Похожие презентации:
Философская система Уильяма Джеймса
1.
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА УИЛЬЯМАДЖЕЙМСА
Уильям Джеймс (1842–1910)
Вождь американской фсф
был прежде всего психологом, но
он имеет значение как философ
по двум причинам:
он создал учение,
которое назвал
«радикальным
эмпиризмом»
и был одним из трех поборников
теории, называемой
«прагматизмом» или
«инструментализмом
2.
фсф интересы имели две сторонынаучная
религиозная
индивидуум
изучение медицины
религия
источник религии
материализ
м
личностные переживания
внимание Джеймса
"человеческие документы"
личностных
откровениях людей об
их религиозных
пробуждения
3.
наукарелигия
опы
основание
т
-наука
-религия
одни и те же практические результаты
одна идея
НО по-разному выраженная
4.
работа "Прагматизм"1. Полезность фсф
НО не всякой фсф, а
! эмпирическая
ч
прагматиз
м
! прагмат. метод
реальный
мир
навязывание
-истин
-догматов
-теорий
5.
объяснениедействительности
принцип плюрализма
знания
могут быть истинными
НО истина
истинность
теория истинности
удобный образ нашего мышления
ценность
оправдание религиозной
веры
есть прагматизм
6.
-прагматизм-радикальный эмпиризм
в -прир
-соц.
контексте
1. строй вещей
е попытка разобраться в человеческом опыте
`
-открытый
-мужественный
у
м
-стремление облегчить человеческую участь
мир в двух смыслах
2. мир существует в том смысле
каждый человек создаёт свой мир
повседневная жизнь
материал окружающей действительности
7.
взгляды Джеймса"радикальный
эмпиризм"
главная
идея
#
«Познающий – не просто зеркало,
движущееся в мире и не
имеющее точки опоры, пассивно
отражающее то, с чем оно
встречается.
-Вещи, заботящие человека, цели, к которым он стремится,
-его потребности
^
-
физические
-духовные
познающий
е'
участие в создании
деятельности
важная роль в его заключениях
деятель
описание истины, которую он
создаёт
8.
доктрина радикального эмпиризмаочерк "существует ли сознание? "
цель
отношение субъекта к объекту
основной принцип
познающий
-ум
-душа
позн.
объект
-мат. объект
-ум
9.
выводыИтак, и наука, и религия имеют основание в опыте. Однако религиозный и научный
образы мира столь различны, что примирение их кажется совершенно
Невозможным
По мнению Джемса, истинными мы называем те наши идеи, теории, которые,
направляя наши действия, ведут к желаемым результатам.
Таким образом, Джемс отошел от концепции Пирса, согласно которой истина
является общезначимым принудительным верованием, и стал на
индивидуалистические и плюралистические позиции.Именно такая позиция и
стала отождествляться с термином «прагматизм», что и заставило Пирса
отказаться от него.