579.48K
Категория: ЛитератураЛитература

«Война и мир»: эпилог. Смысл названия романа-эпопеи

1.

«Война и мир»: эпилог.
Смысл названия романа-эпопеи

2.

Л.Н.Толстой:
«Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна
и та же, но каждая река бывает то узкая, то
быстрая, то широкая, то тихая… Так и люди. Каждый
человек носит в себе зачатки всех свойств людских
и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает
часто совсем непохож на себя, оставаясь одним
и самим собою…»
«Воскресение»

3.

Смысл жизни Толстой
видит в служении людям.
Жить для себя одного
нельзя.
Это духовная смерть.
Главное в жизни, по
Толстому, заключается в
том, чтобы как можно
меньше брать от людей и
как можно больше давать
людям.

4.

Как решается главная мысль романа –
о предназначении человека, о том, как
жить? Какие два пути выбирают герои?
Л.Н.Толстой показывает два пути, которые
выбирают люди: для одних главное – внешнее
благополучие, богатство, карьера; для других –
ценности духовные, то есть жизнь не только
для самих себя. Для князя Андрея – это
потребность выразить себя, совершить чтонибудь большое; для Пьера и для княжны Марьи
– делать добро; для Наташи – любить.

5.

Как Толстой раскрывает «мысль
семейную»?
Какой предстает в понимании Толстого
хорошая семья?

6.

Семья Ростовых
• Насыщенная, общительная жизнь.
• Открытость и хлебосольство.
• Эмоциональный, полный искренних чувств образ
жизни – «ум сердца».
• Артистичные натуры.
• Тесная связь с народом, с русскими традициями.

7.

Семья Ростовых
Граф и графиня Ростовы
Добрые и простодушные люди, рады всем, кто приходит в их дом.
Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.
В их доме атмосфера радушия, любви, культ детей.
Даже дворовые люди ощущают себя с хозяевами единой семьей.
Николай Ростов
• «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением
лица».
• Служит в гусарском Павловском полку.
• Служебные взаимоотношения выстраивает при помощи трех
составляющих: честь, достоинство и верность присяге.
• Николая не отличает глубина ума, автор называет его
«простодушным». И на самом деле перед нами простая душа,
честная и порядочная.

8.

Семья Ростовых
Наташа Ростова
• Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни
с ее беспрерывным движением, с ее
крайностями.
• «Она не удостаивает быть умной», потому что
живет сердцем.
• Тернистый путь ошибок и страданий
вознаграждаются семейным счастьем героини в
финале романа.
• Наташа близка к народу, живет его чувствами.
• Она воплощает русский национальный характер,
который и определяет ее сущность.

9.

Семья Болконских
• Замкнутый характер жизни.
• Неприятие праздности и пустословия
«высшего общества».
• В центре внимания – духовное развитие
личности.
• Рассудочный образ жизни – «ум ума».
• Определяющим является понятие чести.
• Сдержанность и гордость.
• За внешней холодностью отношений
скрывается глубокое, искреннее чувство
любви.

10.

Семья Болконских
Марья Болконская
• Внешняя некрасивость героини и ее лучистые глаза.
• Ум и образованность.
• Способность к самопожертвованию.
• Любовь к ближнему.
• Патриотизм.
• Семейное счастье с Николаем Ростовым как награда.
Николенька Болконский
• Сына князя Андрея мы видим в эпилоге мальчиком.
• Он уже внимательно слушает Пьера.
• В нем происходит какая-то сложная работа чувств и
мыслей.

11.

Роль эпилога в романе
Эпилог романа как будто подведение итогов,
долгая остановка после трудной дороги.
Так ли это у Толстого?

12.

Что общего в изображении любимых
героев Толстого, что их сближает?
Главные герои в эпилоге показаны в
зрелую пору их жизни, все они
самоотверженно служат людям:
обществу или семье, близким. Толстой
описывает их с любовью.
Не пропала и безвременно оборвавшаяся
жизнь князя Андрея – растёт достойный
отца Николенька Болконский.

13.

Дом и семья в понимании Толстого
В эпилоге Толстой показал поэзию и прозу
семейной жизни в их неразрывной связи.
В семье индивидуальность каждого из героев Толстого
не стирается, а расцветает ярче, обогащаясь новыми
оттенками, совершенствуясь рядом с чужой
индивидуальностью. Так, высокая духовность княжны
Марьи, ее ум не исчезают в новом положении жены и
матери, но направляются с еще большей силой
на устроение семьи.
Решительность и пылкость Николая уравновешиваются
под влиянием жены самообладанием и проявляются
более осмысленно.

14.

Дом и семья в понимании Толстого
Эмоциональность и душевность Наташи кажется
особенно ценной рядом с интеллектуальными усилиями
Пьера, его постоянной духовной работой. Чем богаче и
своеобразнее личность одного человека, тем больше
источников любви находит в ней другой человек.
Так Толстой развивает свою мысль семейную,
показывая, что гармоничное существование личности
возможно только в условиях мира (семейного).
Этот мир подвижен и неспокоен, но в нем царят начала
любви и общность в понимании главных ценностей
жизни.
Мысль семейная в романе-эпопее неотделима
от мысли народной.

15.

Что такое народность в
понимании Толстого?
Народность состоит не в том, чтобы как-то
специально заботиться о народе или подражать
ему, а в том, чтобы строить жизнь на общих со всем
народом основаниях.
Народность в романе раскрывается не только
в рачительном хозяйствовании Николая,
кормлении грудью Наташей своих детей, но и
в
терпеливом отношении всех к старой графине, в
смирении княжной Марьей неприязни к Соне,
в
подчинении Пьера интересам семьи.

16.

Как проявляется в эпилоге единство
частного и исторического?
«Как солнце и каждый атом эфира есть шар,
законченный в самом себе и вместе с тем
только атом недоступного человеку по
огромности целого, — так и каждая личность
носит в самой себе свои цели и между тем
носит их для того, чтобы служить
недоступным человеку целям общим».
Так снова Толстой повторяет свою любимую
мысль об участии каждого человека своей
частной судьбой в общем ходе истории.

17.

Смысл названия романа
Война
Военные столкновения
враждующих армий.
Вражда, непонимание,
эгоистический расчет.
Мир
Вселенная.
Жизнь народа без войны.
Борьба с враждебными
мыслями.
Братство людей, независимо от
национальности и классовых
различий.
Конфликты между
людьми.
Крестьянская община.
Разъединения.
Смерть.
Какая-либо сфера жизни, область
чувств, переживаний.
Отсутствие вражды, ссоры, согласие.
Внутренний покой.
Жизнь.

18.

Почему Толстой отказался
от первоначального названия
«Все хорошо, что хорошо кончается»
• Ответить письменно

19.

Домашнее задание
• Перечитать эпизоды, связанные с Наташей Ростовой.
1. Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
2. Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
3. Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
4. Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
5. В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
6. В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
7. Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
8. Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
9. После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
10.Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
11.Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX-XXXII).
12.После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I-III).
13.Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV-XVII).
English     Русский Правила