Похожие презентации:
Общественный договор и естественное состояние
1. Общественный договор и естественное состояние
• государству предшествует естественное состояние, в котором так илииначе сталкиваются интересы людей
• ради мира и благополучия заключается общественный договор между
каждым членом общества и создаваемым государством.
• По этому договору люди передают часть своих прав государственной
власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется
охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности,
свободу, безопасность.
• Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это
уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и
сменяемые по его воле.
2.
• Теория договорного происхождения государства не отвечает навопросы: где, когда и каким образом состоялся общественный
договор, кто был его участником или свидетелем. Тем не менее,
это фактически первый созданный людьми общественнополитический институт, оказывавший и оказывающий огромное
воздействие на жизнь всего общества и отдельных его членов. Его
можно планомерно совершенствовать, преобразовывать,
приспосабливать к изменяющимся условиям.
• каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не
в состоянии подчинить человека без его согласия. Человек не
обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;
• основой любой законной власти среди людей могут быть лишь
соглашения: законная власть возникает в результате
добровольного соглашения свободных и добродетельных людей.
При этом божественное происхождение власти отвергается;
3. Томас Гоббс 1588-1679
• С 1608 обучает сыновей аристократов, тем самым попадая в кругиинтеллектуальной элиты Англии
• В годы Гражданской войны жил во Франции
• Был учителем принца Карла, но позже получил у Кромвеля
разрешение вернуться
• Активно увлекся геометрией
• Математика и механика для Гоббса – идеальные образцы
научного мышления.
• Государство—составной механизм
• Левиафан (1651)
4. Общество по Гоббсу
• Общество—искусственное образование, а не естественное /как вантичной традиции/
• Возникает не из потребности к общению, а существует не в виде
системы связей
• Основа-рациональный подход, договор
5.
• Человеческая природа—радикальный эгоизм• Человек человеку—волк, война всех против всех
• Человек в естественном состоянии не зол. Но он стремится к
всему, чего желает. Злы не желания, а поступки из них исходящие
• Человек в ЕС вовсе не является дружелюбным и общительным.
Он ищет выгоду
• Общества образуется ради собственного блага его членов, а не
ради общего блага. Но гораздо больше блага человек может
получить не благодаря сообществу, а с помощью господства
• Почему люди внушают страх друг другу? Из-за своего равенства
• Если бы человека не принуждал страх перед властью, то он
избегал бы обязанностей и не доверяли бы друг другу.
6.
• Человек в естественном состоянии не зол.• Природа заставляет его избегать зла. В особенность самого
величайшего—смерти
• Естественное право—это свобода в использовании своих
способностей для достижения цели
• Естественное право:
• Право каждого на все
• Свобода использовать любые средства, без которых человек не сможет
существовать
• Война всех против всех приводит к взаимоуничтожению.
Необходимо искать мир
• Ограничение собственной свободы ради безопасности. Разумный
эгоизм
7.
• Абсолютная свобода переходит в свободу гражданскую,ограниченную.
• Ограничения обеспечиваются законом и защищаются властью
• Все это устанавливается общественным договором
• Это договор, заключенный гражданами между собой о том, чтобы
повиноваться такой власти, которую изберет большинство.
• Избранием этой власти политические полномочия народа
заканчиваются.
• Меньшинство связано также крепко повиновением государству, как и
большинство.
• Люди отказываются от своего права на все и переносят его на суверена
• Подчинение власти основано на страхе смерти. Именно на этом страхе
установлены договоры.
• Но ограничение! Никто не может обязать себя не сопротивляться
смерти
• Гражданское сообщество: искусственное образование основанное на
разуме и обеспечиваемое властью
8. Суверен по Гоббсу
• Когда правительство избрано, граждане теряют все права, заисключением тех, которые сочтет целесообразным
предоставить им правительство.
• человек не имеет обязанностей перед правителем, у которого
нет силы защитить его
• Отрицается право восстания, потому что правитель не связан
никаким договором, тогда как его подданные связаны.
Объединенное таким образом множество людей называется
государством. («Левиафан»)
9. Государство
• Один властитель подчинил всех своей воле: естественное,деспотическое государство
• Граждане по своей воле подчинили себя господству одного или
собранию нескольких. Это политическое государство
• Власть не может быть разделена! Монарх или парламент, но
никак не система сдержек и противовесов. Иначе гражданская
война
• Суверен наделяется правом вершить суд, обеспечивать
безопасность, объявлять войну и заключать мир
• Верховный правитель неподсуден, обладает абсолютной властью,
не связан законами государства
10.
• верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называетсясувереном. Власть суверена в системе Гоббса – неограниченна.
• суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше,
чем анархия
• «тирания» это просто монархия, которую употребляющий это
слово не любит.
• участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается
первым избранием монарха. Престолонаследование должно
определяться монархом, как это практиковалось в Римской империи,
когда этому не мешали мятежи. Допускается, что монарх обычно
изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если
он не имеет детей, и не должно существовать таких законов, которые
мешали бы ему сделать иной выбор.
11.
распад государства, а именно:
– предоставление суверену слишком малой власти;
– разрешение личных суждений подданным;
– теория о том, что всё, что против совести, является грехом;
– вера во вдохновение;
– доктрина о том, что суверен должен подчиняться гражданским законам;
– признание абсолютного права частной собственности;
– разделение верховной власти; подражание грекам и римлянам;
– отделение светской власти от духовной;
– отказ могущественных подданных и свобода спора с сувереном.
12.
• Демократия• Аристократия
• Монархия
• Произвол ограничен тем, что каждый может защищать свою
жизнь и здоровье всеми способами
• Ориентир суверена: благо народа—высший закон
• Верховный властитель должен обеспечить безопасность, чтоб
народ пользовался результатами своего труда