность ощущений, K
– коэффициент пропорциональности, зависящий
от модальности раздражителя, С –постоянная
интегрирования.
• Закон психофизики утверждает, что
интенсивность ощущения пропорциональная
логарифму силы раздражителя.

34.

• 3. Адаптация, или приспособление –
изменение чувствительности под влиянием
действующего раздражителя.
• 4. Взаимодействие ощущений. Так,
чувствительность зрительного анализатора
изменяется под воздействием слуховых
раздражителей. Слабые раздражители
повышают, а сильные уменьшают
чувствительность.

35.

• 5. Повышение чувствительности в
результате взаимодействия анализаторов
или упражнений называется
сенсибилизацией.
• 6. Синестезия – возникновение под
влиянием раздражения одного анализатора
ощущений, характерных для других
анализаторов.

36. Основные свойства и закономерности восприятия

• Основные свойства – это:
• константность,
• избирательность,
• предметность,
• апперцепция,
• осмысленность,
• целостность восприятия.

37. Графические примеры

• Наглядно проявление закономерности (предметность,
целостность, структурность восприятия) перцептивной
деятельности можно проследить при рассматривании
рис.1.

38.

• Пятна, не связанные контуром, тем не менее создают образ
собаки (рис. 1, а), причем мы отличаем пятна на теле
собаки от сходных пятен фона. И даже в тех случаях, когда
пятно вообще не является изображением конкретного
предмета, наше сознание стремится найти в нем сходство
с каким-то определенным объектом, наделить его
некоторой предметностью.
• Например, это имеет место при рассматривании
совершенно бесформенных пятен из теста Роршаха (рис.
1, б), напоминающих то летучую мышь, то какую-то
бабочку и т.д.

39.

• Осмысленный характер воспринимаемых
образов можно проиллюстрировать
графическими рисунками, на которых
обычно изображаются так называемые
неоднозначные (двойственные)
фигуры, создающие своеобразный эффект
"стереографической двусмысленности».

40.

• Например, в зависимости от того, как
осмысливается фигура (рис. 2), как она
воспринимается нами, мы по своему желанию
можем видеть попеременно то лестницу,
спускающуюся слева направо вниз, то уступчатый
карниз, поднимающийся вверх справа налево.
• И хотя в том и другом случае проекция
изображения на сетчатке глаза остается
неизменной, мы видим попеременно два
совершенно разных объемных объекта, имеющих
чисто внешнее контурное сходство.

41. Рис. 2. Лестница Шрёдера

42. Примеры пиктографической двусмысленности

• Простейшим наглядным примером смены перцептивных
гипотез в процессе восприятия является чередование
зрительных образов, когда мы рассматриваем
двойственные фигуры - графические рисунки с так
называемой пиктографической двусмысленностью (рис. 3)
• В первом случае это известный рисунок В. Е. Хилла "Моя
жена и теща", на котором попеременно видятся то
пожилая, то молодая женщина.
• На втором рисунке мы видим то лицо индейца, то фигуру
мальчика-эскимоса в зимней одежде.

43. Рис. 3. Смена перцептивных гипотез

44.

• Спасибо за внимание!
English     Русский Правила