4.71M
Категории: ФилософияФилософия ПравоПраво

Учение платона о государстве

1.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ»
Севастопольский экономико-гуманитарный институт
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского»
Выполнила студентка группы:
С/Ю-м-з-223 (ПР)
Алакозова В.Г.

2.

Биография Платона

Платон (428 до н. э. - 348 до н. э.) выдающийся древнегреческий философидеалист; его учение представляет собой
первую классическую форму объективного
идеализма. Сегодня нельзя с точностью
утверждать, когда он появился на свет,
большинство исследователей называют
даты 428 и 427 гг. до н. э. Его родиной были
Афины или Эгин;

Платон был потомком семьи аристократов,
которые
принимали
непосредственное
участие в политической жизни полиса. Его
образование было типичным для знати того
времени.

Для Платона с молодых лет открывалась
поистине
идеальная
перспектива
политической
жизни:
рождение,
образование, личные склонности.

3.


Отец Платона являлся политическим
деятелем, который стремился к
благополучию своей страны и ее
граждан.

По этой причине Аристон хотел, чтобы
его сын стал политиком. Однако
Платону не очень нравилась эта идея.
Вместо этого, он с большим
удовольствием занимался написанием
стихов и пьес.

4.

Развитие философского
учения Платона
Как то раз, Платон повстречал зрелого мужчину, с
которым у него завязался диалог. Он был настолько
впечатлен рассуждением собеседника, что пришел в
неописуемый восторг. Этим незнакомцем был Сократ.
Идеи Сократа разительно отличались от взглядов того
времени. В его учениях основной акцент делался на
познании природы человека.
Платон внимательно слушал речи философа пытаясь,
как можно глубже проникнуть в их суть.
В 399 г. до н.э. Сократа приговорили к смертной казни,
обвинив его в не почитании богов и пропаганде новой
веры, которая развращала молодежь.
Казнь наставника серьезно повлияла на Платона,
который возненавидел демократию.
В скором времени мыслитель отправился
путешествие по разным городам и странам.
в

5.

Понятие «государство» у Платона
■ Государство по Платону – форма устремления к идеалу общежития у людей,
способных жить в мире и собственными усилиями утверждать торжество
нравственности, справедливости и духовности;
■ Платон понимал, что идеальное государство должно быть закрытым и относительно
небольшим по размерам. Оно должно быть закрытым по той причине, что любые
ложные ценности могут дезориентировать его население. А небольшим – по той
причине, что достаточно эффективно контролировать большое государство
практически невозможно. Платон говорил, что «государство можно увеличивать лишь
до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Поэтому правители и стражи должны
следить за тем, чтобы государство было ни слишком большим и ни слишком
маленьким.
■ Платон верил, что его идеальное государство можно воплотить в реальность. Это
можно будет сделать двумя способами. Во-первых, говорил Платон, среди потомков
царей случайно могут оказаться философские натуры, которые будут править по
справедливости, а граждане начнут охотно выполнять их установления и законы. Вовторых, придя к власти, философы вышлют из государства всех старше десяти лет, а
остальных воспитают на свой лад.

6.

Государство, по мнению Платона, должно быть:
1) мудрым;
2) рассудительным;
3) справедливым, если будет существовать разделение
труда между тремя различными сословиями;
4) мужественным
Основной
принцип
идеального
государства

справедливость: каждый член общества должен
выполнять только то дело, к которому он пригоден.
Жители идеального государства разделены на 3 класса.
Низший класс: люди, которые производят необходимые
для государства вещи (земледельцы, ремесленники,
торговцы). Принадлежность человека к 2 и 3 классам –
воинов-стражей
и
правителей-философов

определяется уже не по профессиональным, а по
нравственным критериям. Нравственные качества этих
людей гораздо выше нравственных качеств 1 класса.
Идеальным государством руководят лица, способные
хорошо управлять государством в силу природных к
тому задатков и одаренности и вследствие долголетней
предварительной подготовки, то есть философы.
Охранять государство должны стражи порядка. Причем
стражи не должны иметь личной собственности,
обязаны жить изолированно от других граждан,
питаться за общим столом.

7.

Учение Платона «О государстве»
■ В первой части (до конца пятой книги)
обсуждается вопрос о построении идеального
государство – это самая ранняя из утопий;
■ Во второй части (книга шестая и седьмая)
результатом рассуждения является мысль,
состоящая в том, что правителями в идеальном
государстве должны являться философы;
■ В третьей части обсуждаются различного рода
государственные устройства, их достоинства и
недостатки

8.

В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и
государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй)
заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение
людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все
существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания
«корыстных интересов» в их строе.
По Платону, сила государства – в силе его законов, а закону, выражающему интересы
большинства людей данного общества, должны подчиняться все.
Главная задача трактата Платона о государстве – проблема благой и совершенной жизни
общества в целом и его членов.

9.

По разъяснению Платона, каждому гражданину
справедливость отводит особое занятие и
положение. Господство справедливости сплачивает
разнообразные и даже разнородные части
государства в гармоническое целое. Наилучшая
государственная система должна обладать рядом
черт нравственной, экономической и политической
организации.
Во-первых, такое государство должно обладать
силой собственной организации и средствами ее
зашиты, достаточными для сдерживания и
отражения враждебного окружения.
Во-вторых,
оно
должно
осуществлять
систематическое и достаточное снабжение всех
членов общества необходимыми для них
материальными благами.
В-третьих, оно должно руководить духовной
деятельностью и творчеством. Выполнение всех
этих трех задач означало бы осуществление «идеи
блага» как высшей идеи, правящей миром.

10.

Мысли философа о государстве, политике и законах
■ «Я вижу близкую гибель того
государства, где закон не имеет
силы и находится под чьей-то
властью»;
■ «Те, кто достаточно умен, чтобы не
лезть в политику, наказываются
тем, что ими правят люди глупее
их самих»;
■ «Политика – это искусство жить
вместе»;
■ «В
образцово
устроенном
государстве жены должны быть
общими, дети – тоже, да и все их
воспитание будет общим»

11.

Спасибо за внимание !
Презентация окончена
English     Русский Правила