Похожие презентации:
Роль мировоззрения в управлении конфликтами
1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ2.
Марианна Ярославовна Дворецкая - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека РГПУ им.Герцена (г. Санкт-Петербург).
М.Д.: «Спрашиваю студентов: в какой сфере собираетесь работать? Возникает разноголосица, в которой слышится: мы
будем работать с психикой. Но в процессе обсуждения мы приходим к тому, что на самом деле они будут работать с
мировоззрением!».
Деятельность человека определяет мировоззрение, а в его основе лежит идеал. Выделяют
три варианта идеального, или эталонного образа:
1) витальный человек,
2) социальный и
3) духовный.
Все эти три типа представляют собой врожденные потребности - витальные, социальные и
духовные.
3.
1. Витальный, то есть телесный человекЧеловек, укорененный лишь в телесной природе. Это
эгоцентрик, гедонист.
Ценностные ориентации - гедонистические, когда
удовольствие, наслаждение - высшее благо и смысл жизни.
Это норма потребительской идеологии.
Витальные потребности необходимы человеку для того, чтобы
поддерживать равновесное состояние с окружающей средой.
- Гедонисты манипулируют друг другом в стремлении
удовлетворить собственные желания. Когда в одной семье два
эгоцентрика, начинается конфликт (выяснение, кто кому что
должен).
4.
2. Социальный типБолее высокий тип. Ценности: душа (важнее, чем тело).
Умение владеть своей витальной природой, подчинять ее более
высоким задачам - это есть показатель того, что человек овладевает
социальной реальностью.
Карл Витакер, специалист по семейному консультированию: «Семья - это джаз
длиною в жизнь». «Потому что, когда вы стоите в паре и для вас совершенно
неведомо, какая будет следующая музыка, вам все равно нужно танцевать и не
оттаптывать друг другу ноги».
Вот это и есть система отношений в семье: жить так, чтобы никому не
оттаптывать ноги. Это уже отношения ты - мне, я – тебе (договорные).
В социальных потребностях самое главное - социальная адаптация.
Сюда относятся врожденные потребности - в знании, в общении, в
труде.
Не владеют страстями.
5.
3. ДуховныйВ идеале сейчас нет таких людей, но есть те, кто от социального
идут к духовному.
Духовные потребности: потребность любви, в свободе, в творчестве,
в доверии и т.д.
Духовные потребности необходимы, чтобы человек реализовал свое
высшее (человеческое) предназначение.
Все три типа тесно взаимосвязаны.
6.
Цели и средстваЧтобы реализовать свои потребности, мы начинаем искать: а как достичь
этой цели? Самая элементарная потребность - в еде. Пример: блокадный
Ленинград.
Поведение типичного гедониста
«Да я готов на всё, лишь бы я поел!» Отношение эгоистическое: «После нас
хоть потоп»! Главное здесь и сейчас всё получить - и всё будет нормально.
При социальном типе человеческого поведения всё было иначе. И
исключения были единичными. В блокадном Ленинграде массовый героизм
становился чуть ли не нормой поведения.
7.
Поведение духовного человекаВ Петербурге есть музей Вавилова, где собраны семена со всего мира. Это
уникальный запас негенномодифицированных семян. Золотой запас для
выживания человечества. Во время войны сотрудники музея, находясь рядом
с этими мешками, падали в голодные обмороки, но ни одно семя не пропало.
Сейчас мирное время, все сыты и благополучны, но практически половина
этого запаса уже продана.
(Акад. Ухтомский в блокадном Ленинграде).
Ухтомский остался в блокадном Ленинграде, участвовал в организации работы ученых на
нужды обороны, руководил актуальными для военного времени исследованиями по
травматическому шоку. Умер 31 августа 1942 года.
Духовный человек думает о грядущих поколениях и понимает, что это может быть спасение целой
нации.
8.
* Алексей Алексеевич Ухтомский, князь, вмонашестве Алипий - русский и советский физиолог,
академик АН СССР.
Заведовал кафедрой физиологии человека и животных
Петроградского университета. Основал Институт
физиологии ЛГУ и был его директором, а с 1937 года и руководителем электрофизиологической
лаборатории АН СССР. Заведовал биологическим
отделением Ленинградского университета, в 19311938 годах - президент Ленинградского общества
естествоиспытателей.
Вот мы видим три варианта - а это как раз те самые ценностные ориентации, которые мы
используем при выборе.
9.
В движении к смыслуСамая главная проблема для современного человека связана с тем, что ему
очень одиноко и безсмысленно. Человек не может согласиться с тем, что он
конечен. Память о смерти дает возможность двигаться в поисках смысла, к
осмысленности.
…Каков смысл моего пребывания здесь? Зачем я сюда пришел - есть, спать,
наслаждаться - или ради чего-то другого? Большего?
Те духовные качества, которые присутствуют в нас, изначально привнесены
совестью. Что такое совесть?..
А смысл - это тоже врожденная потребность. Мы можем двигаться как вниз,
так и вверх, у нас для этого есть всё: на социальном уровне - семья,
профессия, увлечения.