Похожие презентации:
Выдающиеся философы, просветители прошлого и этика
1.
ВЫДАЮЩИЕСЯФИЛОСОФЫ,
ПРОСВЕТИТЕЛИ
ПРОШЛОГО И
ЭТИКА.
Подготовила Алетдинова Г. Т.
2.
• Просвещение – это короткая, но оченьяркая эпоха в истории развития Западной
Европы, проходившая под знаком
популяризации научного знания.
Относительно его точной датировки нет
единства во мнениях. Как правило, ему
отводят период с начала XVIII в. и до
Великой Французской революции (1789).
3.
• Центром движения стала Франция, но оченьбыстро оно распространилось на другие страны
Старого Света. В это время активно происходит
процесс секуляризации общества, т.е.
освобождение от диктата религиозного взгляда
на мир; до огромных масштабов вырастает культ
Разума, исповедуемый интеллектуальными
кругами Европы.
4.
Философы и просветителиэтики эпохи Просвещения:
• Дени Дидро (1713-1784)
• Жан-Жак Руссо (1712- 1778)
• Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)
• Шарль Луи де Монтескье (1689-1755)
5.
ДениДидро
(1713-1784)
6.
Дени Дидро• Этика Просвещения пошла по пути преимущественно
эмпиризма и сенсуализма, а не рационализма. Стоит
заметить, что этика морального чувства, развивавшаяся
как раз в это время, оказала огромное влияние на
просвещенческие моральные доктрины. В этом смысле
чрезвычайно показательна книга одного из главных
действующих лиц французского просвещения Дени
Дидро (1713-1784) "Принципы нравственной философии,
или Опыт о достоинстве и добродетели, написанный
милордом III***", которая представляет собой
авторский перевод трактата Шефтсбери.
7.
Жан-ЖакРуссо
(1712- 1778)
8.
Жан-Жак Руссо• Ярче всего доктрина нравственного чувства осмыслена в
философии другого французского мыслителя Жана-Жака
Руссо (1712- 1778). Он полагал, что состояние, в котором
находилось человечество до появления государственного
принуждения, было близко к нравственному идеалу. В
каждом человеке от природы заложена естественная мораль,
выраженная в двух принципах: себялюбия (или
самосохранения) и сострадания. Они требуют заботиться о
собственном благе и не причинять зла другому.
9.
• После появления государств, а с ними и человеческогообщества, из первичных нравственных чувств вырастают
такие добродетели, как любовь, благожелательство,
милосердие и т.д. Однако нарождающиеся
рациональные прагматические отношения уничтожают
естественную мораль. Современное общество, по
мнению Руссо, есть порождение эгоизма и тщеславия, а
науки и искусства лишь закрепляют это нетерпимое с
точки зрения морали положение.
10.
• Тем не менее Руссо верит в возможность установлениягражданских добродетелей путем гарантирования
основных прав и свобод личности. Но все-таки
гражданский мир выглядит весьма шаткой и
неестественной конструкцией в сравнении с природной
нравственностью.
11.
КлодАдриан
Гельвеций
(1715-1771)
12.
Клод Адриан Гельвеций• Первый взгляд, который можно условно обозначить
как моральный прагматизм, формировался в
основном в полемике против этики морального
чувства. Ярче всех свое несогласие выразил Клод
Адриан Гельвеций (1715-1771), автор книги "Об
уме", приговоренной к сожжению церковными и
светскими властями. Основой морали (добродетели)
он считает себялюбие, проявленное в физическом
стремлении к наслаждению.
13.
• Все наши добродетели: любовь, сострадание, стыд –основаны на физической чувственности. Она же
порождает в нас в том числе и тягу к общению,
формируя тем самым социальный инстинкт. Однако на
уровне взаимодействия с себе подобными мы
преследуем только личный интерес. Поэтому такие
важнейшие понятия этики, как добро, справедливость и
т.д., понимаются нами только лишь с учетом нашего
интереса. Даже помощь другим людям, по мнению
Гельвеция, следствие того, что нам выгодно быть с ними
в хороших отношениях.
14.
ШарльЛуи де
Монтескье
(1689-1755)
15.
Шарль Луи де Монтескье(1689-1755)
• Просвещение последовательно отстаивало
либеральные идеи Локка. В защиту гражданских
прав и свобод личности внес свой вклад Шарль Луи
де Монтескье (1689-1755). В своем капитальном
исследовании "О духе законов" он доказывал, что
законы страны – это не произвол власти, а
естественные, разумные рамки существования
общества, определяющие правильную меру свободы
каждого гражданина.
16.
• Сама природа диктует человеку правила поведения всоциуме: стремление к миру, добыванию себе пищи,
отношения с людьми на основе взаимного уважения.
Условием их внедрения и исполнения Монтескье
считает: республиканское правление, принцип
разделения властей, безопасность гражданина,
правосудие и принцип адекватного наказания за
преступление. Идея гражданской свободы и прав
личности как цели существования государства и права
подготовили в итоге принятие важнейшего документа
но правам человека – "Декларации прав человека и
гражданина".
17.
• Главная заслуга философов эпохи Просвещениясостояла в том, что благодаря им многие этические
учения Нового времени стали предметом общественных
дискуссий. Однако их стремление создать нечто новое
на основе синтеза уже существующих доктрин привело к
противоречивым выводам относительно нравственной
жизни человека.
18.
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!