Похожие презентации:
Иконография Святой Троицы
1. ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Константино-Еленинский монастырь,Богословские курсы для мирян.
2022-2023 учебный год.
2. Основание христианской веры
• Догмат о Пресвятой Троице – основаниехристианской религии, одно из важнейших
понятий православия.
• Святая Троица — богословский термин,
отражающий христианское учение о
Триипостасности БОГА. Это значит, что:
• Бог един по существу, но троичен в лицах: Бог
Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.
• Сам термин Троица введен во II веке свт.
Феофилом Антиохийским.
• Учение о Святой Троице дано только в
христианском Откровении.
3. Троичность Бога и единство личностей Бога.
• Троическое учение- одна из самых глубоких инепостижимых тайн откровения Божия. Три
самостоятельных ипостаси Бога- Бог Отец/Бог Сын/
Бог Святой Дух – одновременно и нераздельны и
самостоятельны.
• По слову Афанасия Великого: «Здесь предел того,
что херувимы закрывают крыльями,» потому что
«этот догмат непостижим на уровне рассудка»
(Свт.Григорий Богослов. Слово 25)
• Святая Троица имеет бесконечную полноту
внутренней, таинственной жизни в этих трех
ипостасях. Согласно православной традиции имя
Господь Саваоф переводится как Господь Воинств,
таким образом подчеркивается сила и могущество
Триединого Бога.
4. Понятие Ипостась.
• Раскрытие понятия «ипостась» находим уГригория Нисского, у отцов- каппадокийцев,Василий Великого и Григория Богослова.
• Проще и понятнее объясняет Свт. Василий
Великий: три ипостаси Бога имеют
симметричные, т.е. равные отношения. И хотя
каждой ипостаси соответствует свое имя, их
объединяет общая вечная природная
общность. Парадокс Свт.Троицы в том, что
по своей божественной сущности ипостаси
едины, но каждое лицо-ипостась- различно в
Троице же.
5. Принцип монархии Отца.
• По учению Василия Великого как Сын, так иСвятой Дух имеют Свои ипостаси от Отца,
тогда как Отец имеет бытие не от иного
начала, и это соответствует единоначалию,
которое обеспечивает единство по сущности
при ипостасном различии.
• Признание принципа монархии Отца не
мешает свт.Василию Великому подчеркнуть
предвечное и со-вечное Отцу ипостасное
бытие Единородного Сына, и утверждать
возможность сочетания нетварности и
ипостасности Духа и в целом постулировать
трех-ипостасность единой Божественной
природы.
6. Иконы Святой Троицы
• Иконы Св.Троицы условно можно разделить на исторические идогматические.
• Исторические: представляют собой подробное изображение
происходящих событий: трех ангелов-путников, праотца
Аврама, Сару в проеме строения, слугу, закалывающего агнца
для трапезы с Ангелами. На иконе может быть показана
сервировка стола в подробностях. Этот сюжет называется
«Гостеприимство Авраама» из кн. Бытия, 18 глава.
• Догматические Иконы: изображают лишь трех ангелов- Бога
Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого, сидящих за столом. Это
древняя традиция. Она нам встречалась уже во фресках СанВитале в Равенне ( 6 век).
• Всегда на иконах Троицы на заднем плане изображается некое
архитектурное строение (палаты), дуб и гора.
• Символы каждого из трех лиц Пресвятой Троицы: палаты -это
образ домостроительства Божия,
• Дуб- прообраз крестных страданий Христа и образ Его
Воскресения,
• Гора- образ духовного возрастания, символ Духа Святого.
7. Троица Ветхозаветная
8. Образ Святой Троицы в русской иконописи.
• На Русь иконография св.Троицы приходит вXI веке ( София Киевская).
• На ранних памятниках изображаются
равновеликие образы Ангелов и в
характерном фронтальном их представлении,
но в XII-XVI вв. появляется треугольная схема
изображения.
• В ранней иконографии важно было
подчеркнуть триипостасность, а в
средневековье уже акцент делается на
иерархическом характере взаимоотношений
трех ипостасей Бога.
9. Троица Андрея Рублева.
• Чаша на столе• Поворотный пункт в
олицетворяет чашу с
изображении Троицы – Троица
жертвенной кровью и телом
Андрея Рублева. Исключение
Агнца, завершая развитие
фигур Аврама и Сары из
композиции позволяет
темы единства веры в
сосредоточить все внимание на
Боговоплощение,
образах Ангелов.
Преображение и
• Ангелы Рублевской Троицы
Вознесение Господа Иисуса
имеют законченный и цельный
Христа и присутствие Духа
характер.
Святого как Утешителя
• Вся композиция вписана в
Духа истины
концентрические круги, которые
можно провести по нимбам,
абрисам крыльев, по линиям
рук. При этом все круги
сходятся на чаше. Что это за
чаша? Это, очевидно,
евхаристическая чаша, в
которой совершается
искупительная жертва.
10.
11. Исторические изображения Св.Троицы
• На иконе представленоподробное изображение
происходящих событий: за
столом Три Ангела-путника,
которых встретил Авраам,
сам праотец Авраам, и
Сара, - они стоят по обе
стороны от стола
симметрично на переднем
плане иконы, они выглядят
меньшими размерами, чем
фигуры трех ангелов, а в
центре -слуга,
закалывающий агнца.
12. Святая Троица. Ветхозаветная.
Постепенно в изображении Троицы
Ветхозаветной уходят из сюжета
подробности встречи Аврама и Сары
с Троицей под дубом в Мамвре.
Иконописцы дают изображения
трех ангелов- Бога Отца, Бога-Сына и
Бога Духа Святого. А фигуры Сары и
Аврама исчезают. На заднем плане
изображается архитектурное
строение (палаты), дуб и гора. Часто
рассматриваются как символы
каждого из трех лиц Пресвятой
Троицы. Палаты как образ
домостроительства Божия, знак Бога
Отца, дуб- прообраз крестных
страданий Христа и образ Его
Воскресения,
Гора, образ духовного возрастания, в
данном случае символ Духа Святого.
13. Троица Новозаветная. Сопрестолие.
• По решению СтоглавогоСобора 1551 г. в Москве,
было запрещено
изображать Бога Отца,
однако иконописцы
продолжали искать пути
иконографического
представления
Триединого Бога. И вот
появляется сюжет
Сопрестолие.
14. Отечество
• Икона конец 17-нач18 вв.Кострома. Из экспозиции
МХК.
• Отечество – изображение
Святой Троицы в
человеческом, а не
ангельском обличии.
Изображение сопровождают
образы Сил Небесных:
• Кольца с крылышками – это
Престолы, которые
представляют собой
духовно- интеллектуальные
силы, создающие этажи
мироздания.
• Огненные Серафимы, ближе
всего у престола Божия,
15. Образ Господа Саваофа в русской иконописи 16-18 вв.
• Изображения, отмеченные надписью: «ГосподьСаваоф», появились в рус. искусстве в XVI в.
• В основе иконографии лежит образ Иисуса Христа
Ветхого денми: Господь, благословляющий обеими
руками, или со свитком, с державой, с книгой в руке, в
белых одеждах, складки хитона обычно написаны
розовой краской, а гиматий - зеленой, волосы лежат по
плечам, нимб звездчатый, в виде 2х пересекающихся
ромбов синего и красного цветов (подобные нимбы
встречаются и в изображении Ангела-Софии)
16. Отечество
• Изображение БогаСына в виде отрока наколенях Бога-Отца
считается
недопустимым
применением категории
времени к Богу, чье
существование
безначально и
бесконечно. Святой Дух
являлся людям в виде
голубя и в виде
огненных языков, кто
может ведать, как
выглядит Он во
вневременном и
внепространственном
бытии!
Отечество
17. Святая Троица в Евхаристии
• Тайная вечеря есть одновременно ипризнание присутствия Божия за трапезой,
где вкушается Тело и Кровь Христовы.
• Это и воспоминание о встрече Аврама и
Трех Ангелов под Мамврийским дубом и о
трапезе, которую приготовил Аврам в честь
трех путников, посетивших его дом.
• Различные варианты изображения Господа
Саваофа в небесном сегменте, сидящего на
престоле или на херувимах, встречаются на
мн. иконах как часть композиции.
18. Отечество в сюжете Рождества Богородицы. Россия, 1700 г. Частное собр., Германия
• Использованиеиконографии Троицы
Новозаветной как
служебного сюжета.
19. Догматика Троицы Новозаветной и Отечества
• Подводя итог проведенному анализу различных иконТроицы с точки зрения передачи в них троичного догмата,
отметим следующее:
• в различные периоды развития иконографии Троицы
полнота передачи догмата была различной.
• Первоначально иконописцы стремились ко все более
полному выражению догмата, достигнув наибольшей
полноты в Троице Андрея Рублева.
• (15 век)
• В 16 веке интерес к догматическому учению уже начинает
ослабевать, иконы все более приближаются к
иллюстрациям на тексты Священного Писания, и
соответственно снижается их богословская глубина.
Появляются даже иконы Новозаветной Троицы, в которых
догматическая сторона мало интересует иконописца.