8.10M
Категория: СоциологияСоциология

Инструментальные концепты этносоциологии

1.

Инструментальные концепты
этносоциологии

2.

Содержание
1. Этнический стереотип
2. Этническая установка
3. Ассимиляция
4. Этническая консервация
5. Аккультурация
6.Интеграция

3.

Этнический стереотип
Понятие «стереотип» (от др.-греч.
«στεpεóç»

«твердый»,
«пространственный» и «τúπoç» —
«отпечаток») было введено в научный
оборот социологом Уолтером Липманом.
Уолтер Липман (1889–1974)
«Стереотип — это принятый в
исторической
общности
образец
восприятия,
фильтрации,
интерпретации
информации
при
распознавании
и
узнавании
окружающего мира, основанный на
предшествующем социальном опыте»

4.

Этнический стереотип
Смысл введения этого понятия чрезвычайно важен для
понимания сущности общества и, в частности,
общественного мнения, т. к. любое общество склонно
объяснять новое через старое и незнакомое через знакомое.
Поэтому стереотип показывает структуру социального
сознания, которое относится к окружающему миру и его
трансформациям всегда избирательно, принимая то, что
соответствует устоявшимся представлениям, и с недоверием
подходя к новому (что приводит часто к неверному
толкованию этого «нового» или его игнорированию).

5.

Общество мыслит стереотипами,
т.е. представлениями, которые
часто
конфликтуют
с
развертывающимися внутри и вне
общества процессами.
Часто стереотипы оказываются
сильнее, чем данные прямого
опыта, т. к., будучи помещенными
в сознание, они обрабатываются
снова
в
согласии
с
уже
сложившимися стереотипами.
Все, что противоречит
этим
стереотипам,
отбрасывается
или
перетолковывается

6.

Этнический стереотип
В этносоциологии понятие стереотипа находит самое широкое
применение. Например, его можно применить к разным типам
общества.
На уровне этноса стереотипы будут самыми устойчивыми и жесткими;
все новое отбрасывается или игнорируется
На уровне народа структура стереотипов усложняется и создается поле
(собственно история), где новое допускается. Это новое толкуется чаще
всего с опорой на стереотипы.
Нация ставит своей целью вырабатывать стереотипы искусственно и
рационально. Создание стереотипов и их внедрение в обществе
составляет сферу идеологии, политики и пропаганды.

7.

Этнический стереотип
Гражданское общество стремится перевести
коллективного уровня на индивидуальный.
стереотипы
с
Глобальное
общество
предполагает
коллективных стереотипов
полную
ликвидацию
Постобщество (и это является
постмодернизма) мыслится
как такая среда, в которой
стереотипы будут подвергнуты
декомпозиции даже на
индивидуальном
уровне.
важнейшей
программой

8.

Этнический стереотип
В более узком смысле
можно говорить об
этнических
стереотипах, т. е. об
устоявшихся в том или
ином
обществе
представлениях
об
этносе, народе или
нации.

9.

Стереотип можно разделить на две составляющие — автостереотип
и гетеростереотип.
Автостереотип — это система стереотипов группы относительно
самой себя.
Гетеростереотип — система представлений этой же группы о других
группах.
В этносоциологических
исследованиях метод
выявления авто- и гетеростереотипов
широко применяется.

10.

Этнический стереотип
Американский
социолог
Уильям
Самнер
сформулировал социологический концепт «мыгруппа» и «они-группа» как инструмент для
изучения структуры идентичности.
Самнер также ввел термин «этноцентризм», чтобы
подчеркнуть специфику структуры социального
мышления, где «мы- группа» (в данном случае
взятая как этнос) находится всегда в центре, а «онигруппа» — всегда на периферии.
Уильям Самнер (1840–1910)
Структура «мы-группы» определяется
стереотипами,
а
«они-группы»
гетеростереотипами.
авто—

11.

Этнические установки
Установка – психологическое состояние предрасположенности
субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (1863–1936).
К сфере социологии его применили американские социологи
Ф. Знанецкий (1882– 1958).
У. Томас (1863–1947)

12.

У. Томас и Ф. Знанецкий
Определяли социальную установку как «психологический процесс,
рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый
прежде всего в связи с социальными ценностями».
«Ценность есть объективная сторона установки. Следовательно,
установка есть индивидуальная (субъективная) сторона социальной
ценности».
Установка предшествует социальному действию и находится на
границе между внутренним и внешним как инстанция, где
формируется стратегия социального поведения и даже социального
восприятия еще прежде того, как наступит момент прямого контакта с
социальной средой.

13.

Этнические установки
Американский социолог Милтон Рокич показал,
что установка бывает двух видов: на объект и
на ситуацию.
Установка на объект представляет собой
заведомое отношение (базовый стереотип) к
какому-то явлению, социальной или этнической
группе. В такой установке нет обратной связи —
она проецируется на внешний мир без учета его
особенностей.
Установка на ситуацию включает в себя
обратную связь, т. к. помещает субъекта в
конкретный индивидуальный момент, с которым
ему приходится считаться.
Милтон Рокич (1918–1988)

14.

Эксперимент Р.Лапьера
Американский Р.Лапьер изучал социальную установку.
Парадокс Лапьера: проблема расхождения между социальной
установкой, выраженной вербально и реальным поведением человека
В
социологии
известен
эксперимент
этносоциологическое значение.
Лапьера,
имеющий
Ричард Трейси Лапьер(1899–1986)

15.

Эксперимент Р.Лапьера
Лапьер в начале 1930-х годов предпринял путешествие по ряду
американских городов с двумя ассистентами-китайцами. К китайцам в
США в то время было довольно настороженное отношение. Когда
Лапьер рассылал письма владельцам гостиниц с просьбой
забронировать номера для него и для пары китайцев, он в
большинстве случаев либо не получал ответа, либо ему сообщалось,
что мест нет. Но когда он приезжал в гостиницу вместе с китайцамиассистентами, большинство владельцев гостиниц соглашалось их
принять без особых проблем. «Установка на объект» (китайцы) была
негативной (срабатывал этнический гетеростереотип), а «установка на
ситуацию» зависела от многих факторов (личное обаяние профессора,
опрятный внешний вид китайских студентов, возможность заработать
деньги на клиенте и т. д.) и чаще всего подавляла «установку на
объект».

16.

Ассимиляция
Ассимиляция - постепенное поглощение одного этноса
другим вплоть до его исчезновения.
Под влиянием одного этноса другой этнос может утратить
свои специфические черты и слиться с первым.
При этом происходит потеря языка, веры в общее
происхождение и особых традиций, отличавших данный
этнос от того, с которым происходит ассимиляция.

17.

Ассимиляция
Ассимиляция может быть:
плавной или резкой
относительно добровольной или строго принудительной
спланированной или спонтанной
происходить в военных условиях или в мирных.
Бывают ситуации, когда завоеванный этнос ассимилирует
завоевателя.

18.

Ассимиляция
При ассимиляции, которая внешне рассматривается как
однонаправленный процесс — исчезновение одного
этноса и его растворение в другом — происходит более
глубинное взаимовлияние этносов.
Поглощаемый этнос часто привносит свои оригинальные
черты, которые способны повлиять на структуры более
активного поглощающего этноса.

19.

Этническая консервация
Противоположностью ассимиляции является этническая
консервация.
Консервация означает сохранение этноса в ситуации
массивного воздействия другого этноса, объективно
ведущего к ассимиляции.
Но при определенных обстоятельствах более слабому
этносу удается уклониться от ассимиляции и сохранить
свою идентичность.

20.

Этническая консервация
Чаще всего консервация этноса происходит за счет
отступления этноса на периферию зоны влияния более
сильного этноса, в труднодоступные и слабо освоенные
места — горы, леса, пустыни, тундры, льды и т. д.
В этих сложных для обитания территориях часто можно
встретить представителей древнейших этносов, которые
пережили в условиях консервации не одну волну более
сильных и агрессивных пришельцев.

21.

Этническая консервация
Примером таких архаических этносов являются эскимосы,
чукчи, эвенки и другие малые этносы Севера.
Много архаических черт у некоторых горских народов: у
осетин, аварцев, даргинцев, сванов, чеченцев, ингушей,
табасаранцев, лезгин и т. д.

22.

Аккультурация
Этот процесс затрагивает не все общество в целом, а
только его определенный срез.
Аккультурация есть передача культурного кода одного
этноса другому, как правило, без учета специфической
модели этнического устройства того общества, на
которое направлена аккультурация.
В процессе аккультурации происходит культурная
трансформация той социальной группы, на которую она
направлена, но это не приводит (как в случае
ассимиляции) к полному слиянию двух групп или
поглощению одной из них другой.

23.

Аккультурация
Аккультурация в XIX веке мыслилась только в форме
трансляции культурного кода от более сложного общества
к более простому (например, от народа или нации к
этносу). Так оно и происходит в большинстве случаев.
Однако, этнолог Ф. Боас подчеркивает, что нет такого
общества (простого или сложного), которое не
подверглось бы культурному влиянию других обществ.
Так, он приводит в пример форму гарпуна норвежских
рыбаков, которая в точности воспроизводит намного более
древний рыболовецкий инструмент эскимосов Гренландии

24.

Аккультурация
Аккультурацию можно понимать:
расширенно — как культурное воздействие одного
общества на другое без их смешения в ходе культурного
обмена (формула этносоциологов Р. Рэдфилда, Р. Линтона,
М. Херсковица, развивающих подход Ф. Боаса)
узко — как однонаправленное воздействие более сложной
(комплексной) культуры на менее сложную.

25.

Интеграция
Еще одной формой межэтнических взаимодействий
является
интеграция.
Она
представляет
собой
разновидности включения одной этнической группы в
другую, чаще всего добровольного.
Процесс интеграции отличается от ассимиляции своим
осознанным характером и обрядовой формализацией, а
также тем, что он затрагивает индивидуальных членов
инаковой этнической группы. Существует ряд обрядов,
служащих для этой цели.

26.

Интеграция
Основными формами интеграции являются:
адопция;
кровное братство;
модель патронат/клиентела.

27.

Адопция
Адопция представляет собой обряд принятия в этническую общину
представителя другой этнической общины (как правило, на
индивидуальной основе и по просьбе принимаемого).
В ходе обрядов адопции (которые имеют множество вариантов)
посвящаемый:
имитирует «рождение» в этносе,
удостоверяет веру в общего с племенем предка (то есть предок
племени становится его собственным предком),
проходит ознакомление с традициями и обычаями.
Предполагается, что адоптированный член будет жить в составе
данной этнической общины и говорить на ее языке.

28.

Кровное братство
Кровное братство тоже сопряжено с ритуалом, смысл которого в
смешении крови двух индивидуумов, что символизирует интеграцию в
одно и то же племя (какое именно, обязательно уточняется).
Став «кровным братом» с представителем другого племени, человек
подчиняется отныне всем социальным формам — табу, брачным
правилам, поощрениям и наказаниям, т. е. принимается всеми как
полноценный член именно этой общины.
Он принадлежит к тому же роду, что и его «кровный брат» точно так же,
как если бы он и был его кровным братом.
С социологической точки зрения обрядовые формы «кровного родства»
полностью тождественны по результатам реальным родственным
отношениям.

29.

Патронат/ клиент
В некоторых случаях между двумя этническими
обществами выстраиваются отношения по формуле
патронат/клиентела
Это предполагает, что один этнос (патрон) берет под
защиту другой этнос, обязуется его охранять от
возможного нападения противника, а взамен, другой
этнос (клиент) берется снабжать этнос-патрона
различными материальными объектами — чаще всего
продуктами питания или иными формами ценностей.

30.

Патронат/ клиент
Подчас интеграция этносов по модели патронат/клиентела становится
весьма устойчивой и длится веками, запечатляясь в мифах,
социальных установлениях и обрядах.
Этносы влияют друг на друга, пребывая с неразрывном симбиозе, но
не утрачивая при этом своих особых черт.
В более сложных обществах различие интеграции от ассимиляции
заключается в том, что интегарация позволяет сохранить ряд особых
этнических признаков, а ассимиляция предполагает полное их
вытеснение свойствами того общества, которое ассимиляцию
осуществляет

31.

Применимость этносоциологических методов к сложным
обществам
Этносоциология рассматривает этнос как койнему, простейшую
форму общества. Более сложные типы общества — народ,
государство, религия, цивилизация, нация, гражданское общество и
т.д. — представляют собой производные от этноса.
Те
социологические
инструментальные
концепты,
которые
встречаются на уровне этноса, мы легко сможем обнаружить и в более
сложных системах общества и применить к их изучению. Структура
этих
концептов
будет
несколько
меняться
параллельно
трансформациям идентичности (от коллективной до индивидуальной
— и даже «дивидуальной»), поэтому можно назвать их
инструментальными производными.

32.

Применимость этносоциологических методов к сложным
обществам
Например, процесс ассимиляции можно увидеть как в
случае двух обществ этнического порядка (два этноса), так
и при образовании народа (где ассимиляция играет
ключевую роль), но и также и при формировании нации
(натурализация).

33.

Применимость этносоциологических методов к сложным
обществам
Существует
форма
ассимиляции,
свойственная
гражданскому обществу, выражающаяся в пропаганде
идеологии либерализма, принципов толерантности и
политкорректности и в осуждении национального и
государственного устройства, что является способом
включения человека в структуру «гражданского
общества».
Во всех случаях мы имеем дело с ассимиляцией, но
качество и структура ее всякий раз различны. Поэтому мы
и говорим об инструментальных производных.

34.

Применимость этносоциологических методов к сложным
обществам
То, что прозрачно и наглядно на уровне койнемы,
становится более завуалированным на уровне сложных
моделей общества.
Этносоциология призвана не сводить сложное к простому,
но прослеживать:
как происходит структурирование сложных обществ на основании
простых;
что при этом происходит с простыми обществами и каково их
место в общем контексте сложных;
что общего между простыми и сложными обществами и
что в них принципиально различно.
English     Русский Правила