4.19M
Категория: ИскусствоИскусство

Модерн

1.

2.

Модерн - cтиль в европейском и американском искусстве на
рубеже XIX-XX веков. Его отличительными
особенностями является отказ от прямых линий и углов
в пользу более естественных, «природных» линий,
интерес к новым технологиям (например в архитектуре),
расцвет прикладного искусства.
«Саграда Фамилия».
Антонио Гауди.
Густав Климт.

3.

В других странах называется также: «тиффани» в США, «арнуво» во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль) в
Германии, «стиль Сецессион» в Австрии, «модерн стайл» в
Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в
Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль»
(style sapin) в Швейцарии.
«Меланхолия».
Жорж де Фор.
Хил-хаус. Чарльз Ренни Макинтощ

4.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более
доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также
черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних
цивилизаций.
Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из
растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка
Германа Обриста «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы
из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого
в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров,
керамике, книжной графике.
«Удар Бича». Герман
Обрист

5.

Ведущую роль представители модерна отдавали
архитектуре как основе искомого ими синтеза
искусств. Принципиально новым в архитектуре
модерна был отказ от ордерной или
эклектически заимствованной из других стилей
системы украшения фасада и интерьера. Фасады
зданий модерна обладают в большинстве
случаев динамичностью и текучестью форм,
порой приближающихся к скульптурным или
напоминающих
органические
природные
явления

6.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле
модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В
своих проектах он активно использовал новые
материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим
конструкциям, выполненным из железа, он придавал
необычные формы, напоминающие какие-то
фантастические растения. Лестничные перила,
светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки
— все тщательно проектировалось в едином стиле

7.

Отель Соловьев
Отель Ван Этвельде

8.

Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гима́р, создавший,
в том числе, входные павильоны парижского метро.
Станции парижского метрополитена

9.

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре
ушёл Антони Гауди́. Здания, сооружённые им, настолько
органически вписываются в окружающий пейзаж, что
кажутся делом рук природы, а не человека.
Парк Гуэль

10.

Эль Каприччо
Дом Бальо

11.

В России ведущими архитекторами модерна были Ф.
Шехтель, Л. Кекушев, работавшие в Москве и создавшие
великолепные особняки. Самыми интересными
образцами московского модерна, безусловно, считаются
особняк Рябушинского и особняк Дерожинской,
построенные Ф. Шехтелем.
Особняк Дерожинской
Входная дверь в
прихожей особняка
Дерожинской

12.

Л.Н. Кекушев первый по времени и один из крупнейших
мастеров стиля модерн в Москве. Практиковал ранний,
франко-бельгийский вариант модерна.
Профессиональный почерк — высочайшее качество
проработки интерьеров, подпись в виде статуи или
барельефa льва в замке свода.
Доходный дом Исакова на Пречистенке
Дом Кекушева на Остоженке

13.

Архитекторы:
Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих — Австрия;
Виктор Орта, Поль Анкар, Анри Ван де Вельде — Бельгия;
Эдён Лехнер — Венгрия;
Петер Беренс — Германия;
Хендрик Берлаге — Голландия;
Антонио Гауди — Испания;
Элиель Сааринен — Финляндия;
Эктор Гимар, Анри Соваж (Henri Sauvage) — Франция;
Йозеф Фанта — Чехия;
Чарльз Ренни Макинтош и группа «Четвёрка» —
Великобритания;
Эйжен Лаубе, Михаил Эйзенштейн — Латвия.

14.

Для живописи модерна характерно сочетание декоративной условности
орнаментальных ковровых фонов и натуралистической
осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность,
использование больших цветовых плоскостей, тонко
нюансированной монохромии. Скульптура модерна отличается
динамикой и текучестью форм и силуэта.
Особенно широкое распространение получил модерн в декоративноприкладном искусстве, которому присущи те же черты, что и
архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их
отдельных деталей органическим формам (керамические и
железные изделия Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара,
стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции;
стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде).
Большое развитие в модерне получила графика. Графика модерна
была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением
художественных журналов, пропагандировавших идеи модерна

15.

Художники:
Герда Вегенер — Дания;
Станислав Выспяньский — Польша;
Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан — Франция;
Густав Климт — Австрия;
Жорж Леммен, Фернан Кнопф — Бельгия;
Альфонс Муха — Чехия;
Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
Джованни Сегантини — Италия;
Ян Тороп — Голландия;
Жорж де Фёр (Йозеф ван Слейтерс) — Нидерланды;
Фердинанд Ходлер — Швейцария;
М. А. Врубель;
А. Н. Бенуа;
В. М. Васнецов;
Р. К. Калмаков;
С. В. Малютин;
М. В. Нестеров;
В. Д. Поленов;
Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.

16.

«Мир искусства» — художественное объединение,
сформировавшееся в России в конце 1890-х. Под тем же
названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами
группы.
Основателями «Мира искусств» стали петербургский художник
А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев.
Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с
модерном и символизмом. В противовес идеям
передвижников художники «Мира искусства» провозгласили
приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира
искусства» утверждали, что искусство — прежде всего
выражение личности художника.
«Мир искусства» 19161920
Б.М.Кустодиев

17.

Альфо́нс Мари́а Му́ха —
чешский живописец,
театральный художник,
иллюстратор, ювелирный
дизайнер и плакатист, один из
наиболее известных
представителей стиля
«модерн».

18.

Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая
женщина славянской внешности в свободной одежде, с
роскошной короной волос, утопающая в море цветов. Картины
обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не
скрывающие своего византийского или восточного
происхождения.

19.

20.

Франтишек Билек — Чехия;
Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль —
Франция;
Жорж Минне — Бельгия;
Г. Обрист — Германия.
«Горюющая
мать с двумя
детьми»
Ж.Минне
«Граждане Кале»
О.Роден

21.

Луи Мажорель, Эмиль Галле, Эмиль Андре, Эжен Валлен, Камил Готье,
Жак Грубер — Франция;
Ваза с лилиями.
Рихард Римершмид— Германия;
Э.Галле
Гюстав Бови, Хенри Ван де Вельде — Бельгия;
Тонет, Коломан Мозер — Австрия;
Франтишек Билек — Чехия;
И. А. Фомин — Россия;
Луис Комфорт Тиффани – США.
Витраж «Древо
жизни».
Л.Тиффани

22.

Gorham — США;
WMF, Оривит, Orion Kunstgewerbliche
Metallwarenfabrik (Orion) — Германия;
Арчибальд Нокс, Чарльз Хорнер — Великобритания;
Феликс Бракмонд , Рене Лилик, Жорж Фуке, Эмиль Галле
— Франция.
Р.Лалик

23.

Бердслей, Обри Винсент (Aubrey Beardsley) — Великобритания;
Анри Ван де Вельде (Van de Velde) — Бельгия;
Теофиль Александр Стейнлен (Theophile Alexandre Steinlen) —
Швейцария;
Йохан Торн Приккер (Johan Thorn Prikker) — Нидерланды.
О.Бердслей. «Саломее»
Т.-А. Стейнлен. «Черный кот»
English     Русский Правила