639.16K
Категория: ЛитератураЛитература

Лирика Михаила Щербакова в контексте русской поэзии

1.

Лирика Михаила Щербакова в
контексте русской поэзии
Учебно-исследовательская
работа
Автор – Брюсова Анастасия
«То, что хотел бы я высказать, высказыванию не подлежит,
ибо вот то, что я высказать хотел бы, оно таково,
что, когда его всё же высказать пытаешься, оно бежит,
а когда не пытаешься, ввек не избавишься от него.»

2.

Цель работы – проанализировать поэтику
Михаила Щербакова в контексте русской поэзии
«…И над рекой Невою масс народных толпа пусть вознесёт главою нас превыше столпа…»
О Щербакове как о поэте написано крайне мало, и задача этого исследования –
обобщить некоторые работы литературоведов и проанализировать тексты Михаила
Щербакова самостоятельно.
Были использованы работы Дмитрия Быкова, Льва Аннинского, Алексея Тугарева.

3.

«…Когда кругом волненья тысяч и политический процесс, кого ни
тронь – Иван Денисыч, куда ни плюнь – КПСС...»
• Авторская песня в России – отдельный социокультурный феномен. Её
аудитория – интеллигенция, а теснота связей между её представителями в
Советском союзе повлияла на сближение русской авторской песни с
литературной средой.
• Михаил Щербаков – бард, уже ставший классиком. Он окончил
филологический факультет МГУ, пишет с 1978 года и по сей день, даёт
концерты (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге).
• Щербаков известен не так широко, как Окуджава или Ким, однако тем
сильнее его популярность в узких кругах среди людей разных профессий и
возрастов.

4.

Отзывы о творчестве Щербакова
«…Прерывист мой дальнейший след, свидетельства сумбурны, молва
разноречива...»
Проанализировав отзывы о творчестве Щербакова, можно выделить
следующие его наиболее яркие черты:
- Преобладание оригинальности формы над содержанием
- Постмодернизм
- Продолжение традиций шестидесятников, аллюзии на романтизм и его
переосмысление
- Отстранённость лирического героя

5.

Основные темы лирики Щербакова
• О Прекрасной Даме
• «Монологи Странствующего Рыцаря» –
поиск себя
• Война и Смерть
«Не сломишь виртуоза и к шаблону не
сведёшь – его не зря лечили в клинике.»

6.

«Не вздохнуть невозможно, но верен ли вздох?»
Основные мотивы
• В цикле ранних песен Щербакова «Монологи Странствующего Рыцаря», или
«Дорожный календарь», написанных около 1980-го года, были намечены все
три основные темы и мотивы его лирики.
Итак, эти мотивы:
• Лирический герой противопоставлен Фатуму и Хаосу, но не противостоит
им – «положение неучастия».
• «Зримый мир вокруг скорее мним, чем зрим» – философия солипсизма,
мотив иллюзии, обмана. Рождение истины через отрицание.
• Постмодернизм: фрагментарность, ирония, абсурд.
• Мотив безумия.

7.

«Наше чёрное время не кончится с нами.
Нас вода унесёт, а оно – над водой
повисит, переждёт и вернётся с войсками,
и никто ему снова не скажет «долой!»
Тема Войны и Смерти
• В песнях на тему Войны Щербаков создаёт роль и говорит от её точки
зрения.
• Лирический герой, в отличие от песен на другие темы, является активным
участником происходящего. Например, находится на поле боя.
• Кольцевая композиция: насилие повторяется, Война бессмысленна и
бесконечна.
• Образ Войны как «чёрного времени».
• «Танки грызут планету», «тёплой кровью по горло зальёмся», «земля в
крестах», etc.

8.

«Я и так уже и сяк, а всё не ладно,
уж и рифму поразвесистей кладу.
И выходит вроде складно и нарядно,
а в концепцию никак не попаду.»
Особенности композиции
• В начале творческого Щербаков использовал тривиальные формы:
четырёхстопный хорей, трёх- или четырёхстопный ямб, перекрёстная
рифмовка.
• С середины 80-ых начал эксперименты с формой, использовал
«значительную часть арсенала русской метрики»: пеон и другие вторичные
ритмы в двусложниках, а также хориямб, пентон, логаэд, тактовик,
акцентный стих, etc.
• Тяготение к цикличности: существует множество песен Щербакова с
кольцевой композицией и песен, объединённых в циклы под общим
названием и имеющих порядковый номер.

9.

«Идёт он, бодр, хотя почти всю ночь смотрел на звезды.
В руках перед собой несёт словарь заморских слов.»
Постмодернизм
• Дмитрий Быков пишет про Щербакова, что тот довёл традиции
шестидесятников до абсолюта, и сравнивает его тексты с прозой писателяпостмодерниста Виктора Пелевина.
• Признаки постмодернизма: фрагментарность, ирония, абсурд, цитаты.
• Шестидесятнические мотивы: разнообразие формы, высокая ценность
личности, романтическое мировоззрение.

10.

Вывод
• В поэзии Михаила Щербакова сочетаются
романтическое мировоззрение
шестидесятников и цинизм
постмодернизма, что делает его
уникальным современным поэтом.
• «Щербаков сегодня едва ли не в
одиночестве двигает русскую поэзию
вперёд, находя принципиально новые
«И всё чаще выходит, что смерть наготове,
возможности для развития и новые
а тайна Земли заперта.
формы её существования» (Дм. Быков)
И опять остаётся спасение в слове,
а прочее всё – суета.»
English     Русский Правила