Похожие презентации:
Закономерности развития формы в дизайне. Тема 4
1.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФОРМЫВ ДИЗАЙНЕ
Кандидат архитектуры, доцент кафедры
коммуникационного дизайна, руководитель мастерской
визуальной среды НГУАДИ
ТИХОВ Владислав Германович
2.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕПоявление
новых
принципов
осуществления утилитарной функции
вещи – это зачастую революционный
процесс. Форма же по инерции
перенимает у близкой по каким-либо
признакам старой вещи «новую»
интерпретацию.
Поэтому
первый
автомобиль – коляска без лошадей
(форма кареты-фаэтона).
Образ первой пишущей машинки
напоминал старинный клавесин, а
первые электрические светильники –
канделябры со свечами.
История
формы
любой
вещи
переживает свой период «детства»,
«юности» и «старости». Формы
устойчивые ко времени способствуют
кристаллизации стиля (устойчивые
общности признаков формы).
Чарлз и Франк «Дюрей, Дюржа»,
первый америанский автомобиль,
1893.
3.
Закономерности развития формы в дизайнеС точки зрения современной
методики
дизайн-проектирования
изучения закономерностей развития
формы становится необходимостью.
Движение формы во времени не
прямолинейно, а сложно. Поэтому
форма одних вещей столетиями
существенно не меняется, а другие
становятся совершенно неузнаваемые
за два десятилетия.
Сложность становления, а затем
развития и отмирания формы связана
со
многими
факторами,
они
откладывают
отпечаток
на
«поведение» формы.
4.
Взаимодействие внешней и внутренней формы в дизайнеЦелью и результатом деятельности дизайн-проектирования является функции и
структурообразование содержательной формы. Единство содержания и формы достигается
взаимосвязанным учетом проектных факторов, формированием проектных свойств
(признаков) и получением результирующих потребительских признаков (свойств).
Утилитарная основная функция изделия - это работа, которую она должна выполнять.
Форма в системе «человек»-»объект» – «среда» двуедина.
Внутренняя форма – это устройство предмета (объекта), его структура.
Внешняя форма это оболочка объекта, его облик.
5.
Форма как фактор эмоционального воздействияДизайнерские формы непосредственно связаны с их образностью и оказывают
существенное эмоциональное воздействие на зрителя. С точки зрения современной
методики проектирования изучения закономерностей развития формы становится
необходимостью. Движение формы во времени не прямолинейно, а сложно.
Поэтому форма одних вещей столетиями существенно не меняется, а другие
становятся совершенно неузнаваемые за два десятилетия.
Характер формы непосредственно связан с образностью предмета. Композиция
отлично спроектированного промышленного изделия обладает многими
специфическими
свойствами
и
качествами,
характерными
для
высокоорганизованной формы. Такая форма целостна, все элементы соподчинены
между собой, уравновешены, едины по характеру формы, пропорциональны и
масштабны. Если форма утратит хоть одно из перечисленных свойств, гармония
нарушится.
Целостность формы - понятие, для которого естественен образный язык.
Целостность связана с важнейшим свойством композиции – соподчиненностью
(главных элементов, менее значимых и второстепенных).
6.
Целостность технических формЯков Георгиевич Чернихов
(1889-1951) – советский
архитектор-авангардист,
художник, график
Различные проявления целостности технических форм
великолепно продемонстрировал Яков Чернихов в своей
нестареющей книге: «Конструкция архитектурных и
машинных форм», издательство Ленинградского общества
архитекторов в 1931 году. Он весьма образно
классифицировал «типы конструктивного образа» в
зависимости от закономерности, принятой за основу в
каждом отдельном случае. Я. Чернихов прибегает к
условным композиционным моделям, но находит точное
выражение связей, на которые строится соподчинение.
Главная особенность здесь – это органичность соединения
элементов формы, соподчиненность без которого не
существует целостности. Реальные технические объекты
нередко лишены этого важнейшего качества композиции:
объемы стыкуются чисто механически, а если отсоединить
один от другого, то оставшаяся часть ничего не теряет. А
если попробовать вынуть хоть один из элементов на
моделях Я. Чернихова, стронуть его с места –
соподчиненность исчезнет, целостность нарушится. В
современных технических конструкциях «конструктивный
образ» существует и теперь в преобразованном виде.
7.
Композиции машинных форм Якова Чернихова8.
ЕДИНСТВО ХАРАКТЕРА ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕЕдинство
характера
формы
как
свойство
композиции
почти
не
исследовано, хотя которым обладают
изделия дизайна высокого эстетического
качества. Под характером формы часто
понимают
стилевые
особенности
предмета, которые имеют совсем иной
смысл ( т.е. единый характер формы разно
функциональных элементов). Правильнее
под характером формы следует понимать
совокупность чисто индивидуальных черт,
отличающих формы одинаковых по
назначению
и
даже
по
принципу
конструкции изделий. В процессе одного
стиля форма вещи может оказаться
настолько
разнохарактерной,
что
композиционная целостность ее будет
полностью нарушена и она станет
эклектичной – не по стилю, а по характеру
(одни
детали
имеют
свои
остро
индивидуальные черты, в то время как
другие словно взяты напрокат от другой
машины).
При этом каждый элемент в отдельности
может быть даже красив, но вместе они не
представляют композиционного целого. Дизайнер
высокой квалификации, если ему показать только
одну важную часть изделия и его схему, должен
как палеонтолог, воссоздать характер формы всех
остальных частей (пример методики дизайнпроектирования).
Производственные факторы меняют форму
прежде всего изнутри.
Факторами меняющими стайлинг (вид)
формы являются стиль и мода. Они выражают
духовный идеал общества. Чем меньше форма
предмета обуславливается механизмом, его
конструкцией и работой, тем свободнее
проявляется влияние стиля (мебель, посуда,
светильники ближе к архитектуре и искусству и,
поэтому больше подвержены влиянию стиля,
чем станки, машины и оборудование.
Однако на практике имеет очень сложное
взаимодействие этих факторов.
9.
Индивидуальный характер формы в дизайнеФормы одних и тех же по
назначению изделий, как лица
людей,
могут
иметь
свой
индивидуальный характер – мягкий
и
теплый
или
строгий
и
официальный и т. д. Характер
формы
проявляется
даже
в
ньюансных оттенках, в тонкостях
отделки, в цветовой гамме.
Формы дизайна в зависимости от
остроты проявления в них характера
формы можно разделить на:
- нейтральные
- острохарактерные
Часто поиск индивидуальности
формы происходит интуиктивно (
это приводит к ошибкам, т.е. не
учитываются
особенности
материала, и тогда дерево начинает
обретать
чуждые
ему
«пластмассовые» формы. Еще чаще
пластмассе
придают
черты
деревянных (строганных) профилей.
Нередко не учитывается характер
(контекст) среды в котором изделие
будет
функционировать
(например:
излишняя
декоративность
лицевой
панели телевизора и т.д.).
Дизайнеров
неодолимо
влечет
острохарактерная
форма,
и
это
объяснимо – ведь она более эффектна и
говорит как будто о богатстве фантазии
проектанта.
Однако
в
условиях
эксплуатации она может быть неуместна
!
О характере формы надо думать на ранних
стадиях дизайн-проектирования.
Что касается изделий, сама функция
которых
предопределяет
большую
свободу в поиске характера формы (
изделия
культурно-бытового
назначения), то здесь разнообразие
диктуется
разумной
для
нашего
общества широтой ассортимента.
10.
Выявление характера формы в дизайнеРабота над характером формы
промышленного
изделия
–
специфическая задача, тем более
трудная, что каждое изделие – это и
своя технология, и свои материалы, и
своя тектоника.
Единство характера формы –
свойство композиции, но столь же
важно рассматривать характерное в
форме
как особое синтезирующее
средство, вбирающее многое от других
средств. Ведь характерное в форме
достигается
и
пропорциями,
и
нюансной проработкой. В то же врямя,
характер формы выступает как нечно
самостоятельное,
зримое
«комплексное средство» для решения
композиции в дизайне. Именно как
особое,
наиболее
своеобразное
средство композиции характер формы
непосредственно связан с образностью
вещи,
с
ее
эмоциональным
воздействием.
Если говорить о взаимосвязи между
характером формы и стилем, то можно
отметить, что в пределах любого стиля и в
любую
эпоху
предметная
среда,
создаваемая художником, всегда была
разнообразной по характеру форм в
зависимости от условий и целей, какие
ставил перед собой ее создатель.
Пример:
Как может обогатить и
создать характер форме такой «странный»
элемент
как шов на изделии (элемент
не пластики, а графики)- сложные
поверхности с лекальными
образующими читаются особенно остро,
когда
на них появляется след
секущей плоскости.
Этот
прием
у
умело
используют
дизайнеры
в
автомобилестроении
(например: линии притвора
дверей, рассекающих сложную боковину
поверхности
кузова).
Это
прием
также
используется
в
микроэлектронике,
радиоаппаратуре и т.д.
11.
Многообразие конструктивных форм в дизайнеСовременное развитие дизайна сегодня
во многом определяется подходами в
области конструирования и ориентации
на новейшие материалы.
(Конструкция всегда предшествует
художественной форме, которая не
может возникнуть без нее.
Отто
Вагнер)
Конструкция в дизайне, как правило,
следует
«логике
материала»,
его
прочностным и пластическим свойствам.
В
современной
дизайн-форме
конструктивные элементы (несущие,
ограждающие, диафрагмы жесткости;
крепления и соединения) зачастуя,
подчиняясь
логике
машинного
производства, сливаются в единую
форму изделия.
Конструктивные
элементы могут не маскироваться, а
выполнять
функцию
декоративных
элементов, внося ритмический строй,
или придание легкости и техногенности
внешнего вида: гофрированные
и
складчатые поверхности.
12.
МОБИЛЬНОСТЬ ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕМобильность формы, возможность ее
видоизменения в зависимости от конкретных
условий ситуации – одна из характерных
особенностей современного дизайна. При
этом конструкции должны обеспечивать
такую мобильность: откидывающийся верх у
кабриолета, раскладной солнцезащитный
зонт летнего кафе, складывающийся столкнижка,
раскладной
диван-кровать
и
обеспечивающиеся трансформацию изделия
узлы
должны
быть
надежными
и
долговечными.
13.
МОРАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ ФОРМЫ В ДИЗАЙНЕКритический
период
в
развитии формы переживает
каждое изделие дизайна – рано
или поздно оно морально
стареет. Этот процесс всё более
убыстряется Изменяется процесс
действия
(например:
радиоэлектроника).
С
моральным
старением
формы надо считаться. Встает
вопрос: надо ли планировать
сроки морального износа формы?
Ответ один: нельзя подходить
одинаково к формам разных
промышленных изделий. Те из
них, чья жизнь коротка, могут
конструироваться
более
острохарактерными
более
отражать моду.
14.
ФОРМЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ В ДИЗАЙНЕФорма
изделий,
предназначенных к длительному
использованию, должна быть
более сдержанной, нейтральной
(например:
очень
дорогой
радиоцентр).
Именно формы, устойчивые во
времени в значительной степени
способствуют
кристаллизации
стиля. Самое характерное из этих
форм, как крупицы золота при
промывке
породы,
оседают,
постепенно
формируя
ту
устойчивую общность, которая
затем становится стилем.
Вопросы морального старения
формы особенно важны, когда
разрабатывается
«фирменный
стиль» (общность визуальных
характеристик формы).
15.
ФОРМЫ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ В ДИЗАЙНЕФорма изделий, чья жизнь коротка, могут конструироваться более
острохарактерными (по форме, цвету) – более отражать моду (например:
пляжный велосипед).
16.
СТРУКТУРА РАЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИЗАЦИИ В ДИЗАЙНЕДля дизайнеров-стилистов характерно стремление к разработке
внутренне оправданной внешней формы предмета, определенным
образом отражающим его содержание.
Структура рациональной стилизации может быть представлена
следующими этапами проектирования:
1 ЭТАП (аналитическая фаза) Исследуются проблема общей
потребности в новой форме промышленного изделия,
2 ЭТАП (концептуальная фаза) Формулируются морфологические
требования
потребителя, находящихся из характеристик
современной моды. В результате строится концептуальная модель
– обобщенный символ будущей формы.
3 ЭТАП
(синтезирующая фаза) Формулируются
принципы
разработки элементов новой формы. Разрабатываются варианты
формы изделия и разрабатывается рабочий проект, по которому
выполняется опытный образец. Затем идет процесс реализации
изделия на производстве.
17.
ПРИНЦИП «ЛИДЕРА ФОРМЫ» КАК ОСНОВА СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯКак известно из методики дизайн-проектирования, что
конкретный предмет или вещь, выдвигаясь на роль лидере, дает
неизбежно импульс для нового стилеобразующего процесса.
Предмет – «лидер формы» обретает особое значение , когда он
используется в качестве основы для разработки опережающих
концептуальных дизайн-проектов задающих социально-культурные
идеалы развития предметной среды.
С методической точки зрения очень важно, чтобы дизайне, в
процессе проектирования предал роль «лидера формы» именно
тому предмету, чтобы был реализован важный принцип
проектирования вещи «для себя» совпало с проектированием вещи
«для другого».
Стилеобразование можно использовать двояко: во-первых как
процесс объединения разно функциональных объектов на основе
концептуально-художественной
идеи;
во-вторых
как
художественный прием придания отдельным дизайн-объектам
определенных стилевых черт (включая авторскую трактовку)
18.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ НАОСНОВЕ «ЛИДЕРА ФОРМЫ»
Данная методика была внедрена и успешно использована в
течении многих лет в практике учебного дизайн-проектирования
на кафедре дизайна в Новосибирской государственной
архитектурно-художественной академии (ныне Новосибирском
государственном университете архитектуры, дизайна и искусств
имени А.Д Крячкова) при подготовке по направлению «Дизайн
среды».
В курсовом дизайн-проектировании использовались два
методических подхода к формированию предметной среды
интерьера:
а) «опредмечивание» конкретного пространства (предметное
наполнение ) с учетом художественной (тематической) образной
идеи (подбор предметных форм к контексте среды);
б) «моделирование» пространства интерьера на основе
использования
многопредметного
ансамбля,
которые
создавался методом стилеобразования («от предмета к среде»).
19.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»
20.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»
21.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»
22.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»
23.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»
24.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»
25.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»
26.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»
27.
ПРИМЕРЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ«СТИЛЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ»