Похожие презентации:
Понимающая социология
1. Лекция 3.
Понимающаясоциология
2. МАКС ВЕБЕР (1864-1920)
Основные труды:«Протестантская
этика и дух
капитализма»
«Хозяйство и
общество»
«О некоторых
категориях
понимающей
социологии»
3. Неокантианство - направление немецкой философской мысли
По мнению наиболееярких представителей
неокантианства,
немецких мыслителей Г.
Риккерта и
В.Виндельбанда,
методы наук об
обществе и его культуре
должны существенно
отличаться от методов
наук о природе.
4. Неокантианство
рассматривает общество как организациюдуховно-нормативного типа, закономерности
которой носят характер целевой
необходимости. Реализация последней
зависит от основанного на определенных
ценностях выбора людей. Различного рода
социальные структуры и институты суть лишь
типы социального поведения.
5. Школа неокантианства:
Разделение всех наук на«науки о природе» и «науки
о культуре».
6. Вопрос о методах изучения общества
Неокантианцы считали, что методытех и других наук принципиально
различны. В обществе нет законов,
подобных законам природы.
Основной метод обобщения в науках
о культуре – отнесение к ценностям.
7. М. Вебер:
«Социология – это наука,стремящаяся, истолковывая,
понять социальное действие, и
тем самым каузально объяснить
его процесс и воздействие»
8. Социальное действие
2 признака социального действия:Наличие субъективного смысла;
Ориентация на «другого».
9. Социология изучает социальные действия индивидов
Наиболее понятнымявляется целерациональное
действие
10. Типы социального действия:
Целерациональное (цель+средства);Ценностно-рациональное (ценность
сама по себе, вне зависимости от
результата);
Аффективное (эмоциональное);
Традиционное (в силу обычая или
привычки).
11. Факторы развития капитализма
Основой капитализма, болеефундаментальной, чем экономика, оказались
наука и бюрократия. Наука сформировала
современную технологию и будет
определять ее в будущем. В свою очередь,
бюрократия является эффективным
способом организации больших групп людей,
и поэтому она неизбежно увеличивается по
мере экономического и политического роста.
12. Рационализация – судьба западной цивилизации
Появление науки, современнойтехнологии и бюрократии Вебер
описывает как
рационализацию.
13. Протестантская этика:
Ощущение профессии как «призвания»,определенного Богом; выполнение мирского
«призвания» - залог спасения души;
Богатство – не ради удовольствия, а как
показатель успешной деятельности на своем
поприще;
Качественно выполненная работа, честность
в предпринимательстве – часть этики
протестантизма.
14. Протестантская этика
Привела к формированиюкапитализма западного типа
15. Идеальный тип
Это теоретическая конструкция,которая соотносится с эмпирической
реальностью (а не извлекается из
нее), не тождественная реальности.
16. Например, можно построить идеальные типы:
Капитализма;Республики;
Политической партии;
Протестантской этики;
Целерационального действия.
17. Идеальный тип бюрократии
Иерархия власти, при которой задачи в организациираспределяются как «служебные обязанности»;
Установленные правила определяют поведение
должностных лиц на всех уровнях организации;
Должностные лица заняты полный рабочий день и
получают должностной оклад;
Существует разделение между обязанностями
должностного лица внутри организации и жизнью вне
ее;
Никто из членов организации не владеет
материальными ресурсами, которыми
распоряжается.
18. Типы господства:
Рациональное (легальное),Традиционное,
Харизматическое.
19. Легальное господство
Это господство в силу закона.Оно основывается на вере в обязательность
легального установления и в легальность
носителей власти, осуществляющих
господство.
20. Традиционное господство
основано на вере в священныйхарактер старых традиций и в
легитимность тех, кто в силу
традиций призван осуществлять
власть.
21. Харизматическое господство
предполагает выходящую за рамкиобыденной личную преданность,
вызванную наличием священного дара или
доблести у какого-то человека, и доверие
к установленному им порядку.