Похожие презентации:
Введение в социологию как научную дисциплину
1.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатикиКафедра социологии и психологии
己夂
善
Качество
かいぜん
КУРС «СОЦИОЛОГИЯ»
quality
ВВЕДЕНИЕ
В СОЦИОЛОГИЮ КАК НАУЧНУЮ
ДИСЦИПЛИНУ
2.
• Социология как наука, структурасоциологии
• Предмет, объект, методы
социологии
• Функции социологии
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
3. Социология как наука
Социология - наука об обществе.Социология изучает:
1) Общественные явления
2) Социальные связи
3) Социальные институты
4) Социальные отношения
Таким образом, социология – это
системный подход к изучению
общества
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
4. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ
• Предмет социологии - общие испецифические законы и закономерности
развития и функционирования исторически
определенных социальных систем,
механизмы действия и формы проявления
этих законов в деятельности личностей,
социальных групп, классов, народов.
• Объект социологии – социальная среда,
общество
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
5. Структура социологии как науки
СОЦИОЛОГИЯТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
(Общетеоретические,
фундаментальные
проблемы)
ПРИКЛАДНАЯ
(Исследование отдельных
социальных
феноменов)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
6. По масштабу социальных феноменов выделяют 3 уровня
• Макросоциология - изучает общество вцелом
• Теории среднего уровня – изучают отдельные
социальные институты
• Микросоциология – изучает малые группы
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
7. Функции социологии
• Теоретико-познавательная• Культурно-просветительная
• Мировоззренческая
• Социально-прогностическая
• Управленческая
• Социально-преобразовательная
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
8. МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
• Символический интеракционизм (Дж. Мид,Г. Блумер, Гофман)
• Структурный функционализм (Парсонс)
• Теории социального обмена (Джордж
Хоманс, Питер Блау)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
9. ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
Понятие ввел американский социологР.Мертон. Идея заключена в том, что
необходимо разрабатывать теории исходя из
ограниченных социальных явлений.
Отечественные ученые соотносили эти
теории с отраслями в социологии.
Социология культуры, социология религии,
социология труда, социология управления
и.т.д.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
10. ПРИМЕРЫ ТЕОРИЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
• Социология религии – область социологии,изучающая взаимодействие религии и
общества
• Социология культуры – область социологии,
изучающая влияние культуры на развитие
общества и наоборот.
• Социология политики – область социологии,
изучающая взаимоотношения политической
сферы с другими сферами общественной
жизни, политических институтов с другими
социальными институтами.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
11. ПРИМЕРЫ ТЕОРИЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
Социология управления - отрасль
социологического знания, изучающая
систему и процессы управления в условиях
складывающихся в обществе социальных
отношений.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
12. ПРИМЕРЫ ТЕОРИЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
• Социология массовой коммуникации область социологии, предметом которойявляются закономерности массовых
информационных процессов и деятельности
социальных институтов, производящих и
распространяющих массовую информацию.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
13. МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
• Теории социализации (Ч. Кули)• Теории бихевиоризма (Хоманс, Блау, Дж.
Болдуин)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
14. Исторические предпосылки возникновения социологии
• Социология выходит из просветительскойфилософии истории.
• Термин впервые был употреблен
Вольтером, который понимал под
«философией истории» универсальное
изобретение человеческой культуры. Позже
интерпретировал как общие принципы и
законы развития человеческих
обществ
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
15. Исторические предпосылки возникновения социологии
• Следует отметить, что философия истории –это часть философии, ее положение не
выводилось теоретически.
• В начале XIX века (30-е годы) повышается
роль эмпирических исследований.
• Таким образом встает вопрос о создании
новой науки об обществе, которая сочетала
бы в себе теорию и практику.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
16.
Огюст Конт – родоначальник социологии•Ввел термин
«социология» (1842)
•Противопоставил
новую дисциплину
философии
•Основная идея –
отделить науки от
метафизики и
теологии
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
17. Огюст Конт – основная концепция
• При изучении каждой общественной системы нужноразличать условия ее существования, законы ее
функционировании (социальная статика) и законы
ее развития и изменения (социальная динамика)
- Социальная динамика – духовное, умственное
развитие (теория прогресса)
- Социальная статика – климат, раса, средняя
продолжительность жизни (общество – как
организм)
- Выводит и закрепляет такое понятие как система.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
18.
Гербер Спенсер – эволюционная социология(английский социолог – позитивист)
• Общество –
биологический организм.
• Эволюция закономерна
• Идея естественного отбора,
родоначальник социального
дарвинизма
• Если социология хочет стать
строгой наукой, она должна
уподобиться биологии.
• Общество тождественно
биологическому организму.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
19. Герберт Спенсер – социологическая концепция.
• «Всякое общество» имеет три системыорганов:
- Поддерживающая система (обеспечивающая
производство необходимых продуктов)
- Распределяющая система (обеспечивающая
связь частей социального организма на
основе разделения труда)
- Регулирующая система (государство)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
20. Герберт Спенсер – позитивистская концепция.
• Общество необходимо рассматривать каксистему
• К общественным явлениям следует
подходить с научной позиции
• Без теории общественного развития нельзя
объяснить реального состояния общества.
• Для управления обществом необходимо
опираться на знание законов самих
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
социальных систем.
21. Марксистская социология
• Идеологическоенаправление
марксизма
• Идея общественной
формации
• Идея базиса и
надстройки
• Теория конфликтов
(борьба классов)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
22. Марксизм
• Общество – это система в основе которойлежат производство и экономические
отношения (экономический детерминизм)
• Детерминизм — (от лат. determio
определяю) философское учение об
объективной закономерной взаимосвязи и
взаимообусловленности явлений
материального и духовного мира.
• Общественное развитие – это
исторический процесс, законы которого не
зависят от сознания и воли людей
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
23.
Эмиль Дюркгейм• Первый социолог, который
дал узкую трактовку
социологической науке
• Социология должна изучать
социальную реальность.
• Элементами социальной
реальности являются
социальные факты,
совокупность которых и есть
общество. Эти социальные
факты и составляют предмет
социологии
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
24.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)• один из общепризнанных создателей социологии
как науки. В истории социологии он представлял
новую и важную главу в ее развитии. Это
обусловлено тем, что Дюркгейм практически
первым попытался теоретически обосновать и
выделить специфический предмет научного
изучения социологии - "социальную сферу".
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
25.
Георг Зиммель – формальнаясоциология
• Формальная или чистая
социология исследует
формы взаимодействия
между индивидами,
образующие общество,
отделяя их «от
содержания, в котором
живут эти формы»
• Главное понятие –
«форма»
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
26. Концепция Г. Зиммеля
• Зиммель акцентировал внимание на формахсоциального взаимодействия.
• Виды форм социального взаимодействия:
-конфликты
-конкуренция
-подчинение
-подражание
-разделение труда
Индивиды взаимодействуют друг с другом, соединяются в
общество. (т.е. обобществляются)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
27. Концепция Г. Зиммеля
• Задача социологии изучить формы«обобществления», анализировать и
классифицировать.
Классификация форм.
1) Социальные процессы (подчинение,
соревнование)
2) Социальные типы (аристократ, бедняк)
3) Социальные модели развития
(взаимодействие групп и индивидов)
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
28. Макс Вебер – бюрократическая социология
• Ввел понятие«идеальный тип»
• Конструировал идеальные
типы:
-харизматический
-патриархальный
-рациональный
Ввел понятие
«понимающая
социология»
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
29. Социальное поведение
субъективныйсоциальный
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
30. Социология экономики
Основной предмет исследований –капитализм.
Самый известный труд –
«Протестантская этика и дух
капитализма».
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
31. Питирим Александрович Сорокин
родился 23 января 1889 года в селеТурья, Вологодской губернии (ныне
Республика Коми) в семье бродячего
церковного ремесленника-реставратора.
В 1905 вступил в партию эсеров.
Приехав в Петербург, занимался на
общеобразовательных курсах.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
32.
В 1909 г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости ипоступил в Психоневрологический институт, где была
единственная в стране кафедра социологии.
С 1910 г. он начал печататься в научных журналах, таких,
как «Вестник Знания», «Вестник психологии,
криминальной антропологии и гипнотизма”.
В 1910 г. Сорокину было сделано предложение стать
по совместительству лектором по социологии в
Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
33.
• В 1922 г. опубликована работа Сорокина“Система социологии” , которая была представлена на
публичный диспут в качестве докторской диссертации.
В 1922 г. Сорокина с другими выдающимися учеными и философами
выдворили из Советской России по указанию Ленина.
В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных
колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское
гражданство.
В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском
университете.
В 1965 г. – стал президентом Американской социологической
ассоциации.
Умер 11 января 1968 г. в Уинчестере, штат Массачусетс, США.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
34. “Система социологии”
В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основныепринципы, на базе которых он предлагал создать социологию.
“Социология представляет науку,
которая изучает жизнь и
деятельность
людей, живущих в обществе себе
подобных, и результаты такой
совместной деятельности”.
• В 1919 году Сорокин создает первый в
России социологический факультет в
Петроградском университете.
“Социология изучает
общество с трех главных
точек зрения:
1) его строения и
состава
2) данных в нем
процессов или его
жизнедеятельности
3) происхождения и
развития общества и
общественной жизни
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
35.
“Задачи практическойсоциологии
ясны из самого названия” - писал
Сорокин.
“Эта дисциплина должна
быть прикладной
дисциплиной,
которая, опираясь на
законы,
сформулированные
теоретической
социологией, давала бы
человечеству возможность
управлять социальными
силами,
утилизировать их сообразно
поставленным целям”.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
36. Основные труды
"Преступление и кара, подвиг инаграда";
"Система социологии";
"Общедоступный учебник
социологии";
• "Социология революции";
• "Социальная
мобильность";
• "Современные
социологические теории";
• "Социальная и культурная
динамика";
• "Социологические теории
сегодня".
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
37. Понятие социальной мобильности
• Социальная мобильность изменение индивидом илигруппой лиц места, занимаемого в
социальной структуре, либо
перемещение из одного
социального слоя в другой.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
38.
• Термин«социальная
мобильность» был
введен в
социологию в 1927
году П.Сорокиным
Два типа
социальной
мобильности
вертикальная
горизонтальная
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
39. Вертикальная мобильность
• переход индивида или социального объектаиз одного социального слоя в другой:
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
40. Служебное повышение
профессиональная вертикальнаямобильность
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
41. Существенное улучшение благосостояния
• экономическаявертикальная
мобильность
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
42. Толкотт Парсонс
• Проанализировал подходы МаксаВебера, Георга Зиммеля, Эмиля
Дюркгейма, Парето, Алана
Маршалла, Зигмунда Фрейда.
• Разработал общую теорию действия и, в
частности, социального действия
(структурный функционализм) как
самоорганизующейся системы.
• Аналитически вычленил подсистемы
социальной структуры, культуры,
личности.
• Теория имела решающее значение для
становления социологии в качестве
академической дисциплины.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
43.
Парсонс в своих трудах стремитсясоздать единую, всеобъемлющую
теорию общества, где важнейшим
его регулятором выступает
культура с ее нормативностью и
символичностью.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
44. Эрих Фромм (1900 –1980)
• Немецкий философ,психолог, социолог
• Учился в университетах
Франкфурта, Мюнхена,
Берлина, Гейдельберга
• В 1933 эмигрировал в
США
Основоположник
«радикального
гуманизма» С 1969 по
1980 г. жил в Локарно
(Швейцария)
45. Социологические воззрение Э. Фромма
• Последователь З. Фрейда,испытывал влияние
К. Маркса.
• Э. Фромм пытался
совместить фрейдизм с
марксизмом.
• Таким образом, стремился
использовать некоторые
положения психоанализа в
объяснении социальных
явлений и процессов.
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
46. Фрейдомарксизм
• Фрейд – идея принципиальной несвободыиндивида от бессознательного.
• Маркс – идея принципиальной несвободы
индивида от экономического базиса.
• Индивидуальное сознание – лишь
проявление общественного сознания,
переформированного экономическим
и психологическим базисом.
47. «Бегство от свободы»
• Человек по своей природе существо недоброе и не злое, а свободное и обреченное
постоянно выбирать между добром и злом
• Цивилизация претендует на то, чтобы
сделать этот выбор за человека, и человек
почитает за счастье отказаться от своей
свободы:
▫ «Коммунистический тоталитаризм»?
▫ «Фашизоидный капитализм»?
▫ Какая разница?
48. Концепция Э. Фромма
Социологизм неофрейдизма заключается в том,что психологическое развитие человека зависит
от влияния окружающей среды.
Ход развития общества по Фромму объясняется с
точки зрения психологии.
«Чтобы понять динамику социального процесса,
необходимо понять динамику психологических
процессов индивида и наоборот, чтобы понять
индивида необходимо рассматривать его с
позиции того общества и культуры, которые
формируют его».
к.ф.н., доцент Ермаков В.А.
49. Социальный характер
• Это «приводной ременьэкономического базиса,
... трансцендирование
человеческой энергии в
специфической форме,
необходимой для
функционирования
конкретного общества»
50. Основные социальные характеры
• Эксплуататорский (садизм, стремлениек власти)
• Рецептивный (мазохизм, стремление к
подчинению)
• Деструктивный (агрессивность, страсть
к разрушению)
• Накопительский (страсть к обладанию)
• Рыночный (конформизм, страсть к
стандартам)
51. «Иметь или быть?»
«Некрофилы»«Биофилы»
• Влечение к мертвому,
• Влечение к живому,
больному, механическому растущему, органическому
• Разрушение
• Созидание
• Страсть к порядку,
• Спонтанность, стихийность,
контролю, подавлению
недетерминированность
• Культ разума, науки и
• Творческая самореализация
техники
• Диалогизм, эмпатия
• Монологизм
• Личностная аутентичность
• Деперсонификация
• Жажда любить, дарить,
• Консьюмеризм (жажда
делиться
обладать и потреблять)
52. Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)
• Испанский философ иэссеист, социолог
• Изучал философию в
университетах Мадрида,
Лейпцига, Берлина и
Марбурга
• Эмигрировал в
латинскую Америку,
• Во время гражданской
войны, вернулся в
Испанию в 1945
53. Концепция поколений
• Индивид, равно как и общество, естьабстракция. Реально в истории живут и
действуют ЛИЧНОСТИ (во мн.ч.),
объединенные в поколения:
▫ кумулятивные (накапливают опыт)
▫ полемические (подготавливают изменения)
▫ решительные (осуществляют изменения)
• Поколения накладываются друг на друга, но
не смешиваются
54. Масса и меньшинство
• Есть «долгосрочные» проекты, которые не«окупаются» в рамках жизни одного
поколения: религия, искусство, наука,
политика
• Они требуют «одержимости» и всегда
остаются уделом одиночек
• Человек «меньшинства» сам выбирает себе
цели и несет за это ответственность
• Массы пассивно следуют тем стандартам,
которые застали в наличии
55. «Восстание масс»
• «Особенностьнашего времени в
том и состоит, что
заурядные души, не
обманываясь насчет
собственной заурядности, безбоязненно
утверждают свое
право на нее и
навязывают ее всем
и всюду»
56. Причины «восстания»
• Скачок в росте народонаселения• Распространение идеалов Просвещения
(свобода, равенство, братство)
• Выравнивание качества жизни в результате
прогресса техники
• Качественное изменение сознания
57. Черты «человека массы»
• Довольство собой• Беспрепятственный рост жизненных
запросов
• Принципиальная неблагодарность
• Агрессивность, навязчивость
• Нетерпимость к инакомыслию
58. Концепция «прогресс-регресса»
• ХХ век – «век самодовольных недорослей»• Прогресс рождает комфорт, комфорт – лень,
лень рождает самодовольство
• «Цивилизация не данность и не держится сама
собой. Она искусственна и требует искусства и
мастерства. Если вам по вкусу ее блага, но лень
заботиться о ней, – плохи ваши дела. Не
успеете моргнуть, как окажетесь без
цивилизации.»
59. Карл Раймунд Поппер (1902-1994)
• Родился в Вене, в семьесостоятельного адвоката
• Учился в Венском
университете
• Увлекался
неопозитивизмом
• В 1937 г. эмигрировал в
Новую Зеландию
• С 1946 г. жил в Англии,
работал в Лондонской
школе экономики
60. Критический рационализм
• Рационально не то,что «выше всякой
критики», а то, что
всегда открыто для
дискуссии
• Свидетельством
истинного ученого
должна быть готовность «подставить
собственнную шею»
61. Критерий фальсифицируемости
• Для неопозитивистов критерием научностивыступала верифицируемость
(подтверждаемость)
• Однако для верификации необходим
«решающий эксперимент», а он не всегда
возможен
• Далеко не все научные гипотезы допускают
принципиальную возможность
верификации, но они по крайней мере
должны быть потенциально
фальсифицируемыми
62. «Открытое общество и его враги»
• «Открытое общество»основано на свободном
критическом мышлении
• В «закрытом обществе»
господствует политический
тоталитаризм (государство
важнее личности)
• Его идейной основой
выступает методологический
коллективизм (общее важнее
частного): Платон, Гегель,
Маркс и др.
63.
Элвин Тоффлерамериканский социолог
и футуролог. Один из авторов
концепции
«постиндустриального
общества ».
В рамках анализа процесса
социально-экономического
развития Э. Тоффлер
разработал концепцию
«Третьей волны»
64.
Основной научный вклад Э.Тоффлера заключается в
том, что он наглядно
продемонстрировал
результаты процесса
технологических
изменений и их
влияния на общество.
65. «Первая волна» соответствует сельскохозяйственной революции, которая играла важнейшую роль в истории человечества на протяжении
нескольких тысячелетий.66. Соответствующая эпохе индустриальной цивилизации «Вторая волна» возникла в XVII в. и вскоре «накрыла» собой весь мир; однако,
согласно Э. Тоффлеру, ее энергияпостепенно ослабевает. Зародившаяся в
основанной на предоставлении услуг и
использовании информационных технологий
послевоенной экономике.
67. «Третья волна» создает реальную угрозу индустриальной цивилизации, грозит уничтожить ее институты, методы и ценности. Э.
Тоффлер утверждает, чтоименно анализ динамики, порождаемой
противодействием движущих сил Второй
и Третьей волн, поможет объяснить
наиболее важные тенденции развития
современного общества.