Искусство Византии
9.67M
Категория: ИсторияИстория

Искусство Византии

1. Искусство Византии

2.

3.

Византийская культура складывалась
под влиянием римских, греческих и
восточных эллинистических традиций
и
оформилась как христианская,
сохранившая неизменный интерес к
изображению человека.

4.

Культура Византии оказала большое
влияние на соседние страны (Болгария,
Сербия, Русь, Армения, Грузия и др.)
в областях литературы,
изобразительного искусства,
религиозных верований и др.
Велика была роль Византии в
сохранении античного наследия и
передаче его в Италию накануне
Возрождения.

5.

Архитектура, как и другие виды
искусства, отталкивалась от греческих
традиций.
Но уже в 4 в. возникли новые типы
храмов, принципиально отличавшиеся от
своих античных предшественников, церковные базилики и центричные
купольные здания, главным образом
баптистерии (базилика св. Дмитрия в
Салониках,5 в. и др.).

6.

Базилика Св. Дмитрия в Салониках. Греция.

7.

Эти постройки отличались
скупостью и простотой наружного
облика и в то же время богатством и
великолепием интерьеров, связанных
с нуждами христианского
богослужения.

8.

Христианские
храмы произошли
от римской
базилики
(прямоугольное
здание,
разделенное
внутри рядами
колонн на
продольные части
- нефы).

9.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе –
пример центрально-купольной конструкции.

10.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе

11.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Интерьер.

12.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе. Интерьер.

13.

Церковь Сан - Витале в Равенне.

14.

зодчие главное
внимание уделяли
интерьеру церкви.
Потому, что здесь,
в подобии царства
небесного,
большую часть
жизни в молитвах
проводили
не только монахи,
но и миряне.

15.

16.

Особо значительную роль в искусстве
Византии играла живопись, прежде всего
монументальная - мозаика и фреска, а со
временем и икона.
Центральное место в искусстве занимало
изображение человека. Греческие традиции
сохранились в передаче анатомии, в
драпировках.
Однако, главное внимание художники
уделяли духовному, внутреннему образу
человека, восходящему к божественному
прототипу.

17.

Мозаика алтаря церкви Сан- Витале в Равенне.

18.

Убранство внутренней части храма подчинялось
строгим правилам, установленным церковью.
Сразу за порогом храма узоры мраморного пола
уводили взгляд к полукруглой восточной стене, где
обычно изображалась богоматерь с младенцем в
пурпурном покрывале и темно-синих одеждах на
золотом фоне. Она воплощала идею жертвенного
материнства.
В центре купола изображался темнобородый
Христос Вседержитель. Он, суровый, не знающий
снисхождения, смотрит на каждого и каждому
воздает по делам.
В куполе бога окружали архангелы - небесные
воины-хранители в одежде унизанной жемчугом.

19.

Роспись купола церкви Сан- Витале в Равенне

20.

Под архангелами в подкупольном барабане
располагались фигуры апостолов - учеников Христа,
выполненные в нежно-зеленых, светло-голубых,
розовых, жемчужных и пепельных тонах.
Фигуры апостолов обычно помещались между окон
(учение - свет, апостолы распространяли учение
Христа).
На парусах, на которых покоится купол, изображались
4 евангелиста Марк, Матфей, Лука, Иоанн.
Столбы под куполом украшались изображениями
святых мучеников, пострадавших за веру и Христа
(опора мироздания).

21.

Интерьер церкви Сан -Витале в Равенне

22.

Самой
распространенной
техникой внутреннего
убранства зданий была
мозаика, которой
украшались своды и
верхние части стен.
Нижние части стен
покрывали
разноцветными
плитами, иногда с
инкрустированной и
орнаментальной
живописью

23.

Мозаика- вид монументального
искусства,
в котором изображение собирается из
разноцветных кубиков смальты
(цветного стекла). Кубики несколько
отличались по размеру и форме,
неровность поверхности подчёркивала
оттенок цвета, создавала мерцание тона.

24.

Императрица Феодора.
Постепенно античные
традиции уступают место
средневековым.
Архитектурно-пейзажные
фоны мозаик сменяются
отвлеченно-торжественными
золотыми фонами,
изображения становятся
плоскостными и линейными,
колорит - условным:
золотой цвет обозначает
божественность, пурпур царственность (голова
Богоматери на иконах и
мозаиках покрывалась
пурпурным покрывалом),
синий - знатность.

25.

Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне.

26.

Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне. Троица.

27.

Мозаики церкви Сан- Витале в Равенне.
Выход императора Юстиниана.

28.

Христианские символы: виноград и лоза- символы
крови Христа, павлин- символ вечной жизни.

29.

Лицом архитектуры всей империи был
Константинополь, который носил название
"Новый Рим", и действительно был похож на
античный Рим с его триумфальными колоннами,
обширными площадями, с акведуками и
термами.
Город был окружен мощными
оборонительными сооружениями: кольцо
каменной стены и глубокий ров двумя концами
упирались в море.
Главные ворота были укреплены надолбами и
подъемным мостом, они же были триумфальной
аркой и назывались "Золотые ворота" - ворота,
охраняемые самим богом.

30.

Византийские христианские храмы возводились в
качестве модели небесного царства. Главным из них
считается храм святой Софии в Константинополе.

31.

София Константинопольская (532-537 гг.) трехнефная базилика с куполом, построенная
архитекторами Анфимием из Тралл и
Исидором из Милета
(неф - часть помещения, ограниченная с
одной или обоих продольных сторон
колоннами).
Храм Софии, вместе с дворцом василевса
(императора) был центром Константинополя
и считался "пупом" всего мира.

32.

Издалека, с подплывающих к Константинополю
кораблей, святая София казалась бесформенной.
По-иному она выглядела внутри.

33.

По словам византийского писателя,
каждый, "кто вошел в этот храм,
чувствует, что храм не есть дело
людского могущества и искусства,
но скорее дело самого божества,
а душа, обращаясь к небу, знает, что бог
здесь, близко и что это дом его, который
он избрал для себя".

34.

35.

36.

Неслучайно, побывав в святой Софии,
послы русского князя Владимира
приняли решение, что Русь должна
быть православной, так поразил их
храм своим внутренним убранством и
действом, проходившем в нем.

37.

38.

"Небом", к которому обращалась душа
византийца, был колоссальный купол,
поднятый на непостижимую разумом высоту.
Весь купол можно было рассмотреть со входа,
так как он выкладывался в виде перевернутой
плоской чаши.
Купол был "отрезан" от 4-х столбов барабаном с
40 окнами, и как-будто парил.
Если в Риме старались подчеркнуть
устойчивость и прочность постройки,
то в Византии старались придать впечатление
неземного, впечатление невесомости.

39.

Гордость Византии св. София была осквернена,
опустошена и разграблена рыцарямикрестоносцами в 1204 г.
А в 1453 г. в св. Софию, торжествуя победу, на
белом коне Мехмед II, дивился красоте храма и
приказал превратить его в мечеть.

40.

В 7 в. византийская церковь категорически
запретила ваяние круглой скульптуры (ведущий
вид искусства в античности), это приравнивалось
к идолопоклонству.

41.

В византийском искусстве X-XII вв.
развивается своеобразный вид станковой
живописи - икона.
Она выполнялась техникой яичной
темперы или восковыми красками
(энкаустика).
На иконе изображали Иисуса Христа,
Богоматерь, святых. Изображению и самой
иконе присваивали священное значение,
способность творить чудеса.

42.

Крупнейшим произведением этого
вида искусства является икона
столичной школы Владимирская
Богоматерь, исполненная в XII в. в
иконографическом типе "Умиление"
(младенец прижимается щекой к щеке
матери).

43.

В первоначальном
виде сохранились
только лица
Богоматери и Христа,
свидетельствующие о
наблюдательности
мастера, сумевшего
передать оттенки
человеческих чувств и
мыслей.
Икона хранится в
Третьяковской
галерее в Москве.

44.

Св.
Григорий

45.

Архангел Гавриил.
(Ангел златые
власы).
Византийская
икона. XII век.
Государственный
Русский музей

46.

Своеобразным
жанром живописи
стала и книжная
миниатюра.
Книжные
миниатюры были
замечательны по
колориту, они
переливались
яркими и чистыми
цветами - синим,
красным, зеленым
на золотом фоне.

47.

Изумительны по
тонкости
орнаментальные
заставки и
инициалы,
включающие
растительный и
геометрический
орнаменты,
фигурки птиц,
животных,
иногда людей.

48.

49.

Особо
распространенным
видом рукописных
книг являлось
Евангелие,
текст которого
начинался с
изображения
евангелиста и
сопровождался
иллюстрациями
евангельских сцен.

50.

В некоторых
наиболее
драгоценных
кодексах
встречаются
портреты
заказчиков императоров
и членов их
семей.

51.

52.

Конец презентации.
English     Русский Правила