Похожие презентации:
Философская антропология
1.
2.
Взаимосвязь разделов философии и сфермеждисциплинарных исследований
Онтология (бытие мира и человека)
Диалектика (противоречия в развитии бытия мира и человека)
Философская антропология ( противоречия между биологическим и
социальным аспектами бытия человека)
Синергетика (противоречия между хаосом и порядком в бытии мира
и человека, природы и общества)
3.
Антропология - этообласть научного знания,
изучающая человека в
единстве и противоречии его
естественного
(биологического) и
социального (культурного)
существования.
4.
Определение понятияФилософская антропология - это
система антропологических концепций,
возникших в европейской философии,
предметом изучения которых является
многообразие
форм
проявления
существования
человека
как
социального
и
биологического
существа.
5.
Причины возникновения:1)
экзистенциальный*
кризис
общественнополитического сознания как результат событий Первой
мировой войны: утрата человеком понимания цели и смысла
своего существования;
2) необходимость изменения подхода к анализу
человека в гуманитарных науках;
3) антропологический поворот в философии – возврат
науки к позициям антропоцентризма;
4)стремление к созданию универсальной теории,
объединяющей подходы различных наук к проблеме человека.
экзистенциализм – философское направление, основным
аспектом изучения которого является смысл существования человека.
*
6.
ОбъектЧеловек как субъект
социальных
отношений и продукт
развития
определенной
культурной среды
Предмет
Человек во всей
своей целостности
7.
Основной вопрос философской антропологии:в чем смысл существования человека
?
Цель в жизни
Смысл в жизни
это философская
определяемая
проблема, имеющая
отношение к конечной
цели существования
человека как
биологического и
социального существа.
временными рамками и
обстоятельствами задача,
реализуемая человеком в
рамках своего
личностного и
социального бытия.
8.
Всероссийский Центр ИсследованияОбщественного Мнения (ВЦИОМ)
9.
Социологический опрос: в чем смысл жизнидля россиян?
94% - создание семьи
95% воспитание детей и обеспечение их будущего
95% - быть здоровым
89% - найти хороших друзей
85% - найти интересную работу
75% - жить в согласии с совестью
71% духовное совершенство
61% - путешествия и новыевпечатления
10.
Пример различения смысла и цели в жизни:Бернар Кушнер (род. в 1939г.) – французский
политик и медицинский работник
11.
Объяснение примераЦелью жизни Бернара Кушнера было стать
преуспевающим врачом, открыть свою клинику.
Смыслом жизни стало создание организации,
способной обеспечить юридическую и другие
формы защиты работы врачей на территории
иностранных государств – «Врачи без границ». К
этому Кушнера подтолкнула работа в Нигерии в
качестве волонтера и увиденные им ужасные
условия труда иностранных врачей, которых в
любой момент могли похитить, убить или
ограбить.
12.
Основные направленияфилософской антропологии:
1) антропоцентрическое – воспринимает человека
не только как центральную проблему философии,
но и как сочетание материального и духовного,
биологического и социального и т.д.;
2)религиозное – системообразующим элементом
существования человека является религия и
создаваемые в её рамках ценности;
3) культурное – цели и смысл жизни человека
определяют культурные нормы;
4) биологическое – существование человека
определяется его способностью или
неспособностью контролировать свои инстинкты.
13.
1.Антропоцентрическое направление – направление, согласнокоторому человек является основанием всех научных поисков в
рамках философской антропологии
Макс Шеллер (1874-1928)
Философская антропология это наука
о сущности и структуре сущности
человека;
Ф.А.
необходима
потому,
что
философия утратила способность
изучать человека, наиболее значимые
проблемы его существования;
Ф.А. сосредоточена на поиске смыслосущностных оснований бытия человека;
Основные
история»,
космосе»
произведения: «Человек
«Положение человека
и
в
14.
Классификация наук по Шеллеру1. естественные науки – формируют точную
картину мира, помогают человеку избегать
заблуждений;
2.
религия
–
формирует
ценности,
определяющие существование общества и жизнь
человека;
3. философия – формирует критический
взгляд на мир и место в нём человека.
Задача
философской
антропологии:
объединить в себе все эти виды наук и создать на
их основе особый подход к анализу человека и
его существования.
15.
Йохан Хейзинга (1872-1945гг.)голландский философ и антрополог, автор концепции
«играющего человека»
Любая человеческая деятельность –
игра; сама человеческая культура
носит игровой характер;
Игра – формирующий элемент
культуры человека;
Игра – это разумная деятельность,
наполненная целями и смыслами;
Игра упорядочивает хаос
социального бытия человека
благодаря системе правил;
Цель жизни человека – победа в
игре; смысл жизни – оставаться в
игре, соблюдать ее правила,
выводить игру на новый уровень
развития.
16.
2.Биологическое направление – в его рамках существованиечеловека определяется способностью или неспособностью
контролировать свои инстинкты
Арнольд Гелен (1904-1976)
Антропологическая диалектика восприятия
человека
–
принцип,
признающий
противоречие
между
способностью
человека к созданию цивилизации и
последующему существованию в ней;
Способность человека существовать в
рамках цивилизации определяется его
культурой
Культура – «вторая природа человека»,
благодаря
которой
он
формирует
способности к коммуникации и способы
преобразования и познания окружающего
мира.
Культура влияет на формирование трех
основных инстинктов человека:
- заботы о потомстве;
- безопасности;
- восхищения цветущей жизнью.
- Главное произведение: «Человек, его
природа и положение в мире».
17.
Теория агрессии Конрада Лоренца (1903 – 1989)Создал
биогенетическую
теорию
насилия, согласно которой агрессия и
насилие человека определяются его
врожденным инстинктом борьбы за
выживание.
Агрессия – не ответ на внешний
раздражитель, а результат внутреннего
напряжения, требующий разрядки;
Внутривидовая агрессия направлена
на выживание самого вида, но может
служить
и
угрозой
его
существованию.
Человек
способен
сдерживать
агрессию, в том числе посредством
норм культуры.
Главное
произведение:
«Так
называемое зло».
18.
3.Религиозное – системообразующим элементомсуществования человека является религия и
создаваемые в её рамках ценности
Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
1.создает новую философскую антропологию –
христологию человека, в которой не было бы
униженного положения человека по отношению к
Богу;
2.
творчество
человеческого существования;
–
есть
смысл
3. мир существует во времени, а не
только в пространстве, а это значит, что мир не
завершен в своем творении, что он продолжает
твориться;
4. Человек как образ и подобие Творца
призван к творчеству, к соучастию в Деле Творца,
следовательно человеческое творчество — дело
богочеловеческое;
5. человек — есть верховный центр
бытия, он включает в себя все силы мира, и являет
собой микрокосм и микротеос. Объясняется это
присутствием Божественного в человеке.
19.
Религиозная антропология - СемёнаЛюдвиговича Франка (1877 – 1950)
Человек является существом
самопреодолевающим,
преобразующим себя самого;
Религиозный опыт становится
одним из оснований обретения
человеком
смысла
своей
жизни;
Внутри
человека постоянно
происходит
борьба
материального и духовного;
итог этой борьбы определяет
восприятие человеком смысла
и цели своей жизни.
Главное
произведение:
«Реальность и человек».
20.
Лев Платонович Карсавин (1882 –1952)Основные идеи творчества:
1. личность рассматривается с позиции
холизма — примата целого над частями;
характерно господство коллективного
над индивидуальным;
2. личность определяется лишь в
отношении
к
более
высшим
(«симфоническим»)
личностям
—
социальным коллективам - семье,
церкви, народу, человечеству, оказываясь
их функцией, органом.
3. «Я» каждого человека само есть
момент, индивидуация «высших», т.е.
имеющих надиндивидуальный объем
симфонических
личностей,
или
социальных коллективов.
Главное произведение: «Философия
истории».
21.
Н. О. Лосский (1870 – 1965)Основные идеи творчества:
1. развитие личности представляет собой
эволюционный процесс;
2. весь мир состоит из личностей
действительных
(подобие
Божие)
и
личностей потенциальных (образ Божий);
3. Подобие Божие — это цель
развития всякой личности, и эта цель
достигается
собственными
свободными
усилиями личности, что составляет подвиг
самой личности;
4. совершенной реализации своей
индивидуальности
личность
достигает
только в Царстве Божьем;
5. Этапы эволюции личности по Л.
- ступени жизни: душа семьи, душа некой
социальной
группы,
душа
нации
(социальное бытие); сверхчеловеческое
бытие (выходит из состава человечества и
входит в Царство Божие)
Главное произведение: «Характер русского
народа».
22.
4.Культурное направление– цели и смысл жизничеловека определяют культурные нормы
Эрнест Кассирер (1874 –
1945)
Определял философскую
антропологию как
«философию
существования».
Существование человека, по
его мнению, главным
образом выражаются через
историю и культуру;
Своё отношение к миру
человек выражает через
символические формы.
Главное произведение: «Язык
и символ»
23.
Примеры символов24.
Примеры символов25.
Примеры символов26.
Пример символов27.
Примеры символов28.
Пентаграмма29.
Выводы:1) Главный вопрос философской антропологии –
вопрос о смысле существования человека;
2) Данная наука возникла как ответ на кризисные
явления в истории европейской цивилизации начала ХХ века
(первая мировая война, распад Российской, Германской,
Османской и Австро-Венгерской империи, породивший
целый ряд социанльно-экономических и политических
кризисов, формирование тоталитарных режимов и
нацистских движений);
3) Философская антропология включает в себя три
основных
направления:
социально-философское,
биологическое и культурологическое.