1.20M

презентация

1.

2.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ
МИРОВОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ
ИСКАНИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ XX ВЕКА, СПЕЦИФИКЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВОЕННОЙ
ПРОБЛЕМАТИКИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КАНОНАХ, А ТАКЖЕ НА АНАЛИЗЕ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ И
ЖАНРОВЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
ВОЕННОЙ
ПРОЗЫ.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ
МЕСТО
ЗАНИМАЕТ
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И АВТОРСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ,
СТИМУЛИРУЮЩАЯ
СТРУКТУРНЫЕ
ТРАНСФОРМАЦИИ
ЛИТЕРАТУРНЫХ
ЖАНРОВ
И
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК. В РЕСПУБЛИКЕ ПРИОРИТЕТНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЕРОИЗМА УЗБЕКИСТАНСКИХ ВОИНОВ, ГУМАНИЗМА НАРОДА И ВКЛАДА УЗБЕКИСТАНА В ПОБЕДУ
НАД ФАШИЗМОМ, ОСОБЕННО В КОНТЕКСТЕ 80-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ
ПАТРИОТИЗМА И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ. РЕАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ ЗАДАЧ ПРЕДПОЛАГАЕТ
ГЛУБОКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АВТОРСКИХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ
ВОЕННЫХ КАТАКЛИЗМОВ И ЖИЗНИ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ Ю. БОНДАРЕВА
«ГОРЯЧИЙ СНЕГ» И ШУХРАТА (ГУЛОМ АЛИМОВ) «ГОДЫ В ШИНЕЛЯХ».

3.

ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данного
диссертационного
исследования
• является комплексный сравнительный анализ художественного осмысления темы Второй
мировой войны в узбекской и русской литературе XX века на материале романов Юрия
Бондарева «Горячий снег» и Шухрата «Годы в шинелях», выявление типологических сходств
и различий в писательских стратегиях, поэтике и идейно-художественных концепциях,
отражающих национально-культурную специфику военного романного дискурса в контексте
сравнительного литературоведения.
Объектом данного
диссертационного
исследования
• является художественная репрезентация и интерпретация темы Второй мировой
войны в узбекской и русской литературе XX века, рассматриваемая сквозь
призму национально-культурной идентичности, историко-литературного
процесса и межлитературных взаимодействий в рамках компаративного
литературоведения.
Предметом
исследования
• выступают типологические и поэтические особенности художественного осмысления войны в
романах Юрия Бондарева «Горячий снег» и Шухрата «Годы в шинелях», включая детальный
анализ авторских стратегий, нарративных структур, образно-символических систем,
психологической глубины персонажей и философско-эстетических концепций, которые
отражают специфику национальных литературных традиций и моделей восприятия военного
опыта в контексте общей гуманистической проблематики.

4.

МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
БАЗИРУЕТСЯ НА ИНТЕГРАТИВНОМ ПРИМЕНЕНИИ
СОВРЕМЕННЫХ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ
ПОДХОДОВ,
ВКЛЮЧАЯ
КОМПАРАТИВНЫЙ
АНАЛИЗ,
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ
МЕТОД,
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД,
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКУЮ
ИНТЕРПРЕТАЦИЮ,
НАРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ,
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ МЕТОД, РЕЦЕПТИВНУЮ
ЭСТЕТИКУ
И
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
СТРУКТУРА И ОБЪЁМ
ДИССЕРТАЦИИ. ДИССЕРТАЦИЯ
СОСТОИТ ИЗ ВВЕДЕНИЯ, 3 ГЛАВ,
ЗАКЛЮЧЕНИЯ И СПИСКА
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ. ОБЩИЙ ОБЪЕМ
СОСТАВЛЯЕТ 186 СТРАНИЦ.

5.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ В КОМПАРАТИВНОМ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
1.1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЙНЫ В РУССКОЙ И УЗБЕКСКОЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЕ XX ВЕКА
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КРИТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДЕКОНСТРУКЦИИ
ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В РУССКОЙ И УЗБЕКСКОЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЕ XX ВЕКА. ВОЕННАЯ ПРОЗА, КАК
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ
ДИСКУРС,
ОТРАЖАЕТ
РЕАЛИИ
ВООРУЖЁННЫХ
КОНФЛИКТОВ
И
ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГЛОБАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ И СОЦИОИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.
Д.С.ЛИХАЧЕВ, С.А.АЛЕКСИЕВИЧ, Э.Л.БРИТАН, Ю.А.ЕСАУЛЕНКО, О.ШАРАФИДДИНОВ, С.МИРВАЛИЕВ И ТД
ИССЛЕДУЮТ ДИСКУРСИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ, ГЕНДЕРНЫЕ
АСПЕКТЫ И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ДИНАМИКИ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ. УЗБЕКСКАЯ ПРОЗА АНАЛИЗИРУЕТСЯ
В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГЕРОИЗМА И КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СССР, РАССМАТРИВАЯ
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ. АНАЛИЗ
ДЕМОНСТРИРУЕТ КОМПЛЕКСНОСТЬ ПОДХОДОВ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ВЛИЯНИЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ НА
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КАНОНЫ И НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ.

6.

1.2. ТИПОЛОГИЯ ПИСАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ В УЗБЕКСКОМ И
РУССКОМ РОМАННОМ ДИСКУРСЕ О ВОЙНЕ
ВО ВТОРОМ ПАРАГРАФЕ ПРОВОДИТСЯ ДЕКОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПИСАТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГЕМ И
ВОЕННОГО ДИСКУРСА КАК КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ В ВОЕННЫХ
КОНФЛИКТАХ. ПАПАКИНА, СТОЛОВИЧ, ГАК И ВЕРЕЩАГИН РАССМАТРИВАЮТ ПИСАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГЕМЫ
КАК СИНТЕЗ ЭСТЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ, А ВАН ДЕЙК, ВЕНЕДИКТОВА, ЛОТМАН,
БАХТИН И КОСТОМАРОВ АНАЛИЗИРУЮТ ВОЕННЫЙ ДИСКУРС ЧЕРЕЗ ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЕ И
СЕМИОТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, ОТРАЖАЯ ВОЕННЫЙ ОПЫТ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
ВЕСЕЛОВСКИЙ, ЖИРМУНСКИЙ И ЭШАНКУЛОВ ПОДЧЕРКИВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ
ПОДХОДОВ ПРИ СРАВНИТЕЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ УЗБЕКСКОЙ И РУССКОЙ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ, УЧИТЫВАЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ
И
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ,
ВЫДЕЛЕННЫЕ МИРЗАЕВЫМ, ВАХИДОВЫМ И ШАРАФУТДИНОВЫМ. Б.НАЗАРОВ АНАЛИЗИРУЕТ ЛИТЕРАТУРУ
1930–1950-Х ГОДОВ, ВЫДЕЛЯЯ ПОЗИТИВНЫЕ КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ НАРРАТИВЫ И ПАТРИОТИЗМ, А ТАКЖЕ
НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ КОНСТРУКТИВИЗМА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА НА РАЗВИТИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ, ЧТО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ РАБОТАМИ МИРЗАЕВА И ВАХИДОВА.

7.

1.3. ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ВОЙНЫ В
УЗБЕКСКОЙ И РУССКОЙ ПРОЗЕ XX ВЕКА
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ФЕНОМЕН ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ ДИСКУРСЕ ЧЕРЕЗ
РАБОТЫ Г.Л.ЛУКАЧЮ, Ж.Д.ДЕРРИДА, Э.С.САИДА, Ж.Ж.ЖЕНЕТТА, А.Н.ВЕСЕЛОВСКОГО И М.С.КАГАНА,
КОТОРЫЕ АНАЛИЗИРУЮТ ВОЙНУ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ, ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ
КОНСТРУКЦИЮ, ПРОДУКТ НЕОКОЛОНИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ И КУЛЬТУРНО-КОНСТРУИРУЕМЫЙ
ФЕНОМЕН, ВЛИЯЮЩИЙ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ. УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПО МНЕНИЮ
Д.Ш.ИБРАГИМОВОЙ, З.Ф.ФАТХУЛЛИНА И Н.КАРИМОВА, ОБЪЕДИНЯЕТ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ С
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ИДЕАЛАМИ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОРНЫЕ АРХЕТИПЫ И СОХРАНЯЕТ ИСТОРИЧЕСКУЮ
ПАМЯТЬ, В ТО ВРЕМЯ КАК РУССКАЯ ПРОЗА, КАК ОТМЕЧАЮТ ГЕОРГИЙ ГАЧЕВ И С.МИРЗАЕВ,
ФОКУСИРУЕТСЯ НА ДЕКОНСТРУКЦИИ ВОЕННЫХ МИФОВ, ОСМЫСЛЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПАРАДОКСОВ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ КОНФЛИКТОВ. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗЫВАЕТ,
ЧТО УЗБЕКСКАЯ И РУССКАЯ ПРОЗА XX ВЕКА ОТРАЖАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ, ДЕМОНСТРИРУЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
В СРАВНИТЕЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.

8.

ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПРОЗЫ ШУХРАТА И
Ю.БОНДАРЕВА
2.1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ КАК ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ
Аспекты
Начальная характеристика
Путь становления
Отношение к товарищам
Реакция на опасности
Эволюция как защитника
Эльмурад
Кузнецов
(«Годы в шинелях»)
(«Горячий снег»)
Молодой
студент
военного Лейтенант, командир отряда,
училища, полон энтузиазма и испытывающий неуверенность
наивности
Борьба с собой и внутренними Преодоление ответственности и
страхами
внутреннего конфликта
Заботится о солдатах, помогает Защищает
своих
людей,
им преодолеть страхи
несмотря
на
давление
командования
Действует
решительно, Испытывает чувство бессилия,
сохраняет ясность ума
но находит силы бороться
Формируется как стойкий и Преобразуется в мужественного
решительный командир
и целеустремленного лидера

9.

ТАБЛИЦА ОППОЗИЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ (МУРЗИН И ДРОЗДОВСКИЙ)
Аспекты сравнения
Мурзин
Дроздовский
(Годы в шинелях)
(Горячий снег)
Личностные качества
Эгоистичный, стремящийся к Эгоистичный, но смелый
признанию
Психологическая устойчивость Склонен
к
трусости,
но Хрупкий после потери родителей
восстанавливается
и возлюбленной
Отношение к товарищам
Манипулирует товарищами для Отношение к подчиненным как к
самоутверждения
ресурсам
Роль в сюжете
Контрастный персонаж, вызывает Противопоставление
главному
разочарование у главного героя
герою,
пример
эгоизма
и
храбрости
Ключевые ошибки
Ошибка в принятии решений на Отправка молодого солдата на
поле боя, дезертирство
самоубийственное задание
Эволюция характера
Исправление
ошибок
через Потеря внутренней устойчивости
самопожертвование,
обретение и мотивации после травмы
чести

10.

2.2. ВОЙНА КАК КАТАЛИЗАТОР ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ
ПЕРСОНАЖЕЙ ВТОРОГО ПЛАНА В СИСТЕМЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
КООРДИНАТ
Персонаж
Произведение
Исходное состояние
Трансформация
Ключевые моменты
Результат
развития
к Признание
Герой
войны,
прошлого, дружба с сержант, моральное
Эльмурадом,
преображение
выполнение опасных
миссий
Бондарь
«Годы в шинелях» Преступник, вор
Переход
нравственному
возрождению
Уханов
«Горячий снег»
Эволюция
в Участие в сражении, Храбрый командир,
ответственного лидера спасение
вдохновляющий
артиллерийских
бойцов
прицелов, принятие
трудных решений
Низамов
«Годы в шинелях» Скептик, критик армии Деградация
моральный упадок
Легкомысленный,
безответственный
и Дезертирство,
конфликт
Эльмурадом,
расстрел
Потеря чести, символ
с морального краха

11.

2.3. ОБРАЗ ВРАГА В РОМАНЕ ШУХРАТА «ГОДЫ В
ШИНЕЛЯХ» И Ю.БОНДАРЕВА «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»
Аспект
Военный противник
Идейный противник
Человеческие черты врага
Фольклорные и культурные мотивы
Эмоциональное восприятие войны
Описание в «Годы в шинелях»
Описание в «Горячий снег»
Обычные немецкие солдаты; акцент на Конкретные
высокопоставленные
личном восприятии персонажей; символ немецкие
командиры
(Паулюс,
глобального зла и абсурда войны
Манштейн);
стратегическое
противостояние
Противостояние идеологий и моральных Пропагандистская
война
и
ценностей через судьбу персонажей психологическое воздействие через
(например, Мурзин)
агитационные материалы
Врагу
присваиваются
черты Враги показаны как обычные люди с
обыкновенного человека, что позволяет нуждами, страхами и сомнениями;
глубже осмыслить гуманистические акцент на гуманность в диалогах
идеи
Вплетение узбекских народных мотивов Отсутствуют
и сказок для осуждения жестокости
(фантазии о судьбе Гитлера)
Ориентация на коллективный опыт и Важность
стратегического
и
универсальные человеческие ценности тактического
противостояния,
исследование
внутреннего
мира
военнопленных

12.

ГЛАВА 3. ПОЭТИКА РОМАНОВ О ВОЙНЕ ШУХАРТА И БОНДАРЕВА
3.1. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ КАК КОНСТАНТЫ ВОЙНЫ
В ПЕРВОМ ПАРАГРАФЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕТААНАЛИТИЧЕСКОЕ ДЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ И
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ АНТРОПОГЕННЫХ ФЕНОМЕНОВ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ВОЕННОМ ПРОЗАИЧЕСКОМ КАНОНЕ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ДИСКУРС АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ДЕКОНСТРУКЦИИ НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИХ ПАРАДОКСОВ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ДИХОТОМИЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ, ЧТО УСИЛИВАЕТ ТРАГИЗМ И ИЛЛЮСТРИРУЕТ
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ПЕРСОНАЖЕЙ В ВОЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ДИСКУРСЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ КАК МНОГОМЕРНЫЙ ФЕНОМЕН, ОТРАЖАЮЩИЙ
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ОБЛАДАЮЩИЙ ГЛУБОКИМИ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ РЕЗОНАНСАМИ.
СМЕРТЬ ИНТЕРПРЕТИРУЕТСЯ КАК НЕИЗБЕЖНЫЙ ТРАНЗИТИВНЫЙ АКТ, СИМВОЛИЗИРУЮЩИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ ИЛИ ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ ТЕЛЕСНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
В КОНТЕКСТЕ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ, ЖИЗНЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ КАК ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ЗА СОХРАНЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ АПРИОРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДОСТОЧНОСТИ, ТОГДА КАК СМЕРТЬ СЛУЖИТ СИМВОЛОМ ГЕРОИЗМА, АЛЬТРУИЗМА И АБСУРДНОСТИ ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СОГЛАСНО С.М.ТРОФИМОВУ, В ВОЕННЫХ НАРРАТИВАХ СМЕРТЬ ТЕСНО ИНТЕГРИРОВАНА С ОПЫТОМ ПЛЕНА, ГДЕ ПЕРСОНАЖИ НАХОДЯТСЯ В
СОСТОЯНИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО БАЛАНСА МЕЖДУ НАДЕЖДОЙ НА ЭВАКУАЦИЮ И ЖЕРТВЕННОЙ ПРЕДАННОСТЬЮ ИДЕЕ РОДИНЫ.
ДЕКОНСТРУКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ГОРЯЧИЙ СНЕГ» И «ГОДЫ В ШИНЕЛЯХ» ДЕМОНСТРИРУЕТ, КАК ЭТИ ТЕМЫ СЛУЖАТ ИНСТРУМЕНТОМ
ДЛЯ ЭКСПОЗИЦИИ НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИХ КОНФЛИКТОВ И ГЛУБИННЫХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
СУБЪЕКТИВНОСТИ.
В «ГОРЯЧЕМ СНЕГЕ» АВТОР ПОСРЕДСТВОМ СИМВОЛИЗМА И КОНТРАСТА ПОДЧЕРКИВАЕТ ДЕФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ
ВОЙНЫ, АКЦЕНТИРУЯ ВНИМАНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДРАМЕ И МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММАХ ПЕРСОНАЖЕЙ.

13.

3.2. ПСИХОЛОГИЗМ ВОЕННЫХ РОМАНОВ «ГОДЫ В
ШИНЕЛЯХ» ШУХРАТА И «ГОРЯЧИЙ СНЕГ» Ю.БОНДАРЕВА
Прямая форма психологизма
Поток сознания
Внутренний монолог
Внутренний диалог
Исповедь
Психологические авторские изображения
Аспект анализа
Центральный персонаж
Основной источник переживаний
Используемые приемы
Основной конфликт
Итоговое
состояние
Косвенная форма психологизма
Психологический портрет
Детали интерьера
Жесты и мимика
Психологический пейзаж
Экстерьер и символы
«Годы в шинелях» Шухрата
«Горячий снег» Бондарева
Горкунов
Бессонов
Отношения с сыном и воспоминания Потеря
сына
неуверенность
Внутренний
монолог,
символы, Символизм,
умолчания
воспоминания
Личная
трагедия,
отцовских чувств
эмоциональное Облегчение через
воссоединение
на
фронте
и
ретроспекции,
проекция Вина, страх предательства сына
символическое Постоянное внутреннее напряжение
и одиночество

14.

3.3. ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ ВОЙНЫ
В ТРЕТЬЕМ ПАРАГРАФЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ ПРОВОДИТСЯ КОМПАРАТИВНЫЙ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СИМВОЛИКО-ТРОПОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В ВОЕННЫХ РОМАНАХ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЯЕТ, КАК
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА, СИМВОЛИЗМ И ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ФУНКЦИОНИРУЮТ КАК КОГНИТИВНЫЕ
ДЕКОДЕРЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ВОЙНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЯ МНОГОСЛОЙНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ВОЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ПСИХО-СОЦИАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЕРСОНАЖЕЙ.
В «ГОРЯЧЕМ СНЕГЕ» БОНДАРЕВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТАФОРЫ СНЕГА КОНСТРУИРУЕТ ДИСКУРСИВНОЕ
ПРОСТРАНСТВО, СИМВОЛИЗИРУЯ СМЕРТЕЛЬНОЕ ОЧИЩЕНИЕ И ТРАГИЗМ, СОЗДАВАЯ ПОЛИСЕМАНТИЧЕСКИЙ
КОНТЕКСТ НАДЕЖДЫ И РАЗРУШЕНИЯ. В «ГОДЫ В ШИНЕЛЯХ» ШУХРАТ ИСПОЛЬЗУЕТ ПРИРОДНУЮ СИМВОЛИКУ
ДЛЯ ОТОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ДИАЛЕКТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ, ОТРАЖАЯ КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЭСТЕТИКОЙ И
УЖАСАЮЩИМИ АСПЕКТАМИ ВОЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ФЕНОМЕНОВ В
ОБОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СЛУЖИТ ДЛЯ ЭКСПРЕССИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ГЕРОЕВ, УГЛУБЛЯЯ
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ВОЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
КОНТРАСТ
МЕЖДУ
МИРНЫМ
И
ВОЕННЫМ
ПРОСТРАНСТВОМ
ПОДЧЁРКИВАЕТ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ И АЛЛЕГОРИЧЕСКУЮ УТРАТУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, УСИЛИВАЯ ТРАГИЗМ
ВОЙНЫ.
English     Русский Правила