СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ
ВОПРОС 1
Врач и общество
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ
ВОПРОС 2
ВОПРОС 3
ВОПРОС 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВРАЧЕЙ И МЕДИЦИНЫ.
2.52M

Социальные проблемы медицины

1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ

2. ВОПРОС 1

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ: МЕДИЦИНОЙ И
ОБЩЕСТВОМ,
МЕДИЦИНОЙ И
ГОСУДАРСТВОМ, МЕЖДУ
ВРАЧАМИ И
ПАЦИЕНТАМИ.

3. Врач и общество

1
.
о
В б
р щ
а е
ч с
т
и в
о
ВРАЧ И ОБЩЕСТВО

4.

Принцип благополучия
пациента.
Этот принцип основан
на
преданности
интересам
пациента.
Главным в отношениях
между
врачом
и
пациентом
является
доверие
Принцип
пациента.
автономности
Врачи должны уважать
автономность
пациента.
Врачи
должны
быть
честными
со
своими
пациентами и давать им
возможность
принимать
информированные
решения
относительно
своего лечения.
Принципы
социальной
справедливости.
Медицинские
работники
должны
способствовать
справедливости в системе ,
вне зависимости от типа
такой
дискриминации
расовой,
половой,
социально-экономической,
этнической,
религиозной
или иной.

5.

Размышления о медицине и обществе
призваны привлечь внимание общества к
медико-социальным
проблемам
населения,
преподнести
новые
современные технологии в диагностике и
лечении
различных
заболеваний,
достижения
в
предоставлении
медицинских услуг в области сохранения
нашего общества здоровым.

6.

7. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Долг означает определенный круг
профессиональных
и
общественных
обязательств
и
исполнение
своих
обязанностей, сложившихся на основе
профессиональных.
Исполняя
профессиональный долг, мы возлагаем
на
себя
ответственность,
личность
переводит социальные требования в
мотивы своего поведения.
В понятие профессионального долга
врача
входит,
в
первую
очередь,
оказание своевременной, качественной
медицинской
помощи,
поддержка
пациента, сохранение врачебной тайны,
гуманность,
доброжелательность
и
уважение
личных
прав
и
свобод
пациента.

8.

Образованность
Терпимость
Профессиональная
компетентность
Наличие
эмпатии
Доброжелательнос
ть
Внимательное
отношение к
пациенту
Приветливость
Умение слушать
Умение
доступно
объяснять

9.

"честно исполнять свой
врачебный долг,
посвятить свои знания и
умения предупреждению
и лечению заболеваний,
сохранению и
укреплению здоровья
человека
хранить
благодарность и
уважение к своим
учителям, быть
требовательным и
справедливым к
своим ученикам,
способствовать их
профессиональном
у росту;
быть всегда готовым оказать
медицинскую помощь,
хранить врачебную тайну,
внимательно и заботливо
относиться к больному
Каждый
врач
инициирует
ся в своем
статусе
проявлять высочайшее
уважение к жизни
человека, никогда не
прибегать к
осуществлению
эвтаназии;
доброжелательн
о относиться к
коллегам, обращаться к
ним за помощью и
советом, если этого
требуют интересы
больного, и самому
никогда не отказывать
коллегам в помощи и
совете;
действовать исключительно
в его интересах независимо
постоянно
совершенствовать свое
профессиональное
мастерство, беречь и
развивать благородные
традиции медицины".
от пола, расы,
национальности, языка,
происхождения,
имущественного и
должностного положения,
места жительства

10.

Еще в древности Абу али ибн
Сина в записках врача писал:
Врач должен обладать в
зглядом сокола, руками
девушки, мудростью
змеи и сердцем льва

11.

Профессия врача - особая
специальность, в ее основе любовь. Любовь к человеку,
любовь к больному человеку.
Понятны слова Сократа, который
говорил, что лечить, учить и
судить - самое трудное занятие в
жизни.

12.

Ответственность
и обязанности
врача
удовлетворение необходимым
требованиям для осуществления
медицинской деятельности
(диплом, звание, лицензия);
·
добросовестное
исполнение своих служебных
обязанностей (оказание пациентам
медицинской помощи
соответствующего объёма и
качества);
·
соблюдение врачебной
тайны
Неисполнение или
ненадлежащее исполнение
своих служебных
обязанностей влечёт для
врача в зависимости от
тяжести последствий и
степени вины:
·
дисциплинарную,
·
административную,
·
уголовную
ответственность.

13.

ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА
незлоумышленное
заблуждение врача (или
любого другого
медицинского
работника) в ходе его
профессиональной
деятельности, если при
этом исключается
халатность и
недобросовестность

14.

ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКЕ МОЖНО ДАТЬ НЕСКОЛЬКО
ОПРЕДЕЛЕНИЙ:
•ошибка врача в профессиональной деятельности, вследствие
добросовестного заблуждения при отсутствии небрежности, халатности
Врачебная
или невежества
ошибка
•ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей,
являющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержащие
Врачебная
состава преступления или признаков проступков
ошибка
•неправильное определение болезни врачом (диагностическая ошибка)
или неправильное врачебное мероприятие (операция, назначение
Врачебная
лекарства и др.), обусловленные добросовестным заблуждением врача
ошибка
•неправильное действие (или бездействие) врача, имеющее в своей
основе несовершенство современной науки, незнание или неспособность
Врачебная
использовать имеющиеся знания на практике
ошибка

15.

Репутация уважаемого врача складывается из
профессионализма, отношения к больному, полной
самоотдачи, компетентности, владения теоретическими
знаниями и практическими навыками, повышения
профессионального уровня и мастерства. Врачами она
описывается
как
«знание
своей
профессии,
специальности, своего дела», «профессиональная
мудрость», «хорошая интуиция, чутье».
Профессия
врача
предполагает
широкий
кругозор, интеллектуальный потенциал, признание и
поддержку
коллег,
постоянное
повышение
квалификации,
внедрение
передового
опыта.
Уважаемого
врача
характеризуют
доверительное
отношение с больным, владение психологическими
навыками и приемами, наличие личностных качеств:
доброта, гуманность, чуткость, сострадание, выдержка,
терпение, эмоциональная адекватность.

16. ВОПРОС 2

КОНТРОЛЬ ЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СО
СТОРОНЫ ИНСТИТУТОВ
ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА.

17.

Сущность контроля заключается в:
1.
выяснении соответствия деятельности
подконтрольных
объектов
нормативноправовым
предписаниям,
требованиям
закона и поставленным перед ними задачам;
2.
принятии мер по предотвращению и
привлечению к ответственности виновных;
3.
оценивании результатов воздействия
субъектов
управления
на
управляемые
объекты;
4.
выявлении степени отклонения от
поставленных целей, способов и результатов
их достижения.

18. ВОПРОС 3

МЕДИКАЛИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВА – ВОЗРАСТАНИЕ
РОЛИ МЕДИЦИНСКИХ
ЗНАНИЙ, МЫШЛЕНИЯ И
ПРАКТИК В ПОВСЕДНЕВНОЙ
ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.

19.

Медикализация - процесс, в
результате которого сущность
психического
и/или
физического
состояния
человека
начинает
рассматриваться как сфера
компетенции медицины.

20.

Формирование
процесса
медикализации
жизни
относится к XVIII-XIX вв.,
именно
в
этот
период
происходило становление
«медицинской
модели»
понимания здоровья.

21.

Модели понимания здоровья и болезни:
1. религиозный: здоровье и болезнь явления,
зависящие
от
«сверхъестественных сил» ;
2.
натуралистический:
рассматривал
здоровье
как
результат
соотношения
основных элементов в теле (античное
учение о четырех жидкостях в теле,
китайская медицина );
3. медицинская модель: построена на
убежденности, что только представители
медицинского
сообщества
обладают
истинным знанием о том, что является
болезнью, могут выявлять и обозначать
болезнь и, соответственно, способствовать
восстановлению здоровья пациента.

22.

Томас
Шаш
(«Медикализация
повседневной жизни»):
проводит анализ того, как медицина и,
прежде всего, психиатрия дают ответ на
различные
формы
социально
неприемлемого поведения.
Т.
Шаш
предлагает
критическое
определение
этого
социального
феномена: «Медикализация - это не
медицина и не наука, это социальносемантическая стратегия, которая

23.

Иван Иллич («Медицинская Немезида:
экспроприация здоровья»):
1. «клинический ятрогенез»
2. «социальный ятрогенез»
3. «культурный ятрогенез»
По
мнению
И.
Иллича,
система
здравоохранения
может
представлять
опасность для человека. Общество должно
подвергнуться обратному процессу, а именно
демедикализации. В его понимании здоровье
должно быть связано с человеческой свободой
и
автономией,
способностью
личности
справляться
с
болью,
болезнями
и
восприятием смерти. Он подчеркивает, что
основной
акцент
должен
делаться
на
предотвращении и профилактике заболеваний,
а не на системе медицинского вмешательства.

24.

М. Фуко: в ближайшем будущем «медицина
не должна больше быть лишь корпусом
техник врачевания и необходимых умений;
она станет развиваться так же как знание о
здоровом человеке, то есть одновременно об
опыте не больного человека и определении
идеального человека» .
Медикализация рассматривается автором в
терминах усиления биовласти: власть врача
над
телом
больного
в
современности
подобна той власти, что в традиционном
обществе священник имеет над душой
верующего человека.
Фуко не согласен с идеей демедикализации
общества Иллича: он считает, что в любом
случае предотвращение и профилактика
заболеваний (улучшение условий труда,
качества питания) будет базироваться на
достигнутом уровне медицинских знаний.

25.

Исследование рисков:
медикализация, супермедикализация,
демедикализация?
•Линн Пайер «Торговцы болезнями: как
доктора, фармацевтические
кампании и страховые агенты заставляют вас
чувствовать себя больными»;
• Рей Монихен и Ричард Смит: «Не слишком
ли много медицины?»;
• Питер
Конрад
и
Валери
Лейтер
«Медикализация, рынки и потребители»;
•Питер Конрад «Медикализация общества: о
трансформации человеческих состояний в
излечимые расстройства»;
•Маргарет
Лок
и
Вин-Кимом
Нгуен,
«Антропология биомедицины»

26. ВОПРОС 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ВРАЧЕЙ И МЕДИЦИНЫ.

Политическое
влияние врачей и медицины на современное общество огромно. В
первую очередь это заключается в способности государства обеспечить высокий
уровень
медицинских
услуг
для
населения,
что
ведёт
к
увеличению
продолжительности жизни в стране, а это даёт власти возможность усилить своё
влияние на различные социальные группы.
Взаимосвязь политики и медицины впервые была осмыслена древнегреческим
мыслителем Платоном. В платоновском диалоге «Горгий» происходит спор о природе
политического между Сократом и известным софистом Горгием. Для Горгия политика,
есть ни что иное, как технология власти, и главным ее инструментом выступает
красноречие. Политик манипулирует людьми и тем самым добивается власти над ними,
реализуя высшую цель человеческой жизни – быть первым. Сократ возражает ему:
политика и красноречие (манипулирование) соотносятся так же как медицина и
косметика. Политика и медицина – подлинные искусства – политика заботится о
здоровье человеческой «души», а медицина о здоровье человеческого тела.
«Красноречие» Горгия есть эксплуатирование недостатков человеческой души, так же
как «косметология» всего лишь эксплуатация недостатков тела. И то и другое
подделки. Подлинная цель искусства медицины – индивидуальное благо, а искусства
политики – общественное благо.

27.

Продолжая
мысль Платона можно утверждать, что у
медицины и политики единый объект – человек, но разные
предметы.
Медицина
работает
с
индивидуальным
человеческим организмом, тогда как политика есть область
коллективного организма – надличностных ценностей и
общественного поведения («душа» по Платону). Эта
очевидная аналогия государства – общества – народа и
человеческого организма проникла в естественный и
научный языки, породив множество метафор. Хирургиреформаторы оправдывали многочисленные жертвы своей
деятельности критическим состоянием «больного». Череда
революций и реформаций, которые знала человеческая
история, лишь подтвердила «органический» характер
государства и общества.
Безусловно, врач, как и все граждане имеют право на
политическое самовыражение. Но тогда они должны
покинуть практическую медицину. Потому что, заявляя свои
политические убеждения, они противопоставляют себе
часть своих пациентов.
English     Русский Правила