2.35M
Категории: ФилософияФилософия ПравоПраво

Учение Платона о государстве

1.

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)
кафедра социально-гуманитарных дисциплин
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по дисциплине
«Актуальные проблемы философии права»
Тема:
Учение Платона о государстве
Работу выполнила:
обучающийся 1 курса
магистратуры заочной формы
обучения группы Ю-м-з-223 (ПР)
Береснева Вероника Сергеевна
Севастополь – 2023

2.

Платон (Аристокол – настоящее имя) 427-347 гг. до н.э.
Родился в семье, имевшей аристократическое
происхождение. Он вышел из того же рода, что и Солон. В
возрасте 20 лет познакомился с Сократом, стал одним из
самых верных его учеников и последователей. Казнь
учителя была для него сильным ударом. Платон покинул
афины после казни учителя, много путешествовал, а
возвратившись на родину основал свою собственную школу
«Академию» (по наименованию местности близ Афин –
роща героя Академа). Эта академия просуществовала более
900 лет (до 529г. н.э.).

3.

Платон – первый из философов, чьи учения дошли до
настоящего времени написанные самим автором (подлинные
цельные произведения. Почти все они написаны в форме
диалогов, где беседы в основном ведет Сократ.
По своим философским воззрениям Платон является
идеалистом. Платон различает 2 мира:
1) Мир идей вечных и неизменных; существует сам по себе,
отдельно от мира вещей, независимо от нашего сознания и
только он обладает подлинной реальностью
2) Мир отражения этих идей, это видимый мир, мир
приходящих явлений.
Платон считал, что до нашего рождения душа предсуществует
в мире идей, где и постигает истину. Это объясняет
способность человека мыслить в общих понятиях. Т.е. наши
знания – это воспоминания нашей души.

4.

Взгляды Платона на государство и законы изложены главным образом в 3 произведениях:
«Политик»
«Государство»
«Законы»

5.

«Политик»
Трактат посвящен разъяснению того, кто может быть признан лучшим правителем. Доказывается безусловная
необходимость наличия знаний у правителя, поэтому признает лучшим правителем мудрейшего. В этом вопросе он согласен
с Сократом, который считал, что должны управлять знающие, аристократия ума и способности.
Мудрости правителей самой по себе достаточно, чтобы сделать государство совершеннейшим. Все равно, властвует ли
мудрый правитель на добровольно подчиняющимися людьми, либо против воли, по писанным законом или без таковых –
это все равно.
Законы, даже самые лучшие, никогда не в состоянии предписать всем и каждому все соответствующее, поскольку людские
отношения постоянно видоизменяются. Законы не могут учитывать все нюансы изменяющегося мира. Закон не должен
налагать цепей на правителя, не должен его связывать. Для мудрого правителя законы не нужны, так как обладая всеми
добродетелями – он сам закон и себе и поддаными. Правитель должен руководствоваться своим усмотрением. Лучшая
форма – не законы, а неограниченная власть мудрейшего над пассивной, подчиненной ему толпой. Если правитель один –
это монархия, царство; если несколько правителей – аристократия.
Лучшей формой правления он признает и монархию и аристократию.

6.

«Государство»
Свое видение совершенного государства Платон
изложил именно в этом трактате. Презирая
господство демократии, негодуя на нее, Платон
изображает государство в корне противоположное
афинскому полису. Идет полное отрицание афинской
политической действительности. Свобода должна
замениться твердым порядком. Господство демоса,
бесконтрольное накопление богатства – норма для
того общества, отсутствие продуманной системы
воспитания и образования.

7.

Идеальное государство по Платону.
Во-первых, своеобразное деление населения на группы – классы, разряды, сословия. В государстве должно быть
достаточное количество людей, занятых материальным трудом (земледельцы, ремесленники, купцы), которые в глазах
Платона – низшие сословия. Оно является низшим – так как оно удовлетворяет низшие потребности государства (оно
питает государство). Иначе можно его назвать сословием производителем.
Следующее сословие (класс) – воины, т.е. защитники государства, стражи. Их цель – охранять государство от внутренних и
внешних врагов. Они и составляют граждан в полном смысле слова. Они должны соединять в себе храбрость по отношению
к врагам с гордостью по отношению к согражданам. Достичь такого своеобразного качества можно лишь определенным
воспитанием. Основа благоденствия и процветания государства – нравы. Для стражей он разрабатывает особую систему
образования – музыкальную и гимнастическую. Гимнастические упражнения воспитывают храбрость, выносливость,
воздействует на тело. Музыкальное образование – воздействует на душу, но при этом музыкальное образование включает
не только музыку, но и изобразительное искусство, театр и т.п.
Система воспитания стражей подчинялась строгому контролю государства. Практически ничего не отдавалось на
самодеятельность учащихся. Воспитанные таким образом стражи живут в условиях полного коммунизма, у них нет ни
частной собственности, ни жен, ни детей, все должно быть общее, с тем, чтобы не было никаких частных интересов,
способных привести к конфликтам между воинами.
Из стражей выделяются правители (3 класс), старшие годами и обладающими определенными способностями. Они должны
показать себя образцами всех добродетелей. Правители наделяются неограниченной властью. Прежде всего, внимание
направляется на новое поколение, деторождение не отдается на волю случая и произвола в государстве, оно ставится на
контроль правителей (наверно ходят по домам ночами и проверяют). Правители вербуют граждан для каждого класса в
зависимости от способностей.

8.

Правители управляют по своей воле и разуму, над ними нет закона и контроля. Как заботливые отцы стоят они
над гражданами, опекая их как детей. Государство – есть вершина всех добродетелей, которых всего 4:
1. Мудрость – живет в правителях
2. Храбрость – живет в войнах
3. Умеренность – в низшем сословии
4. Справедливость (правда) – состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом
В этом отношении государство уподобляется отдельному человеку, состоящему из своих
частей: в голове – мудрость, в сердце – храбрость, в нижних частях – умеренность.

9.

Когда правят не мудрейшие, а иные граждане, устанавливаются несовершенные формы правления. Их всего 4
(по мере удаления от идеала):
Тирания
Олигархия
Тимократия
Правят не мудрейшие, но
стражи (хоть и не
мудрость, но смелость):
Спарта
Правят немногие, но
богатейшие граждане
(господствующая
благодетель –
умеренность)
Тиран вырастает, как
ставленник народа. Он дает
обещания, но как приходит к
власти устанавливает
произвол.
Демократия
В демократии легко жить и на первый взгляд – это лучшее из правлений. Эта
легкость жизни приводит к порче нравов и полному упадку государственной жизни.
На самом деле, демократия – сплошное бедствие анархии и произвола.
Государство демократическое – сверх должного опьяняется свободой в
неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те не предоставляет
должной свободы. Из крайней свободы и появляется тирания.

10.

«Законы»
Дается изображение второго по достоинству государственного строя. Для этого он берет форму
правления смешанную из монархии и демократии. Дело в том, что каждая из этих политических форм
склона приводить к развалу. Монархия – начало власти, демократия – начало свободы. Оба эти начала
при гипертрофированном использовании приводит к гибели.
Персидская монархия приводилась в пример. Политическая мудрость состоит в умении правителей себя
сдерживать, поэтому монархия должна быть ограничена свободой граждан, а свобода граждан дабы не
вырваться в анархию – началом власти.

11.

На данной концепции строится форма правления.
Все граждане по имущественному состоянию делятся на 4 класса; в этом государстве высшим органом
власти является коллегия хранителей (стражей) законов. Его составляет 37 человек, выбираемых среди
граждан не моложе 50 лет и могут оставаться в должности до 70 лет.
Второй орган по значению – совет (сенат) из 360 человек (по 90 от каждого класса). Сенаторы избираются
в народном собрании. За неявку в сенат высших классов устанавливается штраф за неявку.
Затем следуют военачальники, избираемые войнами.

12.

В этом государстве велика роль законов. Платон требует,
чтобы и сами правители подчинялись законам. «Я вижу
близкую гибель того государства, где закон не имеет силы…»
Изначально Платон ставил правителей выше всего, так как
предполагал у них философский склад ума; но убедившись в
безуспешности этой идеи, он стремится ограничить их власть
законодательством, разработанным до мелочей и при этом не
меняющимся. Эти законы регламентируют все стороны
проявления человеческой жизни. Платон старается не
оставить никакой лазейки для свободного трактования жизни
граждан. Вводится цензура над поэтическими
произведениями, регламентируется духовная жизнь,
преподавание, поездки за границу и даже распорядок дня и
ночи. За попытки внести изменения в законы
предусматривается смертная казнь. Законы регулируют все,
что касается брака, религии, похорон, воспитание детей, игры,
в которые можно играть и все остальное.
English     Русский Правила