Похожие презентации:
Библейские темы в изобразительном искусстве
1. Библейские темы в изобразительном искусстве
По программе Б.М. Неменского «Изобразительноеискусство и художественный труд», VII класс
2. Задание
Внимательно прочитать материал урока, ответить навопросы в тетради:
1. Что такое икона?
2. Чем отличается икона от картины?
3. Что означают цвета в иконе?
4. Какие символы есть в иконе и что они означают?
5. Что такое обратная перспектива?
Изобразить в альбоме рисунок В ЦВЕТЕ
КРАСКАМИ на библейскую тему.
Работу и конспект принести на следующий урок на
оценку
3. Христианское искусство Средних веков
Умилясь на нежный облик Твой,Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Христианское искусство близко нам,
знакомо с детства, эмоционально
понятно. Посмотрим на глаза
Богородицы Владимирской… Не правда
ли это взгляд Матери, с тревогой,
заботой, нежностью смотрящей на свое
дитя? Для того, чтобы почувствовать это
нужно лишь внимательно созерцать
икону. Однако, икона таит в себе гораздо
больше… Попробуем проникнуть в тайну
христианского искусства…
4. Что такое икона?
Согласны ли вы сутверждением, что икона – это
изображение Иисуса Христа,
Богородицы и событий из
Священной истории? Любое
ли подобное изображение
можно назвать иконой?
Что изображает эта картина?
Попробуйте доказать, что это –
священное изображение.
5. ИКОНА
– это глубокосимволическое
изображение,
выполненное по
определенным
канонам.
6.
Сравним картину и икону, изображающих РождествоИисуса Христа.
7. Особенности иконописного изображения
На иконе показано невидимое (нимб – сияние вокругголовы святого, ангелы)
2. Вместе изображены события, происходящие в разное
время
3. Обратная перспектива
4. Символичный цвет
5. Наличие деталей – символов
6. На иконе отсутствуют тени.
7. Иконы очень редко подписывались автором, так как
создавались «во славу Божию».
Икона пишется с соблюдением этих правил, то есть по
канону. Канон – язык иконы.
1.
8. О чем говорит икона?
ЦветКакие цвета чаще других встречаются в иконе?
9.
ЦветКак бы вы охарактеризовали чувства, которые вызывает
каждый из этих цветов?
10.
ЦветСимвол в иконе
Иконописный мотив
Белый
Чистота
Рождество Иисуса Христа
Желтый
Свет, солнце, радость
Царство Небесное
Зеленый
Жизнь
Святой Дух
Красный
Любовь, жертвенность,
праздник
Пасха
Синий
Небо
Богородица
11.
СимволыКруг – символ Бога, вечности, так как не имеет ни начала, ни конца,
как и Бог.
Ткань – означает, что изображенное в иконе действие происходит в
закрытом помещении
«Горки» – означает, что действие происходит на открытом
природном пространстве
12.
Обратная перспективаСравните изображение предмета в линейной перспективе (как мы
видим в действительности) и в обратной.
Прямая перспектива
Обратная перспектива
При обратной перспективе изображение в иконе направлено на
зрителя, окружает его.
13. Пробуем «прочесть» икону.
Перед вами икона «Спас всилах», написанная Андреем
Рублевым. Кто изображен на
иконе? Какие символы видите
вы в этом изображении? Что
они означают?
14. Пробуем «прочесть» икону.
На иконе изображен ИисусХристос, находящийся в круге.
Круг – символ Бога и
вечности,он указывает на то,
ч то Иисус Христос – Бог,
вечный и бессмертный.
Обилие красного цвета в
иконе говорит о Божьей любви
к людям и о том, что ради
этой любви Он принес Себя
в жертву, пострадав за грехи
людей и воскреснув из
мертвых.
15. Первая икона - Святой Убрус (Спас Нерукотворный)
Первые из дошедших до наших дней икон относятся кначалу нашей эры. Это – настенные росписи в
катакомбах – подземных строениях, служивших
местами молитвенных собраний первых христиан.
По преданию 6 века, первая икона Христа
появилась во время Его земной жизни.
Она называется «Нерукотворный образ», так как не
была написана художником, но возникла от
соприкосновения ткани (полотенца, платка) с
ликом Христа. В сказаниях 6 в. рассказывается, что
Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой
послал своего слугу ко Христу с просьбой либо
прийти в Эдессу и исцелить его либо позволить
написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу
Христос омыл Свое лицо, приложил к нему свое
полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся
на полотне. Получив нерукотворный портрет
Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил
его к доске и поместил над городскими воротами
Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его
замуровали в стене, в 6 веке открыли, и он стал
самой чтимой святыней христианского востока. В
944 году Нерукотворный Образ был перенесен в
Константинополь, в честь него был установлен
праздник 16 августа, он исчез после разгрома
Константинополя крестоносцами в 1204 году.
Симон Ушаков
«Спас Нерукотворный»,
1677
16. Техника иконописи
Темперными красками (природные пигменты, связующее вещество – яичныйжелток) на доске. Процесс изготовления начинается с приготовления доски,
укрепленной с тыльной стороны врезанными планками (шпонками). С лицевой
стороны в доске делается углубление (ковчег). Доска проклеивается полотном
(паволокой), на который кладут несколько слоев мелового грунта (левкас). На
высушенный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы, одежды и
изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног, делают
надписи, после просушки живопись покрывают олифой. В этой технике выполнено
большинство древнерусских икон.
Мозаика – изображение, выполненное из смальты (цветного непрозрачного
стекла), возникла в античную эпоху. Техника мозаичных икон дорогостоящая .
Она использовалась для украшения больших церквей, на пример, Михайловского
и Софийского соборов в Киеве (ХII в.)
Фреска – живопись по сырой штукатурке разведенными на чистой или
известковой воде красками. Фресковая живопись очень устойчивая . Однако
техника сложна. Художник должен успеть закончить работу до высыхания
штукатурки, иначе икона не получится. Сохранились фрески выполненные
Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Дионисием.
17. Мозаика
1.Храм Св. Софии в
Константинополе
(Константинополь – столица
Византии , места зарождения
мозаичной иконы
2.
Древняя мозаика с о. Кипр, в
которой запечатлен
дохристианский сюжет
3.
Христос Пантократор., храм
Софии в Константинополе
4.
Благовещение, мозаика
монастыря Дафни близ Афин
5.
Дмитрий Солунский.,
Михайловский собор в Киеве
6.
Богоматерь Оранта, софийский
собор в Киеве
18. Великие мастера русской иконописи
Андрей Рублев (XV в.) Для мастера характерна текучесть линии,мягкость моделировки светотени
«Архангел Михаил»
«Троица»
«Спас»
19.
Феофан Грек (XVв.) Лики написанные мастером как бы озаренынебесным светом, они излучают мужество и духовную мощь.
«Столпник»
«Авель»
«Прародитель Ной»
20.
Дионисий (XVв.) Иконы, написанные мастером отличает особыйколорит. Нежные, звонкие тона передают духовную сущность изображаемых
событий и персонажей.
«Архангел Михаил»
«Распятие»
21. Занятие 2.Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Задание : создание композиции на библейские темы.
Библия явилась источником тем, близких не толькоиконописцам, но и другим художникам Западной
Европы и России: из истории Ветхого Завета
(сотворение мира, жизнь израильского народа до
пришествия Спасителя), Нового Завета (рождение,
чудеса, страдания Иисуса Христа), образы Богородицы,
святых…
Познакомимся с некоторыми из них и попробуем создать
свои композиции на темы Священной истории.
22. Благовещение
1.Благовещение. Икона, А. Рублев, 15 в.
2.
Благовещение. Г. Коржев, 1987-1997гг.
3.
Благовещение. В. Боровиковский,
1824 – 1825 гг.
23. Рождество Иисуса Христа
1.Рождество. Икона,
Строгановская школа, 16-17 вв.
2.
Рождество. Икона, Андрей
Рублев, 15 в.
3.
Рождество.
4.
Е. Рейнтер. Святое семейство.
1858
5.
Святое семейство,
Микеланджело, 1504-1505
24. Крещение
1.Крещение, первая половина 16 в.
2.
Крещение Господне, Р. Волков, 1808г.
3.
Явление Христа народу, А. Иванов,
1837 – 1857
4.
Крещение, Г. Доре
25. Чудеса Иисуса Христа
26.
1.Овчая купель, Я. Ционглинский, 1885
2.
Овчая купель (исцеление расслабленного), Н.Бруни, 1885
3.
Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, В. Суриков, 1888
4.
Воскрешение дочери Иаира, И.Репин, 1871
27. Тайная вечеря
28.
1.2.
3.
Тайная вечеря, Н. Ге, 1883
Тайная вечеря, В. Шебуев, 1838
Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, 1495-1497
29. Страдания Иисуса Христа
30.
1.Моление о чаше, Ф. Бруни, 1830
2.
В Гефсиманском саду, Н.Ге, 1869-1880
3.
Распятие, Дионисий, 1500
4.
Иисус под тяжестью креста, Г.Доре
5.
Распятый Иисус Христос, В. Васнецов, 1885 – 1896
6.
Несение креста, Ф. Моллер, 1869
7.
Ночь на Голгофе, В. Верещагин, 1869
8.
Голгофа, А.Егоров, 1810
9.
Распятие, К. Брюллов, 1838
31. Христос воскрес!
1.Воскресение, М. Нестеров, 1890
2.
Явление Христа Марии Магдалине
после Воскресения, А. Иванов, 1835
3.
Иисус Христос, В. Маковский, 1894
32. Образ Иисуса Христа
33.
1.Спас златые власы, 13 в.
2.
Отечествие, В. Васнецов, 1907
3.
Единородный Сын слово Божие, В. Васнецов, 1885-1896
4.
Христос Вседержитель, В. Васнецов, 1885-1896
34. Тематика практических работ
История Ветхого Завета (сотворение мира,всемирный потоп, явление Ангелов Аврааму и т.п.)
История Нового Завета (Рождество Иисуса Христа,
Крещение, Пасхальная весть и т.п.)
Ангельский мир
Святые Земли Русской