Структурный функционализм, Понимающая Социология
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
Общество sui generis
Социальные факты как вещи
Как функционирует общество?
Социальные институты
Разделение общественного труда
Аномия
Самоубийство
Религия
Элементы религии как социального явления:
Макс Вебер (1864-1920)
Понимание общества
Идеальный тип
Социальные институты ?
Человек – винтик в обществе ИЛИ человек творит общество?
Общество как парк
Общество как море
Религия
Домашка!
15.91M
Категория: СоциологияСоциология

Структурный функционализм, понимающая социология

1. Структурный функционализм, Понимающая Социология

СТРУКТУРНЫЙ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ,
ПОНИМАЮЩАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Лекция 3

2. Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

■ «О разделении общественного труда» (1893),
«Правила социологического метода» (1895),
«Самоубийство» (1897)
■ Общество- надындивидуальная реальность
( «sui generis»)
■ Социальные факты должны восприниматься как вещи
■ Упорядоченное общество
■ Феномен аномии и самоубийства

3. Общество sui generis

■ Чтобы понять, каким образом общество представляет себе самого себя и
окружающий мир, необходимо рассматривать сущность не отдельных индивидов,
а общества => общество первично по отношению к индивиду
■ Объективная само порождаемая реальность

4. Социальные факты как вещи

■ Социальное можно объяснять
только социальным: ни
физическим, ни
психологическим, ни
экономическим

5. Как функционирует общество?

■ «Когда я действую как брат, супруг или гражданин... я исполняю
обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и
обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными
чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя
остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил
их благодаря воспитанию».

6. Социальные институты

■ Институтом можно назвать способы действий и суждений, независимые от воли
отдельных людей (это все верования, все способы поведения установленные
группой)
■ ЕГЭ: Исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной
деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система
социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности
общества, социальных групп и личности.

7. Разделение общественного труда

Общество с
механической
солидарностью
Общество с
органической
солидарностью
1. Связь между членами общества
слабая (люди не нуждаются
друг в друге)
1. Более плотные связи между людьми =>
более сильная зависимость людей в
обществе
2. Люди взаимозаменяемые
2. Узкие специальности
3. Отношения строятся на
чувствах и верованиях
(коллективное сознание)
3. Договорные отношения
4. Разделяемая система норм
5. Более эффективная деятельность за счет
соблюдения моральных норм ( а не за
счет внешних правил)

8. Аномия

■ «Общее состояние дезорганизации», «безнормность», «прежние боги стареют или умирают, а
новые не родились», «в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных,
но слишком внезапных социальных преобразований» (=>самоубийства)

9. Самоубийство

Эгоистическое
•Повышенный
индивидуализм
•Потеря человеком
устойчивых и
привычных связей
с обществом и
социальной
группой
Альтруистическое
•Сильное чувство
долга перед
обществом =>
добровольное
расставание с
жизнью
•Абсолютная
интеграция
индивида в
социальную
систему
Аномическое
•Потеря обществом
базовой
ценностной
системы
•Происходит в
кризисные
периоды и во
времена
крупномасштабных
социальных
перемен

10. Религия

■ Религия – явление главным образом
социальное. Религиозные представления – это
коллективные представления, выражающие
коллективные реальности; обряды – это
способы действия, возникающие только в
собравшихся вместе группах и призванные
возбуждать, поддерживать или
восстанавливать определенные ментальные
состояния этих групп

11. Элементы религии как социального явления:

■ Верования – состояния сознания, они состоят в представлениях, содержащих
идею разделения мира на светское и священное
■ Обряды – это определенные способы действия. Они являются общими для
определенной группы, которая открыто признает свою приверженность
верованиям и связанным с ними обрядам
■ Общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе
священный мир и его отношения со светским миром и потому, что они
выражают это общее представление в одинаковых действиях,– это то, что
называют Церковью

12. Макс Вебер (1864-1920)

Макс Вебер (18641920)
■ «Протестантская этика и дух капитализма»
(1905), «Хозяйство и общество» (1921)
■ Понимающая социология (Verstehen)
■ Концепция социального действия
■ Отрицание существования социальных
институтов
■ Идеальный тип

13. Понимание общества

■ Общество состоит из индивидов и ничего кроме индивидов в обществе нет (грубо)
■ Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая понять социальное действие и
тем самым каузально объяснить его процесс и взаимодействие
Поведение
+
смыслы
Признаки социального
действия:
• Осознанное
• Ориентировано на
ожидаемую реакцию
других людей
Социальное действие
(Субъект придает действию
значение, оно осмыслено)

14.

Типы действий
Традиционное
• Повседневные
действия,
выполняемые
человеком
автоматически
• Также тесно связаны с
традициями и
обычаями
• Пример: чистка зубов с
утра
Аффективное
• Действие,
совершаемое на
основании эмоций
Рациональное
(1) Ценностнорациональное
(2) Целерациональное
(1) Сознательная ориентация
на этическую,
эстетическую,
религиозную значимость,
признаваемую другими
(2) Поиск рациональной
выгоды при совершении
действия

15. Идеальный тип

■ Идеальный тип – исксусственно-логически
сконструированный термин, позволяющим
выделять основные черты изучаемого
социального феномена. Идеальный тип
образован не абстрактными теоретическими
построениями, а основан на проявлениях,
имеющих место в реальной жизни.

16. Социальные институты ?

■ «Государство», «товарищество», «акционерное общество», «фонд» - эти
образования суть исключительно процессы и связи специфических действий
отдельных людей
■ Если мы считаем, что мы есть семья, то мы есть семья. Если нам удобно
говорить, что мы живем в государстве, то человек вынужден называть его
государством.

17. Человек – винтик в обществе ИЛИ человек творит общество?

Два разных взгляда социологов на общество:
Общество как парк
Общество как море

18. Общество как парк

■ Общество определяет то, какие качества и социальные роли будут у личности, в
какие группы человек будет включен
■ => общество объективно (надиндивидуально, не сводится к действиям и
взаимодействиям людей)
■ общество может быть основано на согласии (порядке, солидарности) или на
борьбе (противоречиях, конфликте)
Институты общества
Личность, ее статусы и роли
Сестра
Дочь
Друг
Ученица
Гражданин

19. Общество как море

■ Автономия личности: люди строят свои социальные взаимодействия (через труд,
познание, игру, общение) в группах и тем самым формируют общество и влияют
на работу его институтов
■ В обществе нет ничего кроме действований и взаимодействий людей
■ Взаимодействия складываются в устойчивые тенденции за счет совпадения (в
том числе непреднамеренного) индивидуальных устремлений= согласие и
борьба (власть)
Институты общества
Сестра
Друг
Дочь
Ядро личности
(идентичность)
Ученица
Художник
Гражданин

20. Религия

■ Соотнесённость духа
капитализма и духа
протестантизма
■ "Работай и молись, молись
и работай!"
■ Степень рационализации,
как показывает Вебер,
обратно пропорциональна
силе влияния магического
элемента, который
присутствует в каждой
религии.

21. Домашка!


Эссе на выбор:
1. «Разделение труда — ключ к
эффективному управлению. Эффективное
делегирование — высший вид
эффективной человеческой деятельности.»
Кови С.
2. «При согласии и малые дела
вырастают в большие, при разногласии и
большие распадаются».
3. Человек создан для действия.
Не действовать и не существовать для
человека — одно и то же.
English     Русский Правила