Советская живопись 1917-1930 годов
Беспредметное искусство в советском авангарде
Вопросы для проверки
6.30M
Категория: ИскусствоИскусство

Советская живопись 1917-1930 годов

1.

2. Советская живопись 1917-1930 годов

После 1917 года в российской художественной среде произошли
большие изменения. Немало мастеров искусства вскоре покинули
страну, осев в разных городах Европы и Америки. Те же, кто
остался, возведение в России нового строя увязывали со своим
стремлением к новой жизни, ярким творческим открытиям.
В советской живописи довоенного периода получили развитие
некоторые тенденции, которые сложились в художественной
культуре «серебряного века». Откликнулись на происходящие
события живописцы «Союза русских художников». Дерзкой
энергией наполняли свои произведения мастера, ранее входившие
в состав «Бубнового валета». Появились и новые объединения, в
числе которых были Ассоциация художников революционной
России (АХРР), Общество станковистов (ОСТ), представители
которых стремились передать пульсацию новой эпохи.

3.

Взрывная энергия революционных лет, грандиозные перемены в
произошедшие в России и открывающие новую эру в истории
человечества, выразились в картине «Новая планета». Её также
написал один из основателей дореволюционного Союза русских
художников Константин Фёдорович Юóн (1875-1958).
Известный мастер
импрессионистических пейзажей
выступил в этом
полотне как смелый
предвестник нового
времени.
Чтобы показать
бурные изменения,
охватившие мир, он
использовал не
характерную для
него контрастную
красочную гамму и
жёсткий язык
К.Ф. Юон. Новая планета. Картон, темпера. 1921. 101 х 71 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
графики.

4.

Жажда обновления, страстная вера в наступление новой, счастливой
эпохи раскрывается в картине «В голубом просторе». Её автором был
один из основателей дореволюционного Союза русских художников
Аркадий Александрович Рыло́в (1870-1939). Картина была написана в
голодном 1918 году
в промёрзшей мастерской художника.
На холсте изображено ясное небо, волнистая поверхность
моря, над которым в
лучах яркого света и
потоках свежего ветра летит стая лебедей. Их движение
получает развитие в
изображении парусника на горизонте.
Картина пронизана
мажорным, приподА.А. Рылов. В голубом просторе. 1918. Холст, масло. 109 х 152 см.
нятым настроением.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

5.

По-своему откликнулся на происходящие в стране события представитель Союза русских художников Борис Михайлович Кустодиев (18781927), вошедший в Ассоциацию художников революционной России.
Создатель пышных купчих и восторженный певец русской масленицы
на этом полотне изобразил гигантскую фигуру большевика, который
идёт с развевающимся красным флагом по
запруженной народом
улице в сторону
церкви. Показав её на
картине как символ
веры в коммунистический рай, царство
справедливости,
художник не посмел
отправить эту работу
на выставку. Тем не
менее, вскоре данное
произведение
признали классикой
Б.М. Кустодиев. Большевик. 1920. Холст, масло. 101 х 141 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
советской живописи.

6.

Б. М. Кустодиев. Портрет Фёдора Шаляпина.
1922. Холст, масло. 99,5 х 81 см.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Самозабвенная любовь Кустодиева к русской культуре, проникновенное отношение к таланту
Фёдора Шаляпина побудили
художник написать этот портрет.
Выдающийся оперный певец
изображён в шубе нараспашку на
фоне заснеженного города, на
улицах которого шумит раздольная русская масленица. Слева
снизу на Шаляпина смотрят его
дочери Марфа, Марина и личный
секретарь Исай Дворищин.
Показав известного певца на фоне
праздничной толпы, народных
гуляний художник передал его
поистине русскую душу. Но после
завершения работы над портретом, Шаляпин увёз его во Францию, а Кустодиев написал уменьшенную копию данной работы.

7.

Б.М. Кустодиев. Русская Венера.
1925-1926. Холст, масло. 200 х 175 см.
Государственный художественный музей,
Нижний Новгород.
Любовь к жизни, её нехитрым
радостям Кустодиев выразил к
картине «Русская Венера»,
которую написал за год до своей
кончины. На холсте он
изобразил молодую, крепкую,
красивую женщину, показав её в
бане с веником в руках. Её лицо
озарено счастливой улыбкой,
омытое свежее тело сияет
чистотой. Художник передал
изменчивость клубящегося пара,
мыльных пузырей. И, если
античная Венера родилась в морской пене, то русская богиня
красоты – в жаре бани, распаренная, румяная, искрящаяся радостью и здоровьем. Картина была
написана на обратной стороне
полотна «На террасе» 1906 года.

8.

Стремление к созданию обобщённого образа русской красавицы, излучающей ласку и душевное тепло, проявил в своём творчестве Кузьма
Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939). Своих героинь он уподоблял
светлым Мадоннам, придавая им иконописные черты, наполняя свои
работы символическим смыслом. Здесь
изображена простая
женщина в белом
платке, олицетворяющем её нравственную
чистоту. На её руках –
младенец, которому
предстоит вырасти,
повести за собой людей, взойти на Голгофу. Мадонна показана на фоне встревоженного города, но от
её лика исходят любовь, сила духа, вера
в победу добра.
К.С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская Мадонна).
1920. Холст, масло. 73 х 92 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

9.

На картине «Смерть комиссара» Петров-Водкин изобразил один из
трагических моментов гражданской войны. Смертельно раненный
комиссар упал на руки ординарца. Отряд красноармейцев продолжает
движение и идёт вперёд к своей цели. В произведении художник вводит сферическую перспективу и принцип трёхцветия. Он выразил планетарный характер мироровосприятия, показывая происходящее, словно уведенное из космоса, делая поверхность
земли закругляющейся.
Душа покинула тело
молодого мужчины, но
Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко» – песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
К.С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. Холст, масло.
Слезинка дождя…
Михаил Светлов. 196 х 248 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

10.

Грозное время разгара гражданской войны и иностранной интервенции получило отражение в
картине Петрова-Водкина «1919
год. Тревога». Художник изобразил обычную комнату со скромной обстановкой. К тёмному окну
припал мужчина, услышавший
сирену и старающийся разглядеть,
что происходит на улице. Его жена, обняв дочь, пытается её успокоить. В кроватке безмятежно
спит малыш, не ведающий, что
происходит. Окно, в которое вглядывается глава семейства, становится переходом из замкнутого
мира во вселенский, охваченный
бурными событиями колоссального масштаба.
К.С. Петров-Водкин. 1919 год. Тревога.
1934. Холст, масло. 169 х 132 см.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

11.

Картина «Фантазия» стала продолжением произведения «Купание
красного коня», в котором художник передал предчувствие масштабных
перемен, надвигающихся на Россию. «Фантазия» была написана в
первое послереволюционное десятилетие и выразило оптимистические
надежды автора на
построение прекрасного мира. Эта картина перекликается со
строками Велимира
Хлебникова:
Кто со мной – в полёт?
А со мной – мои други!
К.С. Петров-Водкин. Фантазия. 1925. Холст, масло. 50 х 54,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Художник показал
смелость и доблесть
героя, который оглядываясь, словно призывая следовать за
ним, мчится над
землёй на красном
неукротимом коне –
символе свободы и
счастья.

12.

Своё любование действительностью Петров-Водкин передал во множестве натюрмортов. Произведение «Селёдка» было написано в 1918 году, когда в Петербурге царила разруха и голод. Простую снедь – селёдку, две картофелины и краюху чёрного хлеба он отобразил на клеёнке
как настоящее пиршество, избрав изысканные сочетания лазурно-голубого, розового, золотистого, серебристо-серого тонов. Тогда же был
написан «Утренний
натюрморт». Его
композиция лаконична и включает букет
полевых цветов, пару
яиц, стакан чая, чайник; из под стола
видна собачья морда
с умными глазами.
Грани стакана и сияющего чайника делают пространство картины более сложным,
ритмичным и
К.С.
1918.
Клеёнка,1918.
масло.
58 х масло.
88,5 см.
К.С.Петров-Водкин.
Петров-Водкин.Селёдка.
Утренний
натюрморт.
Холст,
оригинальным.
Государственный
Русский
музей,музей,
Санкт-Петербург.
66 х 88
см. Государственный
Русский
Санкт-Петербург.

13.

К.С. Петров-Водкин. Портрет Анны Ахматовой.
1922. Холст, масло. 54,5 х 43,5 см.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Портрет Анны Андреевны
Ахматовой был написан через год
после того, как был расстрелян её
муж – поэт Николай Гумилёв.
Данное произведение, созданное
Петровым-Водкиным, сродни её
стихам и строкам:
А здесь, в глухом чаду пожара
Остатки юности губя
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя…
Ахматова могла сказать о себе:
«Не с теми я, кто бросил землю…».
На этом портрете мы видим матово
бледное, словно источающее свет
лицо-лик, печальный взгляд, горькую улыбку. За спиной поэтессы из
холодной голубизны выступает
таинственный образ. Возможно это
изображение души её любимого
мужа, который неразлучен с ней в
её воспоминаниях.

14. Беспредметное искусство в советском авангарде

После 1917 года многие художники-авангардисты с энтузиазмом
приступили к созданию картин, в которых они дистанцировались от
традиций реалистической живописи. Искусство прошлых эпох, по их
убеждению, является достоянием того общества, которое всегда
строилось на несправедливости, угнетении, эксплуатации. Потому
такое творчество должно быть отправлено на свалку истории. Свои
взгляды они излагали и ранее во множестве пламенных манифестов,
таких как «Лучисты и будущники» (1913), «Союз молодёжи» (1916),
«Манифест Летучей Федерации футуристов» (1918) и т.д. В них
доказывалась правомерность беспредметного искусства. Ведь оно не
только отрекается от затхлого прошлого, но и по своей сути ближе к
простому народу, который исстари занимался резьбой, росписью,
вышивкой, то есть также занимался беспредметным творчеством.
В своих работах художники-авангардисты стремились показать свою
связь с энергией мироздания, космоса.

15.

Одним из лидеров авангардного движения был Василий Васильевич
Кандинский (1866-1944). На его полотнах перед нами предстают грандиозные сцены, сравнимые с рождением новой галактики. Сложнейшие
сочетания ярких цветовых пятен, зигзагообразные линии, похожие на
молнии – всё клубится,
сверкает и переливается,
формы перетекают из одной в другую, затягивая
зрителя вглубь, заставляя
его самозабвенно раствориться в картине.
Совершенно не важно,
что изображено на холсте, важно то, как оно
воздействует на человека,
какие эмоции вызывает.
Полотна Кандинского –
это живописные симфонии, где каждый цвет
обладает своим звуком и
В.В. Кандинский.
Музыкальная
Фиолетовый
В.В.
Смутное.
1917. Холст,
Холст,
масло. 72
105хклин.
х101
134см.
см.
тембром.
В.В.Кандинский.
Кандинский.
Южное.увертюра.
1917.
масло.
1919. Холст,Государственная
масло.
60 х 67 см.
Художественный
музей,
Тула.
Третьяковская
Москва
Дом-музей
Б.М.
Кустодиева, галерея,
Астрахань.

16.

Убеждённым сторонником супрематизма оставался Каземир Северинович
Малевич (1870-1935) – основатель данного направления. После 1917 года он продолжил создавать свои беспредметные композиции, но в 1920-х
годах в его картины, в соответствии с требованиями времени, начали
проникать обобщённые человеческие изображения. На картине «Голова крестьянина»
Малевич написал суровое лицо бородатого
мужчины, показав его на фоне крестьянок и
вспаханных полей. Существует мнение,
что в выражение лица крестьянина Малевич
внёс своё впечатление от иконы «Спас Ярое
Око», совместив древний образ с ритмикой
красочных плоскостей супрематизма.
К.С. Малевич. Голова крестьянина.
1928-1929. Дерево, масло. 71,7 х 53,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

17.

В конце 1920-х годов в творчестве Малевича появляются изображения
безликих фигур. Так, на картине «Крестьяне» по пояс показаны два
супрематических мужика в жёлтой и красной крестьянских робах на
фоне раскинувшегося супрематического поля. Их яйцеголовые образы
не выражают никаких мыслей и чувств. Они производят одновременно
загадочное и гнетущее впечатление. По такому же принципу Малевич
создал ряд других картин, в том числе полотно
«Спортсмены».
На картине «Скачет
красная конница» он показал 3 группы по 4 ряда
красных всадников,
которые мчатся вдоль
линии горизонта. Изображение земли включает
12 цветов, высота её соотношения с небом соответствует законам «золотого сечения». Так покаК.С.
красная1928-1932.
конница. 1928-1932.
Холст,
зано обновление мира.
К.С.Малевич.
Малевич.Скачет
Спортсмены.
Холст, масло.
142масло.
х 164
К.С. Малевич. Крестьяне. Ок. 1930. Холст, масло. 53 х 70 см.
91 х см.
140 Государственный
см. Государственный
Русский
музей,
Санкт-Петербург.
Русский
музей,
Санкт-Петербург.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

18.

В постреволюционный период российскую живопись заполнили композиции с разнообразным сочетанием линий и геометрических фигур – кругов, прямоугольников, треугольников и т.д. Самыми известными представителями супрематизма стали Ольга Владимировна Розанова (1886-1918),
Александр Михайлович Родченко (1891-1956), Любовь Сергеевна Попова
(1889-1924), другие художники.
О.В. Розанова. Зелёная полоса.
1917. Холст, масло. 71 х 49 см.
Государственный музейзаповедник «Ростовский кремль»,
Ростов.
А.М. Родченко. Красное и жёлтое.
1918. Холст, масло. 90 х 62 см.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
Л.С. Попова. Живописная архитектоника.
1918. Холст, масло. 38х 53 см.
Государственный художественный
музей, Нижний Новгород.

19.

Одним из наиболее известных представителей русско-советского авангарда был Павел Николаевич Филонов (1882-1941). Он был создателем
аналитического направления в
искусстве. Свои взгляды изложил в
манифестах «Сделанные работы»,
«Декларация мирового расцвета».
Он стремился постичь природу и
по-своему следовал ей, утверждая,
что художник в каждом прикосновении к холсту («единице действия»)
должен воспроизводить атомы
мироздания, их форму и цвет:
«Упорно и точно рисуй каждый
атом. Упорно и точно вводи
выявленный цвет в каждый атом,
чтобы он туда въедался, как тепло в
тело или органически был связан с
формой, как в природе клетчатка
П.Н.
Филонов.
Формула
петроградского
П.Н.
Филонов.
Первая
симфония
Шостаковича. цветка с цветом». Его искусство
П.Н.
Филонов.
Формула
весны.
П.Н.
Филонов.
Победа
над
вечностью.
пролетариата.
1920-1921.
Холст,
масло.
1935. Холст,
масло.
см.см.
1928-1929.
Холст,
масло.
250
х37,5
285
было чуждо властям. В 1941 году он
1920-1921.
Холст,
масло.82
41хх72
154 х 117
см.
Государственный
Русский
музей.
ГосударственныйРусский
Русскиймузей.
музей.
Государственный
Государственный
Русский
музей.
умер во время блокады от голода.
Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург.

20. Вопросы для проверки

1. В каких произведениях представители Союза
русских художников отразили новую эпоху?
2. Что вам известно о советском периоде
творчества К.С. Петрова-Водкина?
3. Какие работы В.В. Кандинского были созданы в
России после революции? Чем отличается его
стиль?
4. Кто стал в советский период представителем
супрематизма? Охарактеризуйте этот стиль.
5. Как складывался творческий путь
К.С. Малевича в советские годы?
6. Каковы особенности творчества П.Н.
Филонова? В каких работах они проявились?
English     Русский Правила