11.77M

Архетип птицы. Часть 1. Образы птиц с двойственной символикой

1.

АРХЕТИП ПТИЦЫ

2.

Часть 1.
ОБРАЗЫ ПТИЦ
С ДВОЙСТВЕННОЙ
СИМВОЛИКОЙ

3.

ЛЕБЕДЬ
ЛЕБЕДЬ – романтичный и противоречивый символ
света, преображения, поэзии, красоты, меланхолической
страсти. Но при этом и смерти. Архетип лебедя восходит
к античной мифологии. Особенно он значим в западной
культуре, где реализуется в литературе, музыке, балете.
Белый лебедь стал героем оперы Рихарда Вагнера
«Лоэнгрин» (Lohengrin), созданной в 1848 году, а также
других историй о рыцаре-лебеде.

4.

ЛЕБЕДЬ
В греческих мифах образ лебедя тесно связан с Зевсом,
Ледой, Орфеем…
Зевс увлекся Ледой,
земной женщиной с
белоснежной кожей и
черными волосами.
Имя Леда происходит
от богини Лето или от
Lada – жена, женщина
(госпожа). Пораженный
красотой Леды, Зевс
предстал перед ней в
образе лебедя и
овладел ею: Леда
стала матерью Елены
Прекрасной.

5.

ЛЕБЕДЬ
Итак, образ лебедя объединяет разные мифологемы:
1) превращение человека в лебедя,
2) Дева-лебедь,
3) противопоставление белого и черного лебедя,
4) умирающий лебедь,
5) лебединая песня как символ музыки и поэзии,
6) способность души странствовать по небу в виде
лебедя.

6.

ЛЕБЕДЬ
Дева-лебедь – один из древнейших архетипов.
Изящество и красота лебедя породили ассоциации
между лебедем и прекрасной девой. В мифах и сказках
лебедь воплощает мудрость и волшебную силу.
В дохристианской Руси лебедя
почитали как святое существо.
В Северной Руси белый лебедь
был царем птиц. В фольклоре
сказочная Белая Лебедь
владеет секретами живой воды
и молодильных яблок. В сказке
Пушкина по мотивам
славянского мифа Царевна
Лебедь творит чудеса, помогает
князю Гвидону вернуться на
родину, обрести семью и
счастье.

7.

М. Врубель. Царевна-Лебедь (1900)
Художник в картине пытается
уловить момент
превращения девы в птицу.
Это чудесная метаморфоза
форм, тающих в последних
лучах заката. ЦаревнаЛебедь – образ
двойственный,
олицетворяющий две
стихии. Одна стихия –
тёмная, холодная, водная.
Другая – устремлённая
ввысь, воздушная, небесная.
ЛЕБЕДЬ

8.

П.И. Чайковский, балет «Лебединое озеро» (1876)
ЛЕБЕДЬ
Сюжет опирается на фольклорные мотивы, частично
использованные до этого в литературных произведениях,
оперных и балетных либретто. Реализуются мифологемы
Дева-лебедь, противопоставление белого и черного лебедя
(Одетта-Одилия), умирающий лебедь. Концовка балета
может быть разной. В несчастливой версии погибает или
Одетта, или Зигфрид, или оба. Однако в советском
/российском балете предпочтителен счастливый конец.

9.

ЛЕБЕДЬ
«Принцессалебедь»
(The Swan
Princess) –
американский
мультфильм,
основанный на
сюжете балета
Чайковского
«Лебединое озеро»
(1994).

10.

ЛЕБЕДЬ
Умирающий лебедь – одна из наиболее освоенных
мифологем. В минуту смерти лебедь взмывает вверх,
навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик, и
мертвый, падает в воду.
По древнегреческой легенде, лебеди поют один раз в
жизни – перед смертью. Эта песня неземной красоты
ассоциирует лебедя с поэзией и со смертью.
Образ лебедя как символ поэта, певца, высоты поэзии
связан также с представлением о способности души
странствовать по небу в образе лебедя. Здесь лебедь
выступает как символ возрождения, чистоты, целомудрия,
гордого одиночества, мудрости, пророческих
способностей, поэзии и мужества, совершенства.
Но в то же время и смерти.

11.

ЛЕБЕДЬ
По одной из версий,
Орфей,
древнегреческий
певец и музыкант,
после смерти был
помещён на небо как
созвездие Лебедь.
Это созвездие
северного
полушария неба
находится недалеко
от созвездия Лиры.
Яркие звезды образуют характерный крестообразный
рисунок – Северный крест, вытянутый вдоль Млечного
пути. У древних людей он ассоциировался с летящей
птицей.

12.

ЛЕБЕДЬ
Еще одна мифологема – противопоставление в
сюжете белого и чёрного лебедя (Одетта – Одиллия,
жизнь – смерть, добро – зло).
Нередко тёмные силы
маскируются под
белого лебедя.
Затем следует их
разоблачение.
Вспомним сказку о
лебедях, оказавшихся
гусями. Это
актуализация мотива
обманутых обещаний,
неподлинности,
лживости…
Сказка «Гуси-лебеди»

13.

Образ лебедя активно эксплуатируется в массовой
культуре.
В песне
И. Николаева
реализуется
всё тот же мотив
обманутых обещаний,
неподлинности,
лживости.
Синие лебеди, светлые сны
Гордые птицы волшебной весны,
Вы обманули меня, улетели за дальние дали.
Синие лебеди, где же вы, где?
Тени открылись на синей воде.
Вы же любовь от беды уберечь мне обещали...
И. Николаев
ЛЕБЕДЬ

14.

ЛЕБЕДЬ
Мифологема ДевыЛебедя также остается
востребованной в
массовой культуре.
«Сильная, смелая, как
лебедь белая,
Я становлюсь на крыло..»
(Ю. Михальчик)

15.

ЛЕБЕДЬ
Образ лебедя в
советской массовой
культуре реализует
мифологемы
умирающего лебедя
и его предсмертной
песни.
«.. Лебедь вновь поднялся к
облаку, песню прервал.
И, сложив бесстрашно крылья,
На землю упал…
(Е. Мартынов)

16.

Сова как образ двойственной природы
СОВА
Положительная символика образа совы – мудрость,
отрицательная – смерть.
Сову в позитивном ключе нередко используют в эмблемах.
Сову с книгой
размещают на логотипах
образовательных
учреждений, проектов.
Изображение совы на
мече можно увидеть на
эмблемах военных
подразделений.

17.

СОВА
Разные изображения совы
служат эмблемой
интеллектуальных клубов,
мероприятий. Наградой в
интеллектуальном шоу «Что?
Где? Когда?» была избрана
хрустальная статуэтка совы.

18.

СОВА
В Древней Греции сову
отождествляли с Афиной
Палладой, богиней мудрости.
Сова сидела на плече Афины,
нашёптывая на ухо о том, что
творится за ее спиной. Благодаря
умной птице Афина могла судить
об истинном положении дел,
принимать верные решения.
Жители Афин высоко чтили
крылатую спутницу Паллады,
изображали сову на монетах
рядом с богиней. Сова осталась
атрибутом Минервы, богини
мудрости в Древнем Риме.
От античной традиции ведёт свое
происхождение и мудрая сова
европейских сказок и басен.

19.

СОВА
Сова как символ
финансового благополучия
В славянской мифологии
сову считали
хранительницей
драгоценных кладов,
подземных богатств, а также
разрыв-травы, которая
помогает открывать любые
замки. Также сов считали
помощниками в поиске
потерянных вещей. Из этого
поверья зародилась
символика птицы как
хранительницы финансового
благополучия.
Поэтому нередко для
привлечения финансов в
местах хранения денег
размещают фигурки сов.
Сова призвана
предотвратить неразумные
траты, помогать
накапливать богатства.

20.

СОВА
Сова как хранитель скрытой информации
Совы способны знать тайны, скрытые от простых смертных.
Они видят ночью, в темноте, отсюда приписываемый им дар
пророчества. Сова может видеть вокруг себя, не двигаясь
с места, лишь поворачивая голову, у неё мудрый
проницательный взгляд. Отсюда использование совы в
воинской символике для подразделений разведки и
спецназа. Кроме того, сову как символ используют тайные
общества, чьи знания не выходят в мир, а передаются
только посвященным.
Для индейцев Северной Америки сова символизировала
мудрость и пророчество, была символом смелого воина и
охотника. Считалось, что она может прийти на помощь:
перья совы в головном уборе выполняли функции защиты,
нарисованные концентрические круги под глазами
обеспечивали помощь в ночной охоте.

21.

СОВА
Сова как птица печали
Сова символизирует грусть, ностальгию, одиночество.
В мифологии древних шумеров сова символизировала горе и
забытье: её называли «птица уныния», «птица разрушенных
городов», «птица-сон», «птица сердечной печали».
Ухание совы в ночи можно принять за плач отчаяния.
В брачной символике славян сова выступает как символ
вдовы или одинокой бездетной женщины – старой девы; у
некоторых народов совой называли гулящую женщину.
Ночной крик совы считали предупреждением о рождении
внебрачного ребенка.
… Вот совы прянули и вновь уплыли прочь,
Глухими крыльями волнуя темный воздух,
Вот и зенит уже в затеплившихся звездах,
Венера светлая встаёт, и это — Ночь.
Поль Верлен

22.

Сова как олицетворение смерти
СОВА
Как ночная птица с большими светящимися глазами,
способными видеть во тьме, сова олицетворяет тучу,
сверкающую молниями, темноту, ночь, опустошение, несчастье.
Во многих традициях совы несут угрозу, пророчат беду.
Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза, жуткие крики –
всё это привело к тому, что сову связывали со смертью, а также
с оккультными силами. Сову считали птицей смерти в Древнем
Египте, Индии, доколумбовой Америке, Китае, Японии.
В Европе в поздней античности и в средние века сове
придавали демоническое значение: в сов могут обращаться
ведьмы, колдуны, злые духи. Славяне также наделяли сову
демоническими свойствами: появление совы возле дома
предвещало смерть или пожар.

23.

СОВА
Использование архетипа
совы в брендинге
Крем для рук
«СОВАБЕССОНЯ»

24.

ЛАСТОЧКА
ЛАСТОЧКА в мифологии имеет широкую символику. Так, в
Древней Греции ласточка – птица, посвящённая Афродите.
В египетском мифе Исида в
облике ласточки
отправляется искать тело
убитого и разъятого на
части мужа Осириса.
Ласточка считается одним из воплощений Иисуса Христа.
В христианской символике те, кто обращается с молитвой
к Богу, уподобляются ласточкам, которые всегда голодны и
страждут. Молодая ласточка – символ жажды духовной
пищи.

25.

Ласточка – вестник весны, утра, солнечного
восхода, начала, возрождения, счастья.
Ласточки любят жить рядом с людьми.
В сказке про Дюймовочку
Ласточка символизирует
надежду, добро,
положительный переход.
Ласточка также служит
символом прилежания,
домашнего уюта,
отцовского наследия.
ЛАСТОЧКА

26.

ЛАСТОЧКА
Но ласточка,
прилетевшая из-за
моря, связана с иным
миром, со смертью.
Она выступает как
посредница между
смертью и жизнью,
далёким, чужим
морем и близкой,
своей землей.
Есть примеры, когда ласточка выступает как символ
опасности, непрочности, ненадежности жизни.

27.

ОРЕЛ
Орел / орлица – символ небесной (солнечной) силы, огня,
бессмертия. В мифологиях различных народов мира это
одно из наиболее распространённых обожествляемых
животных: орёл – символ богов и их посланец.
В Древней Греции орёл
был символом Зевса, в
Древнем Риме – Юпитера.
В славянской мифологии
орёл – птица Перуна.
Громовержец может
превращаться в орла,
может летать на орле,
посылать его выполнять
различные поручения.

28.

ОРЕЛ
У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусоманьчжурских народов, других народов Сибири культ орла
был связан с представлением его в виде помощника или
олицетворения шамана. Отсюда обычные изображения
орла на шаманской одежде. С орлом были связаны белые
шаманы, с вороном – чёрные.
Одним из главных подвигов
орла как культурного героя
в мифологиях Евразии
(Сибири) и Северной
Америки является
похищение им
света. Или же, наоборот,
это помощь в добывании
огня, которую орёл
оказывает людям.

29.

ОРЕЛ
В библейской мифологии орел воплощает
божественную любовь, силу, юность, бодрость духа.
Но также и гордыню. Гордыня соответствует роли этих птиц
в легенде об Александре Македонском, пытавшемся достичь
неба с помощью двух орлов. Есть также легенда о том, что
стареющий орёл взлетает к солнцу и, окунувшись там в
волшебный источник, обретает молодость и здоровье.
Орел часто
используется
как
геральдический
символ.

30.

ПЕТУХ в славянской мифологии как вещая птица
имеет двойственный символизм.
ПЕТУХ
Петух связан с солнцем, огнем,
возрождением, символизирует
рассвет, пробуждение, активность,
бдительность. Рассветное пение
петуха отгоняет нечистую силу.
Петух был опекуном хозяйства:
считали, что без его не будет
водиться скот, у коровы будут
безвкусными молоко и масло.
Но то же время петуха наделяли демоническими
свойствами. С этими свойствами петуха связана традиция
не держать долго петуха в хозяйстве, а менять старого
петуха на петушка из нового выводка.

31.

ПЕТУХ
«Сказка о золотом
петушке» – последняя из
написанных Пушкиным
сказок. Смысл её в том,
что за всё нужно платить.
Так или иначе.
Царь Дадон не захотел
платить звездочету за
золотого петушка: нарушил
слово, убил старика. За
это Дадон поплатился
жизнью. Петушок здесь
выступил символом
справедливости.

32.

ПЕТУХ
Архетипический образ петуха
широко используется в рекламе.
«Филе из Золотого Петушка»
(2002) – иронический детектив
Дарьи Донцовой. Это вариант
книжного PRODUCT
PLACEMENT (скрытой рекламы),
когда бренд включен в название
книги.

33.

ПЕТУХ

34.

Город Петушки – административный центр Петушинского
района Владимирской области (63 км от Владимира). Это
один из самых маленьких городов России с населением 12
тыс. чел. Петух давно стал символом города.
«Золотой петушок» – событийный
праздник, интересный местным
жителям и туристам. «Музей
Петуха», открытый в 1997 г.,
является популярной
достопримечательностью.

35.

Музей Петуха – сказочный
петушиный городок. На улице
Вечных истин можно задуматься
над вопросом: «Что было раньше
– курица или яйцо?». На улице
Родники – узнать происхождение
названия города Петушки.
Здесь петухи разного размера,
характера, расцветки.
Изготовлены из стекла, хрусталя,
глины, дерева, металла,
лоскутов, разноцветных ниток,
бисера, ракушек. Есть
интересные хохломские,
гжельские, городецкие,
дымковские работы с
изображением петуха. В музее
есть петушки из разных стран
мира, каждый со своей историей.
ПЕТУХ

36.

Сказка «Черная курица
или Подземные жители»
А. Погорельский – русский
писатель 19 в. Исследователи,
изучившие сказку,
предположили, что одним из
источников ее может быть
магическая книга масонов
«Черная курочка».
Сказка «Чёрная курица»–
история о посвящении, об
инициации. Герой мальчик
Алеша проходит испытания, в
результате которых получает
новый духовный опыт.
Инициация имеет выраженный
масонский характер.
ПЕТУХ

37.

ПАВЛИН
ПАВЛИН символизирует небесное великолепие,
божественную славу, бессмертие, плодородие, изобилие.

38.

В традициях Запада и Востока павлин изображается
ПАВЛИН
по обе стороны Древа жизни.
«Павлины у Древа жизни» –
мозаика из Палатинской
капеллы (дворцовой часовни)
итальянского города Палермо

39.

ПАВЛИН
В античности павлин был
атрибутом Геры-Юноны,
божественной супруги
Зевса-Юпитера. А также
Аргуса, многоглазого
великана, которого после
смерти Гера-Юнона
превратила в павлина.
«Звёзды» («глазки»),
усеивающие павлиний
хвост, называли очи Аргуса.
Подобно Аргусу, павлин
имел сто глаз и во сне
закрывал лишь пятьдесят.

40.

ПАВЛИН
В ирано-суфийском
мифе бог сотворил
мировой дух в
образе павлина и дал
ему посмотреть на
отражение в чудесном
зеркале. Павлин,
потрясённый величием
увиденного, пролил
капельки пота, из
которых произошли все
остальные существа.
У буддистов павлин – символ мирских иллюзорных
ценностей, а также отказ от этих ценностей путем
приобретения сознания.

41.

Изображения павлина широко представлены
в нумизматике, геральдике, брендинге
территории.
Герб города Альбах
(Германия)
ПАВЛИН

42.

ПАВЛИН
Павлин служил и космическим символом.
Распущенный хвост сравнивали с солнечным колесом.
Поэтому в исламе павлин символизирует Вселенную. В
христианской традиции «глазки» на хвосте
символизируют звездное небо. Поэтому павлин считался
символом бессмертия.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ОБРАЗА ПАВЛИНА
С одной стороны, это роскошь, эпатаж. Пышный хвост,
роскошное оперение – символы красоты бытия. С образом
павлина связываются мотивы созерцания, любования,
взгляда: в средние века павлина называли «стооким».

43.

ПАВЛИН
С другой стороны, павлин
символизирует
высокомерие, себялюбие,
тщеславие, капризность,
самоуверенность, чувство
всемогущества.
И, как следствие, –
одиночество.
Кроме того, есть европейские поверья, которые
ассоциируют «глазки» павлиньего хвоста с «дурным
глазом» («сглазом»), связывают образ павлина с
несчастьем, бесплодием и т.п.

44.

ВОРОН
ВОРОН – птица, которую
западноевропейская
традиция связывает со
смертью, утратой, войной.
В Европе на репутацию
ворона повлияла
ассоциация с Одином,
скандинавским богом
войны. Его всегда
сопровождали два ворона
– Хугин и Мунин. Эти
вороны сообщали о
событиях в мире
смертных, символизируя
разум и память.

45.

Но в остальном мире ворон почитаем.
ВОРОН
Ворон выступает символом солнца и прорицания.
Его блестящее чёрное оперение, возможно, предполагало
способность выжить при близком контакте с солнцем.
В иранской мифологии ворон был связан с солнечным
культом бога Митры.
В Китае и Японии ворон – эмблема семейной любви.
Синтоизм, национальная религия Японии, приписывает
ворону роль посланца богов.
В Древней Греции ворон считался птицей-вестником
Аполлона и богини Афины.
В древнем Риме крик ворона напоминал латинское слово
«крас» - «завтра», его связывали с надеждой.

46.

Образ чайки восходит к народно-поэтическим
представлениям о душе белой и чёрной, крылатой и
бескрылой, живой и погибшей.
ЧАЙКА
Образ вольной птицы –
символ свободы человека,
выражение протеста против
гнетущей действительности,
В то же время это намёк на
слабость, незащищённость
страдающей личности.
Чайка также является
символом тоскующей
женщины.

47.

В якутской мифологии есть
миф о чайке, бывшей
раньше девушкой-невестой.
Ее просватали за жителя
Верхнего мира. Когда
свадебный поезд прибыл к
родителям жениха,
оказалось, что по пути исчез
целый кусок масла, который
являлся частью подарков
невесты. Возмущенные
грозные обитатели Верхнего
мира прокляли девушку,
превратив ее в белую, как
якутское масло, чайку, и
велели ей всю жизнь искать
то масло.
ЧАЙКА

48.

КУКУШКА
КУКУШКА – птица,
которая у многих
народов сама сообщает
своё имя – кричит «куку» (греч. «коккукс»,
«куккос», лат.
«кукулюс» («cucullus»).
Украинское слово
«зозуля/зезюля»
В славянской мифологии это птицаподчеркивает цвет
вещунья, символ времени,
птицы: зозулястый – проводник между миром явным и
пёстрый, рябой.
потусторонним. Кукушка считалась
Кукушку также
воплощением души,
называли зегзицей,
предсказательницей будущего, жизни
загоской, загонькой.
и смерти.

49.

КУКУШКА
Кукушка связана с весенними и летними праздничными
ритуалами.
Образ кукушки как вестницы новой поры, как
олицетворения пробуждающейся природы, наступления
тепла, отражается в названиях весенних месяцев.
В хакасском языке одним из названий марта был – «Арган
кёёк айы» – букв. месяц ненастоящей кукушки. Апрель
же назывался «Сын кёёк айы» – букв. месяц истинной
кукушки. Верили, что благодаря волшебству кукушки
хвойные деревья круглый год стоят зелеными.
Кукушка олицетворяет женское начало. Кукушкой становится
девушка, жена, вдова в результате нарушения или утраты
семейно-родственных или брачных связей и отношений.

50.

Кукушка наказана
Богом за грехи тем, что
весь век живет без
пары.
Кукушка не имеет
своего гнезда и
подбрасывает яйца
птенцов в чужие гнёзда.
За это птицы изгнали её
из птичьего
сообщества.
КУКУШКА
Образ кукушки связан с мотивом одиночества,
неустроенности в жизни, вечным скитанием по свету: нигде
она не может найти пристанища. Кукушка ассоциируется с
матерью, бросившей своих детей.

51.

НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА «КУКУШКА»
КУКУШКА
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей.
Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра
до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат,
а мать – убирай. Рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело
было, а дети не помогали.
Заболела мать от тяжелой жизни. Лежит в чуме, детей
просит: «Детки, пересохло горло, принесите водички».
Не раз и не два просила мать. Не идут дети за водой.
Наконец захотел старший есть, заглянул в чум. Мать
посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица
перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры
скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток
железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли.

52.

КУКУШКА
Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! —
закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.
Дети бежали за матерью
много дней и ночей по
камням, по болотам, по
кочкам. Ноги в кровь
изранили: где пробегут,
красный след останется.
Навсегда бросила детей матькукушка. И с тех пор не вьёт
себе кукушка гнезда, не
растит сама своих детей, а по
тундре с той самой поры
красный мох стелется.

53.

КУКУШКА-ЗОЗУЛЯ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
Славянские легенды сообщают, что кукушка-зозуля была когдато девочкой, родившейся от матери-женщины и отца-ужа. Или
женщина, которая вышла замуж за ужа, а затем превратилась
в птицу. Или вдова, что тяжко тосковала по погибшему мужу.
Встречаются легенды, в которых кукушкой становится
женщина, которая убила своего мужа. Или это дочь, проклятая
родителями за то, что полюбила парня, который им не
нравился.

54.

КУКУШКА
В украинских народных песнях кукушка прилетает горевать
над умершим. Она символизирует сердечную печаль по
милым покойникам, вечное вдовство, горькую судьбу.
В «Слове о полку Игореве» Ярославна «зегзицею
кичет» (зегзица – древнее название кукушки).
Кукушка – персонаж целого ряда примет, обрядовых
действий. Она может выступать вестницей несчастья:
кукуя, «предсказать» голодный год, смерть… Верили, если
трижды прокукует над домом, то хозяин дома непременно
умрёт.
По кукованию гадали, как пройдёт год. Если впервые в году
слышишь кукушку при деньгах – год пройдёт в достатке.
Если будешь при первом куковании навеселе – целый год
будешь пить. Если при работе – будешь много работать.

55.

КУКУШКА
Если кукушка кукует возле дома – будет свадьба.
У кукушки девушки спрашивали, долго ли ещё в
девках ходить:
Зозуленька-вороженька,
Скажи мне правдоньку,
Куда я пойду:
Или в ту сторонку,
Или в ту,
Или в землю святу?

56.

КУКУШКА
Роман Кена Кизи
– одно из знаковых
литературных произведений
ХХ в. Фильм в 1975 поставил
Милош Форман,
чехословацкий и
американский режиссер и
сценарист. Фильм завоевал
«Оскар» в пяти самых
престижных номинациях.
Такую же «Большую
пятёрку» ему удалось взять
в пяти номинациях на
кинопремии «Золотой
глобус» – первый раз в
истории кино.

57.

КУКУШКА
Американцы называют кукушкиными гнездами
психиатрические лечебницы. Фильм о драме в
психиатрической клинике снимался в отделении для
душевнобольных больницы штата Орегон.
Вспомним русские разговорные выражения «кукушка
поехала», «кукуха слетела», означающие нарушение
способности мыслить здраво.
Кукушка бывает в настенных механических часах. Оттуда
она выскакивает, чтобы сообщить о наступлении нового
часа. Если часы ломаются, кукушка кукует невпопад, что
вызывает раздражение.
Когда говорят «поехать кукухой», то подразумевают, что у
человека «поехала крыша», что он говорит или делает чтото неправильное, что он сошёл с ума.

58.

КУКУШКА
Сюжет такой книги/фильма «Пролетая над гнездом
кукушки» («Полет над гнездом кукшки») такой.
Патологического преступника и бунтаря Макмёрфи
переводят из колонии в психиатрическую клинику:
установить, является душевнобольным или нет.

59.

КУКУШКА
Отделение контролирует хладнокровная, одержимая
распорядком старшая медсестра Рэтчед. Макмёрфи
намерен не подчиняться абсурдным, на его взгляд,
правилам и одновременно повеселиться от души.
Его бунтарская натура заражает других пациентов.
Рэтчед решительно настроена пресечь это. В финале
Макмёрфи направляют на лоботомию, с которой он
возвращается в вегетативном состоянии.
Пациенты, благодаря харизме Макмёрфи, стали сильнее,
смелее, освободились от страхов перед «нормальным»
миром, от власти старшей сестры. Они стали постепенно
покидать больницу.

60.

ОБРАЗ КУКУШКИ НА ГЕРБАХ
Герб города
Пагегяй (Литва)
Герб коммуны
Нерцвайлер
(Германия)
Герб города
Лимбах
(Франция)

61.

ОБРАЗ КУКУШКИ В БРЕНДИНГЕ

62.

ОБРАЗ КУКУШКИ В БРЕНДИНГЕ

63.

ОБРАЗ КУКУШКИ В БРЕНДИНГЕ

64.

КОНТАКТЫ
THE END
English     Русский Правила