6.23M
Категория: ИскусствоИскусство

Основы теории и методологии дизайна. Лекция 1.2. Сущность системного подхода в дизайн-проектировании

1.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
ДИЗАЙНА
Курс лекций
Кандидат архитектуры, доцент кафедры
Коммуникационного дизайна

2.

ТЕМА 1.2 СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ДИЗАЙНПРОЕКТИРОВАНИИ
Системный подход является сегодня
одним из ведущих методов в
познавательной
(научной)
и
созидательной
деятельности
(дизайне).
Предпосылкой
его возникновения
стало появление задач , связанных с
организацией и функционированием
сложных и сверхсложных объектов .
Создание
единичных
(штучных)
объектов предметной среды остались в
далеком
прошлом
в
эпохе
ремесленного производства.
Решение
сложных
комплексных
проблем возможно только при
системном подходе и, прежде всего, в
дизайне.
Под системой понимается комплекс
необходимых
и
достаточных
элементов, находящихся в устойчивой
взаимосвязи и составляющих единое
целое.
К основным структурным элементам
системного
дизайна
относятся:
субъект, объект, среда.
К
основным
функциональным
составляющим системного дизайна
принадлежит: вход, выход, связи
(отношения).
Аналоговой моделью для раскрытия
сущности системного подхода может
служить сравнение двух жанров
архитектуры
объемного
проектирования отдельных зданий и
градостроительства.

3.

ЕДИНИЧНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТЫ ДИЗАЙНА
Геррит Ритфельд
Красно-синее кресло – символ
«Де-Стиль», 1918 г.
Дом Шредер в городе
Утрехте – интерьер
(Ниделанды, 1924 г.)

4.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРА СИСТЕМНОГО ДИЗАЙНА
Существо
системного
дизайна
раскрывают его основные понятия –
«субъект», «объект» , «связи» и др.
Содержание субъекта определяется
через деятельность. Он двуедин и
воплощается
в
дизайнере
и
опосредованно в потребителе дизайнпродукта.
Объект дизайна также двуедин и
выражается
в
проекте
и
опосредованно в дизайн-продукта.
Системный
характер
дизайна
проявляется в наличие связей между
субъектом и объектом, которые
материализуются в процессе дизайнпроектирования.
Субъект дизайн двуедин, это «Субъект1»
(дизайнер) и «Субъект-2»
(потребитель).
Направленность
деятельности
дизайнера имеет следующие аспекты:
1. Аналитический аспект
-
При разработке технико-эстетических свойств
объекта
дизайнер
должен
учитывать
следующее:
чем вызвана необходимость разработки;
в каких общих процессов он будет участвовать,
как использоваться;
чем
характеризуются
объекты,
функционально соподчиненные данному;
- каковы функции человека по отношению к
объекту;
- в каких условиях он используется.

5.

АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА
Аналитический аспект деятельности
дизайнера включает элементы:
1.
Теоретического
исследования,
направленного
на
поиск
принципиально новых идей, путей и
методов
решения
проектной
проблемы;
концептуальных
построений;
2. Целенаправленных теоретических
исследований, ориентированных на
критическое
изучение
ранее
предложенных решений (работа
с
аналогами);
3.
Проведение
прикладных
исследований
и
разработок,
направленных
на
практическое
использование
сформулированных
методик.
Конструкторский аспект деятельности
дизайнера.
Дизайнер
оценивает
материальную структуру объекта с
точки зрения человеческой меры.
Характер взаимодействия человека с
объектом в пространстве и времени, в
движении диктует необходимость
соразмерности
всех
элементов
объекта
человеческой
пластике,
антропометрии.
Выбор
материала
определяется
конструкторскими
и
технологическими
свойствами.
Диалектическое
столкновение
материала и формы
и
их
взаимоопределение

источник
целесообразных и выразительных
дизайнерских решений.

6.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА И РОЛЬ
ПОТРЕБИТЕЛЯ ДИЗАЙН-ПРОДУКТА
Художественный (эстетический) аспект
деятельности выступает в творчестве
дизайнера в виде процесса придания
создаваемому
объекту
знака
совершенства через посредство своей
личности.
Для
реализации
художественного
замысла дизайнер должен владеть
специфическим
профессиональным
инструментарием,
к
которому
принадлежат:
динамические,
пространственные,
пластические,
графические, цветовые, световые,
звуковые средства. Высокий уровень
профессионального
владения
проектным инструментарием позволит
свободно выражать художественнообразную сущность дизайнерского
проекта.
«Субъект – 2» - потребитель дизайнпродукта.
Хотя
потребитель
находится вне сферы дизайна, все же
его
незримое
присутствие
в
дизайнерском творчестве не только
ощутимо, но и необходимо.
Потребитель выступает как конечный
(принимающий) , и в то же время
исходный (побуждающий) субъект
дизайна,
как
«автор»
социокультурного заказа на дизайн –
разработку, и как прямой соавтор
системного
проекта
(дизайнпрограммы). Участие потребителя
особенно необходимо в тех случаях,
когда программа предназначена для
обслуживания
непосредственно
самого
потребителя,
при
формировании фирменного стиля.

7.

«ДИЗАЙН-ОБЪЕКТ» КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНОГО ДИЗАЙНА
При разработке объекта дизайна он
должен был рассмотрен как целостное
единство содержания и формы. Для
этого необходимо выявить факторы,
влияющие на создание его функции и
систему профессиональных средств
необходимых для его целостной
организации, т.е. для создания его
высококачественной формы. Описание
приведенной
модели
требует
раскрытия содержания
факторов и
средств формирования объекта. К
дизайн-факторам относятся: природа,
общество, человек, культура.
Структура дизайн-фактора «природа».
Сам
человек является продуктом
природы, её частью. Природа выступает
в преобразованном «очеловеченном «
виде как «вторая природа».
Проблема природы применительно к
дизайнерскому проектированию может
быть рассмотрена в космическом,
геологическом,
географическом,
физико-химическом, биологическом и и
экологическом аспектах.
Структура дизайн-фактора «Общество»
Общество
как
обязательная
предпосылка бытия человека, является
наиболее сложной системой факторов
– от материальных до духовных, от
массовых до индивидуальных, от
экономических
до
культурных.
Общество
как
продукт
производственных
отношений,есть
исходный и конечный фактор дизайна,
оно регулирует его развитие, выстуает
как
глобальный
заказчик
и
потребитель дизайн-продукта.

8.

«ОБЪЕКТ-ДИЗАЙНА» КАК ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ
Модель строения целостно-структурированного «Дизайн-объекта»
Структура дизайн-факторы (1 – «Природа»; 2- «Общество»; 3 – «Человек»; 3«Культура»)
Структура дизайн-средства ( А – «Материальное»; Б- «Технологическое»; СХудожественное»; D – «Семиотическое»

9.

СТРУКТУРА ДИЗАЙН-ФАКТОРОВ В СИСТЕМНОМ ДИЗАЙНЕ
Структура дизайн-фактора «человек»
Человек – основной фактор - природен
по происхождению и социален по
бытию. В дизайне он предстает как
проектный субъект – «проектировщик»
и как «потребитель». Структурные
характеристики
человека
как
биосоциальной системы двуедины.
Проблема человека применительно к
дизайнерскому проектированию может
быть рассмотрена в антропологическом,
физическом,
эргономическом,
психическом,
педагогическом,
социологическом и идеологическом
аспектах.
Структура дизайн-фактора «культура»
Культура

является
фактором,
обуславливающим
взаимодействие
человека,
общества
и
природы.
Культура

система
достижений
общества , объединенных временем
и
местом,
принадлежностью
к
определенным
национальным
и
социальным единствам.
В
дизайне
культура
является
показателем меры власти человека над
природой, и является
продуктом
определенных
отношений
между
людьми.
При анализе культуры можно выделить
следующие
грани:
материальную
(технико-технологическую и предметнопродуктивную),
духовную
и
художественную. Проблема культуры
применительно
к
дизайнерскому
проектированию
может
быть
рассмотрена
в
вещественном,
технологическом,
энергетическом,
информационном, организационном и
средовом планах.

10.

СТРУКТУРА ДИЗАЙН-СРЕДСТВ В СИСТЕМНОМ ДИЗАЙНЕ
Формообразование
определяется
системой применяемых дизайн-средств,
определяющих условия , возможности
и результаты разработки.
К
дизайн-средствам
относится
разнообразный
методический
инструментарий
проектирования
объектов, а именно:
- материаловедческий (свойства
материалов);
технологический (средства и
способы изготовления объектов);
художественный
(принципы
художественного моделирования);
семиотический
(возможности
языка проектирования).
Структура дизайн-средства
«материальное»
Методика дизайн-проектирования
Предполагает учет свойств материалов
реализации формы, а через нее –
функций объекта. В сфере производства
материал определяет саму возможность
воплощения объекта и технологию его
изготовления.
Структура дизайн-средства
«технологическое»
Проблема
технологического
применительно к дизайну может быть
рассмотрена
в
физическом,
механическом,
собственно
технологическом,
бионическом
и
математическом смыслах. Реализация
технологической
проблемы
предполагает чет средств переработки
материала и способов реализации
конструктивных идей. Центральным
вопросом
являются
вопросы
производства.

11.

СТРУКТУРА ДИЗАЙН-СРЕДСТВ В СИСТЕМНОМ ДИЗАЙНЕ
Структура дизайн-средства
«художественное»
Художественное моделирование в
дизайне направлено непосредственно
на создание объекта. Характеристики
художественных моделирующих средств
двуедины
и
выступают
в
композиционном и художественноинструментальных
аспектах.
Применительно
к
дизайнерскому
проектированию
проблема
художественного
может
быть
рассмотрена
в
композиционном
отношении
(категории,
принципы,
закономерности, средства, приемы
композиции) и в художественнотехническом
(инструментальном)
отношении (применение технологий,
заимствованных
дизайнером
практически у всех видов искусств).
Семиотика предполагает систему
проектных средств, обеспечивающих
смысловую
содержательность
и
информативную
выразительность
проектируемого объекта.
Структура дизайн-средств
«семиотическое»
Язык
как
информационносемиотическая
категория
является
универсальным средством общения и
выражения проектной мысли.
В
дизайне
язык
предстает
специфическим средством выражения
содержания продукции. В целом модель
целостно-структурированного объекта
воплощает систему факторов и средств
дизайнерской разработки: природаобщество-челвек-культура-материалтехнология-искусство-язык.

12.

ДИЗАЙН-ПРОГРАММА КАК ОСНОВА СИСТЕМНОГО ДИЗАЙНА
Ключевым положение о системном
дизайне является объект-система. Для
проектирования системного объекта
необходима особая методика, в основе
которой лежит разработка дизайнпрограммы.
Понятие
дизайнпрограммы
появившиеся
совсем
недавно отражает качественно новый
подход в дизайне.
Основное
назначение
дизайнпрограммы
сформулировать
стратегию проектирования
сложного
системного объекта и деятельности по
внедрению проекта в промышленность.
Ни одна уже созданная дизайнпрограмма
не
может
служить
абсолютным
образцом, который
остается только скопировать в качестве
методики. Каждый конкретный объект,
разработанный в дизайн-программе,
есть результат решения конкретной
проблемы. Для того, чтобы лучше
понять сущность
и специфику
современного
дизайнпрограммирования,
необходимо
исторические прототипы культурнохудожественных
программ
жизнедеятельности.
Целесообразные формы программ
жизнедеятельности,
выработавшиеся
нашими
предками
в
течении
тысячелетий , не были примитивными, и
понять их не так-то просто. Но понять
надо,
так
как
без
раскрытия
исторической связи метода дизайнпрограммирования с программами
жизнедеятельности прошлого нельзя
усвоить
главный
смысл
,
предназначение дизайн-программы.

13.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждая
историческая
эпоха
вырабатывала культурные программы ,
управляющие
социальной
жизнедеятельностью.
Наиболее
существенная
сторона
дизайнпрограммы заключается в том, что она
несет в себе ценностную художественноэстетическую программу культуры. В
этом
дизайн-программа
близка
культурно-художественным
программам прошлых эпох.
Чтобы лучше понять сущность и
специфику дизайн-программы, нужно
рассмотреть
типологию
культурнохудожественных программ.
В историческом развитии можно
выделить 3 тип программ:
канонпрограмма, художественная программа,
дизайн-программа.
есть результат решения конкретной
проблемы. Для того, чтобы лучше
понять сущность
и специфику
современного
дизайнпрограммирования,
необходимо
исторические прототипы культурнохудожественных
программ
жизнедеятельности.
Целесообразные формы программ
жизнедеятельности,
выработавшиеся
нашими
предками
в
течении
тысячелетий , не были примитивными, и
понять их не так-то просто. Но понять
надо,
так
как
без
раскрытия
исторической связи метода дизайнпрограммирования с программами
жизнедеятельности прошлого нельзя
усвоить
главный
смысл
,
предназначение дизайн-программы.

14.

КАНОН - ПРОГРАММА
Канон – это складывающая
в
архаических культурах специфическая
знаковая
система,
в
которой
кристаллизировалась память культуры,
отбирая
наиболее целесообразные
формы жизнедеятельности, которые в
совокупности представляют
образ
жизни данного общества.
Канон,
освещенный религией выступал всегда
источником
порядка,
идеальной
моделью , программой образа жизни,
на основе которой все формы,
организационные
и
предметные
структуры воспроизводились из века в
век.
Широкое
понятие
канонпрограммы
охватывает
традиции,
ритуалы, культурные образцы вещей,
правила их формообразования, модели
архитектурных сооружений, принципы
построения жилища, города и даже
целого государства.

15.

КАНОН - ПРОГРАММА
Ремесленник, создавший вещь по
образцу, выполнял заданную каноном
программу
формообразования
(н:
кувшин-амфору и т.п.).
Единство
концептуального-смысловой основы и
языка предметных форм было залогом
целостности предметного мира данной
эпохи, который воспроизводился в
частях и в целом как система.
Таким образом, системный подход
– не изобретение ХХ века. Он всегда
был
органическим
проявлением
культурных программ исторических
эпох.
Самое
важное,
что
следует
отметить, исходным в понятии системы
было представление о мире как о
художественной системе внешнего
порядка – Космосе.

16.

КАНОН - ПРОГРАММА
Исходное представление о мире
как
художественной
системе
предопределяло
программную
установку всех художественных систем,
которые
выступали
в
форме
эстетических концепций «больших
стилей» художественных утопий .
Особенность
художественной
системы как модели мира состоит в
том, что художественная модель
иносказательна, она метафора, символ,
аллегория.
Мы живем в мире с неисчезающими
традициями, символами и постоянно
переосмысляемыми,
актуальными
мифами. История свидетельствует, что
«сначала» человек был существом,
создающим символы, и только потом
он стал созданием, производящим
орудия.

17.

КАНОН - ПРОГРАММА

18.

КАНОН - ПРОГРАММА

19.

КАНОН - ПРОГРАММА

20.

КАНОН - ПРОГРАММА

21.

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» ПРОГРАММА
Другим типом историко-культурных
программ является «художественная»
программа. Развитие промышленности
и рыночных отношений
вызывало
стремление осмыслить роль человека в
мире и выдвинуть идеал с позиции
которого
можно
разработать
программу действий на будущее. Это
стремление породило художественные
программы
жизнедеятельности,
которые входили составной частью в ту
или иную другую художественную
систему искусства (ренессанс, барокко,
классицизм,
романтизм,
реализм,
футуризм,
конструктивизм)
либо
выступали в виде самостоятельного
литературно-проектного
жанра,
известного под именем социальнохудожественной утопии.

22.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
В современном языке слово
«утопия»
приобрело
негативный
оценочный оттенок: утопиями называю
проекты,
претендующие
на
реализацию, но не учитывающие
реальных условий и закономерностей
развития общества (например 20-е
годы, эпоха «бумажной архитектуры» в
советской архитектуре и др.).
Этот подход совершенно не подходит
к
художественным
программам,
которые
были
сознательно
и
принципиально выполнены в жанре
утопии. По аналогии с фантастикой, где
писатель использует утопию как
художественный прием, а не как
обращение к науке.
Проект «Жилой комбинат» Николая Кузьмина
(1930 год)

23.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
В
художественной
программе
жизнестроительства проектная идея, не
претендуя на реализацию, выявляет
реальные проблемы бытия и задает
предельные ценностные ориентиры
жизнестроительства.
Художники и философы древности
искали и находили в утопии ответы на
вопросы своего времени, а не просто
строили неосуществимые проекты.
Начиная с эпохи Возрождения (15-16
века) и проектов городов – государств
Антонио Филарете, Томаса Мора и
Томмазо
Кампанеллы и кончая
жизнестроительными
программами
Уильяма Мориса, Ле Корбюзье ,
Вальтера Гропиуса, художественные
программы
были
органичным
проявлением проектной рефлексии
общества.
Проект Идеального города на 3 млн. жителей
Ле Корбюзье (1922 год)

24.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Принципиальное
отличие
художественно программы от канонпрограммы состоит в том, что в ее
структуру
входит
выраженная
эстетическая
концепция
личная,
авторская позиция художника, который
берет
на
себя
смелость
и
ответственность
моделировать
целостный образ нового мира. Это
тоже относится и к писателямфантастам (Жюль Верн и др.)
Художественная
программа
выполняет 3 основные функции:
критики
сложившегося
состояния
социально-культурного т предметного мира с
позиции новой эстетики;
- формирования нового культурного идеала;
актуализации культурных образцов
качестве
идеальных
моделей
новой
действительности
Подводный корабль «Наутилус» Жюль
Верна

25.

СТРУКТУРА ДИЗАЙН - ПРОГРАММЫ
English     Русский Правила