Похожие презентации:
Философская антропология
1.
2.
АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. anthropos — человек и logos — учение, слово) —позиция, рассматривающая человека системообразующим принципом философии.
Антропологическая философия объясняет действительность из человека — базисной
реальности.
Антропологизм в широком смысле, как скрытая онтологическая доминанта
философии, присутствовал в ней всегда.
3.
Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – однаиз основных проблем в истории философской мысли.
В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса,
некоторого единого сверхвременно́го «порядка» и «строя» бытия («природы»), как «малый
мир», микрокосм (Демокрит) – отображение и символ Вселенной.
Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души
(тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности.
4.
В учении о переселении душ, реинкарнации, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной; однако только человеку присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирического существования с его законом кармы – сансары.В философии Аристотеля нашло выражение определяющее для античной философии понимание человека как живого существа, наделённого духом, разумом («разумной душой», в
отличие от сенситивной и вегетативной души) и способностью к общественной жизни.
5.
В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении Божественной и человеческой природы в личности Иисуса Христа ивозможности в силу этого приобщения каждого человека к Божественной благодати (в христианской традиции кристаллизуется термин «сверхчеловек» – лат.
superhumanus).
6.
Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии человека, его безграничных творческихвозможностей (Дж. Пико делла Мирандола и др.). Представление Р. Декарта о мышлении как
единственно достоверном свидетельстве человеческого существования («мыслю, следовательно существую») легло в основу новоевропейского рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает специфическую особенность человека, его сущность («человек разумный», лат. Homo sapiens, включён в биологическую классификацию К. Линнея).
7.
До XVII в. антропологизм заявлял о себе в философии лишь в качестве учения об особом,привилегированном положении человека в мироздании. В XVII—XVIII вв. антропологизм
проявляется в концепции сущности человека как совокупности неизменных, «неделимых»
качеств, которыми наделила человека природа или Бог, и которые становятся, в свою очередь,
исходными предпосылками для изменения действительности.
Важной стороной такого понимания человека является необходимость осознания им своей
собственной природы. К числу таких «качеств», как правило, относили стремление к познанию,
счастью, добру, свободе, справедливости.
8.
Антропологизм как осознанный принцип философствования ввел Л.Фейербах, который главнымв нем считал идею «единства человеческой сущности».
Для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как о
субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры, как о носителе общезначимого сознания, всеобщего идеального начала – духа, разума. В противостоянии этим идеям немецкого
идеализма Л. Фейербах осуществляет антропологическую переориентацию философии, ставя в
центр её человека, понимаемого прежде всего как чувственно-телесное существо, как живую
встречу «я» и «ты» в их конкретности.
Л.Фейербах
9.
В социально-философской теории К. Маркса центральным в понимании человека становится понятие общественной практики, «способа производстваматериальной жизни», а сущность человека определяется как «совокупность
всех общественных отношений».
Приверженцем антропологизма в России был H. Чернышевский, который
использовал его натуралистическую версию в качестве основы своих
революционных идей.
К. Маркс
H. Чернышевский
10.
В XIX—XX. вв. антропологизм приобретает иную окраску. «Идея человека» становится нетолько основой преобразования природы и общества, но и объяснительным принципом всей
человеческой культуры (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, М. Шелер).
В иррационалистических концепциях человека 19–20 вв. доминирующими становятся внемыслительные способности и силы (чувство, воля и др.). Согласно Ф. Ницше, человек определяется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и разумом. С. Кьеркегор выдвигает на
первый план волевой акт, в котором человек «рождает себя», выбор, благодаря которому индивид, т. е. непосредственное, природное существо, становится личностью, т. е. бытием духовным, самоопределяемым.
Ф. Ницше
С. Кьеркегор
11.
Проблема личности – центральная для концепции человека в персонализме и экзистенциализме, согласно которой человек не может быть сведён к какой-либо «сущности» (биологической,психологической, социальной, духовной). Экзистенциализм и персонализм разграничивают и
противопоставляют понятия индивидуальности – как части природного и социального целого –
и личности как неповторимого духовного самоопределения («экзистенции»).
В современной западной философской антропологии (А. Гелен, М. Ландман, Г. Плесснер и др.)
человек рассматривается в качестве антитезы общества и природы.
12.
Идеи философии жизни (В. Дильтей) и феноменологии Э. Гуссерля послужили исходной основой для возникновения Философской антропологии как особого течения внемецкой философии 1920–70-х гг., связанного прежде всего с именами М. Шелера,
Х. Плеснера, А. Гелена, а также Э. Ротхаккера, швейцарского биолога А. Портмана.
В центре её внимания – сущностное отличие в способе существования человека и животных: свобода от давления биологических потребностей, «самосознание» и связанная
с этим способность «дистанцироваться» от окружающей среды и собственных влечений (человек – «аскет жизни»).
В. Дильтей
Э. Гуссерль
13.
Определяющим в понимании человека является «действие», в процессекоторого создаётся культура (концепция «антропологии культуры. Человек рассматривается здесь прежде всего как существо, определяемое
культурой, как «создатель и создание культуры».
14.
ВЫВОДЗадача философской антропологии — восстановить
целостный образ человека в потоке жизненных
проявлений и с его помощью объяснить
окружающую действительность, глубже понять его
собственную природу.
В рамках философской антропологии делаются
попытки
синтезировать достижения биологии,
психологии, социологии, истории, философии.