Похожие презентации:
Тема срочной военной службы в советской тематической картине 1960 -х – 1980 -х годов
1. Тема срочной военной службы в советской тематической картине 1960-х – 1980-х годов
Выполнил: Василевский Иван, 5 класс ДПОП «ЖИВОПИСЬ»МБУДО «Детская школа искусств № 4» г. Челябинск
2. Оглавление:
Введение………………………………………………………………………………………………………………....3I.
Основные этапы исторического развития советской живописи
Формирование традиций станковой реалистической картины военной тематики…...…….……..........5
Художники «сурового стиля» и военная тема…………………………………………………………………....19
Период так называемого «застоя» в отечественной культуре………………………………………………….26
II. Воплощение темы срочной военной службы в творчестве некоторых советских
художников…………………………………………………………………………………………………………..35
Алексей Семёнов……………………………………………………………………………………………………...37
Борис Окороков………………………………………………………………………………………………………..41
Алексей Евстигнеев ……………………………………………………………….………………………………...46
Александр Сытов……………………………………………………………………………………………………..52
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………56
Материалы, использованные в работе ……………………………………………………………………………….57
3. Введение
Интерес к данной теме у меня возник потому, что каждый юноша в
возрасте от 18 до 27 лет в нашем государстве может отправиться на
военную службу. Как правило большинство парней туда забирают в
обязательном порядке, после завершения обучения в колледже.
Возможно, что и меня могут призвать к службе в армии РФ через
несколько лет. Мне захотелось узнать больше об этом событии, об
отношении к нему художников.
Тема службы молодых людей в армии не редко воплощалась в
советской живописи. Советский период в истории отечественной
художественной культуры был очень продуктивным по содержанию и
форме. Менялось время – менялась жизнь и быт солдат. Их занятия,
цели и многое другое. Эти изменения находили отражение в
изобразительном искусстве. В рамках реалистической станковой
картины советских лет менялся и пластический язык художников, что
особенно интересно изучать.
4.
Для меня это стало полезным еще и с той точки зрения, что
тема моей работы по композиции так же посвящена теме
срочной военной службы.
В первой части работы я рассматриваю основные этапы
исторического развития советской живописи на примере
картины военной темы. Во второй части рассматриваются
произведения ряда художников, воплощавших в своём
творчестве тему срочной военной службы (А. Семенова, Б.
Окорокова, А. Евстигнеева, А. Сытова). Для меня, как для
юного художника, их картины и опыт может сыграть важную
роль в развитии собственных навыков.
5. Формирование традиций станковой реалистической картины военной тематики
6.
В истории советской живописи выделяются несколько этаповеё развития. Первый - начальный период (1917 - 1932 год). В
это время формируется соцреализм, который будет являться
основным жанром до самого распада СССР. Далее был
период живописи довоенного времени (1932 – 1941 год). В
1941 году началась Великая Отечественная война и
живописцы стали создавать картины на её тему. Период
назвали «Живопись военного времени» (1941 - 1945 год).
После окончания войны и возвращения страны к нормальной
жизни началась эпоха сурового стиля (1959 - 1965 годы), на
смену которому в 1965 году пришел период так называемого
«застоя» и длился он до 1980 года.
7. Социалистический реализм (соцреализм)
Социалистический реализм (соцреализм) — художественный методлитературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других
социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение
социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой
борьбы
за
установление
и
созидание
социалистического
общества.
Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, после
того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде советских
писателей (до этого были случайные употребления). Изображение жизненных
идеалов при социализме обуславливает и содержание, и основные
художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие
связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с
развитием революционного рабочего движения. В работах художников
соцреализма практически не бывает метафор или абстракций для лучшего
понимания произведений народом.
8.
Социалистический реализм, являвшийся основным методом в советскойхудожественной культуре, требовал от художника-живописца правдивого,
реалистического (с точки зрения необходимости отражения исторических изменений
в
жизни
советских
людей,
визуального
правдоподобия)
изображения
действительности.
Основные принципы соцреализма:
• Народность. (Понятность для простых людей)
• Идейность.
(Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни,
героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей)
• Конкретность.
(В изображении действительности показать процесс исторического
развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию
истории)
Ведущие представители соцреализма в живописи: Б.В. Иогансон, А.И.Лактионов,
П.А.Кривоногов, А.А.Дейнека, Сергей и Алексей Ткачевы и другие.
Лучше всего рассматривать историю формирования соцреализма на примере созданных в эту
эпоху организаций художников.
9.
Первой была создана в 1922 году Ассоциация художниковреволюционной России (АХРР). Типичными чертами произведений
художников этого объединения — это чёткая повествовательность,
консервативная
«реалистичность»,
попытка
воссоздания
исторического или современного события (то есть - героизированная
документальность). Художники АХРР стремились сделать свою
живопись доступной массовому зрителю той поры, и поэтому своём
творчестве они часто использовали бытописательский язык позднего
передвижничества. Кроме «героического реализма» в их работах
также проявлялись тенденции бытописательства и натурализма,
хотя это, как позже отмечали советские критики, «часто приводило к
мелкотемью и иллюстративности». Данная ассоциация значительно
повлияла на развитие соцреализма в СССР.
Особенности художников этой организации также были достаточно
часто задействованы в произведениях армейской темы уже после
конца существования АХРР.
10. Митрофан Греков . Тачанка. 1925
11. К.С.Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928
12.
Помимо АХРР в период формирования соцреализма было создано Общество художников станковистов (ОСТ). Это художественная группировка, основанная в 1925 году в Москвегруппой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Характерной чертой
творчества ОСТа является воспевание советской действительности (индустриализации,
спорта, проч.) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма.
Существовало до 1931 года.
Члены ОСТа выступали за реалистическую живопись в обновленной форме,
противопоставляя её беспредметному искусству и конструктивизму. ОСТ утверждало
значение и жизнеспособность станковых форм искусства. Основной своей задачей остовцы,
как и «ахровцы», считали борьбу за возрождение и дальнейшее развитие станковой картины
на современную тему или с современным содержанием. Художники стремились выработать
новый изобразительный язык, лаконичный по форме и динамичный по композиции. Для
произведений характерны обострённая лаконичность формы, её нередкая примитивизация,
динамика композиции, графическая чёткость рисунка.
Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой, а также
монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного
искусства. В том числе некоторые черты остовцев были заметны и в армейских картинах 6080х годов.
13. А.А.Дейнека .Оборона Петрограда. 1928
14. А.А.Дейнека. Оборона Севастополя. 1942
15.
Сразу после формирования соцреализма создается студия имени Митрофана БорисовичаГрекова.
Студия военных художников имени М. Б. Грекова, это государственная творческая
организация Министерства обороны РФ. Создана 29 ноября 1934 года по идее мастера
батальной живописи Митрофана Грекова и впоследствии названная его именем.
М. Б. Греков сыграл огромную роль в развитии искусства молодой советской республике,
став знаменосцем зарождающегося стиля – советского реализма, в основу которого легли
традиции школы русского реализма.
Творчество художника представлено во многих музейных собраниях, в том числе
Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др. В
Новочеркасске был открыт Дом-музей М.Б. Грекова, а в Москве – Студия военных
художников, носящая его имя, ставшая центром диорамно-панорамного искусства, свято
хранящая и развивающая основы русской реалистической живописи.
В годы Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт. Они создали
множество выдающихся произведений искусства. Их историческое и художественное
значение трудно переоценить — это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной
войны, ее главных военных сражений, фронтовой жизни.
16.
Творческая деятельность Студии имени М.Б. Грекова внесла значимый вклад в борьбус врагом. Война для художников Студии стала школой профессионального мастерства и
основой для будущих произведений. Они отмечены большой любовью к главному герою
этой величайшей битвы за Родину — советскому солдату.
После Великой Отечественной войны в творчестве студийцев начинает развиваться
диорамно-панорамное искусство, о котором всю свою жизнь мечтал Митрофан Греков.
Силами студийцев были созданы такие масштабные полотна, как панорама
«Сталинградская битва» в Волгограде, диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе,
комплекс диорам на Поклонной горе: «Контрнаступление советских войск под Москвой в
декабре 1941 года», «Блокада Ленинграда», «Курская битва», «Форсирование Днепра»,
«Штурм Берлина».
Художники студии создали и создают много монументальных памятников воинской
славы в различных городах. В их творчестве военно-патриотическая, религиознодуховная и лирическая темы представлены в десятках тысяч произведений живописи,
графики и скульптуры, исполненных в лучших традициях русского реалистического
искусства.
Именно в этой студии находились и начинали свой путь многие художники 60-80х
годов, работавшие над произведениями темы военной службы.
17. Митрофан Греков. Трубачи первой конной армии. 1934
18.
Примеры произведений соцреализма,написанных в последующие годы, уже
после его формирования. На них
можно увидеть все основные
принципы и особенности этого жанра,
которые были заложены в период с
1917 по 1932 год .
19. Художники «сурового стиля и военная тема»
20. «Суровый» стиль и военная тема
Начиная с 60-х годов XX века в советской живописи начинаетпревалировать так называемый «суровый стиль» – особая разновидность
соцреализма. Задача, которую ставили перед собой художники того периода
– отображение действительности без налета идеализации. Живописцы
воспевали трудовые будни, писали портреты тружеников и фронтовиков,
особое развитие получили групповой портрет и автопортрет. В пейзажных
жанрах особый интерес появился к северной «суровой» природе.
Произведения пишутся выразительными, динамичными, с использованием
языка плаката и документальной фотографии. Некоторые образы в
картинах «сурового» стиля восходят к общечеловеческим, мировым образам
(М.Савицкий. Партизанская мадонна).
Образно-пластические решения «суровых» художников были актуальны и
в последующих десятилетиях (Е.Е.Моисеенко. Победа)
Яркие представители этой эпохи – художники А.Н. Никич, Г.М.Коржев,
М.Савицкий, Е.Е.Моисеенко.
21. Н.Я.Никич . Военные корреспонденты. 1965
22. Г.М.Коржев. Следы войны. 1957-1965
23. М.Савицкий. Партизаны. 1963
24. М.Савицкий. Партизанская мадонна. 1967
25. Е.Е.Моисеенко. Победа. 1972
26. Период так называемого «застоя» в отечественной культуре
27. Период застоя
В 70-80-х годах на смену «суровому стилю» приходит более глубокоеи лирическое осмысление событий Великой Отечественной войны,
основанное на личном отношении авторов к истории. В
произведениях «семидесятников» можно наблюдать символизм,
пластические метафоры. Не редко художественное время картин
состоит из нашего «сегодня», обращенного к прошлому
(Т.Н.Яблонская. Безымянные высоты. 1969., В.Е.Попков. Шинель
отца. 1972., В.Е.Попков. Тишина. 1972.). Авторы в этот период работают
традиционно в русле станковой реалистической картины, больших
художественных открытий и изменений в плане пластического языка не было.
28. Т.Н.Яблонская. Безымянные высоты. 1969
29. В.Е.Попков. Шинель отца. 1972
В.Е.Попков. Воспоминание. Вдовы. 1969 В.Е.Попков. Шинель отца. 197230. В.Е.Попков. Тишина. 1972
31. Н.А.Кудричев. Ожидание. 2005
Традиции тех лет актуальны и для современных художников старшего поколения,воплощающих тему Великой отечественной войны. Например Николай Алексеевич
Кудричев – Челябинский художник
Н.А.Кудричев. Ожидание.
2005
32. Н.А.Кудричев. Колодец. 2015
Н.А.Кудричев.Ворота. 2015
Н.А.Кудричев.
Колодец. 2015
Н.А.Кудричев. Летят журавли. 2015
33.
Однако большинство остальных художников этого периода шли по проторенной дороге,ничего кардинально нового, связанного с войной не освещалось, поэтому эту эпоху часто
называют периодом «застоя» Появлялось больше картин на тему срочной военной службы
в мирное время.
34.
35. Воплощение темы срочной военной службы в творчестве некоторых советских художников
36.
В период с 1960 по 1990 год многие советские художникиинтересовались и писали картины на тему военной службы в различных
подразделениях армии. Самыми известными из них являются: Алексей
Семёнов, Борис Окороков, Алексей Евстигнеев, Александр Сытов.
В это время раскрываются такие аспекты, как служба в суровых
условиях, разных родах войск (ракетчики, пограничники, морской флот,
авиаторы). Художники показывают трудовые будни солдат, их готовность
защищать мирных советских граждан, помощь в государственных делах
(на стройках социализма), почитание армейских традиций и многое
другое, возвращение демобилизованных солдат домой, к мирному быту.
37. Семенов Алексей Николаевич
• Алексей Николаевич Семенов (1928-2008) – советский и российский художник-живописец. Народный художник Российской Федерации.
• Семенов Алексей Николаевич родился в 1928 году в деревне Тарбеевка
Тамбовская область. Детство художника оказалось плотно связано с армией, а
потому, творческая деятельность уже взрослого художника была акцентирована
преимущественно на военной теме, как батальной, так и исторической.
• С 1955 года Семенов работал в Студии военных художников имени М.Б.Грекова,
принимал участие в художественных выставках и одновременно с этим учился в
Московском заочном педагогическом институте, успешно окончив его в 1961-м
году.
• В 1975 году Семенов вступил в Союз художников СССР.
38. А. Семенов. На дальний пост. 1971 год
39. А. Семенов. Священные камни. 1972
40. А. Семенов. По сигналу SOS. 1983 год
41. Окороков Борис Владимирович
• Борис Владимирович Окороков(1933-2005) – советский и
российский живописец,
Заслуженный художник РСФСР с
1982 года.
• Художник родился 4 ноября 1933
года в Москве.
• В 1948-1952 годах учился в
Московской средней художественной
школе, окончил ее с серебряной
медалью. В 1952 начал обучение в
Московском государственном
художественном институте. В 1958
году с отличием окончил обучение
по мастерской В.Г.Цыплакова.
42.
• С 1957 года Борис Владимирович начал принимать участие в художественныхвыставках, а в 1960 году вступил в Союз художников СССР.
• С 1962 по 1968 год работал в Студии военных художников имени М.Б.Грекова.
• Основным направлением живописи был «суровый» стиль 60-х годов.
• С 1968 по 1971 Борис Владимирович Окороков был Председателем правления
Московского государственного объединённого художественного фонда. С 1971 по
1975 был Членом правления Московского отделения Союза художников РСФСР.
• Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее,
Государственном Русском Музее, Государственном Музее Изобразительных
Искусств имени Пушкина, Центральном музее Вооруженных Сил, Музее
Русского Искусства в Киеве, других крупных музеях бывшего СССР и
многочисленных частных коллекциях.
43. Б. Окороков. Пограничники. 1962
44. Б. Окороков. Первый день мира. 1975
45.
Б.В. Окороков.Ракетчик. 1967
46. Алексей Евстигнеев
Алексей Евстигнеев - советский/русский художник. Родился вМоскве в 1954 году. Оба родителя художника по профессии
архитекторы.
Свое художественное образование Алексей Евстигнеев начал в
изостудии Дворца пионеров, а продолжил в Московском
Государственном Художественном Институте им. В.И. Сурикова,
который окончил в 1978 году.
В 1980 году Алексей Евстигнеев принял участие в конкурсе
организованном Студий военных художников им. М.Б. Грекова и
одержал победу.
47.
Алексей Евстигнеев считал для себя честью, работать в числеживописцев этой прославленной студии военных художников. Тема
армии, воинской доблести близка художнику. Один из его
родственников, Владимир Башкиров, воевал на фронте в годы
Великой Отечественной войны. Воевали и другие родственники
художника.
В 1984 году Алексей Евстигнеев был принят в члены Союза
художников СССР. Художник много ездит по стране, бывает в
армейских частях и на флоте, где делает зарисовки и эскизы, ставшие
прообразом его будущих картин. Побывал художник и за рубежом.
Свои картины Алексей Евстигнеев пишет в стиле реалистического
искусства. Кроме военной тематики у художника есть и работы другой
тематики: портреты, натюрморты, пейзажи.
Художник постоянно участвует во всех значимых выставках в
России и за рубежом.
48. Алексей Евстигнеев. Завтра в поход. 1978
49. Алексей Евстигнеев. Здесь пройдёт БАМ. 1984
50. Алексей Евстигнеев. Заданным курсом. 1989
51. Алексей Евстигнеев. Полевая кухня. 1989
52. Александр Капитанович Сытов
Сытов Александр Капитонович – советский и российский художник-живописец.Народный художник РФ.
Лауреат премии Ленинского комсомола. Член-корреспондент Российской
академии художеств. Художественный руководитель Студии военных художников
имени М.Б.Грекова.
Сытов Александр Капитонович родился в 1957 году в Москве. До 1975 года
учился в Средней художественной школе при Суриковском институте. В 1983
окончил Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, по
живописной мастерской Д.К.Мочальского. В том же году прошёл конкурсный отбор
на работу в Студии военных художников имени М.Б.Грекова.
В 1986 году художник был призван в Вооруженные Силы СССР в звании
лейтенанта. Совершал многочисленные творческие поездки в отдалённые
гарнизоны. В 2005 году был уволен в запас в звании подполковника. С 2012 года
является художественным руководителем Студии военных художников имени
М.Б.Грекова.
53. Александр Сытов. Будни. 1985
54. Александр Сытов. Малая авиация. 1986
55. Александр Сытов. Между вахтами. 1986
56. Заключение
Подводя итог мы с уверенностью можем сказать, что эта культурная эпоха вистории России и её художественного искусства была очень важной и
насыщенной. Происходило множество изменений в жизни людей, общества и
государства. Было не мало событий, связанных с вооруженными силами:
Великая Отечественная война, изобретение новых видов вооружения,
установление нового режима в стране и в армии. Все эти события находили
свое отражение в искусстве, в частности в бытовых картинах художников.
Создавались новые для России пластические языки, приемы написания
картин и жанры живописи (соцреализм, «суровый» стиль, глубокое, лиричное
и метафоричное осмысление войны в период застоя и многое другое). Как мы
могли заметить многое из живописи тех лет актуально и по сей день.
Современные художники отталкиваются от опыты из прошлого, в том числе и
мне было полезно изучить этот период.
57. Материалы, использованные в работе:
https://yavarda.ru/alexandersytov.html
http://www.grekovstudio.ru/artists/now/sytov-aleksandr-kapitonovich
https://zen.yandex.ru/media/khudozhestvo/voennyi-hudojnik-aleksei-evstigneev-5eb6676bdd0c177527edb897
http://www.grekovstudio.ru/artists/now/evstigneev-aleksej-vitalevich
https://tipolog.livejournal.com/132771.html
https://nsaturnia.ru/sovetskaya-zhivopis-osnovnye-zhanry-i-napravleniya/
https://back-in-ussr.com/2014/06/kartiny-sovetskih-hudozhnikov-na-armeyskuyu-temu.html?cid=147231
https://fishki.net/1504481-kartiny-sovetskih-i-rossijskih--hudozhnikov-na-armejskuju-temu.html
https://zdamsam.ru/a53342.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/ОСТ_(художественное_объединение)
https://tramvaiiskusstv.ru/plakat/articles-plakat/item/5500-31-10-2019-ost-obshchestvo-stankovistov.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Студия_военных_художников_имени_М._Б._Грекова
http://www.grekovstudio.ru/about/history
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассоциация_художников_революционной_России
https://yavarda.ru/alexeisemyonov.html
https://yavarda.ru/borisokorokov.html