164.00K
Категории: ЛитератураЛитература ИсторияИстория

Реализм. Литературные группы 1920-х годов

1.

Реализм.
Литературные группы
1920-х годов

2.

Направления развития
реализма
Реализм (от лат. realis – вещественный,
действительный), как
художественный, так и философский, –
есть точка зрения реальности и
утверждает наличное бытие
действительности, лежащей вне
сознания познающего объекта.

3.

Направления развития
реализма
Реализм создает иллюзии реальности, для
чего писателями чаще всего использовались
(но не только) формы самой жизни, которые в
модернизме осознавались лишь как прием,
сопровождаемый всякого рода
деформациями, а не как репрезентация самой
действительности. Внося существенные
коррективы в практику художества как
мимезиса, реализм и на новом этапе своего
развития остался верен ему как творческому
принципу. Для реализма оставалась и
остается важнейшей такая категория, как
«жизненная правда».

4.

Направления развития
реализма
Смена художественной парадигмы
(отказ от мимезиса), интенсивное
развитие модернистских течений, их
активная борьба за первенство в
литературной жизни не умалили роли
реализма, который и в ХХ в., особенно
в прозе, остался важнейшим
литературным направлением.

5.

Направления развития
реализма
Поздний Толстой, автор «Хаджи-Мурата» и
«Дьявола»; Чехов, Короленко, Бунин, Куприн,
Зайцев, А. Толстой, Горький, Серафимович,
Сергеев-Ценский и др. представляли мощное
реалистическое крыло русской литературы
начала века.
А в 1920-е гг. она обогатилась именами
Шолохова, Булгакова, Фадеева, Леонова и
многих других своеобразных художников,
творческой доминантой которых оставался
реализм, хотя он и определялся такими
эпитетами, как фантастический,
символический, романтический и т.д.

6.

Направления развития
реализма
В отличие от модернистских течений,
заявлявших о себе шумными
манифестами, писатели-реалисты
рассматриваемого периода не
декларировали своих принципов столь
активно.

7.

Направления развития
реализма
Выступая против модернизма, реалисты
тем самым отстаивали реалистическую
позицию и подчеркивали свою верность
идеалам русской классики, ее
гражданственности и народности,
противопоставляемой ими
«мелкотемью» и «безнравственности»
декадентской литературы.
Принципы реалистов, единственно
верные, как они утверждали, уходили
истоками в золотой век русской
литературы.

8.

Направления развития
реализма
«Как человек, как личность писатель
русский… был честный боец,
великомученик правды ради… Всю жизнь
свою он тратил на жаркую проповедь..,
будил внимание к народу своему.
Что говорил, чему учил старый писатель?
Верь в свой народ, создавший могучий
русский язык, верь в его творческие
силы. Помогай ему подниматься с колен,
иди к нему, иди с ним…»

9.

Направления развития
реализма
Постепенно сложились и свои
организационные формы участия писателейреалистов в литературной жизни. Широкую
известность получила «Среда» («Московская
литературная среда») – литературный
кружок, действовавший с 1899 г.272 Его
участники собирались на телешовской
квартире в Москве и объединили писателей
реалистического направления. В них
участвовали Горький, Бунин, Куприн,
Андреев, Серафимович, Скиталец, Вересаев и
др.

10.

Направления развития
реализма
С 1904 г. Горький вместе с Пятницким
начинают издавать сборники «Знания»,
которые воспринимались как средоточение
основных сил демократического лагеря
русской литературы. Широкая литературная
программа, материальные условия,
созданные «Знанием» в короткий срок
привлекли в это издательство значительный
круг писателей. Среди них были Бунин,
Серафимович, Андреев, Вересаев, Шмелев,
Гусев-Оренбургский, Скиталец. Их шутливо
называли «созвездием Большого Максима».

11.

Направления развития
реализма
С 1907 г. конкурентом «Знания»
становится «Шиповник», для
сборников которого была характерна
модернистская ориентация. Тем не
менее многие сотрудники «Знания»,
переживавшего кризис, там
печатались. Не был исключением и
Бунин, хотя он, будучи своеобразным
знаньевцем, изменил свой творческий
облик не столь явно, как другие.

12.

Направления развития
реализма
Реализм поддерживала и марксистская
критика – Г. Плеханов, Н. Ленин, А.
Луначарский, В. Воровский. С утверждением и
пропагандой реализма была связана позиция
ряда изданий и издательств, и в этом
процессе ведущей стала фигура Горького.
Складывались и определенные
организационные формы: реалисты тяготели
к петербургскому журналу «Жизнь» (1897–
1901), в нем печатались М. Горький, А.
Серафимович, И. Бунин, А. Куприн, Л.
Андреев, С. Скиталец, Е. Чириков и др.

13.

Новаторство реализма XX века
В. Келдыш в книге «Русский реализм
начала ХХ века» раскрыл новые
качества реализма: отход от жесткой
детерминистской концепции, смена
основного субъекта активности –
появление героя массы, изменения в
трактовке традиционных тем –
крестьянского, провинциального,
городского быта.

14.

Новаторство реализма XX века
В. Келдыш определял реализм как искусство,
передающее ощущение нового исторического
времени, глубоких общественных разломов.
Новый реализм показал высвобождение
активных начал человеческой жизни из-под
диктата гнетущих социальных обстоятельств,
и традиционные социальные вопросы «Кто
виноват?» и «Что делать?» сменялись
философскими раздумьями о духе и бытии, о
вечности и ценности мгновений жизни, об
ответственности личности за все
окружающее.

15.

Новаторство реализма XX века
В русском реализме рассматриваемого
периода шли далеко не простые
процессы познания реальности:
разочарование в народничестве,
толстовстве, ощущение бездорожья в
эпоху порубежья заставляли интенсивно
переосмысливать духовные и
эстетические завоевания прошлого
опыта. Это был уже качественно другой
реализм. Так, в прозе начала ХХ в. нет
эпически глобальной картины мира.

16.

Новаторство реализма XX века
Писателей-реалистов
рассматриваемого периода отличает
активный поиск философскоэстетического синтеза, стремление
стать над идеологией в поисках
глубинной (универсальной)
всечеловеческой сущности.

17.

Новаторство реализма XX века
Емкую характеристику принципиальной
новизны реализма ХХ в. дал М. Бахтин:
«В современной литературе произошел
сдвиг: в ней нет разделения судьбы и
переживаний, противопоставления
окружающей среды и психологии героя,
что так нравилось старым критикам.
Психологическое, внутреннее теряет
свое отграничение от внешнего мира,
переживание находит свое выражение во
внешнем».

18.

Новаторство реализма XX века
В реализме начала ХХ в. В.А. Келдыш
четко выделяет два течения.
Первое раскрывает историю через
быт, развиваясь в русле
«социологического реализма». В нем
пока преобладает фактор социальной
причинности.
Второе определяется формулой
«бытие через быт» и его нередко
называют неореализмом.

19.

Неореализм
Своеобразие неореализма проявилось
в ослаблении роли сюжета,
эскизности, незавершенности
повествования, открытости финала.
Художественная реальность в новом
реализме предстает как единый поток
вне строгого сюжетного каркаса с
обязательностью всех его элементов.

20.

Неореализм
Бунинский хронотоп, даже по сравнению с
Чеховым, разрушающим традиционные
временные и пространственные границы,
определялся слиянием прошлого и настоящего,
переживанием прошлого как настоящего, что
трактуется как феноменологичность его прозы.
Видимый мир расширяется до вселенной,
реальное время – до вечности, и это становится
общим признаком реализма ХХ в. Изменения
коснулись не только специфики хронотопа, но и
отношений автора и героя, выраженных наличием
двух несовпадающих оценочных планов. Тем
самым деформируется объективно реалистический тон повествования и структура
образов, усиливается исповедальность прозы.

21.

Неореализм
В реалистических сюжетах теперь
отмечаются разрушение линейного хода
действия, пропуски логических звеньев
(«скачки»), отсутствие причинноследственных связей, возрастание роли
подсознания и прапамяти, что ведет к
интуитивному постижению бытия в его
антинонимичности, наконец, нарушение
местоименного строя повествования.

22.

Неореализм
Исследователи говорят об особом
качестве психологизма писателей ХХ в.:
психологическое, внутреннее теряет свое
отграничение от внешнего мира;
переживание находит свое выражение во
внешнем.
В центр внимания писателей и критиков
выдвигается надындивидуальность
субъективных психических процессов,
слияние индивидуально неповторимого
и универсального.

23.

Неореализм
Отказываясь от полноты изображения
человеческого характера, свойственного
традиционному реализму, писатели ХХ в.
делают основным предметом
художественного изображения
индивидуальное сознание героя, на
которое и проецируются социальные
конфликты, бывшие ранее основным
предметом раздумий и поисков
художника.

24.

Неореализм
В ситуации модернизма, в полемике с
ним, реализм, несомненно,
обновлялся и испытывал
непосредственное воздействие
художественных открытий
модернистской литературы287,
осваивал ее проблематику и средства
художественной выразительности,
добиваясь слияния картин внешнего
мира с внутренним миром персонажей.

25.

Неореализм
Так, нитей, связывающих Бунина с
модернизмом, не могли не видеть даже
литературоведы 1950–1960-х гг. Его
творчество эмигрантского периода,
особенно роман «Жизнь Арсеньева»,
свидетельствовало о кардинальном
обновлении им реалистической системы.
Отныне она выражает катастрофизм
бытия, роковые переломы в частной
жизни отдельного человека.

26.

Неореализм
Искусство русского реализма начала века –
первой трети ХХ в. оказалось наиболее
многогранным в плане творческого
использования различных стилевых
тенденций.
М. Шолохов и А. Толстой продолжали
традиции эпического повествования Л.
Толстого. Имя А. Леонова прочно связывается
с традициями Ф. Достоевского.
В связи с изучением творчества М. Булгакова,
А. Леонова появляются и такие определения
реализма, как фантастический,
символический, странный.

27.

Социалистический реализм
Реализм литературы советского периода
стали определять термином
«социалистический реализм». Казалось
бы, творческий метод пролетарской
литературы должен быть рассмотрен в
ряду реалистических течений, но это был
эстетический конгломерат с явным
превалированием идеологического
подхода над эстетическими оценками
действительности.

28.

Социалистический реализм
В начале ХХ в. социалистический реализм
существовал как художественная тенденция,
никак не называемая, а подчас и не
осознаваемая. Она вызревала в романтикореалистическом художественном мире
раннего Горького, вступившего в литературу
одновременно с нарастанием рабочего
движения. В его творчестве были
многократно усилены идеологические и
эстетические поиски, характерные для его
старших современников.

29.

Социалистический реализм
Возвышенное боевое настроение
пролетариата, осознавшего якобы
предназначенную ему роль хозяина мира
и освободителя человечества, Горький
называл «героическим романтизмом
коллективизма». Отличительные
особенности социалистического
реализма проявлялись в трактовке и
художественном претворении материала,
обретшем социально- конкретные
формы.

30.

Социалистический реализм
Горький утверждал свое активное
отношение к миру, испытывал желание
его кардинально переделать. По
сравнению с литературой ХIХ в. можно
говорить о качественно новом характере
социальной активности горьковского
положительного героя. Слова Горького
«Только люди безжалостно прямые и
твердые, как мечи, – только они
пробьют» можно поставить эпиграфом к
галерее положительных героев
соцреализма.

31.

Социалистический реализм
Характерной особенностью литературы
социалистического реализма, социальнопедагогической, по определению
Горького, является ее ярко выраженное
сращение с идеологией, сакральность, а
также то, что эта литература фактически
была особой разновидностью массовой
литературы, во всяком случае выполняла
ее агитационно- социалистические
функции.

32.

Социалистический реализм
Ярко выраженная агитационность
произведений соцреализма
проявлялась и в дальнейшем – в
заметной заданности сюжета,
композиции, часто альтернативной
(свои/враги), в явной заботе автора о
доступности его художественной
проповеди, то есть некоторой
прагматичности.

33.

Социалистический реализм
Степень агитационности искусства могла быть
разной: одно дело – «Мать» Горького, другое –
стихи Д. Бедного. Разграничить уровни
агитационности можно и в поэзии одного и того
же автора – Маяковского. Луначарский в статье
«Значение искусства с коммунистической точки
зрения» предложил условное разграничение
социалистического искусства на Агитационное и
Большое. Большое – это то, которое преследует
художественную цель, не огладываясь на
читателей, не достигших необходимого
культурного уровня. Агитационное искусство
«одевает свои поучения в художественность и
делает, таким образом, эти поучения более
действенными».

34.

Социалистический реализм
Агитационную роль в воспитании
подрастающего поколения в 1920-е гг.
играли «Неделя» Либединского,
«Чапаев» Фурманова, «Железный
поток» Серафимовича.
В 1934 г. «задача идейной переделки и
воспитания трудящихся в духе
социализма» была отражена в Уставе
Союза писателей – в определении
социалистического реализма.

35.

Социалистический реализм
Парадокс заключается в том, что при
превалировании идеологического подхода к
эстетическим оценкам действительности в
«рамках» социалистического реализма
оказывались произведения не только
реалистические, но и авангардные (яркий
пример – послеоктябрьское творчество
Маяковского).
Для кубофутуризма как искусства
авангардного также характерно неприятие
произведения как объекта чисто
эстетического переживания. Ему, напротив,
свойственно непосредственное
вмешательство в жизнь, культ физической
силы, а не духа.

36.

Социалистический реализм
При всей теоретической ориентированности
на реалистические традиции и ожесточенную
идеологическую борьбу с модернистами и
авангардистами социалистический реализм
имел в художественной практике нечто
сходное с авангардом . Его целью было
формирование общественного сознания
путем откровенного воздействия на сознание
другого, а эстетическим принципом –
утверждение идеологической природы и
специфики искусства.

37.

Литературные группы
После революции 1917 г. по всей
стране появилось множество
различных литературных групп.
Многие из них возникали и исчезали,
даже не успевая оставить после себя
какой-либо заметный след. Только в
одной Москве в 1920 г. существовало
более 30 литературных групп и
объединений.

38.

Литературные группы
Причины возникновения литературных
групп:
материальные,
активизация «устных» форм
литературы,
различные художественные и
литературные пристрастия.

39.

Литературные группы
Всероссийский Союз поэтов функционировал
в Петрограде в 1920–1922 гг. и 1924–1929 гг. и
в Москве в 1918–1929 гг. и был связан с
именами В. Каменского, В. Брюсова, Г.
Шенгели и др. К Союзу поэтов проявляли
интерес А. Блок, Н. Гумилев, И. Садофьев, Н.
Тихонов и др.
Объединяя поэтов разных направлений и
школ, Союз способствовал изданию книг,
поэтических сборников и альманахов,
устраивал литературные вечера, но в 1929 г.
ОГПУ потребовало его ликвидации.

40.

Литературные группы
Всероссийский Союз писателей возник
в 1918 г. и также имел Московское и
Петроградское отделения. В Москве
председателем Союза был Б. Зайцев.
Как вспоминает М. Осоргин, весь
разнородный состав Союза легко
объединился благодаря этому имени.
Активную роль в пору создания Союза
играл И. Шмелев.

41.

Литературные группы
Большую роль в литературной жизни
сыграл Петроградский Дом искусств
(1919–1923). Было выпущено два
одноименных альманаха, работали
литературные студии – Замятина,
Гумилева, Чуковского. Наряду с Домом
литераторов и Домом ученых он был
«кораблем», «ковчегом», спасающим
петербургскую интеллигенцию в годы
революционной разрухи.

42.

Литературные группы
СДХЛ (Союз деятелей художественной
литературы) был образован в марте 1918 г. в
Петрограде. В него входили М. Горький, А.
Блок, Н. Гумилев, А. Куприн, Е. Замятин, К.
Чуковский и др. Стремление помочь своим
членам материально было определяющим, но
не единственным стимулом возникновения
СДХЛ. Объединение ставило перед собой
задачи защиты деятелей художественной
литературы, помощи начинающим
художникам слова из демократической
молодежи и даже «партийного руководства».

43.

Литературные группы
Необходимо отметить старейшее Общество
любителей русской словесности (1811–1930),
среди председателей и членов которого были
почти все известные русские писатели. В ХХ
веке с ним связаны имена Л. Толстого, В.
Соловьева, В. Короленко, В. Вересаева, М.
Горького, К. Бальмонта, Д. Мережковского, В.
Брюсова, А. Белого, Вяч. Иванова, М.
Волошина, Б. Зайцева, А. Куприна, Н.
Бердяева. В 1930 г. это уникальное и активно
пропагандирующее литературную классику
общество разделило участь всех остальных
объединений и групп.

44.

Литературные группы
В преддверии Октября, символисты
примкнули к известной группе «Скифы»
(1917–1918), возглавляемой Р. ИвановымРазумником. Это были писатели разных школ
и направлений (кроме А. Белого и А. Блока в
группу входили С. Клычков, С. Есенин, П.
Орешин, А. Чапыгин, О. Форш; в сборниках
также печатались А. Ремизов, Е. Замятин, М.
Пришвин). Их объединяли вначале близость к
левым эсерам, потом – сотрудничество с
советской властью и, главное, издание
сборников «Скифы».

45.

Литературные группы
Возобновляет активную организационную
деятельность и акмеист Н. Гумилев.
Вернувшись в 1918 г. на родину, когда другие
спешно ее покидали, Гумилев открывает
студию «Звучащая раковина» при Доме
искусств, заново создает третий «Цех поэтов»
(1920–1922), куда вошли молодые литераторы
Н. Оцуп, Г. Адамович, К. Вагинов и др.,
участвует вместе с Горьким в работе
издательства «Всемирная литература»,
становится председателем Петроградского
отделения «Союза поэтов», издает свои книги.

46.

Литературные группы
В конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ (Левый
фронт искусства), куда входили В. Маяковский, Б.
Арватов, В. Каменский, Б. Пастернак, Н. Асеев, В.
Шкловский, О. Брик, С. Кирсанов, С. Третьяков, Н.
Чужак. Издавались журналы «ЛЕФ» и «Новый
ЛЕФ». К ЛЕФу были близки кинорежиссеры – С.
Эйзенштейн, Д. Вертов329. Под названием «Левый
фронт» подразумевался (кроме левизны
футуризма в целом) отход группы от правого
крыла футуризма, чуждого социальной
проблематики.
Эстетические принципы объединения изложены
Маяковским в «Письме о футуризме» и в
коллективном манифесте «За что борется ЛЕФ?»

47.

Литературные группы
Каждая область искусства, согласно
концепциям ЛЕФа, должна была осмыслить
свою технику в тех понятиях и
представлениях, которыми пользовалось
производство. Искусство должно было
раствориться в нем. Такая вульгарносоциологическая концепция ЛЕФа,
разработанная в основном Б. Арватовым
оказала влияние и на лирику Маяковского,
выступившего против «вселенского» быта за
полное растворение индивидуальных форм
жизнедеятельности людей в коллективных
формах.

48.

Литературные группы
Лефовцы выдвинули теорию «социального
заказа», идею «производственного» искусства.
Эта группа афишировала себя как «гегемона»
революционной литературы и нетерпимо
относилась к другим группам. Она, вопреки
практике футуризма, пришла к отрицанию
художественной условности, а из литературных
жанров признавала только очерк, репортаж,
лозунг; вымыслу в литературе она
противопоставляла литературу факта. Отвергая
принцип литературного обобщения, лефовцы тем
самым умаляли эстетическую, воспитательную
роль искусства.

49.

Литературные группы
Предпосылкой платформы имажинизма (от
лат. imagо – образ) были еще
дореволюционные статьи В. Шершеневича.
В мае 1918 г. заявила о себе группа
Мариенгофа в Пензе. В январе 1919 г. С.
Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В.
Шершеневич и др., именовавшие себя
«Верховным Советом Ордена имажинистов»,
выступили с изложением принципов нового,
альтернативного футуризму (это
оговаривалось специально) литературного
направления.

50.

Литературные группы
Официальной структурой,
зарегистрированной Московским советом
группы, была «Ассоциация вольнодумцев» в
Москве, образованная в сентябре 1919 г. (20
февраля 1920 г. Есенин был избран ее
председателем). Ассоциация стала выпускать
журнал с манерным названием «Гостиница
для путешествующих в прекрасном». Группа
стала хорошей творческой школой и довольно
многочисленной: в нее входили, кроме
названных, И. Грузинов, будущий известный
кинодраматург Н. Эрдман и др. В творческих
поисках участвовали художники и
композиторы.

51.

Литературные группы
«Имажинизмом» именовалась школа в
англоязычной поэзии (Т. Элиот, Д.
Лоренс, Р. Олдингтон и др.), принципами
которой были несущественность
тематики, чистая образность,
ассоциативность мышления, и точность
изображения лирического переживания.
Русские же имажинисты считали всякое
содержание в художественном
произведении таким же глупым и
бессмысленным, как наклейки из газет на
картины.

52.

Литературные группы
В началефевраля 1921 г. несколько
молодых писателей при Петербургском
Доме искусств образовали группу
«Серапионовы братья» (по названию
кружка друзей в одноименном романе Э.
Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К.
Федин, Н. Тихонов, М. Зощенко, В.
Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский. Это
были совершенно разные творческие
индивидуальности.

53.

Литературные группы
В манифесте «Почему мы Серапионовы
братья?», написанном 19-летним
студентом Л. Лунцем, подчеркивался
отказ от «тенденциозности».
Заранее предвидя неизбежный вопрос:
«С кем же вы?» Лунц отвечал: «Мы с
пустынником Серапионом». Там же он
утверждал, что искусство «без цели и без
смысла существует потому, что не может
не существовать», хотя с ним
соглашались далеко не все.

54.

Литературные группы
Группа уделяла большое внимание
многообразию творческих подходов к
теме, занимательности
сюжетостроения («Города и годы» К.
Федина), фабульному динамизму
(произведения В. Каверина и Л.
Лунца), мастерству орнаментальной и
бытовой прозы (Вс. Иванов, Н.
Никитин, М. Зощенко).

55.

Литературные группы
В конце 1923 г. вокруг редактируемого А.К.
Воронским журнала «Красная новь»
образовалась группа «Перевал» (название
было дано по статье А. Воронского «На
перевале (дела литературные)».
Первоначально в группу входили А. Веселый,
Н. Зарудин, М. Светлов, М. Голодный, а
позднее И. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин,
А. Малышкин. В отличие от многих других
групп, перевальцы подчеркивали свои связи с
лучшими традициями русской и мировой
литературы, отстаивали принципы реализма и
познавательную роль искусства, не
признавали дидактику и иллюстративность.

56.

Литературные группы
Ведущее место в литературном
процессе послеоктябрьских лет
заняла, как говорили тогда,
пролетарская литература. В 1918–1920
гг. издавались поддерживаемые
правительством журналы «Пламя»
(Петроград) и «Творчество» (Москва).

57.

Литературные группы
Наиболее активную деятельность в
первые годы революции развивали поэты
и прозаики Пролеткульта. Оформившись
19 октября 1917 г., он ставил своей целью
развитие творческой самодеятельности
пролетариата, создание новой
пролетарской культуры. После
Октябрьской революции Пролеткульт
стал самой массовой и наиболее
отвечающей революционным задачам
организацией.

58.

Литературные группы
Он объединял большую армию
профессиональных и
полупрофессиональных писателей,
вышедших главным образом из
рабочей среды. Наиболее известны М.
Герасимов, А. Гастев, В. Кириллов, В.
Александровский, критики В. Плетнев,
Вал. Полянский. Почти во всех крупных
городах страны существовали отделения
Пролеткульта и свои печатные органы:
журналы «Пролетарская культура»
(Москва), «Грядущее» (Петербург).

59.

Литературные группы
Теоретики Пролеткульта трактовали
художественное творчество как
«организацию» коллективного опыта людей в
виде «живых образов». В их выступлениях
преобладали догматические идеи об
ущербности всего личного, о превосходстве
практической деятельности над духовной.
Это была механистическая, абстрактная
теория пролетарской культуры, в которой
индивидуальность, личность – «я» –
подменялась безликим, коллективным «мы».

60.

Литературные группы
Пролеткультовцы считали необходимым
отказаться от культурного наследства, резко
противопоставляли пролетарскую культуру
всей предшествующей. Эстетическими
принципами, соответствующими психологии
рабочего класса, были объявлены
«коллективно-трудовая» точка зрения на мир,
идея «одухотворенного единства» с машиной
(«машинизм»). Привлекая и воспитывая
писателей из рабочей среды,
пролеткультовцы изолировали их от всех
других слоев общества, в том числе от
крестьянства и интеллигенции.

61.

Литературные группы
В 1920 г. группа поэтов – В.
Александровский, Г. Санников,
М. Герасимов, В. Казин, С. Обрадович, С.
Родов и др. – вышла из Пролеткульта,
образовав свою группу «Кузница»
Всероссийского Союза пролетарских
писателей (до 1922 г. издавался и журнал
«Кузница»). Этот Союз был учрежден на I
Всероссийском съезде пролетарских
писателей в Москве в октябре 1920 г. и
«Кузница» стала его ядром.

62.

Литературные группы
Начиная со второй половины 1921 г. Союз
получил название Всероссийская
ассоциация пролетарских писателей
(ВАПП).
Сохраняя верность общим теоретическим
установкам Пролеткульта, что отражено в
«Декларации пролетарских писателей
«Кузницы», «Кузница» гораздо больше
внимания уделяла поэтике; с нею связан
определенный этап советской
романтической поэзии, подкупающей
искренностью и силой чувств.

63.

Литературные группы
В 1922 г. образовались группы «Молодая
гвардия», «Октябрь», «Рабочая весна»,
«Вагранка», которые с марта 1923 г.
организационно стали входить в
Московскую АПП. Лидировала в этом
объединении группа «Октябрь» с
журналом «На посту», выдвигавшим
задачу строительства «своей классовой
культуры, а следовательно, и
художественной литературы». С
названными группами было связано
немало известных советских писателей.

64.

Литературные группы
В «Молодую гвардию» входили
комсомольские поэты А. Жаров, М.
Светлов, А. Безыменский, М.
Голодный, прозаики – М. Колосов и
начинающий М. Шолохов.

65.

Литературные группы
С «Октябрем» были связаны Д.
Фурманов, Ю. Либединский, вначале
работавший в редакции альманаха
«Молодогвардейцы».

66.

Литературные группы
Журнал «На посту» занял резко
нигилистическую позицию как по
отношению к классическому
наследию, так и к современным
непролетарским писателям –
«попутчикам» – по отношению к
которым «напостовцы» нагнетали
атмосферу межгрупповой борьбы.

67.

Литературные группы
Отстаивание пролетарской литературы
велось с вульгарно-социологических
позиций. Остроту ситуации тех лет
обнажает письмо в ЦК РКП(б),
подписанное 36 писателями, среди
которых были В. Катаев, Б. Пильняк, С.
Клычков, С. Есенин, О. Мандельштам, И.
Бабель, М. Волошин, В. Инбер, М.
Пришвин, М. Зощенко, Н. Тихонов, А.
Толстой, В. Каверин, Вс. Иванов, М.
Шагинян и другие.

68.

Литературные группы
Нужно отметить, что в 1920-е гг.
партийное руководство еще
достаточно либерально относилось к
наличию в литературе различных
организаций, направлений и
тенденций.

69.

Литературные группы
В рамках Всесоюзной ассоциации
пролетарских писателей (ВАПП) самой
мощной литературной организацией была
Российская ассоциация пролетарских
писателей (РАПП), официально
оформившаяся в январе 1925 г.
В ассоциацию входили многие крупные
писатели: А. Фадеев, А. Серафимович, Ю.
Либединский и др. Ее печатным органом стал
новый (с апреля 1926 г.) журнал «На
литературном посту», он сменил осужденный
в подтексте резолюции ЦК журнал «На
посту».

70.

Литературные группы
Первый Всесоюзный съезд пролетарских
писателей (1928) реорганизовал ВАПП.
Пролетарские ассоциации всех национальных
республик были объединены в ВОАПП, и во
главе этого Всесоюзного объединения стала
РАПП, призванная «объединить все
творческие силы рабочего класса и повести за
собою всю литературу». Но РАПП эту надежду
не оправдала и задачи не выполнила, а
зачастую действовала вразрез обозначенным
в критике задачам, насаждая дух
групповщины.

71.

Литературные группы
Рапповцы громогласно провозгласили
главным принципом своей
деятельности строгое следование
партийной линии, борьбу за
партийность литературы, за
внедрение партийной идеологии в
массы.

72.

Литературные группы
Еще в 1918 г. С. Клычков, С. Есенин и П. Орешин,
назвав себя инициативной группой крестьянских
поэтов и писателей, подали в московский
Пролеткульт заявление о необходимости
образования крестьянской секции.
Всероссийский Союз крестьянских писателей
был создан в мае 1921 г.. В уставе Союза
ставилась задача всестороннего художественного
отражения всех «бытовых, социальных,
экономических особенностей» жизни
крестьянской массы. С 1925 г. он был
переименован во Всероссийское объединение
крестьянских писателей (ВОКП). Издавал
журнал «Жернова».

73.

Литературные группы
На I Всероссийском съезде крестьянских
писателей в 1929 г., где выступали
Луначарский и Горький, говорилось о
необходимости «особого» крестьянского
писателя, идеологические устремления
которого были бы пролетарскими.
В 1931 г. ВОКП было переименовано в
организацию «пролетарско- колхозных
писателей», что соответствовало проводимой
в стране политике «раскрестьянивания». А
тем временем началось уничтожение
писателей, действительно выражавших
мировосприятие русского крестьянства.

74.

Литературные группы
Идеологический и политический
прессинг партийно- государственного
аппарата сказался и на трагической
судьбе последней по времени создания
литературной группы Обэриу, которая на
десятилетия была просто-напросто
вычеркнута из истории литературы. В нее
входили Д. Хармс, А. Введенский, Н.
Заболоцкий, Н. Олейников и др.
Название Обэриу, возникшее в конце
1927 г., расшифровывается как
Объединение Реального искусства.

75.

Литературные группы
В начале 1928 г. была написана Декларация
обэриутов, состоявшая из четырех глав:
1. Общественное лицо Обэриу.
2. Поэзия обэриутов.
3. На путях к Новому кино.
4. Театр Обэриу.
Для творческой практики, прежде всего для
поэзии обэриутов, характерны алогизм, гротеск,
«столкновение смыслов», понимаемые не только
как художественные приемы, но и как выражение
конфликтности мироуклада, как путь
«расширения» реальности, неподвластной
законам разума.

76.

Литературные группы
Литературные группы, возникшие в
крупных культурных центрах – в
Москве и Петрограде, организационно
оформляли различные тенденции
художественного развития.
«Перевалу» была свойственна
реалистическая ориентация,
«Кузнице» и комсомольским поэтам –
своеобразный неоромантизм.

77.

Литературные группы
Пролетарский реализм РАПП, при всех
полемических выпадах против
Горького, продолжал линию
горьковской «Матери» .
ЛЕФ, имажинизм в его крайнем
выражении, конструктивизм, ОБЭРИУ
представляли литературный авангард.
«Серапионовы братья»
демонстрировали плюрализм
художественных тенденций.
English     Русский Правила