6.73M
Категория: ИскусствоИскусство

Функция как основа дизайн-проектирования. Лекция 3.1

1.

Основы теории и методологии дизайна
(курс лекций)
ТИХОВ ВЛАДИСЛАВ ГЕРМАНОВИЧ
Руководитель мастерской визуальной среды,
кандидат архитектуры, доцент кафедры коммуникацинного дизайна
Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и
искусств имени А.Д. Крячкова

2.

Лекция 3.1 Функция как основа дизайн-
проектирования
В процессе дизайн-проектирования
объект
дизайна
должен
рассматриваться
как
целостное
единство содержания (функции) и
формы. Для этого необходимо выявить
факторы, влияющие на создание его
функции и систему профессиональных
средств
необходимых для его
целостной
организации,
т.е.
для
создания
его
высококачественной
формы. Потребителю – пользователю
нужны, в первую очередь не вещи, их
морфологическое воплоплощение, а их
свойства,
содержательность.
Невозможность отделить свойства от их
материального носителя заставляет
пользоваться ими через посредство
вещей.
Целью и результатом дизайнерского
проектирования является функции и
структурообразование
содержательной
формы.
Содержание
- это совокупность
элементов и процессов, образующих
суть данного объекта (предмета), его
значение и назначение. Единство
содержание и формы достигается
взаимосвязанным учетом проектных
факторов,
формированием
проектных свойств (признаков) и
получением
результирующих
потребительских
признаков
(свойств). Дизайнеры не создают
ничего кроме свойств, которые
осуществляются
изделием в
процессе производства.

3.

«ОБЪЕКТ-ДИЗАЙНА» КАК ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ
Модель строения целостно-структурированного «Дизайн-объекта»
Структура дизайн-факторы (1 – «Природа»; 2- «Общество»; 3 – «Человек»; 3«Культура»)
Структура дизайн-средства ( А – «Материальное»; Б- «Технологическое»; СХудожественное»; D – «Семиотическое»

4.

Функция как основа дизайн-проектирования
Дизайн-проектирование – особый
процесс,
предваряющий
собственное
изготовление
продукта и моделирующий его в
знаковой
форме:
чертежи,
макеты, модели, пояснительные
записки и пр. В форме вещи
отражаются
не
только
функциональные,
но
и
социальные
значения
(потребительские, экономические,
производственные, проектные), а
также социокультурные связи
между человеком и объектом его
деятельности, производством и
потреблением,
торговлей
и
потреблением и т. д.
Характеристики
общественных
свойств относительны, так как их
критерием служит общественная
мера,
видоизменяющаяся
в
зависимости от условий и времени.
Одна и та же вещь может оказаться
полезной и целесообразной для
одного общества и бесполезной – для
другого.
Происходит
переоценка
общественных ценностей вещного
окружения, формирование новых
культурных норм и идеалов.
Вещи,
наделенные
комплексом
положительных
общественных
свойств
(удобные,
полезные,
совершенные,
целесообразные),
выступают в общественной практике
как общественно ценные, лучшие,
прекрасные.

5.

Функция в основе древних летательных аппаратов
Считалось, что природой
созданы в животном мире
совершеннейшие
механизмы, воплощенные в
таких
же
совершенных
формах.
Птице
дан
прекрасный
летательный
аппарат в виде крыльев,
рыбу
природа
снабдила
плавательным аппаратом –
хвостом и плавниками. Стоит
только
искусственно
построить такие же органы и
снабдить ими человека или
сделать
машины,
копирующие
живые
существа,- и человек станет с
их помощью летать и плавать

6.

Основные свойства объектов дизайна
Любой объект дизайна можно
характеризовать определенными
свойствами. Наиболее важное
свойство утилитарного объекта –
основная
функция
объекта
(системы).
Другими
желательными
свойствами
являются: удобство, безопасность
и эстетическое совершенство. Все
эти свойства должны в итоге
составлять
единое
целое,
обеспечив двуединство пользы и
красоты.
Прежде
чем
приступить
к
проектированию,
необходимо
составить перечень желаемых
свойств изделия. То есть составить
задание на проектирование.
В процессе проектирования ищутся
оптимальные
решения
для
их
реализации с учетом комплекса
формообразующих факторов.
Пять
свойств
довольно
полно
позволяют охарактеризовать объект
дизайна:
структура,
форма,
материалы,
размеры и поверхности (для всего
изделия и отдельных элементов).
Дизайнер может их варьировать,
создавая изделие последовательным
решением вопросов, связанных с
этими переменными. Данная модель
процесса проектирования является
весьма упрощенной; для более
глубокого ознакомления со ступенями
процесса проектирования ее можно
детализировать.

7.

Основная функция изделия дизайна и подфункции
Утилитарная основная функция
изделия – эта работа, которую оно
предназначено выполнять , способ, с
помощью
которого
выходные
данные (результат) определяются
посредством
манипуляций
с
входными данными. Например:
изделие – чаеварка. Рассматривая
изделие как сложную систему,
можно анализировать его функции
на всех уровнях: от функции общей
системы (основная функция) до
функции подсистем и элементов
(подфункции). Для чаеварки
автоматическое приготовление чая,
а подфункции – нагрев воды,
смешивание воды с чайными
листьями, отделение чая от чайных
листьев и т.д.

8.

Прототипы в процессе дизайн-проектирования
В
традиционном
проектировании
важнейшую роль играют прототипы.
Какую бы проектную задачу мы ни
рассмотрели — от проектирования
небольшой бытовой вещи, до таких
масштабных проектных задач, как
проектирование
генерального
плана
города или района, — всюду мы без
особого труда найдем тот или иной
прототип, который лежит в основе
проектного решения и в значительной
степени
определяет
его.
В профессиональной проектной традиции
сами понятия объектов проектирования,
как правило, относятся к прототипу и
только в этом отношении имеют смысл:
говоря «жилой дом», «цех», «город»,
«микрорайон» и т.п., проектировщики
имеют в виду не конкретные объекты, а
определенные универсальные прототипы.
Прототип
функционирует
в
структуре деятельности и должен
рассматриваться как средство ее
организации, как особая форма и
тип
проектирования.
Депо
решительно
меняется,
когда
проектирование сталкивается с
отсутствием
прототипов,
необходимых для решения той
или иной проектной задачи. Мы
говорим не о частном случае,
когда отсутствие прототипа можно
отнести
к
недостаткам
профессиональной
подготовки
проектировщика. Мы имеем в
виду тот сл-чай, когда искомый
прототип
отсутствует
в
профессиональной традиции как
таковой.

9.

От прототипа к беспрототипному дизайн-проектированию
Ситуация,
в
которой
перед
дизайнером стоит задача или цепь,
но
отсутствуют
средства
ее
достижения, в общем случае
может быть названа «разрывной
ситуацией».
Отраженная
в
мышлении,
такая
ситуация
выступает
как
«проблемная
ситуация,» а различные аспекты ее
осознания
выступают
как
проблемы. Так как прототипы
связывают
проектирование
с
производством и потреблением, то
потребность в новых конкретных
прототипах возникает каждый раз
в
связи
с
существенными
изменениями, происшедшими хотя
бы в одной из этих областей
деятельности.
Чем
устойчивее
культура
общественной системы, чем сильнее
в обществе сила традиции, тем
устойчивее
прототипы
проектирования.
Наоборот,
в
условиях социальной динамики,
высоких темпов развития науки и
техники век прототипов должен быть
коротким. Социальная динамика
наших дней, бурное и подчас
независимое
и
неравномерное
развитие
различных
областей
производства, науки и техники
порождает ситуации рассогласования
деятельностей
и
приводит
к
постановке задач, для решения
которых
в
современном
проектировании нет прототипов.

10.

От прототипа к беспрототипному дизайн-проектированию
Большинство
современных
проектных проблем неразрешимо в
рамках
прототипного
метода
проектирования. Дизайнер нередко
оказывается в такой ситуации,
которая
"навязывает"
ему
традиционный способ действия, в то
время
когда
требуется
переформулировать проблему.
Прототипное
проектирование,
по сути не нуждается в научном
анализе"внешней
сферы"
производства,
распределения,
потребления, культуры, так как все
необходимое
содержание
дается
дизайнеру как бы уже в готовом виде
- в непосредственной натуральной
форме прототипа.
Специфика
современной
ситуации состоит в том, что
проектирование стоит перед
необходимостью
создания
совершенно новых проектных
решений, вообще не имеющих
прототипов;
целостного
структурного преобразования
наличных
конкретных
прототипов проектирования,
обеспеченного возможностью
одновременной
трансформации
областей
производства, потребления и
самого проектирования.

11.

Метод «Проектирование новых функций»
Цель метода - создание радикально
новой
конструкции,
способной
привести к новым моделям.
План действий:
1. Выявить функции каждого
конкретного элемента существующего
устройства.
2. Охарактеризовать основную
функцию,
для которых указанные
функции являются вспомогательными.
3. Охарактеризовать изменения
основной функции, которые могут
привести
к
улучшению
данной
проектной ситуации.
4. Объединить решения п.п. 2 и 3
для
получения
новой
основной
функции.
5. Найти альтернативные решения
разделения новой основной функции
на вспомогательные и закрепить
каждую
из
них
за
новыми
конкретными
элементами
нового
устройства.
•Опасная бритва
Безопасная бритва

12.

Метод «Проектирование новых функций»
Пример:
От опасной бритвы к безопасной.
1.
Конкретные
элементы
существующего
устройства: лезвие, ручка, ремень. Функции: бритье,
управление, правка лезвия.
2. Основная функция устройства : бритье волос на
лице.
3. Было бы очень полезным, чтобы бритьё стало
безопасным занятием и отпала необходимость
постоянной правки лезвия.
4. Создание нового устройства для бритья волос на
лице без порезов и правки лезвия.
5. В результате анализа выбраны следующие
вспомогательные функции
и элементы будущего
устройства: стабилизация режущего элемента, ручка
для передачи усилия на режущий элемент, регулировка
угла резания, передача усилия ручке, поддержание
остроты лезвия (путем замены лезвия).
Приведенный пример показывает, что на основе
ретроспективного анализа можно вывести методику
получения технических решений в дизайне на уровне
изобретений.
Данный метод направлен на формализацию поиска
новых идей, он предназначен для ситуаций, в которых
существующие конструкции почти достигли пределов
своего развития и в которых среда изменилась в
физическом,
экономическом,
концептуальном
и
социальном отношениях по сравнению с временем
создания первоначальной конструкции.
•Опасная бритва
Безопасная бритва

13.

Петер Мали
В основе концепции дизайнера Петера Мали
лежит девиз: « Нам необходимо противоядие
против зрительной уставаемости».
Эта спальня наделала много
шума в интерьерах 80-х
годов. Впервые за десять лет
мебель
для
спальни
перестала быть скучной:
многофункциональная
кровать
покорила
европейцев. Ассиметричная
рама дополнена большими
подушками
в
качестве
изголовья.
Образец
проектирования «функции
для лежащего тела».

14.

Петер Беренс
Разработанная для АЭГ Беренсом
программа явилась, по сути,
одной из первых
программ
«фирменного стиля», которая
является
сегодня
основным
инструментом
дизайнерской
деятельности.
Пример
беспрототипного
дизайнпроектирования.

15.

Фирменный стиль Петера Беренса
В 1907 году П. Беренс, уже достаточно
известный в тот момент архитектор и
проектировщик
предметнопространственной среды, принимает
предложение
главы немецкого концерна
AEG
(Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft – Всеобщая
компания
электричества)
В.Ратенау
занять
пост
главного
художника
фирмы – консультанта по вопросам
архитектуры, промышленной продукции,
графики. Компания AEG была создана в
1880-е годы как часть американских
предприятий Эдисона, она имела даже
первоначальное название «Германское
Эдисоновское общество».
Задачей Беренса в той ситуации стало
соблюдение интересов концерна
как
крупного
коммерческого
предприятия, то есть создание изделий,
использующих современные технологии
и
ориентированных
на
широкую
продажу,
Средством для решения этой задачи и
стала
собственно
художественно-проектная
деятельность П.Беренса.
Среди объектов проектирования на AEG
были разнообразные вещи:
электрические часы и электрические
вентиляторы,
электроплиты
и
электрочайники, электротрансформаторы
и осветительные приборы. Во всех этих
предметах Беренс, с одной стороны,
старался найти образ современных
вещей, в которых сочетаются известные
функции и новые технические достижения,
а с другой, сделать эти изделия
соответствующими технологическим
требованиям
производства.
Беренс
стремится уйти от чрезмерной техничности
изделий, с трудом воспринимаемой
потребителем, и открыть мир красоты
технических
объектов,
обладающих
собственными
эстетическими
достоинствами.

16.

Примеры беспрототипного дизайн-проектирования
Дизайн-проектирование
на
основе
технического задания по решению новой
функциональной
проблемы.
Инновационные концепты велосипедов
нового поколения.

17.

Пример беспрототипного дизайн-проектирования

18.

Пример беспрототипного дизайн-проектирования

19.

Пример беспрототипного дизайн-проектирования

20.

Пример беспрототипного дизайн-проектирования
English     Русский Правила