Похожие презентации:
Искусство Фландрии XVII века
1.
Презентация преподавателя ГБПОУСКИСИГ
Серовой Татьяны Александровны по
дисциплине «История изобразительного
искусства»
на тему:
«Искусство Фландрии XVII века»
2.
• Как и в Италии, господствующим направлением воФландрии (южная часть Нидерландов) стало барокко,
однако фламандское барокко значительным образом
отличалось от итальянского: произведения фламандцев
наполнены ощущением красочного богатства мира,
стихийной мощи человека и восхищением изобилием
природы.
3.
• Фламандские художники развивали бытовой жанр, вкотором нашла отражение жизнь нидерландского
народа.
• Период расцвета фламандского барокко приходится на
первую половину XVII века.
4.
• Натюрморт в XVII веке окончательно утвердился каксамостоятельный жанр. В нем отразился интерес к
материальному миру, зародившийся еще в
нидерландской «живописи вещей» начала XV века.
5.
• Фламандские натюрморты, прославляющие красотуземного бытия, богатство плодов земли и моря,
жизнерадостны и декоративны. Полотна, крупные по
размерам, яркие по колориту, служили украшением стен
просторных дворцов фламандской знати.
6.
Питер Пауль Рубенс• Главой фламандской
школы живописи был
Питер Пауль Рубенс (1577
– 1640).
• Рубенс был живописцем,
графиком, архитектором –
декоратором,
оформителем театральных
зрелищ, талантливым
дипломатом и ученым.
7.
Венера перед зеркалом• Рубенс привил
искусству барокко
относительную
вольность нрава,
простодушную
грубоватую
чувственность, заставил
любоваться
натуральным здоровьем
и силой.
8.
Воздвижение креста• Как истинный художник
барокко, Рубенс изображал
обнаженные и
полуобнаженные тела в
сильном, возбужденном
движении и, где только
можно вводил мотивы
схватки, борьбы, погони,
напряженных физических
усилий.
• Даже в «Воздвижении
креста» происходит
напряженная схватка –
схватка людей с тяжелым
крестом, который они с
усилием поднимают вместе с
телом распятого.
9.
Венера и Адонис• В другой картине
Рубенса – «Венера и
Адонис» целомудренный
Адонис убегает от
Венеры, а амур
удерживает его за
ногу. Благодаря
присутствию на
картине «путти»
события получают
оттенок игры,
беспечного, легкого
восприятия.
10.
Портрет Изабеллы Брандт• Рубенс привлекательнее
всего в его позднем
периоде, когда меньше
пишет заказные
аллегорические композиции
и больше природу и
портреты своей молодой
жены. Судя по портретам,
Елена Фоурмен, очень
напоминала его первую
жену, Изабеллу Брандт,
которую часто писал
Рубенс.
11.
Автопортрет с Изабеллой Брандт. 160912.
Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми• Портреты Елены
принадлежат к лучшему,
что он написал.
• Знаменитый луврский
портрет Елены Фоурмен
с двумя детьми
поражает легкостью и
свежестью кисти.
13.
Портрет сына. РисунокИтальянский
карандаш, сангина.
Ок. 1620 г.
14.
Шубка• ~1638 год. Музей истории искусств, Вена, Австрия
• Вершина творчества последних лет
жизни художника — картина «Шубка».
• Возможно, художник не задавался
целью специально писать портрет
жены. Он, видимо, создан всего лишь в
перерывах, когда Елена Фоурмен
отдыхала от утомительного
позирования. Полная раскованность,
непринужденность позы и помогли
создать шедевр.
• Рубенс переживает самую счастливую
пору своей жизни, он счастлив так, как
только может быть счастлив смертный.
Рубенс писал эту картину для себя.
Предполагают, что он сам в своих
описях назвал ее «Шубка» и завещал
своей жене.
15.
Пейзаж с водопоем• В поздних работах Рубенса возникает тема величия природы
(«Ферма в Лакене», «Пейзаж с водопоем»).
16.
Крестьянский танец• Художник прекрасно предает народную стихию крестьянских
праздников («Кермеса», «Крестьянский танец»).
17.
Автопортрет• Все автопортреты Рубенса написаны
без пышности и аксессуаров,
свойственных барочным портретам,
стиль которых во многом создал и
утвердил в Европе сам художник.
• Нет в них и вульгарного
самолюбованья, скорее они —
интимные автобиографии, чем
собственное превознесение
достоинств и добродетелей
живописца.
• Особенно выделяется в этом
отношении автопортрет из коллекции
дома Рубенса в Антверпене, где все
внимание сосредоточено на
изображении лица художника, на
добром и живом выражении
красивых карих глаз
• Образы Рубенса самобытны, полны
мощи и духовной силы. Его
творчество повлияло на развитие
западно – европейской живописи.
18.
Антонис ван Дейк• Младшим современником
Рубенса и его талантливым
учеником был Антонис Ван
Дейк (1599 – 1641),
прославившийся как блестящий
автор парадных портретов.
• Он подолгу работал в Италии,
Англии и создал особый тип
реалистического портрета,
облагораживающего модель
художник придавал большое
значение выражению лица,
жестам рук.
19.
Портрет Генриэтты – Марии жены Карла I• Его герои – светские люди с
тонкими чертами лица, с
налетом меланхолии и
мечтательности. Они изящны,
уверенны, интеллектуальны.
• Наиболее значительные
произведения Ван Дейка –
«Мужской портрет» (1620),
портреты Марии Луизы де
Тассис (1627 – 1632),
английского короля Карла I
(1635), автопортреты.
20.
Автопортрет, 1623• Ван Дейк был хорош
собой, именно таким
он предстает перед
нами на
автопортрете в
Эрмитаже. Очень
хорош и сам портрет
в благородной гамме
серого и золотистого.
21.
Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон• Последние 10 лет жизни Ван Дейк
провел в Англии при дворе Карла 1,
там было написано большое
количество портретов.
• Особенно удавались Ван Дейку
портреты детей английской знати.
Художник с любовью передавал их
обаяние, непосредственность,
забавную важность («Портрет
Филадельфии и Елизаветы
Уортон», «Джорж и Френсис
Вильерсы», «Пятеро детей Карла I»
и др.).
22.
Лорд Джон Стюарт и его брат, лорд Бернард Стюарт• Разработанный Ван
Дейком тип
аристократического
портрета оказал
значительное влияние
на дальнейшее развитие
английской и
европейской живописи.
23.
Якоб Йорданс• Якоб Йорданс (1593 –
1678) писал портреты,
алтарные образы,
картины на
мифологические темы.
• Художник создал
галерею характерных
народных типов.
24.
Портрет молодых супругов, 162025.
Портрет дочери, 163526.
Поклонение пастухов, 161527.
Выбор Париса28.
• Своих героев Йорданс находил в деревнях и ремесленных кварталахгорода. В них он подмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности
жизнью. Художник запечатлел их грубые лица, крупные массивные фигуры,
своеобразные нравы и обычаи.
29.
Сатир в гостях укрестьянина
• У Йорданса два
любимых сюжета –
«Сатир в гостях у
крестьянина» и
«Король пьет»: он
писал их много раз в
разных вариантах.
30.
Король пьёт• «Король пьет» традиционный фламандский
праздник «бобового
короля»: в короли
выбирают того, кому
достанется боб, запеченный
в пироге. Тут пирушка в
разгаре, все усиленно
потчуют «короля»,
убеленный сединами.
Пьяный, в короне, он хоть
и не настоящий король,
придает ироничную
сказочность зрелищу
разгула.
• Движение пронизывает
группу и как бы
вырывается за пределы
рамы, вовлекая зрителя в
бурную пирушку. Форма
лепится тонкими
переходами света к
полупрозрачным теням.
31.
Франс Снейдерс• Франс Снейдерс
(1579 – 1657) был
крупным мастером
монументального
декоративного
натюрморта из
даров природы и
«охотничьих сцен».
• Портрет Франса
Снейдерса с женой.
32.
• «Его натюрморты – это сказочное изобилие различной снеди. Всепространство полотна заполняют сочные фрукты, овощи, битая птица,
олени, кабаны, морские и речные рыбы. Контрастные цветовые
сочетания, разнообразные фактуры выделяют декоративные качества
натуры.
33.
Корзина фруктов34.
Натюрморт с лебедем• Щедрые дары ярким пятном выделяются на
нейтральном фоне. Преувеличенные в масштабах
предметы кажутся наделенными необычайной
жизненной силой («Натюрморт с лебедем»).
35.
Натюрморт• Краски, формы ласкают взор и славят изобилие Фландрии
(«Фруктовая лавка». «Мясная лавка»).
36.
Вопросы для повторения• Господствующее направление в искусстве Фландрии XVII века.
• Какие черты характерны для фламандского барокко?
• Какой новый жанр утвердился во Фландрии как самостоятельный?
• Какого художника мы можем назвать «главой фламандской школы
живописи»?
• В каких сферах раскрылись таланты Рубенса?
• Какие особенные черты привил искусству барокко Рубенс?
• Какой была тематика его произведений?
• Приведите примеры живописных работ Рубенса.
• Дайте подробное описание одной из его картин.
• Что характерно для позднего творчества Рубенса?
• Каково значение творчества Рубенса для дальнейшего развития живописи?
• Каков вклад Антониса ван Дейка в развитие живописи?
• В каком направлении развивалось творчество Якоба Йорданса?
• Каково значение творчества Франса Снейдерса для развития
изобразительного искусства?