Похожие презентации:
Легенды и мифы Казахского народа
1.
Легенды и мифыКазахского народа
СДЕЛАЛИ: СЕРІК.М.
КОСТЫРКО.А
ПРОВЕРИЛА: АНАФИНА.А
ГРУППА: ИС-22-2-2
2.
Легенда об Кабанбай батырВ 1691 году в с. Жарбулак Урджарского района, в семье Кожагула родился мальчик,
которого назвали Ерасыл – «благородный».
Еще подростком он опередил в физическом развитии многих своих сверстников и
получил прозвище Нарбала, то есть «рослый юнец». В казахские земли вторглись
джунгары, и в битве за озеро Алаколь и высоту Барлык, что на южной стороне
Тарбагатайских гор, погиб отец Ерасыла храбрый Кожагул. А следом от рук вражеского
батыра Уольже пал и старший брат Есентай.
Недруг надругался над мертвым телом Есентая, и Ерасыл поклялся отомстить.
Возмездие свершилось быстро. Пробравшись в стан неприятеля, под видом
джунгарского воина и дождавшись полночи, юный мститель вонзил кинжал в сердце
оторопевшего от неожиданности чужеземца…
Сбив со следа погоню, джигит домчался на рассвете до аула своего деверя Бердаулета
и спустя пару дней именно здесь, на берегу Зайсана, совершил подвиг, убив копьем
напавших на людей и табун вепрей, после которого его, Ерасыла, прозванного Нарбалой,
народ начинает звать, не иначе как Кабанбай.
3.
Легенда о происхождении названияреки Иртыш
О происхождении названия Иртыш есть такая легенда.
Правитель одного из ногайских народов умер, и ему наследовали два сына. Старший
сын оказался сильнее, захватил страну, а младшего назначил принцем-шадом.
Шад очень сильно завидовал старшему брату, и однажды совершил покушение на его
жизнь. Покушение не удалось, и младший брат бежал, прихватив с собой одну из
женщин-рабынь.
Долго они скитались по степи, пока не дошли до многоводной реки, в которой было
много рыбы, а в лесах вокруг много дичи. Здесь они расположились, добывая себе пищу
охотой.
Через некоторое время слухи об удачливом охотнике дошли до их дальних
родственников из числа ногаев, и к Шаду присоединились семь человек, которых звали
Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад.
Шад был свободным человеком, а эти семеро служили на своих хозяев-гуннов, пасли их
скот. Скота было так много, что животные съели всю траву, и табунщики перешли на ту
сторону реки, где обитал Шад со своим семейством.
Когда мужчины подъехапли к дому Шада, женщина вышла им навстречу и сказала: «Ер,
тус!» «Остановитесь, люди, если вы пришли с миром!» Так река получила свое название,
«Ертис», в написании на русском языке «Иртыш»
4.
Легенда о реке АлкабекРека Алкабек является притоком Иртыша, о ней тоже народ сложил легенду.
Давным-давно, когда в утреннем небе всходило 7 солнц, и не было на земле холода, жили в этих краях
девушка Уласты и юноша Алкабек. Славилась красотой Уласты. Восхищались люди ее легкой походкой.
Говорили: она ходит так, что даже трава не мнется под ногами. Про Алкабека ходила молва как о
смелом, решительном джигите.
Однажды, случайно на цветущем лугу, где чабан Алкабек пас отару овец, девушка и юноша
встретились. Статный, величавый джигит покорил сердце гордой Уласты.
Но Алкабек не заметил ее любви. Долго таила Уласты свое чувство. Когда наступила весна и долина
расцвела в ласковых лучах семи солнц, дрогнуло сердце прекрасной девушки. Решилась она
открыться возлюбленному. Поднялась в горы Уласты, протянула юноше алый цветок – пламенный
символ любви.
Только отказался джигит от девичьего дара. Он отвернулся и ушел, ни разу не оглянувшись на
опечаленную девушку.
Взмахнула тогда руками красавица Уласты и взлетела в воздух, превратившись в птицу – золотистую
щурку. А не принявший ее любви Алкабек обернулся холодной рекой.
Улетела прочь в далекие края за высокие горы птица. Но каждую весну золотистая щурка
возвращается сюда.
Говорят, это гордая красавица Уласты появляется, чтобы бросить хотя бы один взгляд на любимого
Алкабека.
5.
Легенда о реке Катунь и гореБабырган
Катунь, дочь старика Алтая, покинула дом и
побежала на север к красавцу Бию. Вдогонку за ней
отправился богатырь Бобырган. Когда он увидел, что
опоздал – Катунь и Бий соединились, то упал и
превратился в скалу – последнюю гору Северного
Алтая.
6.
Легенда о происхождении названиягорода ҮРЖАР
Если первые нашествия джунгар начались с Тарбагатая, с окрестностей Урджарского
края, то и решающая битва так же была здесь.
Но в период Джунгарского насшествия в течение 123 лет во время правления
джунгар, многие оставшиеся казахские деревни сосуществовали с джунгарами. Были
переняты традиции и язык.
В исторической книге написанной Шапырашты Казыбеком в 1776 году написано, что
нет калмака не владеющего казахским языком и нет казаха не владеющим калмакским
языком. Название Урджар вытекает из этих последствий.
В низовьях реки Урджарки, по берегу реки Сарбулак до вливания в озеро Алаколь
растут деревья разных видов, высокие тополя, карагайники, березы, туранга. Удивляет
то, что ветви этих деревьев обильно покрыты гнездами разных птиц. Берега рек в
крутых обрывах, ярах. В них может скрыться конный всадник. Склоны яра покрыты
гнездами птиц. По-монгольски слово гнездо означает «ҮҮР». Постепенно одна Ү
вытесняется и остается ҮРЖАР, т.е. яр покрытый гнездами.
7.
Легенда о Змеиной гореПодхватил пастух свою невесту на руки, стал подниматься на
вершину, а хан не спускает с них глаз, внимательно наблюдает, как
он пытается достичь своей цели. Труден путь в гору, юноша уже
теряет последние силы. Вот-вот коснется земли его невеста и
превратится в змею, которых вокруг видимо – невидимо
8.
Великан, пытавшийся перегородитьреку Иртыш
В давние времена жил на свете Великан. И было у него два сына.
Младший сын как-то купался в реке Иртыш и утонул. Сколько ни искал его Великан,
не смог найти.
Разозлился Великан на безжалостную реку, Решил ее перегородить, чтобы не текла
она дальше. Чтобы перегородить Иртыш, Великану понадобилась гора. И за этой
горой Великан и его старший сын пошли в горы Тарбагатая.
Взяли они гору, которая называлась Толагай, подняли ее на плечи и понесли.
Вечером дошли они до горы Колба и решили там переночевать.
Перед сном отец сказал сыну: «Не встречайся с женой, проведи ночь в
одиночестве, а то у тебя не хватит сил на завтра тащить гору». Но не послушался
сын отца, нарушил запрет.
На следующий день Великан и его старший сын взвалили на плечи гору Толагай и
понесли ее, но у сына не хватило сил, и они не смогли дотащить гору до Иртыша. И
осталась гора Толагай лежать рядом с горой Калба.