Похожие презентации:
Принципы номинации в антропонимике
1.
ТЕМА: ПРИНЦИПЫ НОМИНАЦИИ В АНТРОПОНИМИКЕ(НА МАТЕ РИАЛЕ АНАЛИЗА КАВКАЗС К ИХ ФАМИЛИЙ)
2.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:• Целью исследования является сопоставление и описание принципов номинаций фамилий в
различных языковых группах, для последующего
3.
ЗАДАЧИ:• Определить основные способы образования фамилий (тематические группы)
• Провести социологических опрос среди носителей изучаемых фамилий, относительно
истоков.
• Сопоставить данные полученные из источников с данными опроса.
4.
• Актуальность выбранной темы обусловлена обращением к важному для современнойлингвистики антропоцентрическому направлению, в русле которого особое внимание
уделяется межязыковым явлениям в историческом процессе. Это позволяет более
глубоко изучить механизмы номинации лиц.
5.
• Объектом исследования являются принципы номинации и факторы, влияющие намежязыковое и внутриязыковое искажение фамилий.
• В качестве предмета исследования выступают фамилии народов Северного Кавказа.
• Методы исследования. Для решения поставленных задач комплексно использовались
методы, применяемые в современном языкознании, среди которых можно выделить
логико-грамматический, коммуникативно прагматический и контекстуальный анализы.
6.
• Теоретическая значимость определяется тем, что результаты комплексного анализаноминаций фамилий вносят особый вклад в исследование внутриязыковых и
внеязыковых факторов в антропонимике.
• Практическая ценность работы заключается в том, что полученные данные могут быть
использованы при изучении проблем теории номинации фамилий народов Северного
Кавказа, а также для дальнейших исследований в области изучения истории фамилий, а
также на практических занятиях по лингвистике, литературе и истории.
7.
ПОНЯТИЕ АНТРОПОНИМОВ И ИХ ВИДЫ• Антропонимия – совокупность именований людей – включает личные имена с
различными производными, отчества, фамилии, индивидуальные и групповые
прозвища. Все эти типы именований историчны: каждое возникло в определенный
период у определенного народа в конкретной социальной среде. Пути возникновения
почти каждого имени индивидуальны и неповторимы. Но есть в этой
индивидуальности и общее, присущее всем именованиям любых народов.
8.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФАМИЛИЙ(ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ)
• Фамилии от личного имени, по имени отцов:
Кабардоков (сын Кабарда), Сижажев, Темрюков.
• Фамилии по роду деятельности, по социальному положению:
Хамуков (сын крестьянина), Ажахов (чабан/ пастух овец), Шибзухов (табунщик),
Бейтуганов (князь, повелитель), Абрегов (разбойник, кочевник)
• Фамилии, связанные с религией (политеистические и монотеистические):
Карданов (христианский прислужник), Шогенов (поп), Тхагалегов (Бог плодородия),
Тхашоков (предводитель нового Бога), Тлепшев (бог покровитель кузнецов и медицины),
Хаджиев (совершивший хадж).
9.
• Фамилии, связанные с тотемными животными:Атажукин (Хатахшоко – сын собаки) Размышления о кабардинской княжеской фамилии
Атажукин наводят на некоторые обобщения. С точки зрения языковой природы, форма
Атажукин является результатом эволюции и адаптации в иноязычном употреблении. И в
родном кабардинском языке эта фамилия получила разные фонетические варианты,
главным из которых стал вариант Хьэт1охъущокъуэ (как фамилия) и Хьэт1охыцыкъуэ (как
личное имя, дошедшее до наших дней). Хандохов (растущий с собакой), Хагабанов
(заставляющий лаять собак)
• Фамилии, связанные с историческими событиями, фольклором:
Тарчоков (ребенок найденный возле реки Терек, отсюда фамилия - сын Терека), Кармов
(родился под тенью калины, с абазинского шарма – калина), Пшуков (цареубийца),
Дугужев (прозван волком за смелость и отвагу).
• Фамилии от мест переселения:
Балкаров, Шапсигов, Чеченов, Карачаев, Кушхов.
10.
МЕЖЯЗЫКОВОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕАНТРОПОНИМОВ.
Дугужев. Данная фамилия по результатам исследования имеет несколько версий
происхождения и восходят они к различным языкам.
• Так по одной из версий фамилия Дугужев происходит от слова "дугуж" - это значит поадыгски "волк". Произошла фамилия от одного простого человека у которого знатный
дворянин украл жену и ребенка и запер их у себя дома. Простой человек узнав о
похищении пошел искать свою семью, узнав по слухам, что они были похищены
дворянином он пошел к нему домой. Пока дворянина не было дома этот простой
человек залез на крышу дома, где сидела его семья, пробрался через трубу печи и
забрал свою семью. Они убежали в лес, но их заметил дворянин и побежал за ними со
своими стражниками, упустив простого человека из виду дворянин подозвал одного из
страж и сказал ему "МЫ ДЫГУЖЬЫР КЪЫСХУЭВГЪУЭТ" в переводе что означает
найдите мне этого волка......после этого у него осталось это прозвище дугуж. Тут же мы
наблюдаем средневековую теорию номинации, что имя может быть дано случайным
человеком при случайных обстоятельствах, не смотря на факты, указывающие на тотем
волка в кабардинской культуре.
11.
• Другая более полная версия указывает на родство с иной фамилией. Род Дугужевыхпроизошёл от Абазин и тянется со стороны нынешнего Кисловодска. Дугужевы
произошли от одного из двух братьев Абуковых, сами Абуковы одни из старейших
родов на Кавказе. Были два родных брата Абуковых, один основал поселек Абуковский
нине поселок называется Первомайский, а второй основал Хумару(Абыкъкуэ хаблэ) тот
брат который основал Хумару имел семью а второму Аллах не дал семью и был
одинокий, у первого брата Кабардинский князь украл жену и его ребёнка возможно из
за конфликта, а возможно из за банальной зависти и запер к себя в дома на ключ, после
Абуков пробравшись в этот дом через камин и выкрав у князя свою же семью убежал в
лес, после чего стажники помчались за Абуковым в след и в последствии его просто не
смогли найти и князь сказал своим стажникам что бы те нашли ему это волка(дыгъужь)
что в послежствии и прижилось к одному из братьев Абуковых. Но известно что Абуков
стал Дугужевым уже после основания аула Хумары, потому что Хумару еще называют
Абуковским краем (Абыкъуэ Хаблэ)
12.
• Следующая версия указывает на участие мистики в процессе номинации и опровергаетсредневековую теорию. Тут мы уже наблюдаем связь адыгов с тотемным животным. Так
же, как и в предыдущих версиях фамилия Дугужев произошла от слова «дыъужь», но
уже в иной интерпретации.
Жил один князь звали его Радмир, на его аул под названием Хумара напали враги,
которые хотели забрать дань аула. Но у них это не получилось, потому что князь Радмир
начал выть как волк и из леса выбежали волки и волчицы, которые напали на врагов, и
они приняли решение отступать. После чего князя Радмира начали называть волком и
его фамилию переименовали в (Дыгъужь) Дугужев, а всех дворян, живших в Хумара
прозвали «потомками волка»
Родовой знак Дугужевых.
13.
• Иная версия Фамилии Дугужев восходит к чечено-ингушскому слову «дуга», котороепереводится как «крупа, рис». Другое значение этого слова аналогично русскому —
«часть конской упряжи». Вполне вероятно, что прозвище относится к так называемым
«профессиональным» именованиям, содержащим указание на деятельность человека.
Исходя из этого, можно предположить, что основатель рода Дугужевых либо занимался
выращиванием риса, либо был мастером по изготовлению и ремонту конской упряжи.
• Существует также версия, что фамилия Дугужев связана с киргизским глаголом
«дугдуй» — «опустить голову, насупиться, принять мрачный вид».
14.
ВНУТРИЯЗЫКОВЫЕ СОПОСТАВЛЕНИЕАНТРОПОНИМОВ
Известно, что в языке существует многообразные толкования фамилий, однако в рамках
одного языка так же встречаются различные транскрипции одной фамилии и различный
перевод с русского на кабардинский.
• Так фамилия Пшуков у разных племен само слово или его значение произносились поразному. В одном варианте это «Пшуко» - сын князя, а в другом «Пшиуик» - тот, кто убил
князя. Однако, у большинства адыгских племен существовала фамилия «Пшиуик».
15.
• По рассказам стариков, в XVII-XVIII вв. в районе нынешнего Георгиевска жили 7 родныхили близких по родству братьев со своими семьями. Объектом внимания местного
князя стала сестра (или жена) и конь одного из родственников.
Результатом ссоры было убийство князя и вынужденное бегство всех братьев со своими
семьями.
В дальнейшем двое из них направились в Малую Кабарду и поселились на стыке земель
чеченцев, ингушей и осетин, благо районы проживания кабардинцев простирались до
берегов Сунжи.
Другие же пять братьев расселились на берегах Малки и Куркужина, где до наших дней
и обитает основная часть рода.
Фамилия Пщыук1 сложена из двух слов. «Пщы» - князь, глава села, старшина села,
народа. И «ук1» - убить, убивать. Русская транскрипция «Пшуков» не отражает
истинный смысл фамилии. Поэтому многие интерпретируют это слово как «княжеский
сын», что в корне неверно.
Видимо, кто-то однажды неправильно написал фамилию на русский лад, а ему никто
так и не возразил. Можно найти эту фамилию в книгах В. Кудашева, Я. Шарданова, С.
Бейтуганова и других авторов.
16.
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИИНТРЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
В данном разделе рассмотрим экстролингвистические и интерлингвистические факторы в
сопоставлении фамилий Мусаев, Моисеев и Тарчоков.
• Так фамилия Мусаев ведет свое начало от мусульманского мужского имени Муса.
Согласно одному варианту перевода, это имя имеет значение «творящий чудеса». По
другой версии, имя Муса является мусульманским вариантом древнееврейского имени
Моисей, означающего «спасенный из воды».
• В свою очередь фамилия Моисеев имеет ту же семантику, однако фонетически звучит
иначе ввиду другой культуры и языка, нормам которого отвечает данная форма
фамилии.
Данные фамилии отражают внеязыковой экстралингвистический фактор в процессе
номинации, указывая на принадлежность к определенной религии и культуре, и не имеет
непосредственного интерлингвистического фактора, то есть носители фамилии не имеет
непосредственного отношения к «спасенному из воды» чего не скажешь о фамилии
Тарчоков.
17.
• Фамилии Тарчоков переводится как «сын Терека» (Терек река в Кабардино-Балкарии).По легенде на берегу реки Терек был найден младенец, сироте впоследствии была
присвоена фамилия Тарчоко. Происхождение данной фамилии и семантика
напоминают нам историю Моисея найденного на берегу Нила, вследствие чего так же
был назван спасенным из воды. Тут мы вновь наблюдаем подтверждение средневековой
теории номинации. Opтoдoкcaльныe cpeднeвeкoвыe aвтopы нe ycмaтpивaли в имeни
coбcтвeннoм ничeгo cвepxъecтecтвeннoгo, ничeгo oккyльтнoгo. Имя мoжeт быть дaнo
cлyчaйным чeлoвeкoм пo cлyчaйнoмy пpизнaкy, нo тeм нe мeнee oнo ocтaeтcя иcтинным
имeнeм, бyдeт выпoлнять вce cвoи фyнкции, нe oтличaяcь ни в чeм oт любoгo инoгo
имeни.
Однако в происхождении фамилии Тарчоков задействован интерлингвистический фактор,
так как происходит перенос конкретного явления на процесс номинации, в отличии от
фамилий Моисеев и Мусаев.
18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Таким образом можем сделать такой вывод, что на формирование антропонимов влияют
как экстралингвистические, так и интерлингвистические факторы. Так же важным
моментом является межязыковая и межкультурная дифференциация, которая помогает
глубже изучить корни фамилий. Проделанная работа дала возможность изучить фамилии
со всех сторон, понять лингвистические и исторические аспекты, повлиявшие на
формирование целого рода.
В ходе работы была выявлена, что данная тема имеет огромное поле неизученного
материала, что несомненно добавляет интереса и актуальности.
19.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!!!