11.64M
Категория: ПсихологияПсихология

Основы нейропсихоанализа. Лекция 1. История развития теории влечений

1.

Основы нейропсихоанализа
Лекция 1
(История развития теории влечений)
1

2.

Контактная информация
Маркова Елена Николаевна, к.б.н., психоаналитический психотерапевт,
член The Neuropsychoanalysis Association
Телефон: +79261904545
E-mail: [email protected]
Клинический центр: https://micropsycho.ru/
2

3.

Основные статьи по курсу
1. “Dreaming and REM sleep are controlled by different brain
mechanisms”, Mark Solms, Behavioral and Brain Sciences, 2000, 23
2. “The Conscious Id” Mark Solms, Neuropsychoanalysis, 2013, 15(1)
3. “Examination of the hypothesis that repression is premature
atomization: a psychoanalytic case report and discussion”, Mark Solms
and Robert Smith, Neuropsychoanalysis, 2018
4. “The scientific standing of psychoanalysis”, Mark Solms, BJPSYCH
INTERNATIONAL, 2018, 15 (1)
5. “The Neurobiological Underpinnings of Psychoanalytic Theory and
Therapy”, Mark Solms, Frontiers in Behavioral Neuroscience, 2018, 12
https://www.deepl.com/en/translator
3

4.

Основные статьи по курсу (продолжение)
6. “The Hard Problem of Consciousness and the Free Energy Principle”
Mark Solms, Frontiers in Psychology, 2019, 9
7. “New project for a scientific psychology: General scheme”, Mark Solms,
Neuropsychoanalysis, 2020, 22
8. “Revision of Drive Theory” Mark Solms, JAPA, 2021,69(6)
9. “A Revision of Freud’s Theory of the Biological Origin of the Oedipus
Complex”, Mark Solms, The Psychoanalytic Quarterly, 2021, 90(4)
10. “A Neuropsychoanalytic note on omnipotence”, Mark Solms, 2022
Chapter in book “The Omnipotent State of Mind. Psychoanalytic
Perspectives”
https://www.deepl.com/en/translator
4

5.

Основная литература по курсу
Mark Solms, The Hidden Spring: A Journey to the Source
of Consciousness, 2021 (теория)
Christian Salas, Oliver Turnbull, Mark Solms, Clinical
Studies in Neuropsychoanalysis Revisited, 2021
(клинические иллюстрации)
5

6.

Дополнительная литература по курсу
Mark Solms, Oliver Turnbull, The Brain and The Inner
World, 2002 (теория)
Марк Солмс, Карен Каплан-Солмс, Клинические
исследования в нейропсихоанализе. Введение в
глубинную нейропсихологию, оригинал в 2002,
перевод 2022 (клинические иллюстрации)
6

7.

Полезные ссылки
The Neuropsychoanalysis Association
https://npsa-association.org/
NPSA Journal
https://npsa-association.org/the-journal/
Annual Congress, July 2023!!! Israel
7

8.

Полезные ссылки (продолжение)
What is a Mind?
https://www.futurelearn.com/courses/what-is-a-mind
UCT MOOCS
Contact: [email protected]
https://npsalearning.org/
Twitter: @Mark_Solms
8

9.

Марк Солмс, основатель направления
Марк Солмс, ЮАР
Профессор, PhD по нейропсихологии, заведующий
кафедрой нейропсихологии, Университет Кейптауна
Экс-президент Южноафриканской ассоциации
психоанализа
• 1988-2002 жил и работал в Лондоне, University College
London, Royal London Hospital, Anna Freud Center
• Основал Международное Неропсихоаналитическое
Общество в 2000 году
• Глава научно-исследовательского отдела IPA 2013-2021
• Переводчик собрания сочинений З. Фрейда, 2023
9

10.

Истоки нейропсихоанализа
ТРАГЕДИЯ
Ли Солмс
1966 год
10

11.

Истоки нейропсихоанализа (продолжение)
+
А.Р. Лурия, советский
нейропсихолог, «Высшие
корковые функции», 1962 год
Зигмунд Фрейд, невролог и
психоаналитик, «Набросок
психологии», 1895 год,
опубликован в 1954 году
Марк Солмс, 1985 год
Как работает сознание человека?
11

12.

Развитие нейропсихоанализа 1985-2020
Дружба с Оливером Саксом (невролог) 1985-2015, вдохновился цитатой
“Neuropsychology is admirable but it excludes the psyche – it excludes the
experiencing, active, living ‘I’”, Оливер Сакс открывает первый конгресс по
нейропсихоанализу в 2000 и пишет предисловие к книге “The Brain and the
Inner World”
Марк Солмс, исследование сновидений, “Dreaming and REM sleep are
controlled by different brain mechanisms”, 2000
Работа с неврологическими пациентами в психоаналитической парадигме,
книга «Клинические исследования в нейропсихоанализе», 2002
Дебаты Марка Солмса с Алланом Хобсоном, «оправдание» теории
толкования
сновидений
Зигмунда
Фрейда
мировой
научной
общественностью, 2006
Знакомство с Яком Панксеппом (нейробиолог), попытка интегрировать его
теорию в психоанализ, публикация “The Conscious Id” 2013
Коллаборация с Карлом Фристоном (нейробиолог) и публикация работы
12
“The Hard Problem of Consciousness and the Free Energy Principle” 2018

13.

Текущее развитие нейропсихоанализа
Клиническое применение нейропсихоанализа, подготовка клинического
руководства Марком Солмсом
Пересмотр опубликованных клинических кейсов З. Фрейда с точки зрения
нейропсихоанализа
Пересмотр DSMV на основе данных нейронаук и изменение
психиатрической практики
Работа с Кристиной Альберини, изучение молекулярных основ памяти и
обучения в экспериментах с мышами и крысами
Клинические исследования в рамках стандартной психоаналитической
психотерапии
под
руководством
Марианны
Лейцингер-Болебер
(коллаборация США-Германия-Англия-Швейцария)
Сотрудничество с Карлом Фристоном, создание искусственного сознания (!!!)
13

14.

Является ли психоанализ наукой?
Карл Поппер – австрийский и британский философ и социолог, основоположник
концепции критического рационализма.
«Логика научного исследования» 1934
«Предположения и опровержения: рост научного знания», 1963 год
Критерий научности теории по Попперу: «…критерием научного статуса
теории является ее фальсифицируемость, опровержимость, или
проверяемость».
Называл психоанализ псевдонаукой, так как оно структурировано как наука,
выглядит как стройная теория, но не ведет к верифицируемым гипотезам,
которые можно проверить.
14

15.

«Ответ» Зигмунда Фрейда Карлу Попперу
Психоанализ исследует
затруднительна!
субъективный
опыт
и
верификация
крайне
Исследования истерии 1895 г., случай Фройляйн Элизабет фон Р.: «Я не всегда
был психотерапевтом, меня приучали к местным диагнозам и
электропрогностике, как и других невропатологов, и мне самому странно
видеть, что истории болезни, которые я пишу, читаются как новеллы и, так
сказать, лишены серьезного отпечатка научности. Мне остается утешать
себя лишь тем, что, по-видимому, эти результаты объясняются скорее
сущностью предмета, чем моими пристрастиями; местная диагностика и
электрические реакции никакого значения для исследования истерии не
имеют, между тем как подробное описание душевных процессов, какое
привыкли ожидать от поэта, позволяет мне, лишь изредка используя
некоторые психологические формулировки, проникать в сущность
истерического процесса».
15

16.

В чем основные задачи НЕЙРОпсихоанализа?
1.
2.
3.
4.
Создать научную доказательную базу для психоанализа и тем самым помочь
его выживанию в современной системе научного знания
Адаптировать клиническую практику психотерапии в соответствии с
современным пониманием принципов работы центральной нервной
системы человека
Соединить соматическое и психическое, создав тем самым научную основу
для современной психосоматологии
Исследовать и объяснить феномен сознания вообще и человеческого
сознания в частности
16

17.

Как связан нейропсихоанализ с
классическим и постфрейдовским
психоанализом?
Теорией инстинктов
Теорией влечений!
17

18.

Сначала был инстинкт…
Инстинкт (лат. Instinctus, побуждение, 3 век до н.э. стоик Хрисипп) – форма
приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат
врожденные рефлексы. Инстинкт содержит в себе полезный опыт предыдущих
поколений, закрепленный в виде поведенческих реакций.
Характеристики:
видоспецифичность
определяется анатомией и физиологией вида
передается по наследству
запускается в результате появления биологического влечения или потребности, что
вызывает определенные физиологические реакции, как, например, усиление работы
эндокринной системы, снижение или повышение температуры, изменение состава крови
включает в себя поисковую фазу до появления определенного раздражителя в виде
внешнего сигнала (особь противоположного пола, добыча, запах, цвет)
характерная реакция на стимул
характеризуется стереотипностью и автоматизмом, в ней отсутствует сознательный
компонент
обладает определенной пластичностью, адаптируется к условиям окружающей среды18

19.

«Очерк психологии» Вильгельма Вундта, инстинкты
Основатель экспериментальной психологии, профессор
Лейпцигского университета
1896 год «Очерк психологии», описание функционирования
психического аппарата животных и человека.
• Жизнь животных целиком определяется инстинктами, которые могут
меняться в процессе жизнедеятельности (дрессировка)
• Инстинкты автоматически проявляются, но оттачиваются в процессе
жизни
• Все инстинкты делятся на инстинкты питания и размножения, защита
и социальные инстинкты относятся также к размножению
• Инстинкты наследуются
• Человеку присущи животные инстинкты
• У
человека
особый
способ
проявления
инстинктов:
последовательность сложных целесообразных актов
• Человеческое сознание развивается из низких форм животного
сознания, как филогенетически, так и онтогенетически, но ему
присущи интеллектуальные процессы и особые формы чувствования
19

20.

«Набросок психологии» Зигмунда Фрейда, влечения
1895 год «Набросок психологии», описание функционирования
психического аппарата человека.
Работает весь год в тесной переписке с Вильгелмом Флиссом,
отказывается от своей теории в конце года.
1937 год – Мари Бонапарт приобретает рукопись «Наброска
психологии» вместе со всеми письмами Фрейда к Флиссу и
уезжает в Лондон
1950 год – публикация «Наброска психологии» в Великобритании,
Мари Бонапарт
Фрейд задумал описать работу психического аппарата с точки
зрения физических и химических процессов.
Изначально называлась «Психология для неврологов».
Нигде не использует слово «инстинкт», работа носит абстрактный
характер, описывает превращения энергии внутри психического
аппарата и взаимодействие с внешней и внутренней средой
организма. Впервые возникает понятие «влечение».
20

21.

«Набросок психологии» Зигмунда Фрейда, влечения
(продолжение)
Глава 1, описание количественных превращений энергии, впервые дается
определение того, что Фрейд назовёт влечением: «С растущей комплексностью
внутреннего нервная система принимает раздражители из самого телесного
элемента, эндогенные раздражители, которые равным образом должны
получать разрядку. Они исходят из клеток тела и дают в итоге
потребности: голод, дыхание, сексуальность. От них организм не может
уйти, как от внешних раздражителей».
Впервые слово «влечение» (нем. der Trieb) возникает в 10 главе, говоря о
передаче сигнала в глубь психического аппарата от организма: «…тем самым
внутри системы возникает побуждение, поддерживающее всю психическую
деятельность. Эта власть известна нам как воля, производное влечений».
21

22.

Значение «Наброска психологии» для развития
психоанализа
Жак Лакан считал, что «Набросок» заложил основу психоанализа.
Многие постулаты из «Наброска» в дальнейшем пересказывались в теории
психоанализа, например:
1) Смысл сновидений в исполнении желаний
2) Сновидения задействуют галлюцинаторный механизм исполнения желаний
3) Психический аппарат управляется принципом удовольствия.
1896 год – Зигмунд Фрейд возвращается к клинической практике и изучает
неврозы с помощью анализа субъективной реальности пациентов.
Нужно накопить новые знания в области естественных наук, чтобы описать
работу психического аппарата.
22

23.

Так все-таки инстинкт или влечение?
В немецком языке понятие «инстинкт» (der Instinkt) и «влечение» (der Trieb) не
являются синонимами!!!
Понятие «инстинкт» (der Instinkt) используется только в пяти работах Фрейда:
1) «Тотем и Табу» (1912-1913)
2) «Бессознательное» (1915)
3) «Из истории одного инфантильного невроза» (1919)
4) «Массовая психология и анализ Я» (1921)
5) «Торможение, симптом, тревога» (1926).
В подавляющем большинстве своих работ Фрейд неизменно использовал только
понятие «влечение» (der Trieb). Фрейд разделял понятия инстинкт и влечение!
Путаница понятий вызвана неточностью английского перевода.
23

24.

Бессознательное – вместилище инстинктов
«Бессознательное», 1915 год: «Если у человека есть унаследованные
психические образования, нечто аналогичное инстинкту [der Instinkt]
животных, то это составляет ядро Бсз. Позднее к нему добавляется то, что
было устранено в ходе детского развития как неприемлемое и что по своей
природе не должно отличаться от унаследованного. Резкое и окончательное
разделение содержания обеих систем, как правило, происходит только с
наступлением пубертата».
Инстинкт – унаследованное психическое образование!
24

25.

Бессознательное – вместилище инстинктов
(продолжение)
«Из истории одного инфантильного невроза», 1919 год, восприятие Сергеем
Панкеевым первосцены: «…трудно отделаться от мысли, что он уже обладал
каким-то не поддающимся определению знанием, был заранее готов к постижению.
Совершенно непонятно, что представляет собой это знание; на ум приходит лишь
одна подходящая аналогия с разнообразными инстинктивными знаниями, которыми
наделены животные. Если человек тоже обладает такими инстинктивными
задатками, то можно предположить, что прежде всего он наделен знаниями о
половой жизни, хотя и не только о ней. Вероятно, эти инстинктивные знания
составляют основу бессознательного и являются зачатками умственной
деятельности, которую со временем сменяет и погребает под собой развившийся
разум, хотя очень часто или даже всегда она может и в дальнейшем оказывать
влияние на высшие психические процессы, вызывая их деградацию».
Гениальная интуиция Фрейда! Именно так лобные доли больших полушарий тормозят
25
лимбическую систему!

26.

Страхи могут быть инстинктивным, врожденными,
Фрейд ошибался
«Торможение, симптом, тревога», 1926 год: «С другой стороны, также и внешняя
(реальная) опасность должна быть интернализована, чтобы стать значимой для Я;
она должна быть узнана в отношении к пережитой ситуации беспомощности.
Инстинктивное познание угрожающих извне опасностей, по-видимому, не дано
человеку или же дано только в очень умеренной степени. Маленькие дети
непрерывно делают вещи, которые ставят под угрозу их жизнь, и именно поэтому
не могут обойтись без защищающего объекта».
Есть врожденные страхи: мыши бояться кошачьей шерсти и больших объектов,
отбрасывающих тень! Исследовано Яком Панксеппом.
У людей часто встречается страх высоты, темноты, змей и насекомых. Всего, что
угрожает жизни.
Многие страхи закреплены генетически для выживания вида.
26

27.

Первое четкое определение понятия «влечение» в
работах Фрейда
«Три очерка по теории сексуальности», 1905 год, глава «Частичные влечения и
эрогенные зоны»: «Говоря о «влечениях» [Triebe], мы имеем в виду только психические
репрезентации,
непрерывно
поставляемые
неисчерпаемым
внутренним,
соматическим источником раздражения, которое следует отличать от
«раздражения», возникающего благодаря поступающим извне дискретным
импульсам возбуждения. Таким образом, «влечение» - одно из понятий,
разграничивающих душевное и телесное. Самое простое и очевидное предположение
– что влечения сами по себе не обладают качеством, и могут рассматриваться
лишь с точки зрения количества – как мера предъявляемых к психике требований.
Каждое влечение отличает от других и наделяет специфическими свойствами
характер его связи с соматическими источниками, а также отношение к цели.
Источник влечения – возбуждение в каком-либо органе, а первоначальная цель
влечения – устранение органического раздражения».
27

28.

Еще раз: инстинкт или влечение?
Инстинкт:
• Вызывается внешним
раздражителем
• Срабатывает как автоматика
• Характеризуется четкой
последовательностью действий
• Напоминает компьютерную
программу
• Главная задача в сохранении
организма и вида
• Существует и запускается на уровне
психики
• Наследуется в ряду поколений
Влечение:
• Имеет внутренний источник стимуляции на
уровне органа
• Требует немедленной разрядки, удаления
раздражения
• Давит на психику, заставляя ее
производить «работу»
• Не имеет четкой последовательности
действий
• Качественная окраска зависит от органа
раздражения
• Существует на стыке тела и психики
• Не наследуется как четкая программа, а
скорее как базовое свойство
соответствующих органов и систем
28

29.

Исследования истерии в работах З. Фрейда
1896 год «Об этиологии истерии»
1898 год «Сексуальность в этиологии неврозов»
Расходится с Йозефом Брейером во взглядах на лечение истерии. Брейер
заканчивает свою практику в связи со скандалом с пациенткой Анной О. (Берта
Паппенгейм).
• Источником невротического конфликта являются неприемлемые идеи и
желания сексуального характера
• Желания соединяются с воспоминаниями о сексуальной травматизации в
детстве, вызывая возбуждение в гениталиях, подобно таковому при
половом акте
• Я защищается от этих идей путем вытеснения и отделения их от
производимого ими эффекта
• Симптом является компромиссным образованием между Я и данными
желаниями
• Данные идеи и желания надо рассматривать как производные сексуального
влечения (дальнейшее уточнение Фрейда в лекциях по психоанализу)
29

30.

Трансформация взглядов З. Фрейда
1905 год «Мои взгляды на роль сексуальности в этиологии неврозов»
Ретроспективный взгляд на практику с 1894 по 1905 годы.
Травматический опыт сексуального соблазнения и фантазии о соблазнении, как
попытка защититься от воспоминаний о собственной сексуальной деятельности
(инфантильная мастурбация) производят по сути один и тот же эффект на развитие
человеческой психики.
Между симптомом и детским впечатлением вклиниваются фантазии или сгущения
воспоминаний обычно из пубертата, которые надстраиваются над детскими
воспоминаниями и переходят в симптомы (покрывающее воспоминание).
Вместо «инфантильной сексуальной травмы» Фрейд говорит об «инфантильной
сексуальности».
30

31.

Теория влечений в работах Зигмунда Фрейда
• 1905 год «Три очерка по теории сексуальности». Впервые дано первое определение
влечения, здесь же вводится понятие объект
• 1910 год «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа», впервые
противопоставляются голод и любовь
• 1914 год «О введении понятия нарцизм», либидинозный катексис Я, аутэротизм,
разграничение сексуальных влечений и влечений Я, либидо Я и объектное либидо
• 1915 «Три очерка по теории сексуальности», дополненные теорией либидо
• 1915 «Влечения и их судьбы», принцип удовольствия, четкое определение влечения
как меры рабочей нагрузки на психику в связи с телесной потребностью, у влечения есть
напор, цель, объект и источник. Судьбы в превращении в противоположность, обращение
против себя, вытеснение, сублимация
• 1920 «По ту сторону принципа удовольствия», навязчивое повторение, влечение к
самосохранению включено во влечение к смерти, влечение к жизни
• 1923 «Я и Оно», слияние и расслоение влечений
• 1932 «Продолжение лекций по введению в психоанализ», влечения это «мифология»
31

32.

«Три очерка по теории сексуальности»
Одна из важнейших работ после «толкования сновидений» 1900 года
Опубликована в 1905 году, в 1915 году дополнено теорией либидо.
После этой работы Фрейд обвинен в пансексуализме и со слов Э. Джонса стал
«повсеместно непопулярным».
• Впервые дано определение влечения
• Вводится понятие «объект», как «лицо, вызывающее сексуальное влечение»
• Работа делится на три части «Сексуальные отклонения», «Инфантильная
сексуальность», «Преобразования пубертата», описывают развитие сексуального
влечения в норме и патологии
• Фрейд выделяет два типа патологии «сексуальные отклонения в отношении к
сексуальному объекту» и «отклонения в отношении к сексуальной цели»
• Описывает «частичные влечения», которые привязаны к разным участкам тела
• В начале работы сравнивает сексуальное влечение с влечением питания, голодом,
которое в следующей работе «Психогенное нарушение зрения с позиции
психоанализа» уже будет называться влечением Я и отделится от сексуальности.
32

33.

«О введении понятия нарцизм»
1914 – «О введении понятия нарцизм»
«Нарцизм …можно считать не перверсией, а
либидинозным дополнением к эгоизму
влечения к самосохранению, известную долю
которого по праву приписывают каждому
живому существу»
• Основано на исследовании шизофрении и паранойи, а также детского развития
• Исходно существует только либидинозный катексис Я, который затем передается
объекту
• Противопоставляется Я-либидо и объект-либидо
• Внешний объект отделяет сексуальную энергию либидо от влечений Я
• Нарциссизм не то же самое, что аутэротизм, при котором еще нет
сформированного Я, для нарциссизма нужно сформированное Я и представление
об объекте
33

34.

«О введении понятия нарцизм» (продолжение)
Здесь же Фрейд поясняет, почему постоянно пересматривает свою концепцию теории
влечений:
• Все выводы основаны на клиническом материале
• «Разделение либидо на либидо, присущее Я, и либидо, которое привязывается к
объектам, — это естественное продолжение первой гипотезы, разграничивающей
сексуальные влечения и влечения Я»
• Такое деление на Я-либидо и объект-либидо соответствует 1) разделению на голод и
любовь 2) цели жизни каждого индивида, то есть сохранение жизни и ее продолжении 3)
существованию особой химии сексуальности
• «…я хочу здесь открыто признать, что гипотеза об отдельных влечениях Я и
сексуальных влечениях, то есть теория либидо, обоснована, по существу, биологически
и лишь отчасти покоится на психологической почве. Поэтому я буду также вполне
последовательным и откажусь от этой гипотезы, если в результате
психоаналитической работы как таковой появится другое, более пригодное
предположение, касающееся влечений. Но этого до сих пор не произошло. Вполне
возможно, что сексуальная энергия, либидо – в глубочайшей основе и в конечном счете
– лишь дифференциальный продукт общей энергии, которая действует в психике»
34

35.

«Влечения и их судьбы»
Первая версия теории влечений, опубликована в 1915 году.
Фрейд изучает агрессию и ее отношение к сексуальному влечению и влечениям Я.
• Главные характеристики влечения: источник раздражения внутри организма,
константность силы воздействия на психику, невозможность избавиться путем
избегания
• Вызывающие раздражение влечения, в отличие от внешних стимулов, требуют
совершения сложной деятельности вовне для устранения источника раздражения
внутри организма
• Психика подчиняется принципу удовольствия
• «Если мы обратимся к рассмотрению душевной жизни с биологической стороны,
то «влечение» предстанет перед нами как пограничное понятие между
душевным и соматическим, психический репрезентант возникающих внутри
тела и достигающих души раздражителей, мера рабочей нагрузки, возложенной
на душевное вследствие его связи с телесным»
• Влечение характеризуется 1) напором, 2) целью, 3) объектом и 4) источником
35

36.

«Влечения и их судьбы» (продолжение)
• Влечения делятся на влечения Я и ли влечения к самосохранению, и сексуальные
влечения
• Судьбы влечений (или защиты от влечений): 1) превращение в противоположность,
2) обращение против собственной персоны 3) вытеснение 4) сублимация
• Обращение против себя рассматривает в виде двух пар садизм/мазохизм и желание
разглядывать/эксгибиционизм. Меняется только объект, цель влечения неизменна.
• Превращение в противоположность рассматривается с точки зрения
садизма/мазохизма, оно распадается от активности к пассивности (обращение
против себя) и сопровождается содержательной инверсией (любовь превращается в
ненависть, амбивалентность чувств)
• Впервые звучит антитеза любовь-ненависть
• В психической жизни царят три фундаментальные противоположности: 1) субъект
(Я) – объект (внешний мир) 2) удовольствие – неудовольствие 3) активность –
пассивность
36

37.

«Влечения и их судьбы» (продолжение)
• Ненависть связана с ощущением неудовольствия и связана не с сексуальной
жизнью, а с борьбой Я за свое сохранение, то есть связана с влечениями Я
• Ненависть по отношению к объекту древнее любви, так как она соответствует
«первоначальному отторжению раздражающего внешнего мира со стороны
нарциссического Я»
• Любовь скорее связывается с удовольствиями и закрепляется за сексуальными
объектами и тогда можно сказать, что «сексуальное влечение любит свой объект»,
что становится возможно только «после синтеза всех частичных влечений под
приматом гениталий в целях функции продления рода»
• «Любовь и ненависть {...} возникли не из расщепления чего-то первоначально
единого, а имеют разное происхождение и прошли свой собственный путь
развития, прежде чем оформиться в противоположности под влиянием
отношений удовольствия-неудовольствия»
• антитеза любви и ненависти отражает конфликт сексуальных влечений и влечений Я
37

38.

«По ту сторону принципа удовольствия»
Опубликована в 1920 году, после окончания Первой мировой войны.
Самая биологическая работа Фрейда, самая противоречивая. Большинство
психоаналитиков в дальнейшем спорили с этой работой и лишь немногие соглашались.
• Принцип удовольствия по мере развития индивида заменяется принципом
реальности под воздействием влечений Я к самосохранению
• Необходимо принятие отсрочки немедленного удовлетворения влечений согласно
принципу реальности
• Существует конфликт между разными влечениями и их компонентами, некоторые
из которых посредством вытеснения отсекаются от возможности удовлетворения
• Вытесненные влечения, чаще всего сексуальные, стремятся получить
удовлетворение окольными путями, что часто воспринимается Я как неудовольствие
• Вводится понятие «навязчивого повторения», воспроизводится ситуация испуга или
беспомощности, где удовлетворение влечений на самом деле не достигается и не
может быть достигнуто
38

39.

«По ту сторону принципа удовольствия» (продолжение)
• Новое свойство влечений – стремление к восстановлению прежнего состояния,
консервативный характер влечения: «Влечение, следовательно, можно было бы
определить как присущее живому организму стремление к восстановлению
прежнего состояния, от которого под влиянием внешних мешающих сил этому
живому существу пришлось отказаться, своего рода органическая эластичность,
или – если угодно – выражение инертности в органической жизни»
• Цель любой жизни – смерть
• Влечения к самосохранению, в сущности, служат достижению смерти, но особым
путем, присущим только конкретному организму: «Остается признать, что
организм лишь хочет умереть по-своему; также и эти защитники жизни
{влечения к самосохранению} первоначально были пособниками смерти»
• Сексуальные влечения служат сохранению жизни на долгие времена, в длинной
череде поколений, и являются еще более консервативными, чем влечения к
самосохранению
• Антитеза влечения к жизни и влечения к смерти, или конфликт любви и ненависти
39

40.

«По ту сторону принципа удовольствия» (продолжение)
• Влечение к смерти служит источником навязчивого повторения, стремится к
неорганическому состоянию
• Влечение к жизни стремится сохранять и воспроизводить жизнь
• Пересматривает концепцию садизма и мазохизма. «Влечения и их судьбы»
мазохизм – обращение садизма на собственное Я. В новой версии влечение к
смерти направлены на Я и лишь потом смещаются на объект, это и есть первичный
мазохизм. Обращение против Я – это регрессия на раннюю стадию.
• Эти идеи о мазохизме оформились в отдельную статью «Экономическая проблема
мазохизма» 1924 года: «У (многоклеточных) живых организмов либидо сталкивается с
господствующим влечением к смерти или деструктивным влечением, которое стремится разложить этот
клеточный организм и перевести каждый отдельный элементарный организм в состояние неорганической
стабильности {…} Задача либидо – обезвредить это разрушительное влечение, и оно решает эту задачу,
быстро и в значительной степени отводя его вовне {…} направляя его на объекты внешнего мира. В таком
случае оно называется деструктивным влечением, влечением к овладению, волей к власти. Часть этого
влечения становится непосредственно на службу сексуальной функции {…} Это и есть собственно садизм.
Другая часть не осуществляет подобного переноса вовне, она остается в организме и либидинозно
связывается там с помощью упомянутого сопутствующего сексуального возбуждения; в нем мы и должны
40
признать первоначальный, эрогенный мазохизм»

41.

«Я и Оно»
1923 «Я и Оно»
Глава 4, развитие теории влечений
• Я, Оно и Сверх-Я
• Влечение к жизни и влечение к смерти действуют
одновременно, но в разных пропорциях
• «Пока совершенно невозможно представить себе,
каким образом влечения обоих этих видов
соединяются, смешиваются, образуют друг с
другом сплавы; но гипотеза о том, что это
происходит регулярно и в больших масштабах, в
нашем контексте неопровержима»
• Влечения могут сплавляться, сливаться и
расслаиваться
41

42.

«Я и Оно» (продолжение)
• Пример: садизм – это влечение к смерти, он может
сливаться с сексуальным влечением, самостоятельный
садизм – это перверсия и пример расслоения влечений
• Расслоение – симптом психопатологии
• Невроз
навязчивый
состояний

влечения
расслаиваться и проявляется влечение к смерти
• Болезнь приводит к регрессии либидо от генитальной
на более ранние фазы развития и вызывает расслоение
влечений
• Прогресс развития или выздоровление связано с
добавлением
эротических
компонентов
к
деструктивному влечению, то есть проявляется
слиянием влечений жизни и смерти
42

43.

«Продолжение лекций по введению в психоанализ»
1932 год, обновленный курс лекций в Венском университете
«Теория влечений – это, так сказать, наша мифология. Влечения – мифические
существа, грандиозные в своей неопределенности. Мы в нашей работе ни на
минуту не можем упускать их из виду и при этом никогда не уверены, что видим
их ясно»
43

44.

Перевод Фрейда с немецкого на английский
Джеймс Стрейчи, «Стандартное издание полных психологических
работ Зигмунда Фрейда» на английском языке, с 1955-1966 годы,
перевел der Trieb как instinct
• Начало 1980 – огромный шквал критики перевода Стрейчи
• 1989 – проведен симпозиум Институтом Психоанализа в
Лондоне по пересмотру перевода Стрейчи
• 1991 – решено подготовить обновление «Стандартного
издания», работу начал Альберт Диксон
• 1995 – проект передан Марку Солмсу
• 2023 планируется выпуск Обновленного Стандартного издания
Фрейда на английском языке, влечение будет переведено как
drive
44

45.

Первый переводчик Фрейда
Рихард Штерба «Словарь по психоанализу» 1920-1938 годы
• В словаре нет понятия «инстинкт»!
• Нет отдельно понятия «влечение»
• Есть комбинации понятий «влечение к агрессии», «влечение к
деструкции», «влечение к захвату», «влечение к пище»
• Речь идет только о частичных влечениях, но не о комплексном понятии
«влечение»
• Предлагается французский аналог pulsion или английский аналог impulse
или instinct
• Стрейчи был не первым, кто использовал термин «инстинкт» в
английском варианте!
• Работа над словарем была прервана Второй мировой войной и не
возобновлялась
45

46.

Самый известный словарь психоанализа
Жан Лапланш и Жан-Бертран Понталис опубликовали «Словарь психоанализа»
в 1967 году.
• Инстинкт: «А) В общераспространенном смысле слова – унаследованная
схема поведения, присущая определенному виду животных; она почти не
меняется от индивида к индивиду, постепенно развертывается во времени,
устойчива к резким изменениям и как бы подчинена заранее заданной цели;
Б) Термин, который используется некоторыми психоаналитиками для
перевода фрейдовского Trieb, хотя терминологическая последовательность
заставляет прибегнуть скорее к французскому слову pulsion (влечение)»
• Влечение: «Процесс, при котором некоторое давление (энергетический
заряд, движущая сила) подталкивает организм к определенной цели. По
Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние
напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря
этому объекту»
• treiben=толкать, англ. аналог to push или to drive, предложили impulse или drive
46

47.

Почему Стрейчи не использовал слово drive?
Анна Фрейд предлагала заменить instinct на слово urge
Версия Марка Солмса: в середине 20 века различие между понятиями
влечение и инстинкт было менее очевидно, чем в дальнейшем, во времена
Лапланша и Понталиса.
1) Употребление drive в таком контексте не совпадает с его основным
значением в английском языке (Беттельхайм возражал, что термины
parapraxis=оговорка и scopophilia=вуайеризм у Стрейчи вообще взяты из
древнегреческого)
2) Хотел выбрать более туманный и неопределенный термин для перевода
слова Trieb, так как Фрейд использовал его для разных концепций
(Солмс на это возразил, что нет ничего более точного, чем понятие
«инстинкт»)
3) От слова drive трудно образовать прилагательное.
47

48.

Теория влечений в работах Мелани Кляйн
1920 огромное влияние работы Фрейда «По ту сторону принципа
удовольствия», влечение к смерти, описанное Фрейдом
1924 Карл Абрахам исследовал садизм у детей
Изучение детей с помощью игровой техники, связь тревоги и агрессии
1928 «Ранние стадии развития эдипова комплекса», развитие Сверх-Я у
детей, ранний Эдип
• Эдипов конфликт появляется намного раньше, связан с отлучением от груди
в конце первого года жизни
• Интроекция груди и возникновение Сверх-Я, отлучение от груди – агрессия
(покусать грудь), страх наказания за агрессию
• Мать фрустрирует на анальной фазе – ребенок хочет проникнуть в ее тело,
завладеть содержимым ее кишечника
• Сверх-Я имеет садистические черты на оральной и анальной фазах
развития
• На генитальную фазу мешает перейти архаичное Сверх-Я, страх кастрации,
фекалии приравниваются к ребенку, атака на утробу матери, на пенис отца
в утробе матери, зависть и желание обокрасть утробу матери
• Тревога, чувство вины и страх за свои агрессивные желания к родителям –
все это помещается в раннее Сверх-Я
48

49.

Теория влечений в работах Мелани Кляйн (продолжение)
1932 «Психоанализ ребенка», обобщён обширный клинический материал,
продолжение исследований садизма на оральной и анальной фазах
• полярность влечения к жизни и влечения к смерти в психике маленького
ребенка, обилие фантазий и ограниченность самовыражения
• родители представлены не целиком, а гениталиями, которые опасны
• сильная фиксация на орально-сосущей стадии – это влечение к жизни, а
депривация питания приводит к оральному садизму и является выражением
влечения к смерти
• влечение к смерти ощущается как опасность для Я и появляется страх,
страх возникает из агрессии
• страх связан с представлением об уничтожении собственного тела из-за Сверх-Я –
того, что угрожает изнутри, и связан со страхом внешнего объекта, страх вместилище
внутреннего непонятен и невыносим, смещается на внешнее, влечение к влечения к смерти!
смерти смещается на внешний объект
• коитус представляется как акт взаимной агрессии родителей – это
выражение ненависти к родителям вследствие зависти к их взаимному
удовольствию, ожидает наказания от родителей за свою агрессию
• влечение к смерти спаивается с влечением к жизни через мастурбацию на
фоне садистических фантазий о родительском коитусе
49

50.

Теория влечений в работах Мелани Кляйн (продолжение)
• Агрессия способствует развитию!!! Путем проекций и интроекций
• Объекты из Сверх-Я проецируются во внешний мир, попытка Я избавиться
от деструктивного влечения
• Возникает потребность в интроекции хороших объектов, развиваются
объектные отношения
• Страх побуждает развитие контактов с внешним миром
• Ненависть старше любви (Зигмунд Фрейд), Кляйн – ненависть нужна для
развития объектных отношений
«Агрессия и исходящий из нее страх соответственно этому являются
одной из основ объектной связи {…} Либидинозные связи с объектами и
влияния реальности образуют противовес страху перед внутренними и
внешними
врагами.
Вера
в
добрых,
помогающих
персонажей,
основывающаяся на действенности либидо, заставляет все сильнее
проступать реальные объекты…»
50

51.

Теория влечений в работах Мелани Кляйн (продолжение)
1948 «О теории тревоги и вины»
• тревога как выражение страха смерти (до нее Фрейд говорит о страхе
кастрации, страха смерти в бсз нет по мнению Фрейда)
• В бсз присутствует страх уничтожения жизни по Кляйн
• Влечение к смерти является источником тревоги на протяжении всей жизни
• Раннее Сверх-Я включает в себя пожирающую грудь матери и
пожирающий пенис отца, которые являются репрезентациями влечения к
смерти
• Одновременно Сверх-Я включает в себя хорошую грудь и хороший пенис
отца
• Страх распада связан с разрушением хорошей груди
• Страх смерти – часть кастрационного страха, так как размножение
противостоит смерти
• персекуторная тревога связана с уничтожением Я, депрессивная тревога
связана с вредом, причиненным внутренним и внешним объектам
• депрессивная тревога вызывает вину и потребность в репарации
• параноидно-шизоидная позиция (разделенные влечения к жизни и к
смерти) и депрессивная позиция (соединение влечений к жизни и к смерти
по отношению к единому объекту)
51

52.

Теория влечений в работах Мелани Кляйн (продолжение)
1957 «Зависть и благодарность»
• конституциональные способности к любви и ненависти
• «Зависть – это злое переживание того, что кто-то другой обладает и
наслаждается чем-то желанным, импульс зависти состоит в том, чтобы
это отнять или испортить. Более того, зависть подразумевает
отношение субъекта только к одному человеку и восходит к самому
раннему исключительному отношению с матерью», зависть возникает в
диаде с матерью! Зависть – проекция плохого, разрушение объекта.
• «Ревность основана на зависти, но включает в себя отношение по
меньшей мере к двум людям; она связана главным образом с любовью,
которая, как считает субъект, должна быть его, но которая у него
отнята либо пребывает в опасности быть отнятой соперником»,
ревность – триангуляция!
• «Жадность – это страстная и ненасытная тяга, превышающая то, что
субъекту необходимо и что объект способен и хочет дать. На
бессознательном уровне жадность направлена в основном на то, чтобы
вычерпать, высосать досуха и сожрать грудь: то есть ее целью является
деструктивная интроекция», жадность – интроекция хорошего!
• «зависть» в латинском обозначается как invidia, что происходит от латинского
глагола invideo или «смотреть злобно, недоброжелательно, смотреть дурным
глазом». Цицерон: «вызывать несчастье своим дурным взглядом»
52

53.

Теория влечений в работах Мелани Кляйн (продолжение)
• Зависть всегда ненасытна, зависть бесконечно жадная, всегда направлена на
внешнее, зависть портит хорошую грудь матери, зависть встает на пути
получения удовольствия
• «…жадность, зависть и персекуторный страх, связанные между собой,
неизбежно усиливают друг друга. Переживание нанесенного завистью вреда,
возникающий из этого сильный страх и происходящая в результате
неуверенность в хорошести объекта оказывают эффект усиления
жадности и деструктивных импульсов. Всякий раз, когда в конечном итоге
объект считается хорошим, его тем более жадно желают и вбирают»
• В терапии зависть выражает себя в негативной терапевтической реакции (НТР)
• Зависти противостоит благодарность, которая происходит из способности
любить, благодарность также возникает в диаде с матерью. Зависть мешает
благодарности
• Благодарность лежит в основе доверия к людям, способности к репарации и
сублимации, она связана с щедростью. «Внутреннее богатство исходит из
ассимиляции хорошего объекта таким образом, что индивид становится
способным делить его дары с другим. Это делает возможным интроекцию
более дружелюбного внешнего мира, и в результате получается
переживание обогащения»
• «Моя гипотеза состоит в том, что один из глубочайших источников вины
всегда связан с завистью к кормящей груди и с переживанием того, что ее
хорошесть испорчена завистливыми атаками»
53

54.

Теория влечений в работах Мелани Кляйн (продолжение)
• Утоление голода и поддержание жизни посредством хорошей груди
становится основой креативности, когда она интернализуется и может
служить объектом идентификации
• Способность давать и сохранять жизнь лежат в основе креативности и
становятся предметом зависти, то есть выражением влечения к смерти
• Книга Премудростей Соломона: «Но завистью диавола вошла в мир
смерть, и испытывают ее принадлежащие делу его»
• Блаженный
завидует»
Августин,
Первое
послание
коринфянам:
«Любовь
не
• «Мой психоаналитический опыт показал мне, что зависть к
креативности является фундаментальным элементом нарушения
креативного процесса. Порча и разрушение исходного источника
хорошести вскоре ведет к разрушению и атаке на детей, содержащихся
в матери, и имеет результатом превращение хорошего объекта во
враждебный, требовательный и завистливый. Фигура Сверх-Я, на
которую
спроецирована
сильная
зависть,
становится
особо
преследующей и мешает мыслительным процессам и любой
продуктивной активности, в конечном итоге креативности»
• Проработка зависти помогает установить хороший объект надежно,
укрепить Я и способствует обретению креативности
54

55.

Теория влечений в работах Р.В.Д. Фэйрберна
• Вырос в Шотландии, работал всю жизнь в Эдинбурге
• Философ и богослов по первому образованию
• Много работал с психотическими пациентами, страдающими
шизофренией, описал шизоидный характер
• 1941 «Пересмотр психопатологии психозов и неврозов», критика
теории либидо Зигмунда Фрейда, сравнивает либидо с
электрическим током, эрогенность с магнитным полем,
первичная цель либидо – это объект
• «Полемизирует» с работой Фрейда «По ту сторону принципа
удовольствия»
• 1943 «Вытеснение и возвращение плохих объектов», отвергает
влечение к смерти, это всего лишь садо-мазохистические
отношения с внутренним плохим объектом
• 1944 «Рассмотрение эндоскопической структуры с точки зрения
объектных отношений», влечения питают объекты, это всего
лишь формы энергии, Я стремится к объектным отношениям
55

56.

Теория влечений в работах Джона Боулби
Окончил Кембриджский университет, военный психиатр
Наблюдения за детьми, пережившими разлуку с родителями или потерю
родителей во время войны, в Тавистокской клинике в Лондоне
Аналогичную работу по наблюдению за детьми-сиротами проводил Рене Шпиц
в США, описал госпитализм и анаклитическую депрессию
Самая биологическая теория, во многом основанная на этологии, поисковое
поведение и теория привязанности
1958 «Природа привязанности ребенка к матери»
• основы теории привязанности, описывает наполнение Ид, но не Я и Сверх-Я
• Инстинктивные ответы на взаимодействие с матерью: сосание, цепляние,
следование за матерью, плач и социальная улыбка, это инстинктивные
ответы в рамках привязанности
• «Мой постулат заключается в том, что те пять ответов, которые, как я
предположил, лежат в основе поведения привязанности, – сосание,
цепляние, следование, плач и улыбка – являются поведенческими
паттернами, специфичными для человека как вида. Я предлагаю называть
их «инстинктивными ответами», которые я приравниваю к более
громоздкому понятию «видоспецифический поведенческий паттерн»»
• Инстинктивный ответ служит самосохранению индивида и размножению вида
56

57.

Теория влечений в работах Джона Боулби (продолжение)
• Инстинктивный ответ он приравнивает к влечению Фрейда, но инстинкт просто вкл
или выкл в ответ на стимул, нет никакого потока либидинальной энергии
• Реципрокность инстинктивных ответов между особями (мать-ребенок, секс
партнеры)
• Нужно искать внешние и внутренние стимулы, запускающие паттерны
инстинктивных ответов (гормональный уровень, мысли, желания, внешний объект),
все они запускают поисковое поведение
• Последовательность созревания: сосание и плач, через 6 недель улыбка, потом
цепляние и следование за родителем, 18-30 месяцев ближе-дальше
• Проводит параллель инстинктивных ответов с влечением к жизни и теорией либидо
• Сначала ребенок фиксирован на матери/игрушке, потом на матери, и потом на
партнере
• Привязанность монотропна, для нее не характерна промискуинность
• В основе патологии – нарушения цепляния и следования с родителем, а не грудное
вскармливание
• Согласен с «Тремя очерками», но не согласен с «По ту сторону принципа
удовольствия» Фрейда
• Этологическая теория развития младенца интегрируется с фантазиями из теории
Мелани Кляйн
• Этология дает возможность проверки научных гипотез о ранеем эмоциональном
развитии
57

58.

Теория влечений в работах Джона Боулби (продолжение)
1960 «Сеперационная тревога», наблюдения за детьми в возрасте 15-30
месяцев, которые пережили сепарацию с родителями в связи с госпитализацией
• протест, отчаяние и отчуждение, все это части инстинктивного ответа, не
требуется обучение
• Протест: поиск матери, плач и крик, тревожное ожидание, отвержение других
взрослых
• Отчаяние: безразличие, монотонный плач, нет активности, тихое горевание
• Отчуждение: принимает заботу сиделок, еду, игрушки, появляется улыбка,
социальная активность, безразличие к матери, избегает привязанности,
интересуется подарками, игрушками, но нет эмоциональной связи с
родителями
• Протест – сепарационная тревога, отчаяние – горе и оплакивание, отчуждение
– защита
• Фрейд описал все в обратном порядке: «Защитный нейропсихоз» в 1884,
меланхолия и горевание «Печаль и меланхолия» 1917, в 1926 тревога в
статье «Торможение, симптом, тревога»
• По Фрейду либидо трансформируется в тревогу после вытеснения, по Боулби
однажды инициированный инстинктивный ответ не терминируется и тем
самым порождает тревогу
• сепарационная тревога является врожденной, биологически обусловленной,
не требующей специального обучения или опыта от индивида
58

59.

Теория влечений в работах Джона Боулби (продолжение)
• Есть формы тревоги, которые возникают в процессе жизни
• Выделяет две формы тревоги, связанные с появлением символизации и развитием
памяти
• Тревога ожидания или тревога предвкушения, связанная с развитием виртуального
мира объектов в психике, здесь много персекуторной тревоги и депрессивной
тревоги, ребенок боится нанести вред матери, лишиться ее заботы
• Спорит с Кляйн, которая считает, что персекуторная и депрессивная тревоги
присутствуют с самого раннего этапа развития, по Боулби это происходит намного
позже, на более высоком уровне психического развития, нужны репрезентации
объектов
• На основании данных бихейвиористов и этологов инстинкты самосохранения и
сохранения вида, инстинкт сохранения вида сильнее. Ричард Докинз «эгоистичный
ген»
• Активация любого инстинктивного ответа в отсутствие возможности его
удовлетворения вызывает первичную тревогу, учиться ей не надо, это свойство
инстинктивных ответов как таковых
• Испуг, сопровождается замиранием и бегством, действует автоматически,
останавливается в присутствии материнской фигуры или при виде безопасного
пространства, испуг стимулирует привязанность
• Спорит с Клйян, чрезмерная тяга к любви и чрезмерная бсз враждебность
порождают тревогу, влечения к смерти не существует
59

60.

Теория влечений в работах Джона Боулби (продолжение)
• Формирование структуры Я, репрезентаций объектов, внутреннего мира из
объектов, созревание высших корковых функций, появляется избегающее
поведение и тревога ожидания, основано на врожденных реакциях и
обучении через опыт
• Три типовые ситуации опасности: 1) ситуация, в которой индивиду грозит
опасность от внешнего стимула 2) ситуация, при которой индивид может
потерять источник своей безопасности 3) ситуация, при которой индивид
будет переживать инстинктивный ответ без возможности его удовлетворения
или терминации (например, сексуальное возбуждение). Все три типа
запускают тревогу ожидания и избегающее поведение. 1 тип –
кастрационная тревога по Фрейду, 2 тип – потеря объекта, 3 тип – источник
истерии
• Тревога всегда связана с неопределенностью
• Для первичной тревоги характерна неопределенность в возможности
достижения терминации возбуждающего сигнала, а для тревоги ожидания
неопределенность связана с возможностью избежать ту или иную ситуацию.
Кроме того, оба типа тревоги могут лежать в основе психопатологии
• Факторы повышающие сепарационнцю тревогу: 1) враждебность ребенка 2)
враждебность матери 3) полученный опыт ранней сепарации 4) наказание
отвержением со стороны родителей 5) смерть родителя или сиблинга. Нет
сепарационной тревоги – психопатия, заторможенность на фазе отчуждения
60

61.

Джон Боулби и Питер Фонаги
Энтони Бейтман и Питер Фонаги «Лечение пограничного
расстройства личности с опорой на ментализацию»
Mentalization Based Psychotherapy (MBT)
1998 – возрождение теории привязанности в рамках
клинической практики
Показано влияние характера ранней привязанности
ребенка на способность к ментализацмии во взрослом
возрасте, развитие пограничного расстройства личности.
Существует четкая взаимосвязь между надежной
привязанностью, эмоциональной восприимчивостью и
развитыми когнитивными способностями.
61

62.

Теория влечений в работах Х. Хартманна
• Возглавлял IPA с 1951 по 1957 годы
• Ввел синтетическое понятие instinctual drive (компромисс между инстинктом и
влечением)
• 1948 доклад перед Бостонским психоаналитическим обществом, ориентируется
на «Влечения и их судьбы», но не «По ту сторону принципа удовольствия»,
цель и объект влечений, разделяет влечения и инстинкты, инстинкты человека
могут быть неадаптивны, а у животных адаптивны всегда, Я отвечает за
самосохранение, принцип удовольствия неадаптивен
• 1949 доклад на съезде Американской Психоаналитической Ассоциации в
Монреале, Я это контакт с внешним миром, животные инстинкты у человека
дифференцировались на Я и Ид, нейтрализация энергии инстинктивных
влечений, сила Я определяется через способность к нейтрализации энергии
влечений, контркатесис защит
• 1952 в статье «Взаимное влияние развития ЭГО и Ид», для нейтрализации
влечений нужен постоянный надежный объект, описывает отделение Я от Ид
через работу анализаторов, важность способности к обучению, регрессия
выражается в агрессии и сексуализации
• 1955 «Теория сублимации», сублимация и есть нейтрализация, сублимировать
можно и агрессивное влечение, сложность с идентификацией не дает
возможности сублимировать влечения, Сверх-Я может мешать нейтрализации
захватывая агрессию, Идеал-Я направляет сублимацию, формирует цели и
объекты
62

63.

Теория влечений в работах Х. Кохута
• Я, Сверх-Я и Ид, самость – непосредственное содержание психического
аппарата, катектируется энергией влечений
• Задача анализ – восстановление самости
• «Анализ самости» – техника работы с нарциссическими пациентами
• «Восстановление самости», 2 глава «Нужна ли психоанализу психология
самости?»
• Нет смысла рассматривать фиксации влечений, ключевой источник
конфликта – неразвитая самость
• Фиксации влечений и соответствующие действия Я возникают вследствие
слабости самости
• Эмпатия и восстановление фрагментированной самости, требуется слияние
с эмпатическим объектом самости
• Интерпретации на основе теории влечений неэффективны
• Анализ влечений и их фиксаций – это разбор по кусочкам, а анализ самости
– это рассмотрение общей структуры, это синтез
• Концептуализация психопатологии на основании лишь теории влечений
слишком узка, как если бы соматическое заболевание объяснялось только
неорганической химией
• Противник Хартманна и его теории нейтрализации энергии влечений
• Нарциссический гнев связан с повреждением самости и страхом ее распада
63

64.

Теория влечений в работе О. Кернберга
• Ученик Хайнца Хартманна, президент IPA c 1997 по 2001 год
• 1982 «Самость, ЭГО, аффекты и влечения», предлагает модификацию теории
влечений
• Нужна корреляция между аффектами и влечениями, попытка синтеза
нейробиологии, теории объектных отношений и теории влечений
• Влечения прямо воздействуют на ранние репрезентации Я и объектов, на
формирование самости
• Аффективная память о первом опыте с матерью хранится в лимбической
системе (гиппокамп)
• Аффекты – это первичная мотивационная система, аффекты связывают
серии недифференцированных Я- и объект-репрезентаций, позднее
консолидируются в любовь и агрессию
• Аффекты – это строительные блоки влечений, они обретают сигнальную
функцию для активации влечений, он называет их «инстинктивные
компоненты» влечений
• После конденсации любви и ненависти возникают грусть, нежность, вина,
тоска
• Влечения манифестируются не просто аффектами, а специфическими
объектными отношениями
• Влечения структурируются аффективно нагруженным опытом с ранними
объектами
64

65.

Теория влечений в работе К. Шмидт-Хеллерау
Изучала литературу, философию и психологию в Гейдельберге и Цюрихе,
профессор клинической психологии в Университете Цюриха, тренинговый
аналитик и спуервизор Швейцарского Психоаналитического Общества
Возглавляла культурный комитет Международной Ассоциации Психоанализа
В настоящий момент тренинговый аналитик и супервизор Бостонского
Психоаналитического Общества в США
Специалист по метапсихологии, особенно в области теории влечений
2006 статья «Выживая в отсутствии» (“Surviving in absence – on the preservative
and death drives and their clinical utility”)
Попытка объединить 1 и 2-ой концепций Фрейда в общую теорию. Как
соотносятся влечение к смерти и влечение к самосохранению?
• Фрейд предполагал, что влечения к самосохранению являются составной
частью влечения к смерти, но потом он отверг эту концепцию и объединил
влечение к самосохранению и сексуальное влечение в более широкое понятие
влечения к жизни
• Предлагает остановиться на дихотомии влечения к жизни и влечения к смерти
• Влечение к смерти не только про агрессию, агрессия не является первичным
влечением
• Агрессия – выражение интенсивности энергии влечения, которая нужна для
преодоления дистанции до объекта удовлетворения потребности
65

66.

Теория влечений в работе К. Шмидт-Хеллерау (продолжение)
• Андре Грин «Работа негатива», объект раскрывает влечение, объект порождается влечением
• Континуум влечения к смерти и влечения к жизни, любая репрезентация объекта располагается
относительно континуума смерть-жизнь
• Влечение к самосохранению расположено на полюсе влечения к смерти
• Понятие энергия лета в противовес энергии либидо (Лета греч. «забвение», река в царстве Аида)
• Иллюстрация концепции через описание игры fort-da, где катушка – репрезентация, нитка - влечение
• Идея экранов как мнестических следов взаимодействия с объектами, по мере развития индивида
экранов становится все больше, они утолщаются и расширяются
• В возрасте 4 лет возникает концепция смерти, это тоже экран, который защищает от абсолютной
пустоты
66

67.

Теория влечений в работе К. Шмидт-Хеллерау (продолжение)
Источник
Влечение к смерти / влечение к сохранению: Влечение к жизни / сексуальное влечение:
лета
либидо
Внутренние органы (желудок, мочевой пузырь, Эрогенные
зоны
(внешние
органы,
легкие, и т.д.)
например, рот, анус, гениталии, кожа, глаза)
Функции
Выражение
Выживание
Половое размножение
Голод Пищеварение, поддержание жизни Похоть Завоевание Создание нового, живого
Секреция старого и мертвого
Психологические Успокаивать
Беспокойство
Замедление Очаровывать
Интерес
любопытство
характеристики Тяжесть Покой Спать Направление в сторону Ускорение Легкость Поиск, исследование
бессознательного Интроверсия Отчуждаться, Бодрствовать Направление в сторону
отстраняться от чего-то Тишина, молчание сознания
Экстраверсия
Вытягиваться,
Неподвижность Забота Страдание Депрессия тянуться к чему-то Болтливость Подвижность
Любовь Радость Мания
67

68.

Теория влечений в работе К. Шмидт-Хеллерау (продолжение)
• Травму проще всего рассмотреть с позиции влечения к самосохранению, но
Фрейд именно в этот момент переходит к антитезе жизни и смерти
• По Фрейду травма парализует человека, так как все либидо направляется на
травматическую брешь и все психические процессы лишаются источника
энергии
• По Шмидт-Хеллрау травма парализует, так как активирует большое
количество летической энергии в попытках репарации, инвестиция либидо в
травматическую брешь – сексуализация травмы
• Летическая энергия по сути является отрицательной энергией, направленной
на заботу, страдание, тяжесть, отрешение и замедление, что в своем
экстремальном выражении может превращаться в парализованное состояние
• травмированная самость или мертвая самость, мертвый объект отодвинут
далеко в результате травмы, он находится намного дальше от источника
удовлетворения своих потребностей
• в результате травмы защитные экраны разрушаются и образуется дефицит
структур, контейнировать чрезмерное возбуждение летических стремлений
• именно интенсивность влечения к самосохранению вызывает деструктивный
эффект, клиническое выражение влечения к смерти
• в клинической практике саморазрушение и разрушение объекта фактически
выражает интенсифицированное стремление пациента сохранить себя или
объект и выжить
68

69.

Теория влечений в работе К. Шмидт-Хеллерау (продолжение)
Выражения влечения к смерти в клинической практике:
• Расстройства пищевого поведения (РПП)
• Пагубные зависимости (алкоголизм, наркомания)
• Ипохондрия и паранойя
• Разные формы мазохизма
• Психосоматические заболевания (недостаток репрезентации, символизации)
• Депрессии
• Обсессивно-компульсивные расстройства
• Кататония
• Ступор
Андре Грин «частное безумие», при котором возникает пустота,
галлюцинация, белый психоз, психические «дыры», «мертвая мать».
негативная
Эти состояния объясняются скорее тем, что в результате внезапной или кумулятивной
травмы, самость и объект отодвигаются или выскальзывают за пределы сферы здорового
влечения к сохранению самости и объекта, что заканчивается формированием
репрезентации больной, поврежденной, депрессивной самости или объекта, который
становится ненасытным, жадным и которому угрожает смерть.
Разрушается существование, время и пространство по Биону.
69

70.

Теория влечений в работе Марка Солмса
• 2022 статья «Пересмотр теории влечений»
• Фундаментальной основой влечения является гомеостаз
• Влечения сознательны по определению и выражаются в виде
аффектов
• Все влечения нацелены на самосохранение особи и сохранение вида
• Влечение нацелено на насыщение, а не на бесконечное
удовлетворение
• Принцип удовольствия это не континуум, а осциллятор
• Не существует влечения к смерти, нирвана это идеальное состояние
удовлетворения всех влечений
• Влечения делятся на телесные и эмоциональные
• 7 эмоциональных влечений согласно Яку Панксеппу (книга
«Аффективные нейронауки» 1998): ПОХОТЬ, ПОИСК, ЯРОСТЬ,
СТРАХ, ПАНИКА/ГОРЕ, ЗАБОТА, ИГРА (правило 60:40)
• Все 7 влечений ассоциированы с аффектами, имеют свою
валентность
• У каждого из 7 влечений есть категориальная окраска, конкретная
потребность, они не могут суммироваться
• Для каждого из 7 влечений есть врожденный алгоритм
удовлетворения потребности, это рефлексы и инстинкты
N
70

71.

Теория влечений в работе Марка Солмса (2)
ЭГО
влечение
Головной мозг
инстинкт
ПОХОТЬ
ЛИБИДО
рефлекс
Спинной мозг
ПОИСК
71

72.

Модель психосоматического континуума
72
English     Русский Правила