Похожие презентации:
Формационный подход. Цивилизационные подходы
1.
Тема 7: Формационный подход.Цивилизационные подходы.
2.
История – это движениеобщества во времени.
Это движение можно рассматривать по разному.
• Линейный подход: развитие всех обществ и государств
идет в одном направлении, от одной стадии к другой.
Включает в себя формационный подход и стадиальноцивилизационный подход.
• Нелинейный подход: развитие обществ и государств не
имеет одного универсального для всех пути; каждая
цивилизация уникальна в своем развитии.
Включает в себя локально-цивилизационный подход.
3.
Формационный подход• Основоположники — немецкие философыэкономисты К. Маркс и Ф. Энгельс.
4.
Формационный подход• Развитие общества осуществляется в
результате закономерной смены
общественно-экономических формаций.
• О.-э. формация – ступень развития
общества, характеризующаяся
собственным уровнем развития экономики
(производительных сил и
производственных отношений).
5.
Силы и отношения?Производительные силы – все, что позволяет
производить и обменивать экономические блага:
• Люди - их знания, трудовые навыки,
производственный опыт;
• Средства производства - орудия,
производственная техника;
• Способ производства - технология
производства, особенности распределения
труда.
6.
Силы и отношения?Производственные отношения – экономические
отношения людей, складывающиеся в процессе
производства и обмена.
• Особенности разделения труда – есть ли
специализация трудящихся, какая она?
• Формы собственности на средства
производства – кто, в каком виде и чем
владеет?
• Формы и способы распределения результатов
труда – кто, сколько и за что получит?
7.
Базис и надстройкаЛюбая формация имеет два уровня:
• Базис – экономическая сфера жизни общества
(производительные силы и производственные отношения)
• Надстройка – социальная, политическая и духовная сферы жизни
общества (все отношения в обществе, помимо экономических)
• Базис (экономика) сильно влияет на надстройку (соц., дух., пол.
сферы) и ведет ее за собой
• Надстройка (соц., дух., пол. сферы) мало влияет на базис
(экономику).
• Надстройка почти целиком меняется лишь вслед за базисом.
8.
Рабовладельческая, феодальная икапиталистическая формация делятся на
социальные классы:
• Господствующий класс – эксплуататоры
(рабовладельцы, феодалы, буржуазия) владельцы средств производства;
• Подчиненный класс – эксплуатируемые (рабы,
крепостные крестьяне, пролетариат) –
трудящиеся.
Господствующий класс владеет средствами
производства, подчиненный класс работает на них
9.
Смена формаций• Переход от формации к формации происходит в
результате социальной революции.
• Социальная революция происходит в результате
критического несоответствия между
производительными силами (уровнем их
технического и социального развития) и
производственными отношениями;
• Другими словами, она происходит, когда
производственные отношения сдерживают
развитие производительных сил.
10.
Выделяют пять общественноэкономических формаций:• Каждая формация основывается на
собственном сочетании
производительных сил и
производственных отношений.
• Формации следуют друг за другом при
развитии любого общества.
11.
Первобытно-общиннаяобщественно-экономическая формация
• Господствующий класс (эксплуататоры): отсутствует, все равны
• Подчиненный класс (эксплуатируемые): отсутствует, все равны
• Мотивация труда людей (почему работают): жизненная
необходимость
12.
Рабовладельческаяобщественно-экономическая формация
• Господствующий класс (эксплуататоры): рабовладельцы
• Подчиненный класс (эксплуатируемые): рабы
• Мотивация труда для подчиненного класса (почему работают):
внеэкономическое принуждение (насилие)
13.
Феодальнаяобщественно-экономическая формация
• Господствующий класс
(эксплуататоры): феодалы
(аристократы – дворяне, бояре,
герцоги, бароны, князья и т.д.)
• Подчиненный класс
(эксплуатируемые):
крепостные крестьяне
• Мотивация труда для
подчиненного класса:
внеэкономическое
принуждение (насилие) и
экономическое принуждение
(труд ради заработка)
14.
Капиталистическаяобщественно-экономическая формация
• Господствующий класс
(эксплуататоры): буржуазия
(бизнесмены, промышленники,
предприниматели)
• Подчиненный класс
(эксплуатируемые):
пролетариат (рабочие)
• Мотивация труда для
подчиненного класса:
экономическое принуждение
(труд ради заработка)
15.
Коммунистическаяобщественно-экономическая формация
• Господствующий класс (эксплуататоры): отсутствует, все равны
• Подчиненный класс (эксплуатируемые): отсутствует, все равны
• Мотивация труда людей: труд является духовной и социальной
потребностями человека
16.
Стадиально-цивилизационныйподход
• Цивилизация (в
данном подходе) –
это стадия в
процессе развития
общества.
• Основоположники
– Элвин Тоффлер и
Уолт Ростоу
17.
Выделяют три основныецивилизации-стадии:
• Доиндустриальная (традиционная, аграрная)
цивилизация;
• Индустриальная (западная, промышленная)
цивилизация;
• Постиндустриальная (информационная)
цивилизация.
Конечный этап развития человечества – единая
мировая цивилизация.
18.
Доиндустриальная (традиционная,аграрная) цивилизация
• Историческое развитие идет медленно, границы эпох обычно
выделить трудно. Такие цивилизации существуют и
эволюционируют сотни и тысячи лет вплоть до XIX-XX вв.;
• Главный сектор экономики – аграрный (сельское хозяйство);
• Жесткая, закрытая общественная система (рабовладение, сословия,
касты), низкий уровень социальной мобильности;
• Монархия – основная форма правления; авторитаризм – основной
политический режим (но бывают и демократии);
• Общественные отношения регулируются преимущественно
традициями, обычаями, религией;
• Коллектив подчиняет и поглощает индивидуальность человека (ты
имеешь ценность лишь как представитель своего коллектива,
группы, сословия, но не как отдельный человек).
19.
Индустриальная (западная, промышленная) цивилизация• Историческое развитие резко ускоряется благодаря развитию науки
и техники. Хронологические границы таких цивилизаций обычно
легко определить (в основном, вторая половина XIX – конец XX вв.);
• Главные сектора экономики – тяжелая и легкая промышленность
(машинное производство);
• Общественная система становится относительно открытой,
социальная мобильность растет;
• Республика – основная форма правления, хотя становятся
распространены тоталитарные и авторитарные режимы под видом
демократий;
• Общественные отношения регулируются правом (законами);
происходит разрушение и пересмотр традиционных ценностей и
норм;
• Человек начинает признаваться ценностью сам по себе, в отрыве от
своего класса/группы/коллектива (ценности индивидуализма).
20.
Постиндустриальная (информационная) цивилизация• Темпы и направление исторического развития - ???. С конца XX века
якобы «Конец истории», но исторические события все-равно
происходят интенсивно. Будущее не ясно (тренд глобализации прямо
сейчас сменился антиглобализмом);
• Главные сектора экономики – сфера обслуживания и
информационные технологии (IT);
• Общественная система наиболее открыта, социальная мобильность
выше чем когда бы то ни было, особенно горизонтальная;
• Республика – основная форма правления, тоталитарные режимы
практически пропадают, авторитарные режимы маскируются под
демократические;
• Общественные отношения регулируются правом (законами);
происходит пересмотр и разрушение ценностей и норм предыдущих
этапов;
• Ценности индивидуализма абсолютизируются.
21.
Локально-цивилизационныйподход
• Основоположники - М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.
Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев…
• Исторический процесс распадается на множество независимых и
равноценных по значимости путей развития, культур и цивилизаций.
22.
Цивилизация (в данномподходе):
• Общественная система, связанная едиными культурными
ценностями: религией, обычаями, традициями, экономической,
социальной и политической организацией.
• Состоит из множества наций, народов и стран.
ПРИМЕР: Западная христианская цивилизация включает в себя
Великобританию, США, Канаду, Францию, Германию, Испанию,
Португалию, Австралию и другие страны, заселенные выходцами из
центральной и западной Европы.
• Страны в рамках одной цивилизации проходят примерно один
исторический путь, в рамках которого как конфликтуют друг с
другом, так и объединяются против общего врага (часто из
другой цивилизации)
23.
При выделении типов цивилизаций могут использоватьрелигиозный критерий, так как религия считается
концентратом культурных ценностей народов.
Типы цивилизаций:
• Западная христианская (см. пред. слайд)
• Православная христианская (Россия, Украина, Белоруссия,
Греция, Сербия, Болгария и т.д.)
• Исламская (Турция, Египет, Сирия, Ливия, ОАЭ, Саудовская
Аравия, Таджикистан, Узбекистан и т.д.)
• Индуистская (Индия, Непал)
• Буддийская (Тайланд, Камбоджиа, Южная Корея, Япония и т.д.)
• Конфуцианская (Китай)
• Иудаистская (Израиль)
P.S.: Эта типология – лишь одна из многих, другие будут
распределять страны и народы иным образом.