Владимир ТУЛУПОВ Психологическая типология медиатекстов ВОРОНЕЖ 2022
Психологическая типология текстов СМИ
Информационно-фактографические и оценочные тексты СМИ
Рационально-убеждающие тексты СМИ
Основные композицион­ные узлы произведения
Эмоционально-побуждающие тексты СМИ
Монологичные и диалогичные тексты СМИ
Реалистические тексты СМИ
Мифологические тексты СМИ
Деловые тексты СМИ
Типологические характеристики делового текста СМИ
Гедонистические тексты СМИ
Ступени реализации влечения к опасности
Синдром гедонистического риска
Универсальность нового типа текста СМИ
Смысловыявляющие тексты СМИ
Условия воссоздания трансцензуса в тексте СМИ
Условия воссоздания трансцензуса в тексте СМИ
Литература
Спасибо за внимание!
766.00K

Психологическая типология медиатекстов (тема 4)

1. Владимир ТУЛУПОВ Психологическая типология медиатекстов ВОРОНЕЖ 2022

2. Психологическая типология текстов СМИ

• Информационно-фактографические тексты СМИ;
• оценочные тексты СМИ, их особенности;
• рационально-убеждающие тексты СМИ;
• эмоционально-побуждающие тексты СМИ;
• монологичные тексты СМИ;
• диалогичные (полилогичные) тексты СМИ;
• реалистические тексты СМИ;
• мифологические тексты СМИ;
• деловые тексты СМИ;
• гедонистические тексты СМИ;
• смысловыявляющие тексты СМИ.

3. Информационно-фактографические и оценочные тексты СМИ


Содержательно-фактуальная информация по своей
природе вербальна, эксплицитна. Она сообщает о
фактах, событиях, процессах, которые употребляются в их
прямых предметно-логических, словарных значениях,
закреплённых за ними социально-обусловленным опытом.
Содержательно-подтекстовая информация представляет
собой второй план сообщения, скрытую информацию,
поток дополнительных смыслов.
Оценочные тексты характеризует наличие собственной
точки зрения по какому-либо вопросу.

4. Рационально-убеждающие тексты СМИ

В них основная нагрузка ложится на
личностное восприятие и мироощущение
журналиста, который способен таким
образом построить репортаж или
интервью, чтобы убедить читателя логикой
рассуждений и аргументами.

5. Основные композицион­ные узлы произведения

Основные композиционные
узлы произведения
• Ввод в проблему (своеобразный эквивалент «экспозиции»).
• Постановка проблемы, предусматривающая сопоставление, по
крайней мере, двух противоположных точек зрения на
описываемое событие, т.е. столкновение «тезиса» и «антитезиса»,
определяющее дальнейшее развертывание убеждающей мысли
(эквивалент «завязки»).
• Аргументация, доказывающая истинность «тезиса» и
опровергающая «антитезис» (эквивалент «развития действия»).
• Рекомендация как производное от сопоставления «тезиса» и
«антитезиса», своего рода «синтезис» (эквивалент «кульминации»).
• Образный ориентир, дающий возможность расширительного
толкования рабочей идеи и применения ее для осмысления и
оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в
реальной общественной жизни (эквивалент «развязки»).

6. Эмоционально-побуждающие тексты СМИ

Данный тип «информационно–психологического
воздействия» использует принуждающий подбор
слов и предложений для стимуляции необходимого
поведения целевой аудитории.
Данный тип текстов имеет ограниченное время
действия и в большей степени зависит от
сопутствующих обстоятельств (например,
использование наглядной агитации в виде лозунгов).

7. Монологичные и диалогичные тексты СМИ

• Монологический диалог. СМИ внешне ведут монолог,
диалог же оказывается скрытым, и по этой причине не
всегда эффективным.
• Диалогический монолог эффективнее по своей
природе уже потому, что в таком случае СМИ открыто
признает не только наличие «оппонентов», но и их право
на участие в принятия социальных решений. СМИ –
уникальный канал обращения к широчайшей аудитории,
поле диалоговых ристалищ, где возможны различные
маневры, смены позиций, изменения в стратегии и
тактике, использование огромного богатства средств
кодирования и передачи информации.

8. Реалистические тексты СМИ

• Важное место среди публикаций занимает
прагматический текст, активизировавшийся в связи с
реальными проблемами социальной практики.
Повальное увлечение таким видом текста нашло
выражение в расследовательской деятельности
журналистов.
• Отличительные черты прагматического текста :
- дегероизация,
- фактологичность,
- описательность,
- рецептурность.

9. Мифологические тексты СМИ

• В мифологическом тексте отражаются идеи о
пралогическом мышлении.
Чаще всего к такому виду текста обращаются
журналисты, работающие в политической
публицистике.
Нередко они сами становятся
мифологизированными фигурами, что
привлекает внимание читателей и способствует
формированию безоговорочного доверия
предсказаниям и оценкам таких журналистов у
аудитории.

10. Деловые тексты СМИ

Новости – это преимущественно деловые
тексты, представляющие какое-либо событие,
которое характеризуется наличием главных и
второстепенных действующих лиц,
последовательно развивающегося действия,
которое имеет начало, середину, конец,
маркированные драматические повороты в
сюжете и которое соответствует привычным
для аудитории сценариям.

11. Типологические характеристики делового текста СМИ

• Локальность (конкретность, чёткая проработка темы).
• Описательность (наглядные детали, последовательность, разговорный стиль).
• Фактологичность (подробности, «которые невозможно выдумать», документы, статистика, свидетели, эксперты).
• Безоценочность (подчеркнутое беспристрастие, безразличие).
• Деритуализация (скептическое отношение к высоким идеям,
почитаемым героям, традиционным символам и устоявшимся
ритуалам).
• Конструктивность (полезность «здесь и сейчас», т.е. для решения
конкретной проблемы конкретными людьми в конкретных
обстоятельствах, но без претензий на истинность всегда и для
всех).
• Прогностичность (попытка ориентации в «ожидаемом будущем»).

12. Гедонистические тексты СМИ

• С таким феноменом психической жизни, как
бессознательное, связан так называемый
гедонистический текст в современных СМИ.
Личность журналиста в таком тексте выражается в
стремлении устранить любой вид цензурного
контроля, в отрицании всяческих табу.
Главная задача – пристальное изучение жизни и
нравов тех, кого знает большинство, кто все время на
виду

13. Ступени реализации влечения к опасности

• Участие в реальной опасной ситуации (драка, хождение
по канату над пропастью и т.п.).
• Наблюдение реальной опасной ситуации (коррида,
уличные беспорядки, состязание по кик-боксингу,
петушиные бои и т.п.).
• Наблюдение за имитацией опасных ситуаций (жёсткий
боевик, натуралистические видеофильмы,
театрализованные постановки и т.п.).
• Участие в имитации опасных ситуаций (аттракционы типа
«американские горки», прыжки со страховкой, военные
игры и т.п.).

14. Синдром гедонистического риска

• Трудности субъективного выделения цели.
• Трудности объективного выделения цели.
• Склонность к нарушению правил, агрессивному,
провоцирующему поведению.
• Повышенная возбудимость сильных отрицательных эмоций,
взрывных по типу протекания (гнев, ярость, паника и т.п.).
• Отсутствие стабильных интересов, скачка идей,
немотивированная перемена занятий, беспорядочное
переключение внимания.
• Культивирование первобытного стереотипа «мужского»
поведения (жестокость, грубость, стремление к
доминированию, «право силы», «скородействие» без
раздумий и колебаний).

15. Универсальность нового типа текста СМИ

• «Револьвер-журнализм» бульварной прессы – это новый тип
сообщения, основной функцией которого, как
представляется журналистам, стало развлечение,
удовольствие, наслаждение.
• Его можно назвать гедонистическим текстом, который
полностью соответствует структуре и динамике драйвмышления.
• Его принцип: важна не передача информации, а
достижение форс-мажорных состояний и острых
ощущений – стресса, потрясения, фрустрации, ужаса,
экстаза.

16. Смысловыявляющие тексты СМИ

• Обращение к проблеме поиска смысла жизни, к
авторитетам традиционно признается актуальным.
Сегодня как никогда интересной и значимой для
большого числа представителей общества стала
позиция журналиста, особенно известного
журналиста.
Активизация гуманистического мышления в
современном мире нашла отражение, прежде
всего, в смысло-выявляющих текстах периодических
изданий.

17. Условия воссоздания трансцензуса в тексте СМИ

• Следует отказываться от всякого информационного давления,
от любых манипулятивных приёмов, от авторитетных оценок,
морализаторства и «менторского тона».
• Нужно искренне принимать свою аудиторию, понимать и
уважать ее интересы, потребности и стремления людей, не
навязывая им ни своих целей, ни своих комплексов.
• Требуется освещать ситуацию в разных ракурсах с
перебором всех имеющихся точек зрения, считая основной
задачей уточнение перспектив и расширение поля
собственного выбора личности.
• Важно проникнуться верой в жизнестойкость людей, в их
способность самостоятельно решать свои проблемы, ни при
каких обстоятельствах не допуская сомнений типа: «Что
можно сделать в этой стране, с этим народом?».

18. Условия воссоздания трансцензуса в тексте СМИ

• Необходимо добавлять новую информацию к объективно
складывающейся картине, чтобы выявить еще не познанные или
скрываемые кем-то пружины ситуации, проводя, если нужно,
авторские исследования, в том числе психологические.
• Строго сохранять аутентичность собственной личности, не признавая
чуждых ценностей и не заискивая как перед «властью», так и перед
«народом».
• Сообщение вообще нужно выстраивать в стиле публичной, но
вместе с тем глубоко личной проработки всех обстоятельств
журналистом, который выбирает путь как бы для себя, но на глазах у
читателя.
• Всё, что будет сказано, изображено и описано, должно звучать,
выглядеть и объясняться с предельной естественностью.

19. Литература

• Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества /
Е.Е. Пронина. – М., 2003.
• Психология журналистики. – СПб., 2013.
• Шестерина А.М. Психология журналистики / А.М.
Шестерина. – Воронеж, 2010.

20. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила