4.02M

Теоретические основы и методика проектирования образовательного процесса по изобразительному искусству в школе

1.

Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
ГБОУ ВО МО АСОУ
Теоретические основы и методика
проектирования образовательного
процесса по изобразительному искусству
в общеобразовательной школе
Чернилевская Ольга Николаевна,
к. пед. н., доцент кафедры преподавания общеобразовательных
дисциплин АСОУ

2.

В основу современного художественного
образования, как и других предметных
областей, положен
проблемно-деятельностный подход
Анализ картины, создание индивидуальной
художественно-творческой работы, выполнение
коллективного творческого задания – это всегда
решение учебно-творческой проблемы в
процессе художественно-творческой
деятельности
Урок изобразительного искусства, и с позиции
учителя, и с позиции обучающегося, носит
проблемный и деятельностный характер

3.

«Скажите чудную остроту, и все в восторге;
повторяйте её сорок лет каждый день и
каждому, отупеете сами и надоедите
всем, как бог знает что… Все, что
однообразно и бесконечно повторяется,
как бы оно ни было хорошо вначале, под
конец становится тупо, недействительно,
рутинно, просто надоедает и умирает».
П.П. Чистяков

4.

Принципы преподавания изобразительного искусства
(по Н.Н. Ростовцеву)
• взаимосвязь теории и практики («для успешной работы
в школе учитель должен хорошо знать основные
положения современной дидактики и уметь их творчески
реализовать на практике»);
• принцип воспитывающего обучения («преподавание
изобразительного искусства в школе должно помогать
детям познавать окружающую действительность, видеть и
понимать прекрасное в человеческих отношениях,
формировать стремление заботиться о красоте своего
края, дома, своего облика»);
• принцип научности («искусство – особая форма
общественного сознания и человеческой деятельности, в
которой художественное (образное) познание жизни
органически
сочетается
с
научно-аналитическим
процессом»);

5.

• принцип наглядности («всё, что усваивают дети
должно
быть
подкреплено
зрительным
восприятием»);
• принцип сознательности и активности («в
истинности знаний учащиеся убеждаются на
практике»);
• принцип прочности усвоения знаний («использовать
свои знания дети могут только в том случае, если
твёрдо и основательно овладели ими»);
• принцип системности и последовательности («в
ходе обучения мы ведём школьника постепенно от
малых знаний к большим»);
• принцип доступности обучения («наглядный показ
приёмов работы, способов передачи объёма
предметов в рисунке и живописи должен быть
доступен ученику»)

6.

Основные принципы преподавания
изобразительного искусства
(по С.П. Ломову)
• принцип развивающего и воспитывающего
обучения;
• принцип активности и сознательности
обучения;
• принцип доступности, систематичности и
последовательности обучения;
• принцип наглядности

7.

Основные принципы преподавания
изобразительного искусства
(по Б.М. Неменскому)
• принцип ценностно-ориентированного обучения;
• принцип культуросообразности;
• принцип «от жизни – через искусство – к жизни»
Основной принцип преподавания
изобразительного искусства
(по Т.Я. Шпикаловой)
• принцип народности

8.

На уроках изобразительного искусства сегодня
одним из ключевых является
принцип проблемности обучения.
Каждое задание урока (устного, письменного или
прикладного характера) должно предполагать
решение некой творческой (эвристической)
проблемы в области искусства и науки
Основы проблемно-деятельностного подхода
заложил основатель дидактики Я.А. Коменский,
который указывал на то, что «учить нужно таким
образом, чтобы ум ученика развивался
самостоятельно»

9.

Таким образом, подходы к преподаванию
изобразительного искусства в школе прошлого
и современности схожи.
Однако отмечается различие, которое состоит в
том, что применение данных подходов сегодня
нацелено на достижение других результатов: в
ходе собственной художественно-творческой
деятельности учащиеся должны овладеть не
просто предметными (художественными)
знаниями, умениями и навыками, но и
«знаниями в деятельности» – компетенциями

10.

Результативность
художественного образования
находится в прямой
зависимости от планирования и
организации каждого урока

11.

«Для обучения искусству необходимо
соблюдать три правила:
1. правильного употребления;
2. разумного направления;
3. частого упражнения»
Я.А. Коменский

12.

«От правильного построения методики
зависит успех обучения рисованию.
Художники мало задумываются над
методикой преподавания, они идут
окольными путями, поэтому их искусство
оказывается доступным только избранным,
особо одарённым. Однако обучить основам
рисунка можно каждого, и рисование,
имеющее большое образовательное
значение, должно занять своё место в школе
наравне с другими общеобразовательными
предметами»
И.Г. Песталоцци

13.

«Обучение рисованию есть искусство и
требует человека, знающего дело.
Такой человек старается не только
упражнять детей, но и возбуждает
собственную их деятельность,
применяется в духовной
потребности каждого воспитанника,
нисколько не упуская из виду
общности преподавания»
Г.А. Гиппиус

14.

«От организации и умелого
проведения уроков почти
полностью зависит решение
задач обучения и воспитания
учащихся»
Н.Н. Ростовцев

15.

Структура и этапы уроков изобразительного искусства
Школы советского периода
(В.С. Кузин)
1.Организационный момент
Школы советского периода
(Н.Н. Ростовцев)
1.Организация занятия
Школа нач. 2000-х гг.
(Б.М. Неменский)
Структура современного урока
изобразительного искусства проблемнодеятельностного характера
1.Организационны 1. Мотивация к учебной деятельности
(Установление
дисциплины, (Установление
дисциплины, й момент.
(Настрой на учебную работу через вопросы
регистрация отсутствующих в регистрация отсутствующих в классе, (Приветствие.
эвристического характера, игровую
классе, настрой на учебную работу). настрой на учебную работу, проверка Проверка готовности деятельность и др.).
домашнего задания).
2. Актуализация опорных знаний
учеников к уроку).
(Выполнение творческих заданий, основанных на
2.
Проверка
домашнего
уже имеющихся знаниях обучающихся,
задания.
являющихся базовой платформой для получения
новых знаний на данном уроке)
3. Изложение нового материала 2. Сообщение нового материала
2. Слово учителя
3. Постановка учебной проблемы.
(Ознакомление учащихся с темой (Учитель сообщает цели и задачи новой (Учитель сообщает Целеполагание
урока, объяснение нового материала темы,
разъясняет
как
следует тему и излагает (Выполнение творческих заданий, позволяющих
и демонстрация этапов работы).
выполнить задание, иллюстрирует свои новый
материал, обучающимся сформулировать тему и цель
пояснения наглядными пособиями и задаёт вопросы).
урока).
педагогическим рисунком в процессе
5. Открытие новых знаний
разъяснения, задаёт вопросы классу).
(Выполнение творческих заданий, которые
ведут за собой открытие новых знаний).
6. Первичное закрепление новых знаний
(Выполнение заданий на закрепление полученных
знаний).
4.
Самостоятельна
учащихся
работа 3.
Самостоятельная
учащихся
работа 3.Творческое
задание
7. Самостоятельная работа. Рефлексия
(Выполнение творческой работы и заданий на
формирование опыта анализа, сравнения,
(Школьники выполняют задание. (Дети приступают к выполнению (Учитель
Учитель ведёт фронтальную и рисунка. Учитель следит за ходом рассказывает
и выделения главного, второстепенного,
индивидуальную работу. Учитель работы:
обходит
класс,
делает демонстрирует как формулировку выводов и умозаключений).
демонстрирует наиболее удачные замечания,
даёт
дополнительные следует выполнить
работы и разъясняет некоторые пояснения,
при
необходимости задание;
задаёт
типичные ошибки с помощью исправляет ошибки в работах детей). вопросы).
рисунков на классной доске).
5.
Закрепление
нового 4. Подведение итогов работы и 4.
Подведение 8. Подведение итогов урока
(Выполнение заданий на закрепление изученного
материала
завершение урока
итогов урока
материала. Демонстрация работ
(Учитель
задаёт
вопросы
по (К концу работы учитель выбирает (Учащиеся
изученному материалу. Подводит наиболее удачные, а также слабые демонстрируют свои обучающихся).
итоги урока).
рисунки показывает их всему классу, работы.
Учитель
разъясняя,
в
чём
их
достоинства
и
подводит
итоги
6. Задание на дом.
урока).
недостатки).

16.

Качественные характеристики уроков изобразительного искусства
«знаниевого» и «проблемно-деятельностного подходов»
Качественные
характеристики
урока
«Знаниевый» подход
Проблемно-деятельностный подход
Цель урока
Формирования предметнохудожественных знаний, умений,
навыков
Субъект - объект
Достижение обучающимися планируемых результатов: личностных,
метапредметных и предметных в ходе общения с искусством
Характер
взаимоотношений
педагога и обучающихся
Преобладающая форма
Монологическая
преподавания
Ведущие методы
Объяснительно-иллюстративный;
обучения
репродуктивный
Ведущая форма уроков
Формы работы
обучающихся
Схема обучения
Виды художественнотворческой
деятельности
Роль учителя
Субъект-субъект
Диалогическая
Наглядные методы, основанные на технических средствах обучения;
проблемный метод; метод проектов.
Репродуктивная
Индивидуальная
Урок открытия новых знаний; творческая мастерская
Индивидуальная, групповая, коллективная
Получение знаний –
воспроизведение полученных
знаний
Рисование с натуры, рисование
на темы, декоративное
рисование, беседы об искусстве.
Приобретение знаний в деятельности – воспроизведение полученных
знаний в различных видах деятельности
Транслятор предметнохудожественных знаний и
умений.
Изображение на плоскости и в объеме ; декоративная и конструктивная
работа; компьютерная графика; обсуждение работ ; подбор
иллюстративного материала; восприятие явлений действительности и
произведений искусства; прослушивание музыки и литературных
произведений
Организатор учебно-творческого взаимодействия участников
образовательного процесса; генератор учебно-творческих идей.

17.

Пример структуры и содержания
урока проблемно-деятельностного
характера по теме
«Восприятие
окружающего мира.
Рисуем улицу»

18.

1. Мотивация к учебной деятельности
Рассмотрите работу Г.Г. Нисского.
Подумайте над высказываем художника:
«В моей работе над пейзажем организация пространства
имеет колоссальное значение».
Ответьте на вопрос: «Почему художник ставит организацию
пространства в картине на первое место?»
Нисский Г.Г. «Москва. Сортировочная»

19.

2. Актуализация опорных знаний
С помощью каких правил художнику удалось
В работе художник применил правила линейной и
передать глубину и пространство в данной работе?
воздушной перспективы.
Аргументируйте свой ответ.
Нисский Г.Г. «Подмосковный пейзаж»

20.

3. Постановка учебной проблемы. Целеполагание
Рассмотрите работы итальянских художника эпохи
Возрождения (именно тогда был осуществлён переход от
Художники применили
плоскостного изображения к пространственному).
фронтальный
вид линейной
перспективы.
Какой
вид линейной перспективы
применили
художники для
передачи пространства в изображении города?
Франческо ди Джорджо Мартини «Архитектурный вид»
Пьеро Делла Франческа «Идеальный город»

21.

4. Открытие новых знаний
Художники
применили
Рассмотрите
работы художников-импрессионистов.
угловой
вид
линейной
Какой вид
линейной
перспективы
ониперспективы.
применили для передачи
пространства в изображении сельского пейзажа?
Камиль Писсарро
«Здание суда в Понтуазе»
Клод Моне
«Дома на реке Зан, Зандам»

22.

5. Открытие новых знаний
Познакомьтесь с особенностями восприятия окружающего мира
зрительным
аппаратом вблизи,
человека.
Обратите
внимание
на
Предметы,
находящиеся
человек
видит
большими.
отдалённость
объектов (голубя
и бабочки)
от видит
глаза ималенькими.
их размеры на
Предметы, находящиеся
дальше
, человек
сетчатке глаза. Сформулируйте умозаключение.
Рассмотрите репродукцию
Здания, люди,картины
кареты с лошадьми
Камиля
Писсарро
«Бульвар
по
мере отдаления
от зрителя
и
Монмартр
зимним
приближения
к точке утром».
схода
Попробуйте
сформулировать
уменьшаются.
применение
закономерности
Чем дальше предмет,
тем он
меньше
и на листе
размещается
восприятия
предметов
глазом в
выше.
работе
художника.

23.

6. Первичное закрепление новых знаний
На примере работ русского художника-импрессиониста
Коровина К. А. определите место нахождения линии
горизонта (ниже, выше или на уровне глаз) и точку зрения
художника (выше, ниже или на уровне высоты
человеческого роста)
«Париж. Бульвар Капуцинок» «Мулин Руж» (фрагмент)
«Париж. Улица Венеция»

24.

6. Самостоятельная работа. Рефлексия
Выполните зарисовки,
выбрав определённую точку зрения художника (выше
уровня высоты человеческого роста или на уровне)
Точка схода
Линия горизонта
Точка схода

25.

7. Подведение итогов урока
Выполните сравнительный анализ картин
советского художника Дайнеки А.А.,
используя понятия таблицы
сельский пейзаж
городской пейзаж
линейная
перспектива
угловой вид
воздушная
перспектива
фронтальный вид
«Вечер на даче»
линия горизонта
точка схода
точка зрения
«Москва»

26.

Таким образом, планируя урок изобразительного искусства,
учитель должен понимать, что результаты современного
предмета «Изобразительного искусства» выражаются не только
в умении создавать художественно-творческий продукт, но и
•в способности приобретать опыт самостоятельного определения
творческих целей и задач;
•в развитии мотивов и интересов художественно-творческой
деятельности;
•в формировании оценки, самооценки, критического мышления;
•в развитии умений анализа, поиска ассоциаций,
абстрагирования, нахождения художественных (изобразительных)
параллелей, выделения главного и второстепенного;
•в развитии навыков выражения своих мыслей языком
изобразительного искусства;
•в практическом использовании информационнокоммуникационных технологии;
• в «переносе» полученных способов художественно-творческой
деятельности в реалии повседневной жизни
English     Русский Правила