3.04M
Категории: ПравоПраво СоциологияСоциология

Инклюзивные практики в сфере культуры

1.

Инклюзивные
практики в
сфере культуры
Изюмский Павел
1121-МАо

2.

Социокультурная
инклюзия
Практики, призванные вовлечь людей с различными формами инвалидности в
социокультурную сферу, в последние годы активно развиваются, что свидетельствуют о
повсеместном становлении инклюзии в мире. Устойчивая и осознанная работа в области
социокультурной инклюзии основывается в первую очередь на ценностных установках,
задающих профессиональный подход к видению проблем и решению культуры задач.
В этой связи важнейшей опорой является приверженность социальной
модели инвалидности, которая пришла на смену медицинской.

3.

Конвенции о правах
инвалидов
Международного соглашения, которое постулирует преодоление различных барьеров на пути
интеграции людей с инвалидностью в общество. Согласно 30 статье Конвенции, люди с
инвалидностью должны иметь доступ к произведениям культуры, различным мероприятиям,
памятникам и объектам, имеющим культурную значимость, а также к учреждениям в сфере
культуры.
Конвенция была ратифицирована Россией в 2012 году, что повлекло за
собой принятие Федерального закона от 01.12.2014 419-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной
защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

4.

! Принятие данного закона
заложило основы
институционализации
социальной модели
инвалидности в Российской
Федерации.

5.

Организация инклюзивной среды
01
02
03
Музеи
Театры и
кино
Учреждений
культуры

6.

01
Музей
это пространства демократизации,
инклюзии и полифонии мнений, созданные
для критического осмысления и
обсуждения прошлого и будущего.

7.

Музей и посетители: новые
подходы во взаимодействии
Доступность сайта музея
для людей с нарушениями зрения
Незрячему посетителю с собакойповодырем нельзя отказать
в доступе [1]
Создание галерей с экспонатами
которые можно оценить с помощи
органов чувств
Создание гайдлайна для людей с
ограниченными возможностями
[2]
Современное мультисенсорное
оборудование как возможность
реализации органов чувств
Грамотно выстроенная навигация
Программы для смешанных групп
посетителей и организаторов [3]
[1] - ФЗ№181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995
[2] - Гайдлайн – документ, содержащий инструкции, которые регламентируют правила размещения элементов фирменного стиля на рекламных
носителях.
[3] - организации экскурсии, на которой будут присутствовать глухие и слышащие посетители, экскурсоводы и гиды

8.

01
Московский музей
современного искусства
Вадима Сидура
Аналогичный опыт существует и в музее Метрополитен (Нью-Йорк, США) 1970-е гг - «Тактильная коллекция»

9.

Тактильный опыт может дать
шанс по-новому
заинтересоваться музеем, это
способ обратить внимание на
сам экспонат, а не на
информацию о нем, как это
бывает обычно

10.

Инклюзивный мастер-класс
A
B
История
Концептуальность
обсуждаются
основные
идеи
выставки,
главный
посыл
авторов, обсуждается культура
той страны, в которой родились
художники
Организация пространства,
материала, персонала и
посетителей в рамках
социокультурной инклюзии

11.

«Карл Гампельн – глухой художник»
весна 2019 Государственного исторического музея (Москва)
В оформлении выставки
был использован дактиль
русского жестового языка
Тексты были переведены
на русский жестовый язык
Проходили мастер-классы
от глухих педагогов
и лекции от глухого
историка культуры
про глухих художников

12.

02
Театр
- социальное искусство, поэтому он обладает
предпосылками для инклюзии.
Кино
- самое массовое и зрелищное искусство.

13.

Организация инклюзивной среды в
театрах
Последние 40–50 лет развивается
искусство людей с инвалидностью
Появление в репертуаре
государственных театров пьес
затрагивается тема «иного»
человека с инвалидностью
Появление первых «особых
театров» где форма и содержание
неразрывно связаны
с особенностями актеров
с инвалидностью
Ориентир на интерактивные,
иммерсивные и другие формы
перформативных искусств [1]
Развитие движения «бэбитеатров» - дети до 3-х лет
Грамотно выстроенная
доступность посещения,
организация и восприятия
Спектакли
с тифлокомментированием,
перевод на жестовой язык и
оснащение театров индукционной
аудиопетлей [2]
[1] - «создающий эффект присутствия, погружения» , где зритель – полноправный участник происходящего
[2] - В Нью-Йорке благодаря соглашению между Фондом развития театра и Бродвейской лигой возник Театр Access NYC

14.

В Нижнем Новгороде на площадке ГЦСИ
известный режиссер Лев Харламов сделал
постановку «Бег по кругу и/или Длинный
рассказ», вошедшую в шорт-лист Государственной
премии в области современного искусства
«Инновация». В этом спектакле свои истории,
сидя за большим столом, рассказывали люди
с психиатрическим опытом. Зрители до конца
спектакля не знали, кто зритель, а кто актер,
кто с диагнозом, кто нет. Это пример прекрасного
инклюзивного театрального проекта.

15.

Спектакль может стать как инклюзивным произведением, так и
инклюзивным социальным событием. Необходимым условием
инклюзивности в театре является представленность людей с инвалидностью
как в зрительном зале, так и на сцене. Не может быть абсолютной инклюзии,
но должен быть начат путь к ней.
Программы доступности учреждения должны продумываться
на длительный период, так как только в этом случае удастся очень
медленными темпами привлечь зрительскую аудиторию из числа людей
с инвалидностью.

16.

Современный кинотеатр и его
социальные функции
После выхода Закона
«О государственной поддержке
кинематографии в РФ» у людей
с инвалидностью появилась
возможность посещать кинотеатры,
поскольку минимум один кинозал
в кинотеатре должен быть
оборудован специальными
устройствами, которые позволяют
демонстрировать фильмы людям
с нарушениями зрения или слуха
Передачи слабослышащим
зрителям усиленного звукового
сопровождения фильма через
слуховые аппараты [1]
Во время выбора фильма
для доступного кинопоказа важно
подумать об особенностях той
группы, которую планируется
привлечь к показу [2]
Максимально корректная подача
информации, акцент на
отличительных характеристиках
адаптированного кинопоказа, а не
о целевой аудитории
[1] - В 2019 г. разработчики из Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Всероссийского общества слепых запустили приложение
с тифлокомментариями к кинофильмам – «Тифло Медиа»
[2] - Если кинотеатр и его сотрудники к этому готовы, можно организовать инклюзивный кинопоказ, на котором смогут присутствовать люди с инвалидностью
и без нее

17.

«CODA ребёнок глухих родителей»
2021 г. ‧ Драма/Романтика
3 статуэтки «Оскар»: за фильм, мужскую роль и сценарий
• Родителей и брата главной героини играют глухие актёры.
• Шан Хейдер около года изучала амслен (американский жестовый
язык) и жизнь глухих
После просмотра стольких
историй, в которых люди с
ограниченными
возможностями изображаются
как беспомощные, несчастные
души, нуждающиеся в
спасении, так приятно видеть
историю с глухими
персонажами, которые
являются владельцами малого
бизнеса и лидерами в своём
рыболовном сообществе.
Глубина и нюансы их
сюжетных арок соперничают
и даже превосходят таковые у
слышащих персонажей
Представитель компании
RespectAbility [1]
[1] – RespectAbility американская беспристрастная некоммерческая организация, занимающаяся расширением прав и возможностей и
самозащитой людей с ограниченными возможностями.

18.

03
Учереждения
культуры
Основными критериями оценки являются:
• открытость и доступность информации;
• комфортность условий предоставления услуг;
• доброжелательность
и
вежливость
сотрудников;
• удовлетворенность условиями оказания услуг;
• доступность услуг для инвалидов

19.

Пилотажное исследование доступности
и инклюзивности в учреждениях
культуры В рамках работы
Анкетирование проводилось пилотной группой, состоящей
из людей с инвалидностью по всем нозологиям. Два человека
с инвалидностью являлись представителями общественных
организаций. Всего было посещено 8 учреждений культуры
(музеи, театры, кинотеатры) в двух городах Уральского
региона – крупном промышленном городе (Екатеринбург)
и малом городе Свердловской области (Новоуральск).
над проектом были созданы
четыре пиктограммы,
визуально указывающие
на четыре формы
инвалидности. Данные
пиктограммы в будущем
будут отражены на лейблах,
указывающих на доступность
и инклюзивность среды
для определенных категорий
людей с инвалидностью.

20.


В каждом учреждении культуры состоялись встречи с представителем
администрации и сотрудниками учреждения.
Было выявлено, что ни в одном из представленных
учреждений нет сотрудника, который бы напрямую
занимался вопросами инклюзивности (доступности)
или просто работой с людьми с инвалидностью.
Везде это совмещаемая должность (дополнительная
нагрузка или личный интерес человека), отдельного
специалиста, который бы был профессионально
подготовлен к работе с людьми с инвалидностью,
не было.

21.

Инклюзивный лейбл
– это некий знак отличия и поощрения учреждений культуры за создание в
учреждении инклюзивной среды. Рассмотрим ряд признаков:
знак качества, позволяющей
констатировать,
что в учреждении культуры
создана доступная и инклюзивная
среда для людей с инвалидностью
это знак поощрения учреждения
культуры с тем, чтобы они могли
передавать свой ценный опыт
другим учреждениям в разных
регионах России
это знак отличия одного
учреждения культуры от другого,
позволяющий оценить уровень
качества инклюзивных услуг
для разных категорий людей
с инвалидностью [1]
[1] - например, в одном учреждении культуры созданы все условия для включения в деятельность учреждения только одной категории людей, к примеру, глухих
и слабослышащих людей; а в другом учреждении созданы условия для включения как глухих и слабослышащих людей, так и для людей с нарушениями опорнодвигательного аппарата и т. д.

22.

В качестве пожеланий сотрудники
отмечали необходимость продолжения
работы по тестированию учреждений
и присвоению им инклюзивных лейблов,
чтобы это стало регулярной работой,
позволяющей создать инклюзивную
среду в учреждениях культуры.

23.

Литература
1.
2.
Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры :
Научно-практическое пособие для сотрудников учреждений
культуры / А. Б. Афонин, Ю. Н. Галагузова, В. В. Колесников, К. В.
Чупина. – Екатеринбург-Берлин : Уральский государственный
педагогический
университет,
2019..
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42840679
Социокультурная инклюзия: концептуальные основы и
тенденции развития Халикова Д.Р., Хилькевич Е.В.
URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42840679
English     Русский Правила