Догмат о Святой Троице
В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Три лица в Боге равны между собой и единосущны.
Три лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.
Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда  не оканчивалось, Сын родился от Отца, но не
Что нам говорит Ветхий завет? 
1. О том, что Бог Един в трех лицах: Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию".
Быт. 18, 1-3: об Аврааме — "И явился ему Господь у дубравы Мавре… возвел (Авраам) очи свои взглянул, и вот, три мужа стоят
2. О Сыне Божием: Пс. 2, 7: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя". Пс. 109, 3: "…из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое".
3. О Святом Духе: Пс. 142, 10: "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды". Ис. 48, 16: "…послал Меня Господь и Дух Его".
Что нам говорит Новый Завет?
Ин.1,1,3 : В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало
Ин.10, 30: Я и Отец – одно.  Лк. 1, 13: Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.  Ин. 15, 26: Когда же приидет
Мф. 28, 19: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа Ин.14, 9: Видевший Меня видел Отца;  и
Ипостасные свойства
Ипоста́сь (греч. υποστασις) - термин христианского богословия, используемый для обозначения того, что существует само по себе,
Происхождение термина Слово υποστασις происходит от глагола υφιστημι (от υπο + ιστημι), который переводится как "подставлять",
Употребление термина в Священном Писании
В канонических книгах Септуагинты слово "ипостась" встречается 19 раз. Один раз оно встречается также в девтероканонической
В Новом Завете слово υποστασις употреблено пять раз.
Во втором послании к коринфянам апостол Павел дважды использует его в обычном нефилософском смысле. Аналогичным образом
Это же слово автор послания к евреям выбирает и для характеристики отношений Отца и Сына: "Сей, будучи сияние славы и образ
Определение термина
Известна определенная сложность в дифференциации термина "ипостась". Так святые Отцы писали: Свт. Василий Великий: "Понятие
Свт. Амфилохий Иконийский: "Ведь Отец, Сын и Святой Дух - это наименования способа существования, то есть отношения";
Авва Фалассий Ливийский: «Ипостась определяет естество с личными свойствами; так что каждая ипостась имеет и то, что едино обще
Архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует: "Для обоих Григориев (Григория Нисского и Григория Богослова) Ипостась является не
Отец Олег Давыденков: "Ипостась указывает не только на отличие, но и на самотождественность вещи, ее нумерическое отличие, то
В.Н. Лосский говорил о несводимости ипостаси к сущности: "Ипостась есть то, что есть усия (сущность), к ней приложимы все
Единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого личного
Ипоста́сные (личные) сво́йства – особенности существования Лиц Пресвятой Троицы, отличающие Лица Друг от Друга.
Все три Лица Пресвятой Троицы отличаются личными (ипостасными) свойствами, которые несообщимы Друг Другу, принадлежат
Свойство Ипостаси Отца – нерожденность. Свойство Ипостаси Сына – рожденность. Свойство Ипостаси Святого Духа – исхождение.
«Нерождаемость, рождение и исхождение – только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси,
В порядке Божественных Лиц Ипостась Отца занимает первое место (Мф. 28:19), поскольку Он является единением и связью для Лиц
«Естество в Трех, единое – учит св. Григорий Богослов, – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они
Возводя Сына и Святого Духа к единому Виновнику, православное богословие учит, что Ипостась Отца как совершенное Начало рождает
Рождая Сына и изводя Святого Духа, Отец сообщает Им Свою единую природу (сущность) в равной степени, но чрез разные формы
«Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а
Рождаясь от Ипостаси Отца, Сын рождается из Его существа, по слову св. Иоанна Дамаскина, из сущности рождаемого. Ни
Рождение Сына есть рождение вечное и неразлучное. Оно никогда не начиналось и не заканчивалось, не означает отделения Сына от
Исхождение Святого Духа от Отца (Ин. 15:26) есть вечное и ипостасное исхождение. В изведении Святого Духа Отец «сопривнес от
Исходя от Отца, Святой Дух, по слову св. Василия Великого, во всем неотлучен и неотделим от Него. Посредством исхождения от
Ипостасные отношения Сына и Духа явлены опосредованно, чрез Ипостась Отца. Ипостаси Сына и Духа не имеют непосредственного
«Отец – Родитель и Изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени, и безтелесно; Сын – рожденное; Дух – изведенное,
Симбирская Епархия 2019г.
3.70M
Категория: РелигияРелигия

Догмат о Святой Троице

1. Догмат о Святой Троице

1

2. В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Три лица в Боге равны между собой и единосущны.

2

3. Три лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.

3

4. Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда  не оканчивалось, Сын родился от Отца, но не

Ипостаси нераздельны и
неслиянны; рождение Сына
никогда не начиналось,
никогда не оканчивалось, Сын
родился от Отца, но не
отделился от него,
Он пребывает в Отце; Бог Дух
Святой вечно исходит от Отца.
4

5. Что нам говорит Ветхий завет? 

Что нам говорит Ветхий завет?
5

6. 1. О том, что Бог Един в трех лицах: Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию".

1. О том, что Бог Един в трех лицах:
Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека
по образу Нашему, и по подобию".
Множественное число указывает, что Бог —
не одно Лицо.
Быт. 3, 22: "И сказал Господь Бог: вот, Адам
стал как один из Нас, зная добро и зло"
(слова Божии пред изгнанием прародителей
из рая).
6

7. Быт. 18, 1-3: об Аврааме — "И явился ему Господь у дубравы Мавре… возвел (Авраам) очи свои взглянул, и вот, три мужа стоят

Быт. 18, 1-3:
об Аврааме — "И явился ему Господь у дубравы
Мавре… возвел (Авраам) очи свои взглянул, и
вот, три мужа стоят против него…и поклонился
до земли и сказал:…если я обрел благоволение
пред очами Твоими, не пройди мимо раба
Твоего" — "Видите ли, наставляет блаженный
Августин, Авраам встречает Трех, а
поклоняется Единому…Узрев Трех, он уразумел
таинство Троицы, а поклонившись как
Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах"
7

8. 2. О Сыне Божием: Пс. 2, 7: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя". Пс. 109, 3: "…из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое".

2. О Сыне Божием:
Пс. 2, 7: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя".
Пс. 109, 3: "…из чрева прежде денницы
подобно росе рождение Твое".
Ис. 7, 14 : се дева во чреве приимет и родит
Сына, и нарекут имя ему Эммануил .
Ис. 9, 6: Ибо младенец родился нам - Сын дан
нам; владычество на раменах Его, и нарекут
имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец
вечности, Князь Мира .
8

9. 3. О Святом Духе: Пс. 142, 10: "Дух Твой благий да ведет меня в землю правды". Ис. 48, 16: "…послал Меня Господь и Дух Его".

3. О Святом Духе:
Пс. 142, 10: "Дух Твой благий да ведет меня в
землю правды".
Ис. 48, 16: "…послал Меня Господь и Дух Его".
Быт.1,2: и Дух Божий носился над водою.
Быт.2, 7: И создал Господь Бог человека из
праха земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душею живою.
9

10. Что нам говорит Новый Завет?

10

11. Ин.1,1,3 : В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало

Ин.1,1,3 : В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог... Все чрез Него нáчало быть, и без Него
ничто не нáчало быть, что нáчало быть.
Ин.1, 14: И Слово стало плотию, и обитало с нами,
полное благодати и истины; и мы видели славу Его,
славу, как Единородного от Отца.
Ин. 1, 18: Бога не видел никто никогда; Единородный
Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
11

12. Ин.10, 30: Я и Отец – одно.  Лк. 1, 13: Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.  Ин. 15, 26: Когда же приидет

Ин.10, 30: Я и Отец – одно.
Лк. 1, 13: Отец Небесный даст Духа Святаго
просящим у Него.
Ин. 15, 26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я
пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца
исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
12

13. Мф. 28, 19: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа Ин.14, 9: Видевший Меня видел Отца;  и

Мф. 28, 19: Итак идите, научите все народы, крестя их
во имя Отца и Сына и Святого Духа
Ин.14, 9: Видевший Меня видел Отца;
и т.д.
В Новом Завете, особенно в Евангелии очень много
мест, свидетельствующих о Святой Троице- единой и
нераздельной.
13

14. Ипостасные свойства

14

15. Ипоста́сь (греч. υποστασις) - термин христианского богословия, используемый для обозначения того, что существует само по себе,

Ипоста́сь (греч. υποστασις) - термин
христианского богословия, используемый
для обозначения того, что существует
само по себе, самостоятельно; является
синонимом терминов "лицо" и
"личность".
15

16. Происхождение термина Слово υποστασις происходит от глагола υφιστημι (от υπο + ιστημι), который переводится как "подставлять",

Происхождение термина
Слово υποστασις происходит от глагола υφιστημι
(от υπο + ιστημι), который переводится как
"подставлять", и имеет основное значение подставка, основание.
Кроме того, оно употреблялось в значении слова
υποσταθμη - осадок, отстой. При этом, как
замечает протоиерей Георгий
Флоровский "Суффикс "σις" придает коренному
смыслу оттенок статический, но не
динамический (не процессуальный)"
16

17. Употребление термина в Священном Писании

17

18. В канонических книгах Септуагинты слово "ипостась" встречается 19 раз. Один раз оно встречается также в девтероканонической

В канонических книгах Септуагинты слово
"ипостась" встречается 19 раз. Один раз оно
встречается также в девтероканонической
книге Премудрости Соломона и дважды – в
апокрифической книге Псалмов Соломона.
Посредством слова υποστασις в Септуагинте в
различных контекстах переданы значения 13
различных древнееврейских слов, не
имеющих выраженного философского
смысла.
18

19. В Новом Завете слово υποστασις употреблено пять раз.

В Новом Завете слово υποστασις
употреблено пять раз.
19

20. Во втором послании к коринфянам апостол Павел дважды использует его в обычном нефилософском смысле. Аналогичным образом

Во втором послании к коринфянам апостол
Павел дважды использует его в обычном
нефилософском смысле. Аналогичным
образом употреблено это слово в третьей
главе Послания к евреям. Кроме того, слово
υποστασις используется автором послания к
евреям при определении понятия веры:
"Вера же есть осуществление (υποστασις)
ожидаемого и уверенность в невидимом"
(Евр. 11, 1). Здесь данное слово уже
приобретает заметное философское
наполнение.
20

21. Это же слово автор послания к евреям выбирает и для характеристики отношений Отца и Сына: "Сей, будучи сияние славы и образ

Это же слово автор послания к евреям выбирает и
для характеристики отношений Отца и Сына:
"Сей, будучи сияние славы и образ
ипостаси (υποστασεως) Его" (Евр. 1, 3).
Это единственное место Синодального
текста Священного Писания, в котором слово
"ипостась" оставлено без перевода. Святые отцы в
своих богословских работах рассмотрению этого
стиха уделяли особое внимание. Именно на этот
стих они в значительной степени опирались,
придавая слову υποστασις статус одного из
основных богословских терминов.
21

22. Определение термина

22

23. Известна определенная сложность в дифференциации термина "ипостась". Так святые Отцы писали: Свт. Василий Великий: "Понятие

Известна определенная сложность в
дифференциации термина "ипостась". Так святые
Отцы писали:
Свт. Василий Великий:
"Понятие общего относится к сущности, а ипостась это отличительный признак каждого (Лица)";
"Итак, нерожденный - это образ существования, а
не имя сущности";
23

24. Свт. Амфилохий Иконийский: "Ведь Отец, Сын и Святой Дух - это наименования способа существования, то есть отношения";

Свт. Амфилохий Иконийский:
"Ведь Отец, Сын и Святой Дух - это наименования
способа существования, то есть отношения";
Прп. Иоанн Дамаскин:
"(Ипостась) обозначает то, что существует само по
себе, самостоятельно";
24

25. Авва Фалассий Ливийский: «Ипостась определяет естество с личными свойствами; так что каждая ипостась имеет и то, что едино обще

Авва Фалассий Ливийский:
«Ипостась определяет естество с личными
свойствами; так что каждая ипостась имеет и то, что
едино обще естеству, и то, что собственно
ипостаси»;
25

26. Архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует: "Для обоих Григориев (Григория Нисского и Григория Богослова) Ипостась является не

Архимандрит Киприан (Керн) свидетельствует:
"Для обоих Григориев (Григория Нисского и Григория
Богослова) Ипостась является не только отдельно
взятым индивидом со своими отличительными
признаками, но и реально существующим разумным
лицом. Ипостаси суть, таким образом, способы
Божественного бытия";
26

27. Отец Олег Давыденков: "Ипостась указывает не только на отличие, но и на самотождественность вещи, ее нумерическое отличие, то

Отец Олег Давыденков:
"Ипостась указывает не только на отличие, но и
на самотождественность вещи, ее нумерическое
отличие, то есть на отдельное существование";
27

28. В.Н. Лосский говорил о несводимости ипостаси к сущности: "Ипостась есть то, что есть усия (сущность), к ней приложимы все

В.Н. Лосский говорил о несводимости ипостаси к
сущности: "Ипостась есть то, что есть
усия (сущность), к ней приложимы все свойства –
или же все отрицания, – какие только могут быть
сформулированы по отношению к "сверхсущности",
и, однако, она остается к усии несводимой. Эту
несводимость нельзя ни уловить, ни выразить вне
отношения трех Ипостасей, которые, собственно
говоря, не три, но "Три-Единство"". И это различие
может быть выражено тем, что природа отвечает на
вопрос "что", ипостась же отвечает на вопрос "кто",
на который отвечают только именем собственным.
28

29. Единый Бог христианства не является безличной сущностью философских спекуляций, не есть абстракция, лишенная живого личного

Единый Бог христианства не является безличной
сущностью философских спекуляций, не есть
абстракция, лишенная живого личного отношения к
человеку. Он имеет конкретное Личное (Ипостасное)
существование, Его природа существует лично, она –
живое личное бытие. При этом личное
существование создавшего мир Бога превышает
человеческий разум. Человеческий разум тварен, а
создавший его Бог бесконечно превосходит тварное
естество, раскрываясь человеку в непостижимом
единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы,
Которая есть Начало всего, Творец мира.
29

30. Ипоста́сные (личные) сво́йства – особенности существования Лиц Пресвятой Троицы, отличающие Лица Друг от Друга.

Ипоста́сные (личные) сво́йства –
особенности существования
Лиц Пресвятой Троицы, отличающие
Лица Друг от Друга.
30

31. Все три Лица Пресвятой Троицы отличаются личными (ипостасными) свойствами, которые несообщимы Друг Другу, принадлежат

исключительно Божественному Лицу
Отца, Сына или Святого Духа.
31

32. Свойство Ипостаси Отца – нерожденность. Свойство Ипостаси Сына – рожденность. Свойство Ипостаси Святого Духа – исхождение.

Свойство Ипостаси Отца – нерожденность.
Свойство Ипостаси Сына – рожденность.
Свойство Ипостаси Святого Духа – исхождение.
32

33. «Нерождаемость, рождение и исхождение – только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси,

нераздельно различаемые не по
сущности, а по отличительному свойству
каждой ипостаси», – говорит св. Иоанн
Дамаскин.
33

34. В порядке Божественных Лиц Ипостась Отца занимает первое место (Мф. 28:19), поскольку Он является единением и связью для Лиц

Пресвятой Троицы, рождает Сына
(Ин. 5:26, Пс.2:7, Пс.109:3) и производит
Святого Духа (Ин. 15:26, 1Кор. 2:12).
34

35. «Естество в Трех, единое – учит св. Григорий Богослов, – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они

«Естество в Трех, единое – учит св. Григорий
Богослов, – Бог, единение же – Отец, из
которого Другие, и к которому Они возводятся,
не сливаясь, а сопребывая с Ним».
Такое учение получило в Церкви
наименование монархии (единоначалия)
Ипостаси Отца.
35

36. Возводя Сына и Святого Духа к единому Виновнику, православное богословие учит, что Ипостась Отца как совершенное Начало рождает

и производит столь же совершенную
Божественную реальность, равночестные с
Собой Следствия (В. Н. Лосский).
36

37. Рождая Сына и изводя Святого Духа, Отец сообщает Им Свою единую природу (сущность) в равной степени, но чрез разные формы

рождения и исхождения.
37

38. «Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а

образ бытия», – учит св. Иоанн Дамаскин.
Отец рождает Сына и изводит Святого Духа от
вечности, совершенно духовно и непостижимо
для тварного бытия.
38

39. Рождаясь от Ипостаси Отца, Сын рождается из Его существа, по слову св. Иоанна Дамаскина, из сущности рождаемого. Ни

Божественная
Ипостась единородного Сына Божьего
(Ин. 3:16, 18; 1:14), ни Божественная Ипостась
Отца не умаляются рождением Сына:
«Совершен Родивший, совершенно
Рожденное. Родивший Бог, Бог и Рожденный»
(св. Кирилл Иерусалимский).
39

40. Рождение Сына есть рождение вечное и неразлучное. Оно никогда не начиналось и не заканчивалось, не означает отделения Сына от

Отца.
Нераздельно и неразлучно рожденный Сын
всегда существует (Ин. 1:18) и пребывает
в Отце (Ин. 10:38).
40

41. Исхождение Святого Духа от Отца (Ин. 15:26) есть вечное и ипостасное исхождение. В изведении Святого Духа Отец «сопривнес от

Себя все силы, какие в Нем»
(св. Василий Великий).
41

42. Исходя от Отца, Святой Дух, по слову св. Василия Великого, во всем неотлучен и неотделим от Него. Посредством исхождения от

Отца Святой Дух
является «собственным» Духом Сына.
Он собственен Ему по существу,
единосущен Ему через Ипостась Отчую.
42

43. Ипостасные отношения Сына и Духа явлены опосредованно, чрез Ипостась Отца. Ипостаси Сына и Духа не имеют непосредственного

ипостасного отношения.
43

44. «Отец – Родитель и Изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени, и безтелесно; Сын – рожденное; Дух – изведенное,

– учит св.Григорий Богослов – Не
выходя из данных нам пределов, вводим
Нерожденного, Рожденного и от Отца
Исходящего, как говорит в одном месте сам
Бог – Слово» (Ин. 15:26).
44

45. Симбирская Епархия 2019г.

45
English     Русский Правила