Похожие презентации:
Образ как основа формообразования в дизайн - проектировании (лекция 3.2)
1.
Основы теории и методологии дизайна(курс лекций)
ТИХОВ ВЛАДИСЛАВ ГЕРМАНОВИЧ
Руководитель мастерской визуальной среды,
кандидат архитектуры, доцент кафедры коммуникацинного дизайна
Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и
искусств имени А.Д. Крячкова
2.
Лекция 3.2.Образ как основа формообразования
в дизайн-проектировании
ОБРАЗ
проектный – это
концентрированное
опредмеченное представление
проектной
идеи,
благодаря
которому в обобщенной форме
намечаются
основные
содержательные
стороны
будущего проекта.
Художественно-образная
природа дизайна как особого и
специфического вида искусства,
определяет
весь
спектр
отношений между утилитарной и
духовной функциями дизайна.
Образ
утилитарно-духовной
функции
дизайна
является
основополагающим
в
определении художественного
образа проектируемого объекта.
Художественное
проектирование
как
специфический
вид
ассоциативно
метафорического
мышления
понимается
исходя
из
смыслового
определения
художественно
проектной
деятельности:
«Художественное
проектирование
–
это
проектирование
художественных
образов
пространства и его элементов, а
проектируемое
пространство
понимается как сценическое
пространство
своеобразного
театра вещей».
3.
Метафора – художественный языкформообразования в дизайне
В рыночных условиях с учетом
разнообразных
видов
дизайнтехнологий перед дизайнером ставится
сверхзадача по созданию формы
изделий,
отличающихся
оригинальностью,
образностью,
новизной художественных решений,
соответствующих требований стиля и
моды. В поисках лучшего решения
дизайнер должен стремиться к тому,
чтобы потребитель мог увидеть в
товаре свои собственные потребности ,
свой образ жизни, свой портрет.
Одни из художественных средств в
решении такой сверхзадачи является
метафора, как наиболее универсальная
категория
языка,
которая
до
настоящего времени не разработана на
теоретическом уровне в дизайне.
Ф. Старк. Лимоновыжималка.
Метафора «инопланетного существа»
4.
Метафора – художественный языкформообразования в дизайне
Ценностная
инновационная
значимость метафоры заключается в
том, что она позволяет на основе
переноса
черт
различных
социокультурных и природных явлений
жизни человека на утилитарную форму
объекта достичь неожиданного, иногда
парадоксального визуального эффекта,
вызывающего обостренный интерес к
вещи у потребителя. Так происходит, в
частности,
в
области
фотоаппаратостроения, где формы
фотокамер
нередко
перенимают
характер пластики, цветовые решения,
стиль суперсовременных автомобилей.
Нередко,
чтобы придать товару
конкурентоспособность,
дизайнеры
создают
бионические
формы,
ассоциируемые
с
естественной
природой.
Аккустическая колонка фирмы
«B and W» (Англия 1990 годы)
5.
Аллегория, символ, метонимия, амоним и синоним –поэтические тропы в дизайне
Кроме метафоры, в дизайнерских
решениях находят отражение и другие
поэтические
тропы,
такие
как
аллегория,
символ,
метонимия,
амоним и синоним.
Аллегория
–
художественное
обособление
понятий
с
помощью
конкретных представлений (религия, душа,
«водяные часы»).
Метонимия – «переименование» – это
художественный прием, когда одно слово
(предмет, явление) заменяется другим,
связанным по смыслу, например: «»смычок
запел», «чайник кипит».
Амоним - слово, однозвучное с другим, но
отлично от него по значению, например
«коса»
(волосы)
и
«коса»
–
сельскохозяйственное орудие».
Синоним – слово, совпадающее, или
близкое по значению с другим словом,
например: «путь» и «дорога», «огонь»»пламя», «красивый» и «прекрасный».
Кресло «Сакко» (мешок). Италия
(1968-1999 г.)
6.
Метонимия в основе методологии системногодизайн-проектирования
В семиотическом плане метонимия
выступает как иконический знак.
В дизайне метонимия используется
в унификации и агрегатировании –
ведущих методов системного подхода
в
дизайн-проектировании
многопредметных комплексов, где она
выступает в качестве метаязыка,
составленного
из
«алфавита»
отдельных элементов – деталей, узлов,
агрегатов, из которых выстраиваются по
определенным правилам синтактики
своеобразные высказывания – «слова»
и целые «фразы» и «сочинения» –
отдельные
изделия,
группы
и
комплексы.
Пример системного дизайн-проекта
на основе метода унификации
7.
Метафора – художественный языкформообразования в дизайне
В дизайне метафора находит свое
выражение
в
более
сложных,
биоморфных пластических формах, где
она приобретает индивидуальную,
яркую
художественную
выразительность, нередко достигая
уровня художественного явления, и
выступает в качестве семантического
метаязыка, имеющего кодирующий
знаковый характер, рассчитанный на
прочтения потребителем.
Скульптор В. Мухина
8.
Образ как основа художественногоформообразования
В
основе
метафорического
формообразования в дизайне лежит
образ, в котором один предмет
раскрывается
через
другой,
сопоставляются
два
разных
самостоятельных явления. В этом и
состоит суть художественной мысли:
она не навязывается извне предметам
мира, а органически вытекает из их
сопоставления, из их взаимодействия.
Образ всегда соединяет на первый
взгляд не соединимое и благодаря
этому раскрывает какие-то доселе
неизвестные стороны и отношения
реальных явлений. Поэтому для
художественного
образа
существенным является сочетание
метафоричности, парадоксальности и
ассоциативности.
Ф. Старк. Мотороллер «Лама»,
Франция,200 г. Метафора вьючного
животного – ламы.
9.
Основа художественного изображенияпредметного мира
Художественность
изображения
предметного мира является не только
прерогатива
живописцев,
скульпторов, графиков. Она может
быть
неотъемлемым
свойством
произведений
архитекторов,
дизайнеров, композиторов, поэтов,
писателей и др. Не всякий архитектор,
создавая здание, может считать себя
художником.
Он
может
быть
великолепным
мастером
композиции, выразителем функции.
Художественное же звучание здание
получает, если оно несет в себе
дополнительный смысл, например,
сходство с морской раковиной, со
структурой какого-либо растения и т.п.
Есть
поэты,
которые
блестяще
выдерживают в стихе ритм, размер,
рифму. Но это только техническая
сторона стиха. А вот когда они
обогащают стихотворение сравнениями,
иносказаниями, метафорой, то оно
становится художественным.
Можно нарисовать красивые линии,
составить гармонию красок, изваять
пластику из глины. Но это еще не
художественное осмысление. Линии,
краски,
пластика
зазвучат
художественно лишь тогда, когда в них
будет прочитываться
смысл, знак
окружающего мира. Следовательно
недостаточно уметь рисовать, чтобы
быть художником, точно также, как
знание
законов
грамматики
недостаточно для сочинения сонета или
знание нот – для сочинения музыки. Это
также относится и к дизайну.
10.
Зооморфизм как художественная основаформообразования
В
огромном
количестве
утилитарных изделий дизайна можно
встретить зооморфизм, то есть в той
или иной мере условности, сходство с
животным миром, от простейших
одноклеточных до многоклеточных,
включая типы червей, моллюсков,
членистоногих, иглокожих, хордовых
(рыб,
земноводных,
пресмыкающихся,
птиц,
млекопитающих и зверей).
Существуют
примеры
метафорических
переносов
на
объекты дизайна форм растительного
мира – флороморфизм.
Самым распространенным типом
метафорических переносов является
искусственная неживая природа, где
переносится предмет на предмет.
Электромобиль «Рапан».
Дизайн-центр Автоваза (конец 1990-х годов)
Кресло-паук, Италия. Зооморфизм
11.
Метафорические переносы в дизайнеБлагодаря
метафорическим
переносам,
в
дизайне
можно
обнаружить
«архитектурный»
«ювелирный»,
«автомобильный»
»ретроспективный» «бионический»
стили.
Объектом
метафорического
переноса может быть и мода. Она
характеризует эстетические признаки
формы
изделий
(материалов),
которые определяют их причастность
к последним новинкам сезона или к
вновь
выпускаемым
товарам,
призванным
заменить
ранее
выпускаемые образцы.
Перенося
характерные черты моды с одного
объекта на другой, можно нередко
получить
парадоксальные,
пародийные результаты.
Мебель для сидения и лежания из полиуретана
«Большой луг», 1970
Кресло-скульптура «Joe» в виде огромной
бейсбольной перчатки, 1970
12.
Метафорические переносы в дизайнеБлагодаря
метафорическим
переносам,
в
дизайне
можно
обнаружить
«архитектурный»
«ювелирный»,
«автомобильный»
»ретроспективный» «бионический»
стили.
Объектом
метафорического
переноса может быть и мода. Она
характеризует эстетические признаки
формы
изделий
(материалов),
которые определяют их причастность
к последним новинкам сезона или к
вновь
выпускаемым
товарам,
призванным
заменить
ранее
выпускаемые образцы.
Перенося
характерные черты моды с одного
объекта на другой, можно нередко
получить
парадоксальные,
пародийные результаты.
Фетровые шляпы из коллекции «Космическая
капсула». Дизайнер Э.Мани, США, 1965. Метафора
космических шлемов
13.
Метафора в дизайнеШкаф-стелаж «Касабланка». Италия. Дизайнер
Э.Соттас Метафорический перенос
конструктивных
особенностей
Книжная полка «Карлтон». Дизайнер
Э.Соттас. Италия Метафора книг
14.
Метафорические переносы в дизайнеСофа «Кандинский». Дизайнер А.Мендини.
Италия. Метафорический перенос
живописной манеры В.Кандинского
15.
Метафора в дизайнеМногомерная скульптурная
Композиция. Художник Р.Хачатрян,
2005 г.
Многомерное платье. Дизайнер К.Агабян.
Метафора многомерных произведений Хачатряна
16.
Метафора в дизайнеКомпозиция с красным и синим. Художник
П.Мондриан.Голландия, 1939.
Метафора композиции П.Мондриана
в дизайне
17.
Метафора в дизайнеВ формообразовании промышленных
Изделий очевидной является тенденция их
художественно-образного
освоения.
Художественное
осмысление
объекта
дизайна, его поэтизация признаками
окружающей среды заложены в самой
природе
человека.
Художественная
деятельность в дизайне все настойчивее
заявляет о себе как о творческом методе в
системе промышленного проектирования.
Усиливается интерес к метафорическому
языку, близкому по доступности к
естественному, отличающемуся качеством
всеобщности, пластичности, адаптируемости
к другим языковым системам.
В последние годы дизайн обретает все
большую
инновационность
и
художественность. Сегодня необходимо,
чтобы в вещи отражались визуальные,
звуковые,
телесные,
поведенческие,
световые, экологические и др. аспекты
бытия.
Настольная лампа «Аполло»,Италия.
Метаморфический перенос свечи
(перифраз)
Светильник. Дизайнер М.Бедин, 1981.
Метафора ежа
18.
ЛитератураЖердяев Е.В. Метафора в дизайне / Учебное пособие. Издание 2-е,
переработанное и дополненное. - М.: Архитектура-С, 2010. – 464 с., ил.