Похожие презентации:
Понимающая социология М. Вебера формальная социология Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Лекция 5
1. Понимающая социология М. Вебера формальная социология Ф. Тенниса и Г. Зиммеля
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯМ. ВЕБЕРА
ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Ф. ТЕННИСА И Г. ЗИММЕЛЯ
Лекция 5
2. План
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
Немецкая интеллектуальная традиция
Понимающая социология М. Вебера
Идеальный тип
Понятие и виды социального действия
Рационализация как основная тенденция
развития общества
Формальная социология Ф. Тенниса
Формальная социология Г. Зиммеля
3. Немецкая интеллектуальная традиция
Предполагает разделение «наук о духе»(Geisteswissenschafteri), «наук о культуре»
(Kulturwissenschaften), с одной стороны, и
«наук о природе» (Naturwissenschaften), с
другой, особенно характерное для конца
XIX — начала ХХ вв. (Баденская школа
неокантианства)
4. Разница – в способах познания
Науки о духе и культуре предполагали свойсобственный способ познания, не
характерный для естественных наук. Этот
способ познания назывался герменевтика
5. Герменевтика
Изначально герменевтикой называлосьискусство или наука истолкования, т.е.
выявления смысла древних рукописей.
Впоследствии немецкие философы Ф.
Шлейермахер и В. Дильтей назвали
герменевтикой разработанный ими
философский метод понимания человеком
собственного бытия и духовного
существования
6. Особенность познания общества
Общество, в отличие от природы, являетсяпродуктом культуры, т.е. деятельности
людей и поэтому способом познания
общества является не наблюдение и
объяснение, а интерпретация и
понимание смыслов, которые люди
вкладывают в свои действия
7.
В русле немецкой традиции философствования Максом Вебером была разработанасвоя теория социологии с опорой на
культурологический фундамент, т.е.
специфику человека как культурного
существа
Эта социология получила название
«понимающей»
8. Макс Вебер (1864-1920)
Социолог, юрист,экономист
Основоположник
понимающей
социологии
Создатель теории
социального действия
9. Основные работы Вебера
Протестантская этика и духкапитализма, 1902-04
Хозяйство и общество, 1910-14
Социология религии, 1916
10. Специфика социального поведения
Для Вебера особенность социальногоповедения — и в этом отличие человека от
животных — состоит в наличии в нем
субъективно подразумеваемого смысла
11. Причина следствия
ПричинаНачальник накричал на
подчиненного, обвиняя
его в плохо сделанной
работе
следствия
Признание ошибок,
извинение, обещание
работать лучше
Пререкания, ответные
обвинения, угрозы
Молчание в ответ на
критику
12. Причина смысл следствия
ПричинаНачальник накричал на
подчиненного, обвиняя
его в плохо сделанной
работе
смысл
следствия
Наверное он прав, я
действительно наделал
ошибок и подвел его
Признание
ошибок,
извинение,
обещание
работать лучше
Он не имеет права так
себя вести и вообще
эти ошибки случились
по его вине
Пререкания,
ответные
обвинения,
угрозы
Обычно он не ведет
себя так, наверное у
него какие-то личные
неприятности
Молчание в
ответ на критику
13. Понимание (Verstehen)
Человеческое действие нужно понимать!Понимание - это прямое постижение
смысла чужих действий путем эмпатии с
теми, кто совершает эти действия
Эмпатия не тождественна симпатии, т.е.
социолог должен постараться «вжиться» в
сознание другого человека, не испытывая
при этом к нему каких-либо положительных или отрицательных эмоций
14. ?
Понимать действие человека – это значитпонимать его смысл. Но смыслы действия
скрыты от непосредственного наблюдения.
Например, человек едет на велосипеде. Мы
можем наблюдать, что он едет, можем
оценить велосипед, примерно определить
скорость движения. Но мы не можем
наблюдать, зачем он едет. Как проникнуть в
смысл его поездки?
15. «Понимающая социология» М. Вебера
Получила своё название благодаря методологической установке Вебера на понимание мотивов социальных действий индивидов (в отличие от наблюдения иобъяснения как методологических
установок позитивизма О. Конта и Э.
Дюркгейма)
16. Особый статус социологии как науки
Согласно Веберу, социология не можетбыть абсолютно объективной наукой, так
как социолог всегда соотносит изучаемые
явления со своим субъективным
индивидуальным опытом и опирается на
собственное мировоззрение (политические
и этические ценности)
17. Понятия и ценности
Научные понятия в социологии зависят отценностей исследователя и исследуемых
Понятия, которые используются исследователем для придания смысла окружающему миру, коренятся в его культурных
ценностях. Культурные ценности подсказывают нам, например, какие аспекты окружающей реальности значимы, а какие нет
18. Фактологические и ценностные суждения
Фактологические суждения – это объективные суждения о вещах и процессах,основанные на строгой социологической
процедуре
Ценностные суждения – это субъективные
мнения, основанные на политических и
этических убеждениях исследователя
19.
Социолог должен стремиться к объективности, и для этого ему необходимовоздерживаться от ценностных суждений.
Но поведение самих изучаемых индивидов
можно понять при помощи метода «отнесения к ценностям», т.е. установления
ценностей, на которые ориентировано их
поведение
20. Социология у Вебера
Это не наука, открывающая собственносоциологические законы, а интерпретативная сверхдисциплина о человеческом
поведении, способная проводить
междисциплинарные гуманитарные
исследования, интегрируя знания
практически всех гуманитарных наук
21.
Вебер отрицает несбыточный идеал«социальной физики» Конта как науки,
которая на основе заранее выведенных
формул будет совершенно точно предсказывать поведение человека в каждом
конкретном случае
Поскольку человек обладает свободой
воли, он может поступать в схожих
ситуациях по-разному
22.
Социолог способен заранее вывести лишьнаиболее вероятные сценарии поведения
человека. И только по прошествии
события, социолог может разъяснить,
почему человек поступил так, а не иначе
23. Измерение в социологии
Не являясь объективным знанием, социология способна производить измерениясоциальных явлений. Но точность здесь
достигается не так, как в естественных
науках. Социология не оперирует
формулами. Она добивается точности,
измеряя социальные явления путем их
сравнения с заранее выведенными
эталонами (идеальными типами)
24. Идеальный тип
Теоретическая модель любого социального явления или процесса, в которойотражены его наиболее типичные черты.
Строится на основе сравнительных
исследований
Вебером были разработаны идеальные
типы таких социальных явлений как
«социальное действие», «рациональность»,«власть», «бюрократия», «религия»,
«город» и др.
25.
Свою идею об идеальных типах Вебериспользовал для изучения и классификации социального действия
М. Вебер считал, что реально существуют
отдельные индивиды, а общество – это не
причина, а результат их социальных
действий. Социальные явления следует
изучать путем постижения мотивов
социальных действий индивидов
26. Предмет социологии
Предмет социологии – это социальныедействия
Социология должна истолковывать, т.е.
понимать, интерпретировать социальные
действия людей
27. Два направления в социологии
Дюркгейм, МарксВебер
Изучение социальных
структур (институтов,
социальных групп,
культуры и др.)
Изучение поведения
людей (социальных
действий)
МАКРОСОЦИОЛОГИЯ
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
28. Социальное действие
«Социальным действием мы называемдействие человека, если и поскольку
действующий индивид связывает с ним
субъективный смысл. Социальным мы
называем такое действие, которое по
предполагаемому действующим лицом
смыслу соотносится с действием других
людей и ориентируется на него»
29. Социальное действие
Социальное действие – это осмысленный,мотивированный, человеческий акт,
ориентированный на социальное
окружение
30. Особенности социального действия
1.2.
Наличие субъективного смысла,
вкладываемого действующим индивидом
Ориентация на окружение, т.е.
стремление действующего индивида
повлиять на чье-либо поведение или
состояние
31. Типы социального действия
1.2.
3.
4.
Аффективное действие – действие под
влиянием эмоций
Традиционное действие – действие по
привычке
Ценностно-рациональное действие –
действие для поддержания какой-либо
ценности («из принципа»)
Целерациональное действие – действие,
когда выбираются наиболее эффективные
средства достижения целей
32. Аффективное действие
Совершается в состоянии аффекта, когдачеловек теряет контроль над своим
поведением. Это действие может быть
отнесено к социальным условно, так как
сложно говорить о наличии цели и смысле
действия, совершаемого в состоянии
аффекта
33. Традиционное действие
Это действие, которое человек совершаетне задумываясь, по привычке. Оно
является более рациональным, чем
аффективное, но не подходит под
определение социального действия в
полном смысле слова, так как его мотивы
не всегда осознаются
34. Ценностно-рациональное действие
Совершается с целью поддержания какойлибо ценности. В жизни люди частодействуют подобным образом, отстаивая
свои ценности. В этом случае целью
действия становится сама ценность.
Пример, когда капитан покидает тонущее
судно последним, соблюдая неписаный
кодекс чести
35. Целерациональное действие
Это действие, совершаемое для достижения поставленных целей при помощиадекватно подобранных средств.
Примером таких действий у Вебера служат
коммерческие действия предпринимателей
36.
Социальноедействие
Целерациональное
Ценностнорациональное
Традиционное
Аффективное
Цель
Примеры
Эффективность
Ценности
Ведение
бизнеса
Поступки из
чувства долга
Действия по
привычке
Не осознается
Нет
Агрессия
37. Задание
Женщина покупает стиральную машину вмагазине электроники, который она обычно
посещает. Руководствуясь престижными
соображениями, она выбирает дорогую
модель. Будучи не в духе, она ругается с
консультантом, жалуясь на качество
обслуживания
Какие типы социального действия можно
найти в описанной ситуации?
38. Современное общества
Как и другие социологи, Вебер такжеинтересовался природой современного
общества. Однако основным вопросом для
него было не «как современная социальная система работает?», а «какие социальные действия людей знаменуют собой
современную социальную жизнь?»
39. Доминирование целерационального действия
Переход от традиционного к современномуобществу Вебер рассматривал в категориях
изменения смыслов, которые люди
вкладывают в свои действия
Европа подверглась процессу рационализации, который включал в себя повсеместный
переход от ценностно-рационального к
целерациональному действию
40. Рационализация
Вебер связывает социальный прогресс снарастающей рациональностью мышления и поведения индивидов западноевропейских стран
Из общества постепенно исчезает вера в
чудо, мистика и т.п., а все сферы человеческих отношений становятся предметом
холодного расчета и управления. Это означает, что духовное постепенно вытесняется
материальным
41. Бюрократия
Воплощением рациональности для Веберабыло правовое государство индустриального общества, развивающееся на основе
целерациональных действий управленцев
и подчиненных
42. Проявления рационализации
Сфера общественнойжизни
Экономика
Политика
Право
Наука
Воспитание
Музыка
Проявления рационализации
Двойная бухгалтерия
Выборы, парламентаризм
Формальное право и
судопроизводство
Научные коллективы
Дисциплина
Нотная система
43. Протестантская этика
Источник рационализации Вебер видел впротестантской этике как доминирующем
мировоззрении населения тех стран,
которые развивались наиболее динамично
в период первоначального накопления
капитала в Европе (Великобритания,
Голландия, Германия, Австрия и др.)
44. Трудовая этика
В работе «Протестантская этика и духкапитализма» Вебер объясняет причины
рационализации западных стран
Для капитализма, по словам Вебера,
необходим «такой строй мышления, при
котором труд становится абсолютной
самоцелью, призванием»
45.
Такой строй мышления и такое отношениек труду не является свойством человеческой природы и не возникает в результате
манипулирования условиями или оплатой
труда. Такое отношение к труду может
сложиться лишь в результате воспитания
дома и в религиозной общине
46. Последствия Реформации
1. «Удешевление» религииЦерковь, молитва, священники,
многообразные сложные ритуалы,
догматика излишни. Все это усложняет
жизнь и не приближает человека к
спасению души
47.
2. «Расколдовывание» мира, т.е.освобождения его от магии, суеверий,
например от магии молитвы,
претендующей на способ-ность
преобразовывать мир путем произнесения
соответствующих формул. Мир становится
проще и понятнее (рациональнее)
48.
Исследуя идеологию Реформации, начинаяс Лютера, Вебер обнаруживает у Кальвина
и в кальвинизме те элементы, которые
могли бы в будущем воплотиться в
капиталистическом духе
49. Особенность кальвинизма
В кальвинизме жизнь мирская и жизньцерковная едины, поэтому мирская жизнь
священна. Если католицизм отнимает у
человека мотивацию на успех в мирской жизни,
перенося все надежды и упования на
загробную жизнь, то кальвинизм соединяет
одно и другое
Сам мир — церковь, мирская жизнь — служение Богу, а путь к спасению души есть усердие
в мирской жизни согласно ее нормам и
требованиям
50.
Человек славит Бога не молитвой, а самимсвоим существованием, согласно данной ему
Богом судьбе. Поиск спасения не есть какая-то
особого рода деятельность, выходящая за
пределы повседневного труда и интересов, и
поэтому не нужны особые здания, организация,
сложные ритуалы и др. Человек спасает душу на
своем рабочем месте. Хорошо выполняя свою
работу, человек следует божественным
заповедям. Это и есть долг верующего человека
51.
В немецком языке (языке Реформации)слово Beruf употребляется для обозначения
трех достаточно различных понятий: долг,
призвание и профессия
52.
Образ веберовского предпринимателяраннекапиталистической эпохи отличается
от современного образа капиталиста.
Одержимый религиозным рвением,
предприниматель ведет аскетический
образ жизни, преумножая богатства вовсе
не для доступа к земным благам
53.
Рост материального богатства служиттакому предпринимателю свидетельством
правильно прожитой земной жизни,
честно исполненных профессиональных
обязанностей
54. Переход духовных интересов в материальные
Желание быть спасенным –идеальный (религиозный)
интерес
Рациональный стиль
мышления и поведения
Экономическая
эффективность материальный интерес
55. Социальный скептицизм Вебера
В отличие от Дюркгейма и Маркса, Веберпредставил наиболее скептический взгляд
на современное общество и перспективы
его развития
Вебер не верил в светлое будущее, предрекая наступление «полярной ночи ледяной
темноты», когда человечество совсем
потеряет веру в чудо и духовность будет
полностью вытеснена материальностью
56. Формальная социология
Направление социологии, возникшее вконце XIX – начале XX вв. в Германии
Предмет социологии – чистые формы
социальности, характерные для всех
обществ, например, сотрудничество,
конкуренция, подчинение и др., а не
конкретно-исторические социальные
явления (капитализм, индустриализм и т.п.)
Основные представители: Ф. Теннис и Г.
Зиммель
57. Фердинанд Тённис (1855-1936)
Немецкий социолог,основатель формальной
социологии
Основные труды:
«Общность и общество»,
«Критика общественного
мнения», «Прогресс и
социальное развитие»,
«Введение в социологию»
58. Воля и ее типы
Все социальные отношения – это волевыеотношения
Два типа воли:
органическая (инстинктивная)
рассудочная (возможность выбора и
целеполагания)
59. Два типа социальных связей
В зависимости от характера воливыделяются два типа социальных связей:
общинные (межличностные, персонализированные, например, семейные, дружеские)
общественные (рациональные, деперсонализированные, например, деловые,
рыночные отношения)
60. Община и общество
Gemeinschaft(община,
сообщество)
Gesellschaft
(общество)
Персонализированные отношения
(семья, дружба)
Деперсонализированные отношения
(обмен, торговля,
государство)
61.
Персонализированные отношения – это,когда человек воспринимается как личность,
во всем многообразии своих качеств
(семейные, дружеские отношения)
Деперсонализированные отношения – это,
когда человек воспринимается только в одном
каком-то качестве, наиболее значимом в
данной ситуации (отношения покупателя и
продавца)
62. Три типа форм социальной жизни
Социальные отношенияГруппы, совокупности
Корпорации, союзы, объединения
63. Социальные отношения
Самая простая и самая древняя социальнаяформа, основанная на взаимной
зависимости и привязанности людей, т.е.
глубинных человеческих потребностях
Социальные отношения могут принимать
форму товарищества, господства и
подчинения либо включать в себя и то, и
другое
64. Группа
Совокупность социальных отношенийобразует группу
Группы могут создаваться для достижения
определенной цели либо базироваться на
отношениях товарищества и господства
(касты)
65. Корпорация
Это социальная форма, обладающаявнутренней организацией, когда ее члены
выполняют определенные функции
Корпорация может возникать на базе
кровнородственных связей (клан), общего
отношения к земле, совместного проживания и взаимодействия
66. Три вида норм
В каждой из социальных форм действуеттри вида норм:
нормы социального порядка (основаны на
общем согласии)
правовые нормы (формальное законодательство)
моральные нормы (устанавливаются
религией или общественным мнением)
67. Георг Зиммель (1858-1918)
Немецкий философ исоциолог, представитель
формальной социологии
Основные труды:
«Философия денег»,
«Философия моды»,
«Социология.
Исследование форм
обобществления»
68. Формы социальной жизни (социации)
Формы социации – это устоявшиеся иповторяющиеся формы межчеловеческих
взаимодействий, возникающие как
результат взаимовлияния индивидов и
групп. Именно формы структурируют
содержание отношений людей
69. Формы социации
ГосподствоПодчинение
Соперничество
Разделение труда
Солидарность
Образование партий и др.
70.
Все эти формы воспроизводятся в разныхобществах, наполняясь конкретным
содержанием, в различных группах и
организациях: в государстве и церкви,
фирме и преступной организации, семье и
школе и т.п.
71. Исследование моды
Мода предполагает и подражание, ииндивидуализацию
В примитивных социально однородных
обществах не было моды, так как не было
стремления выделиться из общей массы
В авторитарных обществах, управляемых
небольшой группой лиц, правящая элита
носит однообразную одежду, не желая
выделяться. Например, венецианские дожи
ходили только в черном
72.
В обществах, характеризующихся распадомгрупповых норм, мода также отсутствует,
так как нет стремления к подражанию,
слиянию с коллективом. Например, во
Флоренции в XIV в. каждый следовал
своему собственному стилю одежды