Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века
Героико-патриотический аспект в литературе 40-х годов
Причины расцвета военной литературы
«Сороковые, роковые…» Расцвет поэзии
Военная проза 50-70-х годов
Художественно-документальная проза
Героический эпос Великой Отечественной войны
Особенности «лейтенантской прозы»:
«Лейтенантская проза»
Война – проверка на человечность Проблема выбора.
«Солдатская проза» 80-90-х годов
Новое осмысление  Великой   Отечественной   войны
Новая правда о войне:
В. Астафьев, роман «Прокляты и убиты» (90-е годы)
Василь Быков
ПОДВИГ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО В ПОВЕСТИ В.БЫКОВА «СОТНИКОВ»
346.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века

1. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века

2. Героико-патриотический аспект в литературе 40-х годов

«Без опыта прошедшей войны я не
мыслю себя и даже думаю, что
без этого опыта я теперь не могла бы
писать.»
О. Берггольц

3. Причины расцвета военной литературы

«Хрущевская оттепель»
Поэты - фронтовики

4. «Сороковые, роковые…» Расцвет поэзии

Имена:
Давид Самойлов
Юлия Друнина
Михаил Луконин
Сергей Орлов
Юрий Воронов
Михаил Дудин
Александр
Твардовский
Темы:
Осуждение войны
Прославление подвига
Фронтовая дружба
Мироощущение
военного поколения

5. Военная проза 50-70-х годов

Осмысление войны
как величайшей трагедии народа
Три направления в русской литературе
о Великой Отечественной войне:
художественнодокументальное
гуманистическое
осмысление войны
героикоэпическое

6. Художественно-документальная проза

С. А. Смирнов «Брестская крепость»
(1956)
А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная
книга» (1977)
С. А. Алексиевич «У войны не женское
лицо» (1985)

7. Героический эпос Великой Отечественной войны

К. Симонов трилогия «Живые и мертвые»:
1.
роман «Живые и мертвые» (1959);
2.
роман «Солдатами не рождаются» (1964);
3.
роман «Последнее лето» (1971)
В. Гроссман дилогия «Жизнь и судьба»
1.
роман «Жизнь и судьба» (1964)
2.
Роман «За правое дело» (1952)
Рукопись арестована КГБ, издана в 1988г.

8. Особенности «лейтенантской прозы»:

предельная приближенность к человеку
на войне;
окопная жизнь солдат;
судьба батальона, роты, взвода;
события, совершающиеся на пяди земли;
сосредоточенность на отдельном боевом
эпизоде
«Лейтенантский» угол зрения смыкается
с «солдатским» взглядом на войну

9. «Лейтенантская проза»

Ю. Бондарев повесть «Батальоны
просят огня» (1957)
Г. Бакланов повесть «Навеки
девятнадцатилетние» (1979)
К. Воробьев повесть «Убиты под
Москвой» (1961), «Это мы, Господи!»
В. Быков повесть «Круглянский мост»

10. Война – проверка на человечность Проблема выбора.

Э. Казакевич повесть «Звезда» (1947)
Б. Васильев повесть «А зори здесь тихие»
(1969), повесть «В списках не значился»
(1975)
Ю. Бондарев роман «Горячий снег» (1969)
В. Быков повесть «Сотников» 1970),
повесть «Пойти и не вернуться»

11. «Солдатская проза» 80-90-х годов

В. Кондратьев Рассказ «Сашка».
«Пришла зрелость, а с нею и ясное
понимание, что война-то — это самое
главное, что было у меня в жизни… »
«Об этом писать можно только строгую
правду, иначе это будет только
безнравственно».
В. Кондратьев

12. Новое осмысление  Великой   Отечественной   войны

Новое осмысление
Великой Отечественной войны
К 50-летию со дня Победы:
В. Астафьев, роман «Прокляты и убиты»;
Г. Владимов, роман «Генерал и его армия»;
А. Солженицын, рассказ «На краях»;
Г.Бакланов, роман «И тогда приходят
мародеры».
Содержат в себе серьезные обобщения: о цене
победы, о роли исторических лиц (Сталина,
Жукова, Хрущева, генерала Власова),
о послевоенной судьбе фронтового поколения.

13. Новая правда о войне:

Л. Бородин, повесть «Ушел ряд» (1939);
А. Лиханов, роман в повестях «Русские
мальчики» (1935);
В. Распутин, повесть «Живи и помни» (70е годы)

14. В. Астафьев, роман «Прокляты и убиты» (90-е годы)

«Астафьев - «подзадержавшийся свидетель обвинения»,
«живописующий и проклинающий полвека спустя».
А. И. Дедков
«Как не хочется, чтобы это было правдой!»
А. Кураев
«Идущие вослед должны знать правду о войне , очень
жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая,
негодуя, извлекать из прошлого уроки».
В. Астафьев

15. Василь Быков

16.

Василь Быков родился в 1924
году в крестьянской семье в
Белоруссии, на Витебщине.
Там прошло его детство. В
предвоенные годы учился в
Витебском художественном
училище ( это было в то время
одно из лучших
провинциальных
художественных учебных
заведений.) Писатель всегда с
благодарностью вспоминал
своих преподавателей этого
училища.

17.

Вскоре Быков был мобилизован, призван в армию. А
попал он в пехотное училище города Саратова. В 19
лет младший лейтенант В.Быков отправляется на
фронт. Служит он сначала в пехоте, а потом в
истребительной противотанковой артиллерии –
командует взводом «сорокапяток». Участвует в боях,
получает ранения и лежит в госпиталях.
А однажды на обелиске одной из братских могил
под Кировоградом в длинном списке погибших
находит и свою фамилию.
На всю жизнь насмотрелся В.Быков на кровь, муки
и пот солдатский – и в пехоте, и в противотанковой
артиллерии, ни о чём не судит понаслышке, ничего
не берёт из вторых рук.

18. ПОДВИГ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО В ПОВЕСТИ В.БЫКОВА «СОТНИКОВ»

Проблема нравственного выбора героя на
войне характерна для всего творчества
В.Быкова. Эта проблема ставится практически
во всех его повестях: «Обелиск»,
«Сотников», «Альпийская баллада».
В повести Быкова «Сотников» подчёркнута,
заострена проблема подлинного и мнимого
героизма, которая составляет суть сюжетной
коллизии произведения. Рыбак лучше
подготовлен к подвигу, чем хилый, больной
Сотников.

19.

В повести сталкиваются не представители
двух разных миров, а люди одной страны.
Герои повести – Сотников и Рыбак - в
обычных условиях, возможно, и не проявили
бы свою истинную натуру. Но во время
войны Сотников с честью проходит через
тяжёлые испытания и принимает смерть, не
отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед
лицом смерти меняет свои убеждения,
предаёт Родину, спасая свою жизнь, которая
после предательства теряет всякую ценность,
он фактически становится врагом.

20.

Огромная нравственная сила Сотникова в том, что он
сумел принять страдания за свой народ, сумел
сохранить веру, не поддаться той низменной мысли,
которой поддался Рыбак: «Всё равно сейчас смерть
не имеет смысла, она ничего не изменит».
Это не так – страдания за народ, за веру всегда
имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет
нравственную силу в других людей, сохраняет в них
веру.
«Меня интересует не сама война, даже не её быт и
психология быта…, но главным образом
нравственный мир человека, возможности его
духа»,- пишет В.Быков

21.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила