Введение в философию
План лекции
Предмет философии
Представление о предмете философии менялось с течением времени
Представление о предмете философии менялось с течением времени
Представление о предмете философии менялось с течением времени
Философия как мировоззрение
Особенности философии как науки
Основной вопрос философии
Структура философского знания
Структура философского знания
Структура философского знания
Структура философского знания
Предметное деление философии
Основные разделы философии ОНТОЛОГИЯ
Основные разделы философии ГНОСЕОЛОГИЯ
Основные разделы философии АКСИОЛОГИЯ И ЭТИКА
Функции философии
Функции философии
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФИЛОСОФИИ
2.23M
Категория: ФилософияФилософия

Введение в философию

1. Введение в философию

Лысак Ирина Витальевна
доктор философских наук,
профессор
http://irinalysak.ru/

2. План лекции

«Философия – это когда берешь нечто
настолько простое, что об этом, кажется, не
стоит и говорить, и приходишь к чему-то
настолько парадоксальному, что в это просто
невозможно поверить»
Бертран Рассел
1. Предмет философии. Философские вопросы в жизни
человека.
2. Философия как мировоззрение и как наука.
3. Структура и функции философии.
.
«Цель философии – логическое
прояснение мыслей»
Людвиг Витгенштейн
© Ирина Лысак

3. Предмет философии

Философия (др.-греч. φιλοσοφία = φιλία (любовь, стремление, жажда) +
σοφία (мудрость)
Этимологически «философия» – «любовь к мудрости»,
«любомудрие», «стремление к мудрости», а «философ» – «тот, кто
любит мудрость».
Софи́сты (др.-греч. σοφιστής

умелец, мудрец, знаток) –
древнегреческие платные преподаватели красноречия.
Кто впервые употребил слово
«философия»?
Пифагор (ок. 570–ок. 497 гг. до н.э.)?
Пифагор
ок. 570–ок. 497 гг. до н.э.
Диоген Лаэртский: «Философию философией
(любомудрием), а себя философом впервые стал
называть Пифагор … мудрецом же, по его словам,
может быть только бог, а не человек. Ибо
преждевременно было бы философию называть
«мудростью», а упражняющегося в ней –
«мудрецом», как если бы он изострил уже свой
дух до предела; а философ – это просто тот,
кто испытывает влечение к мудрости».
© Ирина Лысак

4. Представление о предмете философии менялось с течением времени

1. Античность:
ФИЛОСОФИЯ – это всё теоретическое знание.
Знание: - обыденное,
- мифологическое
- философское
Синкретизм
(греч.
ςυγκρητισμός

соединение, объединение) – нерасчленённость
различных видов чего-либо.
2. Новое время (XVII–XIX вв.):
ФИЛОСОФИЯ – наука об общем.
науки
философия –
наука об
общем
частные науки –
имеющие
конкретный предмет
изучения (физика,
биология, химия, …)
© Ирина Лысак

5. Представление о предмете философии менялось с течением времени

Иммануил Кант (1724–1804):
философия – это метафизика (греч. μετά τά
φυσικά – то, что после физики) – учение о
всеобщем в мышлении;
философия –
это
«завершение
всей
культуры человеческого разума».
Иммануил Кант
1724–1804
Сальвадор Дали «Геополитическое дитя,
наблюдающее рождение Нового человека»
ПОЗИТИВИЗМ
(лат.
positivus

положительный) – XIX в.:
философия НЕ должна стремиться стать
«царицей наук», сверхнаукой;
«метафизика» со своими глубинными
поисками бытия, должна уступить место
«новой» философии – философии физики,
химии и др., опирающимся на факты,
имеющими предметом исследования не
область духа, а мир явлений, физический
мир.
© Ирина Лысак

6. Представление о предмете философии менялось с течением времени

XX век: – успехи наук колоссальны,
человек преобразил мир до неузнаваемости
НО есть ли в этом мире место ЧЕЛОВЕКУ?
– растет специализация наук,
у каждой – свой предмет и свои методы.
А есть ли в мире ЦЕЛОСТНОСТЬ?
Что может стать основой стабильности?
Огюст Роден «Мыслитель»
З. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – всеобщее в системе отношений
человека и мира.
«субъект – объектные отношения»
отношения «человек – мир»
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ
Обладает ли мир (и его отдельные части
системной организацией)?
Существует ли в мире причинно-следственная
связь?
Какова роль случайности в природных и
социальных процессах?
Какова сущность пространства и времени?
Как и откуда возникает жизнь на Земле?
Возможно ли достичь истины?
Какова природа человеческого сознания?
Что
является
более
фундаментальным

человеческое сознание или природа с ее
нерушимыми законами?
© Ирина Лысак

7. Философия как мировоззрение

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов
на мир в целом, на собственное место в нем, а также
обусловленные
этими
взглядами
ценностные
ориентации,
убеждения,
идеалы,
принципы
деятельности и познания.
© Ирина Лысак

8.

ОБЫДЕННОЕ
включает в себя практические представления, необходимые человеку
в его повседневной жизни
эклектично (греч. eklektikos – способный выбирать, выбирающий) –
в нем смешиваются в некоторое единство философские, научные и
религиозные идеи
не систематично и бездоказательно, многие идеи принимаются на
веру
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ
единство
рационального
и
эмоционального
отражения
действительности
антропоморфизм (греч. anthropos – человек и morphe – вид, форма)
– наделение человеческими свойствами предметов и явлений
неживой природы
синкретизм (греч. synkretismos – соединение) объективного и
субъективного миров
апелляция к прецеденту (лат. praecedentis – предшествующий), к
случаю в объяснении устройства мироздания
РЕЛИГИОЗНОЕ
ФИЛОСОФСКОЕ
преобладает эмоциональное отражение действительности;
основано на вере в сверхъестественное; в возможность человека
достичь подлинно нравственных ценностей и обеспечить себе
бессмертие;
признание абсолютного начала, называемого богом, от которого
зависит все конечное и смертное, в том числе и человек
теоретически
осмысленное,
интеллектуальная
(логическая,
концептуальная) проработанность проблем
рациональность (лат. ratio – разум), стремление к обоснованности,
доказательности
системность
осмысление всех проблем в контексте человеческого существования
© Ирина Лысак

9. Особенности философии как науки

Сильная
мировоззренческая
направленность:
философия стремится построить целостную научную
картину мира.
Предельная обобщенность информации: философия
формирует целостное знание о мире, которое не может
дать никакая другая наука.
Философия не может быть полностью и однозначно
отнесена к какому-либо одному виду научного знания –
естественному, гуманитарному или общественному:
исследование
форм бытия, пространства и времени сближает
философию с естественными науками;
познание природы человека, сущности его психических процессов и
функционирования сознания, его духовного мира позволяет считать ее
наукой гуманитарной;
философское осмысление сущности общества, законов коллективного
поведения, построение моделей общественного устройства могут быть
отнесены к социальному знанию.
ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ КОМПЛЕКСНАЯ, ИНТЕГРАЛЬНАЯ НАУКА
© Ирина Лысак

10. Основной вопрос философии

две стороны
онтологическая
(греч. on, ontos – сущее,
logos – учение)
гносеологическая
(греч. gnosis – знание, logos
– учение)
Что первично: материя
или сознание?
Познаваем ли мир?
Вопрос о тождестве
мышления и бытия
© Ирина Лысак

11.

Решение
Решение первой
первой стороны
стороны
основного
основного вопроса
вопроса философии
философии
Решение
Решение второй
второй стороны
стороны
основного
вопроса
философии
основного вопроса философии
Что
Что первично:
первично:
материя
материя или
или сознание?
сознание?
Познаваем
Познаваем ли
ли мир?
мир?
монизм
монизм
Материя
Материя ––
первична,
первична,
сознание
сознание ––
вторично
вторично
материализм
материализм
дуализм
дуализм
Материя
Материя
зависит
зависит от
от
духовного
духовного
начала
начала
Мир
Мир
познаваем
познаваем
Материальное
Материальное ии духовное
духовное
начало
начало существуют
существуют
независимо
независимо друг
друг от
от друга
друга
идеализм
идеализм
субъективный
субъективный идеализм
идеализм
Мир
Мир существует
существует благодаря
благодаря
сознанию
человека
сознанию человека
Достоверное
Достоверное
познание
познание мира
мира
невозможно
невозможно
агностицизм
агностицизм
объективный
объективный идеализм
идеализм
Мир
Мир существует
существует благодаря
благодаря
объективной
объективной идее
идее
© Ирина Лысак

12. Структура философского знания

Классификация философских учений
по КОЛИЧЕСТВУ первоначал
монизм (1)
дуализм (2)
плюрализм
(3, 4, 5 …)
Классификация философских учений
по КАЧЕСТВУ первоначал
ИДЕАЛИЗМ
МАТЕРИАЛИЗМ
объективный
идеализм
субъективный
идеализм
© Ирина Лысак

13. Структура философского знания

Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское
направление, которое исходит из того, что мир материален, существует
объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не
сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи.
Идеализм (греч. idea – идея) – философское направление, исходящее из
того, что идея, дух, сознание, мышление, психическое первично, а материя,
природа, физическое вторично, производно.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Основополагающий принцип:
«мир есть инобытие абсолютной идеи, мирового разума».
Объективные идеалисты принимают за первичное некую идею вообще,
безликий разум, который они называют «мировой волей», «абсолютной
идеей».
Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и всё бытие.
Представители:
Платон (427–347 г. до н.э.), Фома Аквинский (1225–1274), Готфрид Лейбниц
(1646–1716), Георг Гегель (1770–1831), Фридрих Шеллинг (1775–1854)
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Основополагающий принцип:
«мир существует лишь в сознании субъекта».
Субъективные идеалисты за первичное принимают сознание субъекта,
мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на
этом основании так или иначе отрицают объективное существование реального
мира и объективный характер законов его развития. Исходя из этого они
считали, что человек воспринимает не мир вещей и законы их изменения, а лишь
свои собственные ощущения и идеи.
Представители:
Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1776), Иоганн Фихте (1762–1814),
Фридрих Ницше (1844–1900)
© Ирина Лысак

14. Структура философского знания

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?
«ДА» – КОГНИТИВИЗМ
(лат. cognitio – знание, познание) –
философские концепции,
признающие познаваемость мира
«НЕТ» – АГНОСТИЦИЗМ
(греч. а – отрицательная приставка,
gnosis – знание, agnostos –
недоступный познанию)
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ КОГНИТИВИСТСКИХ ПОДХОДОВ
По ведущим средствам познания:
а)эмпиризм (греч. empiria – опыт) – только опыт, эмпирические
знания являются истинными и позволяют правильно познать мир;
б)сенсуализм (лат. sensus – чувство, ощущение) – в качестве
ведущего средства познания рассматривающий чувства,
ощущения;
в)рационализм (лат. ratio – разум) – лишь разум позволяет
достоверно познать мир, постичь истину;
г)иррационализм (лат. irationalis – неразумный) – ведущее место в
познании играют интуиция, вера, инстинкты, озарение и т.п.
© Ирина Лысак

15. Структура философского знания

По способу познания:
а)диалектическая (греч. dialektike – искусство
вести беседу) философия – мир находится в
постоянном изменении, развитии, а все его
элементы, компоненты, процессы и явления
взаимосвязаны между собою;
б)метафизическая (греч. meta ta physika – после
физики) философия – рассматривает мир в
статике, а его фрагменты как изолированные
друг от друга;
в)феноменологическая (греч. phainomenon
– являющееся) философия – раскрытие
смысла предметов и постижения истины
при
помощи
непосредственного
восприятия
идеальных
достоверных
сущностей (феноменов);
д)герменевтическая (греч. hermeneuo –
разъясняю)
философия – теория
интерпретации мира, событий и явлений
при помощи «пред-мнения», «предпонимания», «вчувствования».
© Ирина Лысак

16. Предметное деление философии

Философия
Онтология
Гносеология
Аксиология
(греч. on, ontos – сущее,
logos – учение)
(греч. gnosis – знание,
logos – учение)
(греч. axia – ценность,
logos – учение)
учение о бытии
учение о знании
учение о ценностях
© Ирина Лысак

17. Основные разделы философии ОНТОЛОГИЯ

ОНТОЛОГИЯ
(греч. όν, род. όντος – сущее,
и λόγος – слово, учение) –
раздел философии, изучающий
фундаментальные принципы
бытия, наиболее общие
сущности и категории сущего;
иногда отождествляется с
метафизикой,
но чаще рассматривается как
ее основополагающая часть,
т.е. как метафизика бытия
МЕТАФИЗИКА
(греч. μετά τά φυσικά – то, что
после физики) – философское
учение о сверхопытных
началах и законах бытия
вообще или какого-либо
типа бытия;
иногда употребляется как
синоним слова «философия»
или сближается с понятием
«онтология»
© Ирина Лысак

18. Основные разделы философии ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ
(греч. γνώσις – знание,
познание, и λόγος – слово,
учение) – теория познания,
раздел философии,
изучающий природу и
возможности знания, его
предпосылки, средства,
и условия достоверности
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(греч. επιςτήμη – знание,
и λόγος – слово, учение) –
теория познания;
синоним слова «гносеология»,
употребляемый в английском и
французском языках
© Ирина Лысак

19. Основные разделы философии АКСИОЛОГИЯ И ЭТИКА

АКСИОЛОГИЯ
ЭТИКА
(греч. αξια – ценность, и λόγος –
слово, учение) –
учение о ценности,
философская дисциплина,
изучающая характеристики,
структуру и иерархии
ценностного мира, его
онтологический статус и способы
познания, природу и специфику
ценностных суждений
(греч. ηθικά, от ηθικός –
относящийся к нраву, характеру;
лат. ethica) – раздел
философии, изучающий мораль
как сферу высших ценностей и
долженствования и
нравственность как сторону
жизнедеятельности человека и
форму общественного сознания
© Ирина Лысак

20. Функции философии

Мировоззренческая функция –
философия
способствует
формированию представлений об
устройстве мира и месте человека в
нем, обосновывает ценности и
цели
человеческого
существования.
Методологическая
функция – философия
вырабатывает основные
методы
познания
окружающей
действительности.
© Ирина Лысак

21. Функции философии

Мыслительно-теоретическая функция – философия учит концептуально
мыслить и теоретизировать.
Гносеологическая – философия имеет целью достоверное познание
действительности, изучает сам механизм познания.
Критическая функция – философия учит подвергать сомнению
существующее знание, вскрывать противоречия, расширять границы
познания и разрушать догмы.
Аксиологическая функция – оценка вещей,
явлений окружающего мира с точки зрения
различных
ценностей

моральнонравственных этических, социальных.
Социальная – объяснять общество, причины
его возникновения, эволюцию, современное
состояние,
структуру,
указывать
пути
изменения общества.
Прогностическая функция – возможность
прогнозировать тенденции развития материи,
сознания, познавательных процессов, человека,
природы и общества.
Воспитательно-гуманитарная функция –
распространение гуманистических ценностей и
идеалов, помогает человеку адаптироваться в
окружающем мире и найти смысл жизни.
© Ирина Лысак

22.

«Философия
дает
способность
говорить с кем угодно, и в этом ее польза»
Аристипп
Практический смысл изучения философии
ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ
КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
«Философия дает готовность ко
всякому повороту судьбы»
Диоген Синопский
«Философия
открывает
человеку
убежище,
куда
не
проникает
никакая
тирания,
долину
внутреннего
мира,
лабиринт
сердца,
и
это
раздражает тиранов»
Фридрих Ницше
© Ирина Лысак

23.

Ответить на наиболее
фундаментальные вопросы
о мире и человеке
Укрепить внутренний духовный
«стержень» и развить способность
стойко преодолевать жизненные
трудности
Обучить принципам
«мудрой жизни» – жизни
без иллюзий и без
заблуждений
Научить
совершенствованию
себя и раскрытию
своих внутренних
сил
Научить
прогнозированию
будущего
Помочь осмыслить
свое место в мире
и смысл жизни
Философия
может
Научить философскому стилю мышления, т.е.
способности глубоко и всесторонне видеть
любую проблему и плодотворно решать ее
© Ирина Лысак

24. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для студ. вузов. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 604 с.
Голубинцев В.О., Данцев А.А. и др. Философия для технических вузов:
Учебник для вузов . – 3-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 507 с.
Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное
пособие. СПб.: Питер, 2010. – 304 с.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия
М.: Инфра-М, 2008. – 519 с.
Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов . – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
Налетов И.З. Философия: Учебник. М.: Инфра-М, 2010. – 400 с.
Спиркин А.Г. Философия: учебник для студ. втузов. – М.: Гардарики, 2008.
– 367 с.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.:
Гардарики, 2008. – 480 с.
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. –
6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 670 с.
Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и
доп. – М.: Юристъ, 2008. – 506 с.
© Ирина Лысак

25. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

http://www.philosophy.ru/
– Портал «Философия в России».
Содержит обширную библиотеку, а также разделы: Справочники,
учебники; Сетевые энциклопедии, справочники; Программы
курсов; Госстандарты; Философские организации и центры.
http://intencia.ru/ – Сайт «Все о философии». Разделы: История
философии, Философы, Философия стран; Философия религии,
Философия истории, Политическая философия, Рефераты, Книги.
http://filosof.historic.ru – Электронная библиотека по философии.
http://lib.ru/FILOSOF/ – Библиотека Максима Мошкова.
http://filosofia.ru/ – Библиотека философии и религии.
http://www.musa.narod.ru/bib.htm#1 – Библиотека философской
антропологии.
http://dic.academic.ru/ – Философские словари и энциклопедии.
http://nibiryukov.narod.ru/ – Персональный сайт Николая
Бирюкова. Содержит презентации по курсу философии,
философскую пинакотеку, библиотеку философской литературы.
© Ирина Лысак
English     Русский Правила