763.50K
Категории: ФилософияФилософия ПравоПраво

Т. Гоббс: естественное право и естественные законы. Учение о государстве

1.

Работу выполнил(а):
обучающийся 1 курса магистратуры заочной формы
обучения
группы C/Ю-м-з-221АП СЭГИ
Долгова С.О.

2.

Основные этапы жизни:
1.
1596-1602 гг. – посещение школы в Мальмсбери, затем
учение в Вестпорте;
2.
1603-1608 гг. – обучение в Оксфордском университете;
3.
1610-1614 гг.- путешествие во Францию и Италию;
4.
1621-1626 гг. – сотрудничество с Ф. Бэконом;
5.
1631 г. – возвращение в Англию;
6.
1634 – 1636 гг. – третье путешествие на континент;
7.
1640 – 1651 гг.- эмиграция в Париж.

3.

4.

Гоббса обвиняли в том, что он написал «Левиафана», чтобы завоевать симпатии
Кромвеля, теоретически узаконить диктатуру и благодаря этому вернуться
на родину.
Гоббса обвиняли также и в атеизме. Но скорее всего атеистом он не был.
Половину его «Левиафана» занимает тематика, в которой религия и
христианство стоят на первом плане. Но верно и то, что его материализм
вопреки собственным намерениям и утверждениям, порождал
непоследовательное отношение к религии и церкви и приводил если не к
отрицанию Бога, то по меньшей мере, к выражению сомнения в его
существовании.
Кромвель Оливер, лордпротектор Англии,
Шотландии и Ирландии

5.

1.
2.
Вопрос о формах государства симпатии Гоббса – на стороне
монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви
государству, он считал необходимым сохранение религии как
орудия государственной власти для обуздания народа.
Гоббс не утверждает, что все государства возникли путем
договора. Для достижения верховной власти есть, по его
мнению, два пути – физическая сила (завоевание, подчинение) и
добровольное соглашение. Первый вид государства называется
основанным на приобретении, а второй основанным на
установлении, или политическим государством.

6.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора
между людьми, положившего конец естественному
догосударственному состоянию «войны всех против
всех». Он придерживался принципа изначального
равенства людей.
Государство обладает наивысшей возможной властью и
оно «безнаказанно может делать все, что ему угодно».
Государство, по взглядам Гоббса, это великая и
могучая сила, своего рода «смертный бог»,
безраздельно властвующий над людьми и
возвышающийся над ними.

7.

МОНАРХИЯ
(верховная власть в
государстве принадлежит одному
монарху)
ДЕМОКРАТИЯ
(власть народа)
АРИСТОКРАТИЯ
(верховная власть
принадлежит определенному
кругу людей)

8.

Закон против оскорбления: «Ни один человек не должен
делом, словом, выражением лица или жестов,
выказывать ненависть или презрение другому».
Закон против гордости: «Каждый человек должен
признать других равным себе от природы».
Закон против надменности: «При вступлении в мирный
договор ни один человек не должен требовать
предоставления себе какого – нибудь права,
предоставить которое любому другому человеку он не
согласился бы».
«Никто не может быть судьей самого себя».

9.

Естественное право Т. Гоббс определяет как
свободу человека делать или не делать что –
либо (для своего сохранения).
Каждый индивид в равной мере обладает
естественным правом. В естественном
состоянии каждый человек имеет право на все,
«даже на жизнь всякого другого человека», что и
приводит к войне между ними.
Право и закон различаются между собой так же,
как свобода и обязательство.

10.

«ЛЕВИАФАН , ИЛИ МАТЕРИЯ , ФОРМА И
ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА ЦЕРКОВНОГО И
ГРАЖДАНСКОГО» (1651 г.)
«О ГРАЖДАНИНЕ» (1642 г.)
«О ТЕЛЕ» (1655 г.)
«О ЧЕЛОВЕКЕ» (1658 г.)
English     Русский Правила