Похожие презентации:
Пути спасения. Василий Великий. О слове истины
1.
849. Василий Великий. О слове истины (08.02.2005 12:52)Слово истины уловляется с трудом и легко может ускользать от невнимательных. По Домостроительству
Духа,оно так сжато и кратко,что немногим означает многое,и по сокращенности удобно для удержания в
памяти. Дух Святой пребывает во всех,но собственную силу Свою обнаруживает в тех,которые чисты от
страстей. Конечно,нужна чистота в жизни для того,чтобы для преуспевания в нравственной добродетели
распознаваемо было прикровенное в Писании. Но кроме чистоты жизни,нужно и продолжительное
занятие Писанием,чтобы важность и таинственность Божия слова чрез непрестанное поучение
напечатлелись в душе.
Душа - подобие неба,потому что в ней обитает Господь; а плоть от земли,на которой обитают смертные
люди и бессловесные животные. Наше же жительство - на небесах(Флп.3,20). /Но и самое
Домостроительство принял на Себя Господь,чтобы умиротворить Кровию креста Своего и земное и
небесное(Кол.1,20)/.
853. Василий Великий. Зло есть следствие падения (10.02.2005 11:21)
Если зло не есть нечто несотворенное и не Богом сотворено,то откуда имеет свою природу? Что скажем
на сие? То,что зло не живая и одушевленная сущность,но состояние души,противоположное
добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне,
не представляй себе,что есть какая-то первородная злая природа,но каждый да признает себя самого
виновником собственного злонравия. Не ищи вовне начала тому,над чем ты сам господин,но знай,что
зло,в собственном смысле взятое,получило начало в произвольных падениях/безверия твоего - ред./.
Падшие в грех...стараются собственный свой порок передать всем и усиливаются сделать многих себе
подобными,чтобы избежать поношения,когда пороки будут общими.
...Грех в лице именитом многих поползновенных привлекает подражать тому же.
Вообще думаю,что сатана сам по себе не может ни в ком быть виновником греха,но,пользуясь иногда
естественно происходящими движениями,а иногда и запрещенными страстями,чрез них старается
небодрствующих над собой вводить в свойственные страсти дела. Пользуется же естественными
движениями,как покушался поступить с Господом,когда узнал,что Он алчет,сказав: если Ты Сын Божий,
скажи,чтобы камни сии сделались хлебами(Мф.4,3),и запрещенными страстями,как поступил с Ииудой,
заметив,что он страждет сребролюбием,вверг сребролюбца в грех предательства/и христопродавства/.
852. Василий Великий. Пути спасения (08.02.2005 14:05)
Человеколюбец Бог,пекущийся о нашем спасении,дал жизни человеческой двоякого рода направление,
то есть супружество и девство,чтобы тот,кто не в состоянии вынести подвига девства,вступал в сожитие
с женою,зная то,что потребуется от него отчет в целомудрии,святости и уподоблении тем,которые в
супружестве и при воспитании детей жили свято.
Молитвы,которые установлено совершать днем,должны быть общие и у детей и у старших,потому что у
детей чрез соревнование совершенным укореняется навык к сокрушенной молитве,и для старших
немаловажно пособие детей в молитве.
Все старание да употребит человек,чтобы душевная высота не была унижена восстанием сластолюбивых
пожеланий. Скажу кратко: если будешь владеть чревом,то станешь обитать в раю,а если не овладеешь
им,то сделаешься добычей смерти. Творить желания плоти и помыслов(Еф.2,3),по слову
Апостола,свойственно не имущему надежды(см.1Сол.4,13).
Бог,всегда сущий и не имеющий предела бытия,не допускает конца Своего бытия. А грех никогда не
существует сам по себе и не мыслится как особая сущность. Но через оскудение добра...образуется в
духовную тьму,которая,впорочем,рассеивается светом правды(потому что свет во тьме светит,Ин.1,5)и
продолжается только до конца самых неправд.
851. Василий Великий. О зависти (08.02.2005 14:04)
Другой страсти,более пагубной,чем зависть,и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит
посторонним,но первое и ближайшее зло для того,кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо,так
зависть душу,в которой живет она.
Не знаешь ли,какое зло лицемерие? И оно - плод зависти,потому что двоедушие нрава бывает в людях
по большей части от зависти,когда,скрывая в глубине ненависть,показывают наружность,прикрашенную
любовью,и подобны подобным скалам,которые причиняют неосторожным непредвиденное зло.
Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в
печалях и огорчениях. Зависть есть самый неопреодолимый род вражды. Завистливого и злонравного
еще более раздражает сделанное ему добро...он от этого еще более свирепеет и злится. И вообще
всякий вид добродетели не остается у него без такого имени,которое заимствовано от противоположного
порока. Премудр был тот,кто запрещал и вечерять у человека завистливого(Притч.23,6).