1.01M

Тенденции новейшего психологизма в прозе – метемпсихоз или "воскрешение человека". Лекция №21

1.

Лекция № 21
Тенденции новейшего
психологизма в прозе –
метемпсихоз или
"воскрешение человека".

2.

План лекции:
1.Новейший психологизм в
прозе
2.Понятие метемпсихози или
«воскрешение человека»
3.Произведения с новыми
тенденциями в СЛП

3.

В литературоведении принято различать
понятия «психологизм» и «психологический
анализ». Психологизм - это родовой признак
искусства слова, главным предметом
которого является человек, На определенном
этапе развития литературы психологизм
становится сознательным и определяющим
эстетическим принципом. Психологический
анализ - это утонченная форма погружения в
психологию личности, одно из
существеннейших качеств подлинного
художественного таланта.

4.

М.М.Бахтин в свое время выделил
два магистральных направления в
построении характера
литературного героя:
классический и романтический1.
Классический характер проявляет
в индивидуальном
общечеловеческое, родовое. он
созидается как судьба. Его
основой является онтологический
детерминизм. Романтический
характер, по Бахтину, самочинен и
инициативен, он средоточие
неисчерпаемых индивидуальных
возможностей личности.

5.

В литературе XX века исследование
психологии личности интенсивно
заявляет себя в форме «потока
сознания», раскрывающей
человеческую сущность, неявность,
закрытость. Форма «потока
сознания» - это попытка не
рассказать о внутреннем мире
человека, а непосредственно
показать его, предъявить, описать.
Арсенал средств изображения
человека растет: наряду с авторским
психологическим повествованием,
описанием впечатлений героя от
окружающего, развернутыми
характеристиками его переживаний.

6.

В. Есина, “литературный психологизм – это
художественная форма, воплощающая идейнонравственные искания героев, форма, в
которой литература осваивает становление
человеческого характера, мировоззренческих
основ личности.

7.

Психологизм, таким
образом, представляет
собой стилевое единство,
систему средств и приемов,
направленных на полное,
глубокое и детальное
раскрытие внутреннего
мира героев. В этом смысле
говорят о «психологическом
романе», «психологической
драме», «психологической
литературе» и о «писателепсихологе».

8.

Природа литературы как временного
искусства также позволяет ей осуществлять
психологическое изображение в адекватной
форме, поскольку внутренняя жизнь
человека — это в большинстве случаев
процесс, движение. Сочетание этих
особенностей дает литературе поистине уникальные возможности в изображении
внутреннего мира. Литература — наиболее
психологичное из искусств, не считая, может
быть, синтетического искусства кино,
которое, впрочем, тоже пользуется литературным сценарием.

9.

Каждый род литературы имеет свои возможности для раскрытия
внутреннего мира человека. Так, в лирике психологизм носит экспрессивный характер; в ней, как правило, невозможен «взгляд со стороны»
на душевную жизнь человека.
психологизма в драматургии, поскольку главным способом
воспроизведения внутреннего мира в ней
являются монологи действующих лиц, во многом сходные с
лирическими высказываниями.
Для того чтобы в литературе возник психологизм,
необходим достаточно высокий уровень развития
культуры общества в целом, но, главное, нужно,
чтобы в этой культуре неповторимая человеческая
личность осознавалась как ценность.

10.

Существуют три основные формы психологического
изображения, к которым сводятся в конечном счете
все конкретные приемы воспроизведения
внутреннего мира. Назовем первую форму
психологического
изображения прямой, а вторую косвенной, поскольк
у она передает внутренний мир героя не
непосредственно, а через внешние симптомы. О
первой форме речь впереди, а пока приведем
пример второй, косвенной формы психологического
изображения, которая особенно широко
использовалась в литературе на ранних стадиях
развития:

11.

Обсуждение проблем
современного литературного
психологизма предполагает
сравнение с предшествующим
художественным,
историческим,
экзистенциальным опытом и
потому неизбежно возвращает
к идее антропоцентризма и
гуманизма, но без
прекраснодушной риторики.

12.

Очевидно, что вершинные достижения в
изображении «диалектики души» были
обусловлены аксиологией человечности,
христианской идеей любви как
преображения, спасения и проникновения
в другое сознание, приобщения к чужому
через отречение от самоценного «я»,
расширения природных пределов и
культурных границ самости до
ментального приятия иного и понимания
другого «я» через сочувствие.

13.

Столь же очевидно, что
антропологическая катастрофа ХХ в.,
как и расцвет естественных наук,
подорвали гуманистическую
аксиоматику, и психологизм,
обусловленный реальным опытом, а
не верой в чудо человеческой
природы, рисует существенно
упрощённый образ человека и
системы общественных отношений.

14.

Задача современного психологизма решение проблемы антропологического
масштаба: это реабилитация человека
после развенчания.

15.

Это требует поиска убедительных
оснований для оправдания и предполагает
масштабную личность художника, его
особый духовный потенциал.
Религиозномифологическое представление о перевоплоще
нии души после смерти тела в новое тело какого
-либо растения, животного, человека, божества.
► У ней была своя странная религия метемпси
хозы. // Лев Толстой. Анна Каренина //

16.

17.

Идеи вечного возвращения нашли свое
выражение в творчестве самых разных поэтов
и писателей: В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф.
Сологуба, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, В.
Хлебникова, В. Маяковского. Философия
Серебряного века также уделяет должное
внимание данной идее. осский в своей
философской концепции «мистического
эмпиризма» считает, что смерть – это лишь
расторжение союза между главным
субстанциональным деятелем и его
подчиненными.
Роман Л. Петрушевской «Номер Один»

18.

Исследование отношений сознания и
реальности у В. Пелевина остаётся в
рамках привычной коллизии манипулятивности первого и фиктивности
второго, и, несмотря на разнообразие
сюжетов и остроумие повествовательных
ходов, игра ума демонстрирует
механистичность сюрреалистического
гротеска.

19.

Основная литература
1.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литературы.
Пособие для студ.высш.учеб.заведений: В 2 т. - М.: Издательский центр
«Академия», 2003.
2.История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Под
редакцией Кормилова С. И. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. - 480с.
3.История русской литературы XX века: в 2 ч.: учебник для бакалавров / под
общ. ред. В.В. Агеносова. - М.: Юрайт, 2013.
Дополнительная литература
Апухтина В. Современная советская проза. 60 – 70-е годы. М., 1984.
Белая Г. Закономерности стилевого развития советской поэзии двадцатых
годов. М., 1979.
Бочаров А. Литература и время. Из творческого опыта прозы 60 – 80-х годов.
М., 1989.
Зайцев В. Идеи гуманизма в русской литературе ХХ века: 20 – 90-е гг. М.,
1994.
Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин,
Ремизов, Шмелев. М., 1991.
История русской литературы. В 4-х тт. Т. 4. Литература конца ХIX – начала
ХХ века. Л., 1984.
Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.
Ресурсы Интернет
1. www.lib.aldebaran.ru.
2. www.fictionbook.ru.
English     Русский Правила