Похожие презентации:
Архетип птицы. Часть 2. Фантастические птицы
1.
АРХЕТИП ПТИЦЫЧасть 2. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПТИЦЫ
2.
КАКИХФАНТАСТИЧЕСКИХ
ПТИЦ ВЫ ЗНАЕТЕ?
3.
Во всех мифологиях мира есть образыфантастических птиц: феникс, жар-птица,
сэнмурв, семаргл, симург…
У разных народов встречается образ полудевыполуптицы. При сходном телосложении этих
фантастических существ их отличают разные
характеры, и женские головки, возвышающиеся
над птичьим оперением, способны мыслить
совершенно по-разному: гарпии, сирены, сирин,
алконост, гамаюн…
4.
ФЕНИКСФЕНИКС – одна из древнейших и красивейших птиц
магического мира. Феникс красно-золотой или ало-золотой,
что символизирует восходящее солнце и огонь. Феникс
обладает восхитительной магической силой. Его слёзы
могут излечить любую рану, прикосновение его пера
успокоит боль, а его песнь наполнит душу светом.
Феникс – проводник душ умерших.
5.
Происходит Феникс из арабских пустынь, живёт около 500лет. Чувствуя приближение смерти, делает погребальный
костер из листьев дикой корицы. При этом поёт погребальную
песню, услышав которую, животные падают замертво. Затем
зажигает корицу, махая крыльями под лучами солнца. Через
три дня после самосожжения из пепла рождается новый
феникс для того, чтобы жить ещё 500 лет.
6.
ФЕНИКСМиф о чудо-птице фениксе впервые появился в Египте.
Мумифицируя своих покойников, египтяне пытались
подарить им бессмертие и верили, что рано или поздно те
вернутся в мир живых.
Средневековые алхимики использовали феникса для
обозначения своей профессии; позднее его стали часто
использовать как знак, связанный с химией и
фармакологией.
В искусстве и литературе феникс – символ возрождения
(человека или замысла) или воссоздания после
разрушения. Вскоре феникс стал эмблемой возрождения
человеческого духа в вечной борьбе с трудностями
материального мира.
7.
Образ феникса широко используется врекламной коммуникации
8.
ЖАР-ПТИЦАЖар-птица – персонаж славянских волшебных
сказок, воплощение Перуна, бога грозы.
Однако этот образ
встречается в фольклоре
и других народов.
В каждой мифологии её
образу даётся схожая
интерпретация. Главное в
образе Жар-птицы – свет.
Свет даёт тепло, тепло
даёт жизнь. Без Солнца не
было бы жизни на Земле.
9.
ЖАР-ПТИЦАЖар-птица воплощает лучезарного бога солнца и
гневного бога грозы. Она неразрывно связана с
небесным огнем-пламенем.
Глаза её сверкают, как кристаллы. Сияние Жар-птицы
слепит, как солнце или молния. Золотые и серебряные
перья олицетворяли молнии на грозовом небе: птица как
бы выстреливала своими перьями, порождая молнии.
В славянских сказках Жар-птица живет
в тридевятом царстве, в прекрасном саду. Питается
золотыми яблоками, дающими молодость, красоту,
бессмертие; когда она поёт, из клюва сыплются жемчуга.
10.
За Жар-птицей отправляютсясказочные добрые молодцы.
Добыча Жар-птицы связана с
большими трудностями и
составляет одну из главных
задач, которые задаёт в сказке
царь (отец) сыновьям. Кто
овладеет её пером, к тому
приходит великое счастье.
Добыть Жар-птицу удаётся лишь
младшему сыну.
ЖАР-ПТИЦА
Символизм образа Жар-птицы следующий. Жизнь и смерть
Жар-птицы, её перерождение означали приход весны после
холодной зимы, своего рода солнечное движение вокруг
Земли в течение года. Чёрные и белые яйца, которая
высиживала Птица-солнце на дереве жизни, означали день и
ночь.
11.
СЭНМУРВ – царь птиц, согласнодревнеиранской мифологии,
божество плодородия. На Древе
СЭНМУРВ
Жизни у источников Ардвисури он
хранит семена растений и
рассыпает их по земле. Другая
птица относила семена к
источнику, из которого пила
звезда, которая осыпала землю
дождями. С дождём семена
возвращались назад в землю.
Сэнмурв изображается фантастическим крылатым
существом с головой и лапами пса, покрытым рыбьей
чешуей: это символизировало его господство на земле, в
воздухе, в воде. Яркое оперение Сэнмурва затмевало блеск
фазана и павлина.
12.
СЕМАРГЛСЕМАРГЛ (Симаргл, Огнебог) – древнерусское языческое
божество, собако-птица, крылатый пес. Возможным его
прототипом был иранский Сэнмурв, божество семян и
растений. Семаргл – сын Бога огня и Луны, божество дома и
очага, хранит семена и посевы.
Семаргл не пускает в
мир зло. Ночью он стоит
на страже с огненным
мечом. Лишь один день в
году Семаргл сходит со
своего поста, откликаясь
на зов Купальницы,
которая зовет его на
любовные игры в день
Осеннего
равноденствия.
13.
СЕМАРГЛСемаргл у славян – огненный пес Солнца,
посредник между богами и людьми. Это посланник Небес
на Землю, каждый день несущий Свет, Тепло, Жизнь.
Семаргл охранял семена растений. Потом слетал с небес
на землю, растапливал последний снег, приносил на неё
жизнь, плодородие. Семаргл – защитник урожая,
растительности, достатка, богатства.
14.
СИМУРГОт Сэнмурва в иранской мифологии произошла и другая
царственная птица – Симург.
Симург – посредник между
небесным и земным миром,
переносит души праведников
в рай. Это вестник богов,
пророк, вещая птица,
предсказывающая будущее,
знающая язык небес.
15.
СИМУРГСимург – священная птица
зороастризма, древней
иранской религии
огнепоклонников. Это
один из древнейших
символов иранской
культуры. О ней сообщает
Авеста, священная книга
зороастрийцев. Симург
символизирует
бессмертие, свободу
духовного от земного,
божественность, духовную
мощь, победы духа над
злом и смертью.
Симург учит людей правде,
добру, справедливости, передает
древнюю мудрость, залечивает
раны, спасает в трудные минуты
иранских богатырей, борющихся
со злом.
16.
САМРУКСимург сначала встречалась лишь в иранских мифах.
Позже вещая птица появилась в тюркской мифологии как
САМРУК (башкирское Самрегош). Сюжет тюркских сказок
связывает птицу Самрук и мировое древо Байтерек.
Герой попадает в подземный мир
и после долгого пути приходит к
большому дереву. Это Байтерек –
священный тополь, мировое
древо, ворота между мирами. Под
деревом живет дракон. Герой,
убив дракона, помогает птенцам
гигантской птицы Самрук,
живущей на вершине Байтерека.
В благодарность птица Самрук
выносит героя на поверхность
земли.
17.
«Байтерек» с казахскогоязыка переводится как
«тополь», «мать-тополь»,
«опора», корнями
уходящее в землю, а
кроной подпирающее
небо. Байтерек
соответствует этим
преданиям и
символизирует
государство, сохранившие
свои корни.
САМРУК
Памятник «Байтерек – Древо жизни» сооружён в 2002 г. в
Астане, столице Казахстана. На высоте 97 м находится
оттиск руки Назарбаева, вокруг монумента – парковые зоны;
там проводятся разные мероприятия.
18.
СИМУРГФантастическая птица Симург живёт на краю света.
В персидском сочинении XIII в. «Чудеса мира» находим
уточнение: «Птица Симург живет за горой Каф (что
возвышается на границе мира, в Индии)». Каф – горная
цепь, опоясывающая землю и поддерживающая небеса.
Однажды Симурга увидел один правитель:
«Воздух расцветился всеми цветами радуги, от перьев и
крыльев птицы шли красивые звуки, от нее исходил
приятный запах... В когтях она держала крокодила».
Люди верили, что Симург избавляет их от драконов и
указывает дорогу сбившимся с пути.
В литературоведении, мифологии, философии существует
много трактовок образа Симург. На языке аллегории
выражение «увидеть Симург» означает «осуществить
мечту».
19.
ЛЕГЕНДА О СИМУРГЕОбраз Симурга несет глубокий философский смысл.
Однажды Царь птиц Симург уронил в центре Китая
великолепное перо. Птицы, которым постыли раздоры,
решают отыскать его. Они знают, что имя царя означает
«тридцать птиц», знают, что его дворец находится на горе
Каф.
Вначале некоторые птицы выказывают малодушие: соловей
ссылается на свою любовь к розе… цапля не может
расстаться с болотами, сова – с развалинами. В итоге под
руководством мудрого Удода птицы пустились в трудное
путешествие. На их пути было семь долин или морей. В ходе
своего странствия птицы преодолевают Долину Поиска,
Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину
Единения, Пустыню Изумления. Наконец, они вступают в
Пустыню Уничтожения и Смерти, где находится дворец Царя
птиц, их Повелителя.
20.
ЛЕГЕНДА О СИМУРГЕМногие паломники
дезертируют, другие погибают
при перелёте. Тридцать же
птиц, достигших благодаря
своим трудам очищения,
опускаются на гору Симурга.
Наконец они её увидели. И
тут они понимают, что они-то
и есть Симург. Слово
«Симург» означает «тридцать
птиц». Симург – это каждая
из них и все они вместе.
Симург живет в их сердцах,
очистившихся в ходе долгого
странствия.
21.
СИМУРГ – СИМВОЛ ТУРИЗМА ИРАНА22.
ЛОГОТИП АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ФУТБОЛЬНОГОКЛУБА «СИМУРГ»
23.
СИРИН, АЛКОНОСТ, ГАМАЮНСирин, Алконост, Гамаюн – вещие полудевы-полуптицы
в славянской мифологии и русской культуре. Эти птицы,
рожденные в глубине веков и сохраненные в народной
памяти, вдохновили великого русского художника
В.Васнецова на создание картин «Сирин и Алконост.
Сказочные птицы, песни радости и печали» (1896 год) и
«Гамаюн – птица вещая» (1897 год).
24.
СИРИН – райская птица, изображаемая в древнерусскомискусстве как большая, сильная, пестрая дева-птица с
большой грудью, строгим лицом, короной на голове.
25.
СИРИНСирин представляет славянскую
версию греческих сирен. Голова
Сирина может быть непокрыта,
вокруг нее виден нимб. Сирин
поет вещие песни о грядущем
блаженстве: о чарующем
воздействии пения Сирина
сообщают древнерусские
литературные памятники XVII
века. Сирин прилетает в
яблоневый сад утром Яблочного
спаса, где грустит и плачет, а
после полудня ее сменяет птица
Алконост. При всем этом Сирин
— тёмная птица, тёмная сила,
посланница властелина
подземного мира.
26.
АЛКОНОСТ (алконст, алконос, греч. ἀλκυών - зимородок)– это птица-дева бога солнца Хорса. Алконост приносит
счастье. Образ Алконоста идет от греческого мифа об
Алкионе, девушке, которую боги превратили в зимородка.
Художник В. Васнецов
изобразил птицу Алконост
как вестницу радости и
наслаждений в белом
оперении. На голове её
корона, она имеет женскую
грудь и руки, в одной руке
держит райский цветок или
развернутый свиток с
изречением о воздаянии в
раю за праведную жизнь на
земле.
27.
АЛКОНОСТВ Яблочный спас эта птица
прилетает в яблоневый сад
после полудня, и там радуется и
смеётся. Алконост смахивает с
крыльев живую росу, и в яблоках
в этот момент появляется
удивительная сила, они
становятся целительными.
Прекрасное пение Алконоста
заставляет забывать обо всём
на свете. Алконост считают ещё и
птицей Зари, управляющей
ветрами: в зимнее солнцестояние
Алконост рождает детей на «краю
моря», и тогда семь дней стоит
безветренная погода.
28.
ГАМАЮН – вещая полудева-полуптица, посланницаславянских богов, их глашатай. В славянской мифологии
птица Гамаюн выступала посланником бога Велеса и
изображалась с женской головой и грудью.
29.
ГАМАЮН«Песни птицы Гамаюн» («русские веды») – сборник
мифов славянской космологии, сообщающих о
происхождении земли и неба, богов и героев, людей и
чудовищ, птиц и зверей.
Гамаюн поёт людям божественные гимны, предсказывает
будущее тем, кто согласен слушать тайное. Крик её
предвещает счастье. А если птица летит с востока, то
приходит смертоносная буря:
«Разгулялась непогодушка, туча грозная
поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки,
всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн
– птица вещая со восточной со сторонушки, бурю
крыльями поднимая…»
30.
ГАМАЮНОбраз птицы гамаюн пришёл
из персидской мифологии. В
мифах Древнего Ирана есть
птица радости Хумаюн:
humayun в пер. с персидского
означает «птица рая».
Считалось, что она делает
царём человека, на которого
бросает свою тень. Имя
Хумаюн в персидском языке
означает «счастливый,
августейший». У арабов Хумай
– птица счастья.
31.
ГАМАЮНПроисхождение слова «гамаюн» у славян имеет несколько
версий.
Одна из них связана с глаголом «гамаюнить» – баюкать.
Возможно, песни и легенды птицы Гамаюн рассказывали
детям как сказки на ночь.
Согласной другой версии, слово «гамаюн» произошло от
слов «гам» или «кам» – шум. Отсюда же слова «камлать»,
«шаман». В белорусском языке слово «гаманiць»
означает «говорить», «разговаривать».
Птица Гамаюн была популярна на Руси: название её даже
использовали как внутрисемейное имя, от которого
произошла фамилия Гамаюнов.
32.
ГАМАЮНВ книгах 17-19 вв. гамаюн становится райской
птицей, безногой и бескрылой, летающей с помощью хвоста.
Поэтому она стала символом вечного полёта.
Безногость легендарной райской птицы Гамаюн и вечный
полет её имели глубокий смысл: «Если Гамаюн крыльями
своими повеет кому-нибудь на голову – быть ему владыкой.
Если же Гамаюн прервёт свой полёт – это чревато
большими бедами». Таким образом, вещая птица Гамаюн
падением своим могла предсказать падение и смерть
государственных деятелей.
В культуре 19-21 вв. этот образ развивался в двух
направлениях:
1) как райской птицы, с которой связываются представления
о счастье и блаженстве;
2) как мифической птицы, предвещающей беду.
33.
ГАМАЮНВизуальный образ птицы
гамаюн изменился: сначала
у неё появились крылья и
ноги, затем и женское лицо.
Образ птицы гамаюн был
широко известен в эпоху
Серебряного века русской
культуры.
В 1897 году художник В.
Васнецов написал картину
«Гамаюн, птица вещая», где
передал встревоженность и
печаль этой фантастической
птицы.
34.
ПТИЦА ГАМАЮН В ГЕРАЛЬДИКЕ:ГЕРБ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
На серебряном щите на
черной пушке с золотым
лафетом – золотая птица
ГАМАЮН с крыльями и
хвостом, украшенными
красным цветом и зеленью.
Сверху щита – историческая
земельная шапка 18 в, щит
окружён лентой ордена
Ленина.
Девиз «несгибаемый дух всё
превозможет» написан
чёрными буквами на
серебряной ленте в нижней
части герба.
35.
СИНЯЯ ПТИЦА у некоторых германских народов издавнаслужит символом счастья. «Гоняться за синей птицей» –
значит искать счастье, удачу. Символ возник потому, в
Европе по-настоящему синих птиц нет, и поймать такую
птицу трудно.
Лиловый дрозд живет в горах Центральной Азии вплоть
до самой Индонезии.
36.
Русский народ не знал образасиней птицы до начала 20 в.
Тогда у нас стала известной
пьеса «Синяя птица»
бельгийского писателя Мориса
Метерлинка. Автор построил её
на европейском представлении
о том, как трудно найти синюю
птицу счастья. Малыши
Тильтиль и Митиль, дети
дровосека, пускаются в путь на
поиски синей птицы счастья.
Но возвращаются в дом без
неё: самым синим из всех птиц
оказывается скворец, который
жил у них в избушке.
СИНЯЯ ПТИЦА
37.
СИНЯЯ ПТИЦАГжель – русский народный промысел, бело-голубая
роспись на керамике. Гжельский фарфоровый завод
работает в поселке Гжель Раменского района
Московской области.
38.
СИНЯЯ ПТИЦАСиняя птица, устремлённая ввысь,
встречает гостей и жителей п.
Гжель. Семиметровая стела в
сине-белых тонах расположена
вблизи ж/д̆ станции Гжель.
Международный
фестиваль
детского,
юношеского,
студенческого
творчества
39.
СИНЯЯ ПТИЦАСо времени книги М. Метерлинка понятие «синяя
птица» и в России стало символом недостижимого
счастья, несбыточной, хотя и прекрасной мечты.
Фраза «охотиться за синей птицей» означает искать
невозможного, тратить время и силы впустую.
Оба этих выражения не родилось в народной
традиции, а подхвачены в западной литературе.
Если сказать: «Ты гоняешься за синей птицей»,
каждый ли русский человек сможет понять?