2.53M
Категория: СоциологияСоциология

Формирование категории «этнос»

1.

Формирование
категории
«этнос»

2.

Становление этнологии
Этнология – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение
(этногенез), историю и культуру
Этнология — от древнегреч. ethnos (народ) и logos (учение) — наименование
области знания, специализирующейся на исследовании и описании народов
(этносов), живущих на нашей планете.
Древние греки применяли понятие «этнос» по отношению ко всем другим
народам, отличавшимся от них по языку и обычаям. До XIX в. понятие
«этнология» употреблялось в Европе при описании жизни различных народов,
но ещё не означало особой науки.

3.

Становление этнологии
Французский учёный Жан Жак Ампер, разработав в
1830г. общую классификацию «антропологических» (в
смысле, посвящённых человеку) наук, выделил среди них
и этнологию.
В 1839 г. было основано Парижское общество этнологии;
в России наука формируется с середины XIX в. под
названием этнографии
В англоязычных странах предпочитают термины
социальная или культурная антропология — области их
интересов во многом совпадают с тем, что в нашем
словоупотреблении называют этнологией.

4.

Предметная область этнологии
Более 4 млн. лет тому назад в биосфере планеты Земля начался процесс
антропогенеза.
Происходило не только физическое и социальное совершенствование человека и
человечества как вида, но также формирование измененной — очеловеченной
— среды его обитания, того, что много позднее получило название ойкумены
(заселенной земли).
По мере нарастания темпов экономико- социальных и культурно-бытовых
изменений, человечество заселило Старый Свет, а в позднем палеолите — около
40 тыс. лет тому назад — начало постепенное освоение и Западного полушария.
Деятельность людей, их труд и разум создавали на каждом новом, последующем
этапе исторического пути новые условия общественного бытия на планете.

5.

Предметная область этнологии
Население Земли составляет 7948118519 человек (2021г.). В мире насчитывается 252
страны. Они разные как по численности населения, так и по социально-экономическому
развитию.
По каким принципам можно сгруппировать страны?
Существует способ группировки стран, образующих ойкумену (заселенное пространство
Земли), а именно — по национальному (или этническому) составу их населения.
Есть страны, население которых практически однонационально, то есть состоит, можно
считать, из лиц одной национальности. Однако действительно однонациональных, или
моноэтничных, стран в современную эпоху очень мало.
Этническая композиция, или этнический состав населения подавляющего большинства
стран более или менее сложны.

6.

Предметная область этнологии
Постепенно ойкумена приобретала свойства и характер нового планетарного качества — ноосферы
(Эдуар Ле-Руа, Пьер Тейяр де Шарден, Владимир Иванович Вернадский). Данный термин обозначает
сферу человеческого научного и технического разума, уже существенно выходящую за пределы
биосферы и обладающую таким воздействием на мировые процессы, какое сопоставимо с влиянием
геологических процессов.
С точки зрения социальной науки и своего главного содержания ноосферные процессы закономерно
рассматривать как социосферные, потому что сущностный смысл происходящего в ойкумене в целом и
в каждом ее регионе раскрывается как социальное развитие.
Вместе с тем это развитие, будучи единым и планетарным в качестве всеобщего процесса, имеет
неравномерный и, так сказать, пульсирующий характер в качестве региональных и социальногрупповых проявлений.
Из этого следует, что социосфера не представляет собой чего-то вроде равномерного слоя,
покрывающего заселенную землю, а существует и функционирует в виде региональных и конкретноиндивидуальных форм самореализации социальной жизни. В современной науке они получили название
этносов.

7.

Предметная область этнологии
Этносы возникали вместе с развитием людей и их социальных групп, будучи одной из
форм человеческой групповой интеграции. Некоторые ученые предполагают, что уже в
раннем палеолите существовали групповые формы бытия формирующихся людей —
питекантропов, синантропов, гейдельбержцев, неандертальцев, которые гипотетически
допустимо считать предэтносами.
Применительно же к позднему палеолиту — периоду появления человека современного
вида (Homo sapiens) — и к позднейшему времени специалисты считают возможным
уверенно говорить об этносах эпохи первобытно-общинного строя — племенах и их
объединениях, которые называют также соплеменностями.

8.

Предметная область этнологии
В каждую последующую крупную эпоху исторической жизни общества формировались
соответствовавшие этим эпохам виды, типы и разновидности этносов — народности
древневосточного и античного типа, средневековые народности эпохи феодализма,
нации капиталистической эпохи.
Есть исторические основания полагать, что этносы посткапиталистической эпохи будут
иметь существенные отличительные характеристики. Понятно, что в различных исторических и региональных условиях формирование и функционирование этносов имели свои,
нередко существенные, черты своеобразия.
ТО такая эпохально изменяющаяся регионально-индивидуальная дифференциация
социосферы создает все необходимое и достаточное для ее понимания и истолкования в
качестве планетарной этносферы.

9.

Объект этнологии
«Объектами изучения этнологии выступают,
таким образом, этносы или этнические общности
людей» (Пименов В.В.)
«Любые историко-культурные общности людей, где
этнический
фактор
выступает
системообразующим; объектом науки являются
этносы» (Замиралова Т.А., Крих С.Б.)
В отечественной и мировой науке не сложилось
общепризнанного
понимания
природы,
характера и строения этноса.

10.

Религиозно-идеалитстическая идея
В обществе издавна возникали и имели
устойчивое
бытование
религиозноидеалистические
способы
объяснения
многообразия этнического состава населения
Земли.
Один из них — библейский рассказ о попытке
возведения Вавилонской башни, завершение
которой бог Яхве предотвратил, разделив
строителей по языковому (и, следовательно,
этническому) принципу; в результате этого
разделения будто бы и возникли различные
языки и народы.
Похожие сюжеты зафиксированы учеными в
фольклоре многих народов.

11.

«Абсолютный дух» Г.В.Ф. Гегеля
Под стать древней легенде также некоторые философско-рационалистические
построения. В их числе концепция «народного духа» (по- немецки Volksgeist), будто бы
являющегося руководящим элементом в системе нации (этноса). Эта концепция, имевшая
широкое хождение в социальной науке ХIХ в., восходит к философской системе Г.В.Ф.
Гегеля, в которой «абсолютная идея» или «абсолютный дух» имеют свое «инобытие» в
развитии так называемых «исторических народов».
В ХХ в. широко распространились различные представления о нациях (народностях,
национальностях, т.е. этносах) как об общностях, в основании которых лежит «этническое
самосознание».
Происхождение же последнего оставалось невыясненным, что позволяет трактовать этнос
в чисто психологической или даже субъективно-идеалистической манере, что вряд ли
способствует его комплексному научному исследованию.

12.

Субъективная трактовка «этноса»
В последние десятилетия ХХ в. сделаны также попытки трактовать этносы полностью в
субъективистском стиле:
с одной стороны, этнос представляют лишь как мыслительный конструкт, о котором
неизвестно, имеет ли он что-либо общее с реальностью
а с другой стороны, сама этническая реальность (если все же допускается ее существование)
мыслится — в условиях интенсивного воздействия средств массовой информации и иных
технических способов социального управления и манипулирования общественным сознанием —
столь податливой и эластичной, что будто бы допускает, по сути дела, любые или почти любые
приемы и формы конструирования этнических общностей по произволу управляющего субъекта
(государства, правительства, общества и т.п.).
По существу, теоретический смысл такой концепции состоит в отрицании и ликвидации науки, а
практическое ее применение оправдало бы любую волюнтаристскую акцию в национальной
политике.

13.

Этнос как природное явление
Вместе с тем в современной российской этнологии остро конкурируют радикально
различающиеся теории (концепции) этноса. Одна из них — биологизирующая сам
феномен этноса и восходящая отчасти к традициям социалдарвинизма, а отчасти — к
идеям ряда русских этнологов первой четверти ХХ в. (Сергея Михайловича Широкогорова
и др.) — в течение ряда лет выдвигалась и поддерживалась Львом Николаевичем
Гумилевым.
Этнос в ней трактуется в качестве природного (географического и биологического) явления
и изучается в рамках географии (этнология, или этнография, считается принципиально
географической дисциплиной).
Тем не менее культура, создаваемая этносами, странным образом считается социальным
феноменом. История человечества — с точки зрения Л.Н. Гумилева и его последователей
— представляется цепью многочисленных этногенезов (формирований все новых этносов
из обломков тех, что пришли к своему упадку и концу).

14.

Предметная область этнологии
Причиной возникновения и развития этноса выступает так называемый пассионарный толчок,
энергетические истоки которого автор ищет за пределами этноса и даже за пределами Земли, а
реальными организаторами этноса и этнического процесса считает особо энергичных и деятельных
людей, спаянных общей целью и общими интересами, — пассионариев.
В своем бытии, каковое в каждом отдельном случае имеет будто бы одинаковую длительность — около
1500 лет — этнос проходит ряд обязательных фаз — от скрытого, или инкубационного этапа через
акматическую стадию подъема к упадку и затуханию.
В процессе своего роста и усиления этнос может объединить в поликультурное образование несколько
или даже много этносов, которые в таком случае образуют суперэтнос (арабы и завоеванные ими
народы эпохи Халифата, Византия периода расцвета, Россия ХIХ в. и т.п.).
Чрезмерное упрощение природы этноса, сведение социальных по своей природе закономерностей
этнической жизни к закономерностям природных объектов (редукционизм), отрицание возможности
социального воздействия на этнические процессы, логическая несогласованность ряда
основополагающих идей теории — таков далеко не полный перечень слабостей и погрешностей этой
концепции.

15.

Дуалистическая природа этноса
Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуются дуалистические воззрения на этнос. Их
сущность полнее и яснее всего изложена в трудах Юлиана Владимировича Бромлея.
Исходная мысль этого исследователя состоит в том, что в этносе по-разному сочетаются, с одной стороны, так
называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура,
обрядовая жизнь, этническое самосознание, закрепленное в этнониме), а с другой стороны, такие, которые
рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических сторон (природногеографическо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.).
В соответствии с этим делением этнос получает якобы двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла —
узкий и широкий.
Этнос в узком смысле получил наименование этникос (греческое прилагательное от «этнос») и включил в себя
перечисленные «собственно этнические» характеристики
а этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (сокращенно ЭСО) и, таким образом, выглядел как
сочетание собственно этнических элементов и условий его складывания и функционирования.
Наиболее часто приводимый случай приложения к реальности узкого и широкого смысла понятия «этнос» — украинцы:
все проживающие в мире украинцы (в том числе и в Канаде) — это этникос, а украинцы, живущие в пределах Республики
Украины, — этносоциальный организм.

16.

Информационная концепция этноса
К числу интересных теорий следует также отнести оригинальное научное построение, выдвинутое
рядом исследователей, в частности Николаем Николаевичем Чебоксаровым, которое удобно назвать
информационной концепцией этноса.
Оно базируется на представлении о том, что во всяком социальном образовании, как и в обществе в
целом, устойчиво циркулируют потоки сообщений (информации), имеющие свои генераторы
(источники) и своих реципиентов (тех, кто их воспринимает).
Отсюда делается предположение, что в границах устойчивых социальных общностей (к каковым
относятся и этносы) информационные потоки должны быть интенсивнее и насыщеннее, чем вне их.
В этносах, принадлежащих к разным историческим типам — от племени до современной развитой
этнонации, — плотность информационных потоков различна, и по мере исторического развития она
возрастает. Все классические проблемы этноса предполагается рассматривать именно с этой точки
зрения.

17.

Компонентная теория этноса
Этнос
рассматривается
как
исторически
возникшая
и
эволюционирующая
сложная
самовоспроизводящаяся и саморегулирующаяся социальная система, обладающая многосоставной
композицией (структурой).
Структурными составляющими высшего порядка выступают компоненты, которые сами имеют
сложное строение. Эти компоненты следующие:
расселение этноса (Т-компонента);
его воспроизводство как части населения и соответствующая этому демографическая структура (Dкомпонента);
производственно-экономическая деятельность и ее характер (Е-компонента);
система социальных отношений, групп и институтов (S-компонента);
язык и разнообразные формы речевой деятельности (L-компонента);
создание, использование и сохранение культуры (K-компонента);
быт или устойчивые стереотипные способы ритмичного поведения, которые реализуются в
обычаях, социальных привычках, обрядах, народном этикете (С-компонента);
существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической картины
мира (Р-компонента);
система личностного контактирования и взаимодействия (R-компонента).

18.

Компонентная теория этноса
Число компонент может изменяться исследователем в зависимости от детальности анализа.
Все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждая компонента может быть
теоретически и инструментально разложена на приемлемое количество признаковиндикаторов (показателей), с помощью которых описываются реальные стороны жизни
этносов.
Компонентное описание и дальнейшее изучение каждого конкретного этноса удобны тем,
что, не порывая с традициями классической этнологии (этнографии), они открывают
возможность применения методов системного подхода и вариационной статистики.
Создание инструментария, использование выборочного метода, компьютерная переработка
собранных данных и их анализ на основе математической теории информации — все это
открывает путь для моделирования существенных сторон структуры этноса.
Исследователи ставят также вопрос о поисках приемов моделирования того, как
функционирует этнос, о машинной имитации этнического процесса.

19.

Предметная область этнологии
В действительности этнология изучает:
возникновение этносов (этногенез);
историческую эволюцию этносов (этническую историю);
современную жизнь этносов (их актуальное функционирование);
возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы
этнического прогнозирования).

20.

Предметная область этнологии
Современные специалисты-этнологи ведут исследования по следующим научным направлениям:
расселение народов, их этнонимия (самоназвания — эндоэтнонимы; названия, данные другими народами, —
экзоэтнонимы) и другие аспекты динамики размещения этносов, связанные с изучением этнических территорий и
этнических границ;
социальные группы (слои, сословия, классы, институты и т.п., в том числе современные и исторические) в составе
этносов, а также этнические группы в составе социальных слоев, классов, институтов и т.д., что составляет предмет
занятий специальной этнологической дисциплины — этносоциологии;
демографические процессы, совершающиеся в этносах, или динамика численности народов;
субэтнические группы и образования (например, йомуды и текинцы в составе туркмен, северные и южные
великороссы и др.), среди которых выделяют собственно этнические группы, т.е. такие, которые обладают групповым
самосознанием, и этнографические группы — те, что по каким-либо причинам выделяются учеными (исследователями),
но особого самосознания не имеют;
различные стороны традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов — их
поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежда и украшения, художественная культура;
хозяйственные занятия (способы экономической деятельности) и их воздействие на этносы;
обряды, обычаи, нравы, народный этикет и народные верования;
языковое поведение и его влияние на этносы;
проблемы этнического сознания и самосознания;
политологические вопросы, связанные с «этническими интересами», межэтническими (в том числе и конфликтными)
отношениями и т.п.;
проблемы правового подкрепления тех или иных интересов, которые трактуются как этнические (направление,
привлекшее интерес этнологов преимущественно в последние годы).

21.

Предметная область этнологии
«Этнология как наука изучает этнические процессы, т.е. разнообразные стороны жизнедеятельности
этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической
принадлежности» (Пименов В.В.).
«Этнология — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и
взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира,
этнические и межэтнические процессы» (Тавадов Г.Т.).
«Этнология изучает характерные черты этноса и этнических групп, этническое измерение субкультур и
любых социальных групп, кроме того любых традиционных культур» (Замиралова Т.А, Крих С.Б).
English     Русский Правила