Похожие презентации:
Античные традиции в искусстве Византии
1.
АНТИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ ВИСКУССТВЕ ВИЗАНТИИ
2.
ВИЗАНТИЯВ истории европейской, да и всей мировой культуры византийской
цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны
торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество
формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего
существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие
греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой
центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Вплоть до XIII в.
Византия по уровню развития образованности, по напряженности
духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры,
несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.
3.
ОСОБЕННОСТИВИЗАНТИЙСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
• Синтез западных и восточных элементов
при
главенстве греко-римских традиций
• Сохранение традиций античной цивилизации,
послуживших в последствии основой европейской
культуры эпохи Ренессанса
• Крепкие государственные устои, способствовавшие
сохранению светского художественного творчества
• Формирование православия, повлиявшего на
философско-богословские воззрения, на систему
христианских этических и эстетических ценностей
4.
ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИВ области живописи этот процесс связан с мозаичной
техникой, процветавшей в IV-VI вв. вплоть до ХII в. По
византийским мозаикам можно проследить этот процесс
эллинистического угасания: утрачивается
монументальность, потухает цветность, рисунок
становится более геометричным, схематичным. K XIV в.
мозаику сменяет фреска, а затем станковая икона. Но
угасание эллинистической традиции сопровождается
положительным процессом вливания искусства
переднеазиатских провинций
5.
ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛАДНОЕИСКУССТВО
• расцвет мозаики (смальта);
• высокая одухотворенность образов;
• иконопись как основная форма живописи;
• под влияние иконоборцев замена индивидуальных
образов орнаментальными мотивами,
изображениями природы, животных;
• вырабатывается строгий живописный канон в
размещении религиозных изображений;
• реставрация индивидуализации иконописных
изображений
6.
Византийской культуре былисвойственны:
• зрелищность и спиритуализм;
• эклектизм стилей и направлений;
• сакральность и культовость.
7.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕХРИСТИАНСКОГО ХРАМА ОТ
ОТЛИЧИЕ ОТ АНТИЧНОГО
(ЯЗЫЧЕСКОГО)
Античный храм
Христианский храм
Все праздники
проходят снаружи,
на площади
=>важен наружный
вид храма
Обряд совершается
внутри храма =>
важно внутреннее
убранство храма
8.
ГЛАВНЫЕ ФОРМЫВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
• Монументальная ( мозаика)
• Станковая (иконопись)
• Книжная миниатюра
9.
ВИЗАНТИЙСКАЯ МОЗАИКАМозаика — искусство составления из мелких частиц какоголибо материала единого образа или картины.
Главной техникой византийской мозаики преимущественно
был прямой мозаичный набор, при котором элементы
укладываются обратной стороной на постоянную основу.
Смальтовые композиции отличались большим разнообразием
цвета, яркостью, игрой света на поверхности.
10.
ЦЕРКОВЬ САН-АПОЛИНАРЕРАВНЕННА, НАЧАЛО 6 В.
11.
ЦЕРКОВЬ САН-ВИТАЛЕРАВЕННА
12.
СОБОРНЫЙ БАПТИСТЕРИЙРАВЕННА, 5 В.
13.
ИКОНОПИСЬ ВИЗАНТИИРазвитие жанра
изобразительного творчества
можно разделить на несколько
периодов:
• доиконоборческая эпоха;
• иконоборство;
• постиконоборческий период.
14.
ИКОНА «ЛЕСТВИЦА»КОНЕЦ XII ВЕКА. МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ,
СИНАЙ
15.
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРАКнижная миниатюра является важной отраслью
византийского искусства. В идейном, стилистическом и сюжетном
плане она прошла те же этапы развития, что и монументальная
живопись и иконопись.
Византия унаследовала от античности особую любовь к книге.
До IX в. в империи господствовало унциальное письмо с
крупными буквами, оно употреблялось для создания роскошных
кодексов.
16.
ИКОНОБОРЦЫ ИОАНН ГРАММАТИК И ЕПИСКОПАНТОНИЙ СИЛЕЙСКИЙ. ХЛУДОВСКАЯ ПСАЛТЫРЬ.
ВИЗАНТИЯ, ОРИЕНТИРОВОЧНО 850 ГОД
17.
УНЦИАЛЬНОЕ ИМИНУСКУЛЬНОЕ ПИСЬМО
В истории византийского книжного письма можно выделить
два периода: ранний, характеризующийся преобладанием
унциала, и начинающийся с IX в. «минускульный» .
Унциальное письмо возникло, когда писчий материал,
папирус, был дешевым. Оно крупное, четкое, со сравнительно
небольшим числом сокращений. Буквы поставлены обособленно
и почти все они одинаковой высоты: они словно размещаются
между двух мысленных линеек.
В основе каждой из букв (за редким исключением) лежит
один из трех элементов: квадрат, круг или равнобедренный
треугольник, так что диаметр круга и высота треугольника
равняются стороне квадрата. Слова унциального текста не
разделены, надстрочные знаки (ударение и так называемое
придыхание) отсутствуют.
18.
МИНУСКУЛЬНОЕ ПИСЬМОВ минускульном письме буквы мельче и связаны между
собой, что, по- видимому, вызвано переходом к пергамену,
более дорогому материалу.
Чтобы экономные формы письма не отразились на ясности,
буквы минускула строят более разнообразными способами, чем
унциальные: их располагают на мысленной четырехлинейной
сетке так, чтобы тело минускульной буквы помещалось между
двумя внутренними линейками, а разнообразные «дополнения»
— дуги, петли, хвосты — выбрасывались вверх и вниз.
К тому же минускульному письму свойственно применение
надстрочных знаков, сокращений и лигатур — устойчивых
«связанных» сочетаний двух или нескольких букв.
19.
РУКОПИСНАЯ КНИГАВ ВИЗАНТИИ