Похожие презентации:
История политической мысли в Казахстане
1.
История политической мыслив Казахстане
2.
План:1.Развитие
политической
мысли в эпоху саков и тюрков
2. Особености политической
мысли в период Кахаского
ханства
3.Политико-правовое
устройство казахского ханства
4. Казахская политическая
мысль XVIII-XIX вв.
3.
1.Развитие политической мысли в эпоху саков итюрков.
История политической мысли в Казахстане
берет свое начало от саков и тюрков.
Анахарсис
Скифский
известен
как
мыслитель и философ. Анахарсис говорил,
что абсолютной истины не существует. По
его мнению, когда люди спорят, то одни из
них выступают в роли обвинителей, а
другие – в роли обвиняемых, каждое их
слово одновременно является и истиной, и
ложью, поэтому в любом споре нужен
посредник.
Анахарсис
считал,
что
правитель должен решать государственные
вопросы, советуясь с подданными.
4.
Известныйпозднетюркский
Юсуф
Баласагуни (1020-1069
. гг.) Его основной труд
«Кудатгу-билиг» («Благодатное знание») –
этикоморалистический трактат, в котором
определены правила поведения людей в
идеальном обществе.. Баласагуни пишет о
том, какими должны быть правитель
государства, его визирь, служитель дворца.
Наследие Ходжа Ахмета Яссауи также прочно вошло
в национальную культуру духовной мысли, став
одной из основ ее формирования. Его хикметы
представляют собой мировоззренческую систему.
«Хикмет» означает мудрую мысль. «Аллах одарил
человека свободой, и именно она стала врагом его», говорит он, то есть Аллах, создавая человека, дал
ему волю, свободу выбора. Человек волен в этой
жизни, свободен в выборе.
5.
2. Особенности политической мысли в период Казахского ханстваАсан Сабит улы – первый жырау,
общественный деятель, создатель
нового
учения
о
земле
обетованной, ставшего основой
государственной
концепции
построения нового ханства.
Земля
–
это
главное,
основополагающее понятие в
истории
становления
национального
самосознания,
мировосприятия народа. Асан
Кайгы- является первым, кто
заложил основы государственного
обустройства казахского ханства.
6.
Мухаммед Хайдар Дулати,в
книге «Тарих-и-Рашиди» ярко и
убедительно показывает духовное
единство тюрков и прослеживает
их связь с мировой цивилизацией.
М. Дулати выделяет десять
принципов
государственного
управления,
подробно
характеризует
обязанности
правителя и рекомендует довести
их
до
сознания
каждого
гражданина.
7.
3. Политико-правовое устройство казахского ханстваВ начале XVI века при правлении
Касыма был разработан и принят кодекс
законов – «Касым ханнын каска жолы»
(«светлый путь Касым хана»)
Свод законов «Есим ханнын ески жолы»
(«Древний путь Есим хана»). Суть
заключалась в том главенство закрытой
элиты – торе заменялось на главенство
биев и старшин. Полномочия ханов были
существенно урезаны. Хан был лишен
права выносить смертный приговор
8.
При правлении Тауке хана разработан и приняткодекс законов «Жеты Жаргы» («Семь
установлений»), при участии известных биев XVII
века: Казыбекбия, Толебия, Айтекебия.
9.
4. Казахская политическая мысль XVIII-XIX вв.Родоначальником направления «Зар заман»
был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881 гг
) он называет эпохой скорби период казахской
истории присоединения Казахстана к России.
Шортанбай критикует новую социальную
группировку в казахском обществе – новое
байство, возникшее в результате развития в
степи
товарно-денежных
отношений,
ростовщичество. Он считал, что за
крушением
традиционного
хозяйства
наступит
кризис
и
в
моральнопсихологическом
состоянии
казахского
общества, призывал людей искать защиту в
религии и соблюдать религиозные обряды.
10.
Дулат Бабатайулы (1802-1874 гг.). В своих нравоучительных стихах«Осиет-Наме» воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную
эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат
осуждает действия казахских ханов XVIII в., допустивших русских на
казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде,
выступает за сохранение традиционного образа жизни. В своих
произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате.
Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое
несчастье казахского народа.
11.
Шокан Уалиханов опрокидывалпредвзятые
представления
о
кочевниках как об ордах свирепых
дикарей. Ш.Уалиханов говорил о
высокой поэтичности казахов, о
наличии у них древней культуры.
Протестовал против введения в
степи
телесных
наказаний.
Выступал против царских реформ
1867-1868 гг