8.56M

Модуль 3. Лекция 3. Соцреализм

1.

Модуль 3. Лекция 3.
Литературный процесс после 1917
года: литература эмиграции и
литература метрополии.
Социалистический реализм
Е.А.Селютина

2.

Марсель Пруст. В поисках утраченного
времени (3500 страниц, 7 романов)

3.

Ф. Феллини
«Амaркорд» (1973)
«mi ricordo» - «я помню»,
«amare» - «любовь»,
«amaro» - «горький»,
«corde» - «нить (шнур)»

4.

Умберто Эко
«Таинственное пламя
царицы Лоаны.
Иллюстрированный
роман» (2004)
• «Oi nostoi» - «возвращение
домой»
• «Ностальгия» (боль, тоска
по возвращению)

5.

Рем Колхас
Центр современной
культуры «Гараж»
(2015)

6.

7.

8.

Соцреалистический канон
• Избавление от миражей: Соцреализм сегодня:
Сб.ст. под ред. Е.Добренко. – М.: Советский
писатель, 1990.
• Соцреалистический канон / Сборник статей под
общей редакцией X. Гюнтера и Е. Добренко — СПб.:
Академический проект, 2000 .
• Второй Всесоюзный съезд советских писателей.
Идеология исторического перехода и
трансформация советской литературы. 1954:
коллективная монография / отв. ред. В.Ю. Вьюгин;
сост. К.А. Богданов, В.Ю. Вьюгин. - СПб.: Алетейя,
2018.

9.

Почему соцреализм – это модерн?
1) Соцреализм оказался созвучен
русскому авангарду, в частности,
футуризму. Маринетти: «Художнику
необходим враг». Социальное
совпало с художественным.
2) Поиск нового языка.
Новояз=футуристические
эксперименты со сделанностью
художественного слова. Н.Марр и
язык пролеткульта.
3) Работа с постравматическим опытом
Первой мировой войны, революций и
гражданской войны. «Психопаталогия
обыденной жизни» (З.Фрейд).
Гуманизм обесценен. Планетарный
масштаб.

10.

4) Российская (советская) литературная жизнь 20-х гг. XX века
– плюрализм литературных групп: Пролеткульт, Перевал,
Ничевоки, Серапионовы братья, ОБЭРИУ, ЛЕФ, РАПП, МАПП,
попутчики и т.п. Литература – придаток идеологии;
литература – есть модерн.
Литература метрополии (соцреализм и подцензурная
литература)
Литература эмиграции (1 волна)
5) Но! Постановление Политбюро ЦК РКП(б)
“О политике партии в области художественной
литературы” 18 июня 1925 г.; Постановление
Политбюро ЦК ВКП(б) “О перестройке
литературно-художественных организаций”
23 апреля 1932 г.

11.

с 17 августа по 1 сентября 1934 г. – I съезд Союза Советских
писателей. «Партия дала писателю все права, кроме права
писать плохо» (Л.Соболев).
М.Горький. Соцреализм - правдивое, исторически-конкретное
изображение действительности в ее революционном
развитии.
Ю.Борев. Социологический кентавр (политика+эстетика). Все
черты – из романа «Мать».
Е. Сергеев: Соцреализм – административный классицизм.
А. Синявский: Соцреализм – неоклассицизм.
В. Тюпа: альтернативный реализм.

12.

Черты «высокого» соцреализма:
- телеологичность (образ светлого будущего);
- устремленный сюжет о жертве во имя победы+ пафос мажора
(«Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым
примером, призывом гордым к свободе, к свету!» «Песня о буревестнике»
М.Горький);
- конфликт между долгом и чувством, социальный или культурный
(белые/красные; интеллигенция/революция; новый человек/мещане) А.Гладков
«Цемент»;
- герой в раннем соцреализме лишен традиционной рефлексии, это человек
дела, близок коммунистическому идеалу;
- иерархия тем и жанров, стилистика оды. Литература – зеркало идеологии
(В.Гроссман);
- социалистический гуманизм (А.Фадеев «Разгром», К.Федин «Города и годы»;
Для того или иного направления характерны свои акценты (вершины). Для
романтизма – автор, для реализма – герой, для соцреализма – читатель. Т.е. вся
образная система и т.д. – мощный фактор воздействия на читателя. Для
соцреализма характерен особый тип взаимовлияния и взаимодействия характера
и обстоятельств. Да, герой зависит от обстоятельств (это от реализма), но он
получает возможность противостоять обстоятельствам, влиять на них. Герой
«вопрекизма».

13.

II съезд советских писателей –
15–26 декабря 1954 г.
https://cyberleninka.ru/article/n/
vtoroy-sezd-sovetskih-pisateleykak-preddverie-ot-tepeli/viewer.
«Возможность существования
разных т е ч е н и й ,
творческого соревнования
между ними, возможность
широкого дискуссионного
обсуждения преимуществ того
или иного течения» (А.Сурков).
Дискуссии: о преодолении
бесконфликтности, о разных
стилях, о новом герое.
III съезд советских писателей –
1959 г.
https://arzamas.academy/materi
als/1242

14.

Функции литературы
• Идеологическая функция
• Воспитательная функция
• Гедонистическая функция
• Коммуникативная функция
• Познавательная функция
• Эстетическая функция

15.

Евгений Добренко
«Формовка
советского
читателя» (1997)

16.

Марина
Давыдова,
театральный
критик

17.

В.Тодоровский. Оттепель
(сериал, 2013)

18.

Трансграничные претензии литературы:
литература – социальный доктор

19.

«Дети Арбата» Анатолия Рыбакова (1987),
«Белые одежды» Владимира Дудинцева (1986),
«Московская сага» Василия Аксенова (1992)

20.

Рецепция советского опыта в современной литературе:
Концепты: гражданская война, лагерь, Сталин, Великая
отечественная война, шестидесятые, поэтика советской
повседневности, Брежнев, перестройка, 1991 год.
• Вопросы:
• Почему мы пошли советским путем?
• Кто виноват?
• Мог ли быть другой путь?
• Было ли это время золотым веком?
• Почему мы молчали?
• Был ли опыт советской педагогики ценным?
• Был опыт соцреализма важным для
словесности?

21.

Революция,
гражданская
война
Григория Чхартишвили (Акунин) «Аристономия» (2012)
Владимир Шаров в романе «Будьте как дети» (2008)
Дмитрий Быков «Орфография» (2003)
Дмитрий Быков «Правда» (2005)
Михаил Шишкин «Венерин Волос» (2005)
Лагерь, Сталин, Андрей Беляков «Гумилев, сын Гумилева» (2012)
великие
Дмитрий «Быков «Пастернак»,
стройки,
Захар Прилепин «Обитель» (2014)
сталинская
Светлана Алексиевич «Время секонд-хэнд» (2013)
культура
Александр Терехов «Каменный мост» (2009)
Дмитрий Быков «Оправдание» (2001)
Дмитрий Быков «Остромов, или ученик чародея» (2011)
Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого» (2001)
Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» (2015)
Григорий Чхартишвили (Акунин) «Другой путь» (2015)

22.

Великая
Даниил Гранин «Мой лейтенант» (2011)
отечественная
война
Восстановле- Юрий Буйда «Вор, шпион и убийца» (2012)
ние народного Александр Кабаков, Евгений Попов «Аксенов» (2011)
хозяйства,
Василий Аксенов «Москва-ква-ква» (2006)
шестидесятые Марина Степнова «Женщины Лазаря» (2011)
Дина Рубина «На солнечной стороне улицы» (2006)
Василий Аксенов «Таинственная страсть.
Роман о шестидесятниках» (2007)
Брежнев,
Александр Кабаков «Все поправимо» (2005)
перестройка, Евгений Водолазкин «Соловьев и Ларионов»,
1991 год
очерки «Совсем другое время» (2013)
Елена Скульская «Мраморный лебедь» (2014)
Леонид Юзефович «Журавли и Карлики» (2009)
Ольга Славникова «Бессмертный» (2001)
Михаил Веллер «Легенды Невского проспекта» (1993),
Татьяна Москвина «Жизнь советской девушки» (2014)

23.

Светлана Алексиевич
получила Нобелевскую
премию 2015 года «за
ее многоголосное
творчество - памятник
страданию и мужеству
в наше время».

24.

Оммаж («подношение, почтение,
дань уважения» (фр.) или Ремейк?
Роман Сенчин «Зона затопления»
Марина Абрамович
«Оммаж св. Терезе»

25.

26.

27.

28.

29.

Читайте!
С уважением, Елена Селютина
English     Русский Правила