Похожие презентации:
Марксистская философия права
1.
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТимени В. И. Вернадского»
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра менеджмента
Марксистская
философия права
Работу выполнил:
обучающийся 1 курса
магистратуры заочной формы обучения
группы С/Ю-м-з-223 (ПР)
Юдин Владислав Владимирович
2.
ПонятиеПо своим исходным основаниям марксистская теория права – это
онтологическая объективистская концепция. Она исходит из того, что
нельзя разрывать и противопоставлять сущее и должное, факт и норму,
фактические отношения и надстраивающиеся над ними правовые
отношения.
3.
В этом плане марксизм противоположен юридическому позитивизмус его отождествлением права с правопорядком (законом), нормативным
приказом суверена и, в конечном счёте, отождествлением права
с произволом. Концепция К. Маркса и Ф. Энгельса в своей теоретической,
в том числе философской трактовке права отнюдь не отрицает его связи
с социальными идеалами, нравственными нормами, культурой, равно
как и необходимость ценностного подхода к праву, а также не считает
право лишь функцией экономического процесса.
4.
Основа марксистской философииправа
В основе марксистской философии права лежит тезис о том, что право есть
выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и
государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание
носит классово-волевой характер. «Помимо того, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс,
– что господствующие индивиды при данных отношениях должны
конструировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле,
обусловленной этими определёнными отношениями, всеобщее выражение в виде
государственной воли, в виде закона»
5.
Марксистская теория права всоветской юридической науке
Впоследствии положение марксизма о классово-волевом содержании права
было перенесено советской юридической наукой на отечественное право.
Утверждалось, что в обществе, в котором отсутствуют антагонистические классы,
в праве выражается воля всех дружественных классов и слоёв общества,
руководимых рабочим классом. Тем самым подтверждалась идея, что классовость
права есть его постоянный и объективный признак.
6.
Мировая наука и практика государственно-правовой жизни общества не отрицаетопределяющей роли социальных и экономических факторов в возникновении и развитии
права, однако рассматривается эта проблема с иных позиций. Если марксизм-ленинизм
видит в праве средство закрепления воли и охраны интересов экономически
господствующих классов, то представители других научных концепций концентрируют
внимание на соотношении права и государства, права и личности.
Классово-экономическая теория считает, что право – исторически преходящее явление,
которое необходимо обществу лишь на определённом этапе его развития. С исчезновением
классов оно утратит полностью свою социальную сущность.
Марксистско-ленинская теория утверждает, что право – явление, производное
от государства и в полной мере определяется его волей. Провозглашая примат государства
над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не
отрицает ведущей роли государства в правотворчестве, однако считает, что само государство
должно подчиняться законам, а не стоять над ними.